Картотека игр-этюдов для выражения различных эмоциональных состояний.
картотека

Кривошеина Марина Васильевна

КАРТОТЕКА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etyudy_na_vyrazhenie_razlichnyh_emotsionalnyh_sostoyaniy.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Этюды на выражение различных эмоциональных состояний.

«Лисенок боится».

Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко.

Выразительные движения: поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место.

Повторить это движение несколько раз. Имитировать стряхивание с ног, воображаемых капелек воды.

«Поссорились и помирились».

Два ребенка сначала изображают поссорившихся детей.

Выразительные движения: дети стоят спиной друг к другу и притопывают одной нргой , руки на поясе или за спиной.

Затем изображают помирившихся детей.

Выразительные движения: дети поворачиваются лицом друг к другу и улыбаясь, берутся за руки, весело кружатся в танце, в коне обнимаются. Звучит музыка Т.Вилькорейской «Помирились».

Этюды на выразительность жеста

Это я! Это мое!

Ребенок разговаривает с глухой бабушкой, которая оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук: ничего-то бабушка не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Витя?» (называется имя играющего), «Чьи это книги?», «Чьи игрушки?». И т. п. мальчик отвечает жестом. Выразительные движения. Рука согнута в локте, указательный палец направлен на грудь: «Я!». Идея обладания более обширного «я» выражается более или менее сильным прижатием кисти к груди: «Мое, принадлежит мне!»

Заколдованный ребенок.

Ребенка заколдовали. Он не может говорить. На вопросы отвечает жестами. Указательным пальцем он показывает на различные предметы и указывает направления: шкаф, стол, внизу, вверху, там.

Тише!

Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!». Этюд сопровождается музыкой Б. Берлина «Спящий котенок».

Выразительные движения. Шея вытянута вперед, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх».

Отдай!

Ребенок требует отдать ему игрушку.

Выразительные движения. Кисти рук держать горизонтально ладонями кверху.

Иди ко мне.

Мальчик манит к себе малышку, которая учится ходить самостоятельно.

Выразительные движения. Присесть, обе руки вытянуты навстречу малушу.

Уходи!

Ребенок отталкивает обидчика.

Выразительные движения. Кисти рук держать вертикально, ладонями наружу.

40

До свидания!

От пристани отходит огромный белый теплоход. Провожающие, глядя на стоящих на палубе моряков и пассажиров, машут им высоко поднятой рукой: «До свидания! До встречи!»

Не покажу!

Мама подарила девочке маленькое зеркальце, чтобы она могла пускать солнечные зайчики. Дети обступили девочку, просят показать, какое оно. Но девочка, прижав ладонями зеркальце к груди и расставив локти, вертится из стороны в сторону: «Не покажу!»

Я не знаю!

Мальчика-незнайку о чем-то спрашивают, а он только пожимает плечами да разводит руками: «Не знаю», «Не имею понятия», «Ничего не видел».

Выразительные движения. Приподняты брови, опущены уголки рта, приподняты на миг плечи, руки слегка разводятся, ладони раскрыты.

Этюды на выражение основных эмоций

Этюды на выражение внимания, интереса и сосредоточения

Собака принюхивается.

Охотничья собака, увидев дичь, моментально застыла в напряженной позе. Морда у нее вытянулась вперед, уши навострились, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный и дразнящий запах.

Лисичка подслушивает.

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

Выразительные движения. Голова наклонена в сторону (слушает, подставляет ухо), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт. Поза. Нога выставлена вперед, корпус тела слегка наклонен кпереди.

Что там происходит?

Мальчики стояли в тесном кружке и что-то делали, наклонив головы вниз. В нескольких шагах от них остановилась девочка. «Что там происходит?» — подумала она, но ближе подойти не решилась.

Выразительные движения. Голова поворачивается в сторону происходящего действия, пристальный взгляд. Поза. Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее вес тела, одна рука на бедре, другая опущена вдоль тела.

Кузнечик

Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг — и вот уже стрекочет совсем в другом месте.

Выразительные движения. Шея вытянута вперед, пристальный взгляд, туловище слегка наклонено вперед, ступать на кончики пальцев.

