Картотека игр "ТРИЗ"
план-конспект занятия

Кривошеина Марина Васильевна

Картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reniruem_analiticheskoe_myshlenie.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 55»

КАРТОТЕКА игр «ТРИЗ»

для детей старшего дошкольного возраста

                                      Подобрала воспитатель: Кривошеина М.В.

Игра « На что похоже?»

Цель:  учить «превращать» схематическое изображение в образ предмета; развивать ассоциативное мышление.

Ход: Ведущий предлагает детям карточку со схемой и спрашивает:

-На что похоже?

Дети предлагают варианты ответов.

Например: пуговица, торт со свечками, аквариум с рыбками, тарелка я с блоками, сыр с дырочками, печенье, колесо. Так же можно предложить назвать на что похожи буквы, цифра, геометрическая фигура.

«Дразнилка»

Цель: учить выделять функции предметов.

Правила  игры: ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию в слух, подразнивают его с помощью суффиксов : -лка, -чк, -ще и др.

Ход игры:

Воспитатель: кошка.

Дети: мяукалка, бегалка, кусалище,сонечка……

Воспитатель: собака.

Дети: гавкалка, рычалка, кусалка, сторожилище.

Игра «Мои друзья»

Цель: учить выделять функции предметов.

Правила  игры: ведущий предлагает назвать себя в качестве чего или кого –либо. Дети определяют кто они ( берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему. Ведущим является ребенок.

Ход игры: Дети выбирают объекты природного мира.

Ведущий : Я – кабан. Мои друзья- это те, кто живет в лесу и умеет быстро бегать ( животные: лиса ,волк).

Ведущий: Я – лось. Мои друзья- это то, что умеет дышать( птицы, животные и др.)

Ведущий: Я- медведь. Мои друзья –это то, что умеет издавать звуки (животные ,птицы, ветер и др.)

Игра « Пинг- понг» (наоборот)

Цуль: учить подбирать слова- антонимы.

Ход: воспитатель называет слово- дети называют слово противоположное по значению.

Например: Словарь для детей4-5 лет:  черное- белое; вход- выход; вперед- назад; большой- маленький и т.д.

Словарь для детей 5-6 лет:  сильный- слабый; влево – вправо; короткий- длинный; умный- глупый; сладкий- горький;

Быстро – медленно; кривой- прямой и др.

Словарик для детей 6-7 лет: щедрый- скупой; одетый- голый; сеять- жать; плыть- тонуть; жидкий – густой; упрямый- покорный; съедобный- ядовитый и др. Воспитатель не должен поощрять ответы с приставкой «не»: съедобный- несъедобный

Игра « Чем был- чем стал?»

Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функции.

Ход: называется материал (глина, дерево, ткань), а дети дают варианты объектов, в которых они есть.

Можно поиграть наоборот: называется объект, сделанный человеком, а дети определяют, какие материалы использовались при его изготовлении.

Например: ведущий:- Был раньше расплавленным стеклом, стал……

Дети: вазой, лампочкой, стеклом в окне и т. д

Игра: « Четвертый лишний»

Цель: научить видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение.

Ход: На доске- изображение четырех предметов. Объяснить детям, что «лишним» будет каждый предмет по очереди, чтобы не было никому обидно.

Например: - Вот помидор. Он будет лишним среди банана, яблока, апельсина. ПОЧЕМУ? ( помидор- овощ, а все остальное фрукты) А теперь лишний банан. ПОЧЕМУ? ( банан продолговатый, а остальные круглые) Лишний – апельсин. ПОЧЕМУ? ( его можно разделить на дольки без ножа) Лишнее яблоко. ПОЧЕМУ? ( яблоко хрустит когда его откусывают).

Примечание: сравнение по вкусу, цвету, весу, размеру, где растет, количеству и т.д.

Игра « Дорисуй картинку»

Цель: учить ассоциативному мышлению, видеть образ предмета по одной его части.