41

Любопытный

По улице шел мужчина и нес в руке спортивную сумку, из которой что-то выпирало. Мальчик это заметил, и ему очень захотелось узнать, что же лежит в сумке. Мужчина шел большими шагами и не замечал мальчика. А мальчик прямо-таки вился, вился около прохожего: то с одной стороны подбежит к нему, то с другой и, вытягивая шею, заглядывает в полуоткрытую сумку. Вдруг мужчина остановился, положил сумку на землю, а сам зашел в телефонную будку. Мальчик присел на корточки около сумки, слегка потянул за молнию и заглянул внутрь сумки. Там лежали всего-навсего две обыкновенные ракетки. Мальчик разочарованно махнул рукой, встал и не спеша пошел к своему дому.

Сосредоточенность

Командир сидит за столом и внимательно изучает карту. Он обдумывает план наступления на врага.

Выразительные движения. Левая рука упирается локтем о стол и поддерживает голову, наклоненную влево; указательный палец правой руки двигается по воображаемой карте. Мимика. Слегка сощуренные глаза, нижняя губа закушена.

Раздумье

Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Наконец он вышел на большую дорогу. Но в какую сторону идти?

Во время этюда звучит музыка.

Выразительные движения. Ребенок стоит, руки сложены на груди или одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок.

Этюды на выражение удивления

Удивление

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было… Из чемодана выпрыгнула собака.

Мимика: Рот раскрыт, брови и верхние век» приподняты.

Круглые глаза

Однажды первоклассник Артур подсмотрел в подъезде удивительную сценку и написал об этом рассказ: «Я шел из школы. Я зашел в подъезд и увидел, что бегает тряпка. Я поднял тряпку и увидел, что там котенок».

Ведущий предлагает детям показать, какие круглые глаза были у мальчика, когда он увидел живую тряпку.

Этюды на выражение страданий и печали.

Ой, ой, живот болит

Два медвежонка Тим и Том съели вкусные, но немытые яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жалуются:

Ой, ой, живот болит!

Ой, ой, меня тошнит!

42

Он, мы яблок не хотим!

Мы хвораем. Том и Тим!

Жалоба медвежат сопровождается музыкой.

Выразительные движения. Брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены; туловище согнуто, живот втянут; руки прижаты к животу.

Очень худой ребенок

Ребенок плохо ест. Он стал очень худым и слабым, даже муравей может повалить его с ног.

Это кто там печально идет? До калитки дошел,

И печальную песню поет? Но дальше идти он не смог!

Муравей пробежал, Он каши, он каши, он каши не ел,

Повалил его с ног, Худел, худел, болел, слабел!

И нот он лежит одинок, И вот он лежит одинок,

Муравей повалил его с ног, Муравей повалил его с ног!

Митя из дому шел,

(Э. Мошковская)

     Дети по очереди показывают, какое худое лицо у Мити. Затем дети распределяют между собой роли бабушки, муравья и Мити. Бабушка кормит Митю с ложечки. Митя с отвращением отодвигает от себя ложку. Бабушка одевает Митю и отправляет его гулять. Звучит песня. Мальчик, пошатываясь, идет по направлению к калитке (специально поставленный стул). Навстречу ему выбегает муравей и трогает его своим усиком (пальцем) — Митя падает (приседает).

Старый гриб

Старый гриб вот-вот упадет. Его слабая ножка уже не выдерживает тяжести большой раскисшей шляпки.

Выразительные движения. Стоять, ноги расставлены, колени слегка согнуты; плечи опущены, руки висят вдоль тела; голова клонится к плечу.

Я так устал

Маленький гномик несет на плече большую еловую шишку. Вот он остановился, положил шишку у своих ног и говорит:

Я так устал,

Я очень устал.

Звучит музыка.

Выразительные движения. Стоять, руки висят вдоль тела; плечи опущены.

Золушка

В зале звучит музыка.

Девочка изображает Золушку, которая приходит домой после бала очень печальной: она потеряла туфельку…

Выразительные движения. Поникшая голова, сведенные брови, опущенные уголки губ, замедленная походка.