Ход: взрослый рисует на доске или листе бумаги часть предмета и предлагает ребенку дорисовать предмет. « Я начну рисовать, а ты дорисуешь»

Например: можно предложить из букв ,цифр, геометрических фигур дорисовать какой- ни будь предмет.

Игра « Давай поменяемся»

Цель: научить выделять функцию предметов.

Ход: каждый ребенок загадывает свой объект и говорит, что он (она) умеет. Затем идет обмен функциями. Дети друг друга благодарят и объясняют как они будут выполнять подаренную функцию.

Например: - слон может обливаться холодной водой из хобота;

-муравей тащит гусеницу к себе в муравейник;

- зонтик складывается.

Обмен функциями: слон объясняет, как научился складываться. Муравей умеет себя обливать. Зонтик начал таскать гусениц в сумку, где всегда лежал. Зачем она там ему нужна?

Игра « Мир вокруг нас»

Цель: учить классифицировать все объекты материального мира на природные и рукотворные.

Ход: ведущий предлагает определить мир, в котором мы живем по цвету( многоцветный), размеру (огромный), по составляющим (много всего), по форме (круглый).  Педагог на доске рисует круг « модель мира» делит его на две части: природная и рукотворна. Ведущий показывает картинки объектов, а дети определяют, в какую часть круга их надо сложить.

Например: ромашка- в природную часть т.к. цветок сам растет, пьет воду, дышит.

Утюг – рукотворная часть. Т.к. его делает человек.

Камень- в природную часть т.к. и земля и воздух,

и вода – часть природной системы.

Игра « Чем мы похожи»

Цель: обучать сравнениям разнообразных систем.

Ход: Играющие загадывают каждый твой объект, а затем устанавливают между собой сходства.

Например:

  1. Пчела
  2. Бутылка с молоком
  3. Ножницы
  4. Собачка

Пчелка и ножницы делают человеку больно, издают звук, крылышки блестят на солнце, как лезвия ножниц.

Бутылка с молоком и собачка белые, собачка пьет молоко…..

Дети находят сходства:

  • По запаху;
  • Цвету;
  • Вкусу;
  • Ощущению на ощупь;
  • По сходным частям;
  • Размеру;
  • Функции;
  • Среде обитания;
  • Месту применения;
  • По наличию прошлого и будущего;
  • Природное или рукотворное.

Игра « Что было бы если убрать часть?»

Цель: Учить «разбирать» любой объект на составляющие части. 

Ход: Ведущий называет объект, дети говорят его составляющие части.

Ведущий убирает какую-либо его часть и просит объяснить, что будет с объектом.

Например: у велосипеда убрать руль. Что хорошего, что плохого?

Игра « Кто кем будет?»

Цель: Учить называть прошлое и будущее предмета.

Ход: Ребенок отвечает на вопросы взрослого:

-кем( чем) будет….яйцо, цыпленок, кирпич, мальчик, желудь, семечко, икринка, ткань, больной, слабый и т.д.

При обсуждении ответов важность подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например: - из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея, яичница. За одну игру можно разобрать 6-7 слов.

Игра « Кем был раньше?»

Цель: учить называть прошлое предмета.

Ход: Цыпленок ( яйцо), лошадь ( жеребенком), яблоня (семечком), рыба ( икринкой), бабочка ( гусеницей), хлеб ( мукой), рубашка ( тканью), дом ( кирпичом) и т.д.

Игра « Найди друзей»

Цель: учить определять разные места обитания объекта и искать объекты, выполняющие те же самые функции.

Ход: воспитатель называет объект, выполняя унцию, а дети говорят, кто ( что) выполняет эту функцию.

Например: ведущий машинка перевозит груз

Дети: перевозит груз пароход, слон, поезд и др.

Игра « Раньше- позже»

Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функцию.

Ход: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого или, что будет позже.

Например: ведущий: мама помыла посуду. А до этого что было? А что будет позже?

Ответы детей могут быть разными. Ведущий выбирает какой- либо ответ ребенка( мама кормила свою дочку).

 И вопросы к детям по прошлому могут касаться девочки. Затем кого- то из детей попросить рассказать последовательность событий.