Остров плакс

Путешественник попал на Волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но все дети-плаксы отталкивают его и продолжают реветь.

Во время этюда звучит музыка.

Мимика. Брови приподняты и сдвинуты, рот полуоткрыт.

Этюды на выражение отвращения и презрения

Соленый чай

Бабушка потеряла очки, и поэтому она не заметила, что насыпала в сахарницу вместо сахарного песку мелкую соль.

Внук захотел пить. Он налил себе в чашку горячего чая и, не глядя, положил в него две ложечки сахарного песку, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!

Выразительные движения. Голова наклонена назад, брови нахмурены, глаза сощурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен — ребенок выглядит так, словно он подавился и сплевывает.

Грязная бумажка

На полу в коридоре лежит грязная бумажка. Ее надо поднять и выбросить. Мальчик брезглив… Ему кажется, что эта бумажка из туалета. Наконец он пересиливает свое отвращение, берет бумажку кончиками двух пальцев и, отведя руку в сторону, относит се в ведро для мусора.

 («Грязная» бумага делается из чистой, которая закрашивается акварельными красками в неопределенный цвет и затем мнется.

Если брезгливый ребенок не решается ее поднять, то на следующем занятии он совместно с другими детьми изготовляет «грязную» бумагу сам, т. е. сам раскрашивает, мнет и бросает ее на пол. Затем проводится игра.)

Грязь

Мальчик обул новые ботинки и пошел в гости к своему другу. Ему надо было перейти дорогу, где шли ремонтные работы и было все раскопано. Недавно прошел дождь, и на дороге было грязно и скользко. Мальчик шел осторожно, стараясь не пачкать ботинки.

Выразительные движения. Походка должна производить впечатление, что ребенок идет по грязи, ступая на кончики пальцев как бы нехотя и делая вид, что он выбирает более чистое место.

Этюды на выражение гнева

Сердитый дедушка

К дедушке в деревню приехал Петя и сразу же пошел гулять. Дедушка рассердился, что Петя ушел за калитку. А если из леса придет волк, что будет с Петей? Мимика. Нахмуренные брови.

Во время этюда звучит музыка.

Король Боровик не в духе

Ведущий читает стихотворение, а ребенок действует согласно тексту.

Шел король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком

И стучал каблуком.

44

Был король Боровик не в духе:

Короля покусали мухи.

(В. Приходько)

Хмурый орел

Звучит музыка. Ведущий читает стихотворение В. Викторова:

Вот за решеткой хмур и зол

Сидит орел.

Могучих крыльев гордый взмах

Внушает страх.

Давно ль громады грозных скал

Он облетал

И камнем падал свысока

На врага.

Он был свободный властелин

Седых верши».

Теперь в неволе, хмур и зол,

Сидит орел.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проявление и выражение эмоционального состояния – РАДОСТЬ.

Конспект непосредственно образовательной деятельности.Художественное творчество(рисование). Тема: «Пушистый котёнок». Цель: Используя игровую ситуацию, вызвать у детей чувство радости,...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ«Арт-терапия как средство развития креативности личности и выражения собственного эмоционального состояния»

Арт-терапия- это развитие личности посредством художественного творчества.В  данной презентации представлена информация о методе арт-терапии и его направлениях....

«Путешествие на корабле» на выражения эмоционального состояния ребенка

laquo;Путешествие на корабле» на выражения эмоционального состояния ребенка...

Игры, упражнения, этюды по проживанию  эмоциональных состояний детьми дошкольного возраста

Игры, упражнения, этюды по проживанию эмоциональных состояний детьми дошкольного возраста...

Картотека этюдов на выражение основных эмоций у дошкольников.

У каждого человека есть эмоции, которые проявляются в разных жизненных ситуациях по-разному. Ребенок только учится адекватно выражать свои эмоции. Для того, чтобы, выражая свое горе или проблему, ребе...

Картотека "Этюды на выражение эмоций для дошкольников"

Этюд – это сценка, включающая в себя импровизацию, сочинение в момент исполнения. Этюдная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний детей, приобщает их к духовным це...

Картотека этюдов на выражение основных эмоций

Этюды на выражение основных эмоций в средней группе....