      Игра « Что можно сказать о предмете, если там есть…?»

Цель: учить « разбирать» любой объект на составляющие часть и давать характеристику объекту по одной части.

Ход: Ведущий называет какую –либо составляющую, а ребенок должен дать характеристику объекту.

Например: - что можно сказать об объекте, если у него есть глаза, которые видят ночью? ( птица, животные или насекомое, днем спит, а днем добывают себе пищу)

- Что можно сказать об объекте, частью которого есть ласковые слова? (это может быть добрый человек, книга со стихами, открытками).

- Что можно сказать об объекте, в котором есть сор? ( это неубранный дом, улица, специальный бак для мусора).

Игра  « как много всего сделал человек»

Цель: учить классифицировать предметы рукотворные по функции.

Ход: предложить детям объекты рукотворные.

Например: стол, стул, кукла, тарелка, ложка, радио, носки, театр и т. д.

Спросить детей, для чего сделан каждый предмет.

Дети называют сектора:

Игрушки, одежда, посуда, здания, транспорт, мебель, бытовая техника.

Игра « Маленькие человечки»

Цель: учить различать твердые, жидкие и газообразные вещества в природном мире, находить среду обитания природных объектов.

Ход:  ведущий предлагает вспомнить, кто такие маленькие человечки, как они изображаются и где они живут.

Человечки твердого тела.

Человечки жидкого тела.

Человечки газообразного тела.

Ведущий предлагает разделить природную среду двумя горизонтальными линиями и в верхнем секторе  «поселить» все, что несет в себе человечков газа, в центре- жидконого тела, внизу- твердого тела. Ведущий называет природный объект, а дети определяют ему место.

Например: болотная лягушка- живая природа, живет в воде и на суше.

Древесная  лягушка- на дереве, хотя дышит воздухом.

Чайка- живая природа, живет в воздухе и на воде.

Игра « Бином фантазии»

Цель: учить детей комбинировать слова. Устанавливать связи, составлять предложения.

Ход:  выбираются два объекта, отдаленные друг от друга смысловым значением.  Используются предлоги, падежи и союзы нужно установить отношения между этими двумя объектами. Предлоги (в, над, через, около, у…)

Например: Подушка и крокодил.

  • Подушка под крокодилом;
  • Крокодил, прыгающий;
  • Крокодил в подушке;
  • Подушка, прыгающая через крокодила;

Вопрос: Как это случилось? ( дети придумывают рассказ, ситуацию)

Игра « Цепочки ассоциации»

Цель: активизирует словарный запас из нескольких ассоциативных полей.

Ход: ведущий предлагает детям ассоциацию из 2-х, 3-х прилагательных, а дети придумывают объект, к которому могли бы подходить данные свойства.

Например:

 Желтое, мягкое, пушистое (цыпленок, клубок);

Длинное, серое, тягучее ( жвачка…)

Черное, длинное, холодное (коридор ,ночь, взгляд…)

Круглое, сладкое ( печенье, торт, яблоко….)

                          Игра « Вопрос- Ответ»

Цель: развитие смекалки, фантазии, умение рассуждать, доказывать.

Ход: дети становятся в шеренгу у края ковра. Взрослый поочередно бросает каждому ребенку мяч и залает вопрос, ребенок возвращает мяч, дает ответ и делает шаг вперед. Если нет ответа, он остается на месте. Выигрывает тот, кто первым дойдет до противоположного края.

Например: 

Почему снег белый?

Почему лягушки квакают?

Сколько голов у змея – Горыныча?

Чей сын цыпленок?

Сколько хвостов у двоих ослов?

Ответы могут быть точными или с творческой фантазией.

Игра « Узнай меня»

Цель: Учить описывать предмет не называя его.

Ход: Сначала взрослый называет свойства какого- либо предмета, а дети отгадывают. Например: - Я круглый, большой, сверху зеленый, а внутри красный, бываю сладким и сочным. ( Арбуз)

- Я холодная, голубая и зеленая, меня много, а бывает мало. Во мне разные живут. Меня люди любят. ( Речка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...