Конспект ООД по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста "Огуречик, огуречик!"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Родькина Людмила Михайловна

Знакомство детей с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы с оттенком частушечности, балогурства, шутливости, органично вытекающими из самого жанра потешки-песенки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Огуречик, огуречик!»

Программное содержание: познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы с оттенком частушечности, балагурства, шутливости, органично вытекающим из самого жанра потешки-песенки. Обогатить словарь детей введением слов одного корня, но с разным оттенком: «огурец»,   «огуречик». Научить детей аккуратно пользоваться красками; рисовать тычком; рассказывать о своей работе.

Методические приемы: рассказ воспитателя, чтение потешки   воспитателем; игровая ситуация, чтение потешки детьми, введение элемента сказки; физкультминутка, рисование красками, сюрпризный момент, выставка детских работ.

Материал: зеленая грядка, персонажи – огурец, огуречик, огурчик, мышка: лист белой бумаги  (по количеству детей), краски-гуашь, кисточки, салфетки, кот Леопольд-игрушка с угощениями, телефон, магнитофон.

                                                Ход занятия

           Жил-был Огуречик, он был маленький, зелененький. Огуречик рос вот на этой грядке (показываю), среди зеленых листиков. Вот он, посмотрите! Танюша, какой Огуречик? – Маленький, зелененький. У Огуречика маленький, зелененький хвостик. (Даю возможность потрогать и рассмотреть). Папа Огурец и мама Огуречик очень любили своего маленького сынка (Показываю три изображения, сопоставляю их, выделяя по величание «папу» - большой, «маму» - поменьше и «сынка» - совсем маленький). Вся семья жила на грядке, среди зеленых листиков.

           В другом конце грядки жила мышка. Вот она! Посмотрите, какая мышка маленькая, а какой у нее длинный хвостик (Дети рассматривают мышку, трогают руками). Она юркая, быстро бегает, живет в норке (с этими словами прячу мышку под треугольник).

           Папа Огурец и мама Огуречик не разрешал маленькому Огуречику далеко уходить. Папа говорил: «Огуречик, Огуречик!

                                                           Не ходи на тот конечик-

                                                           Там мышка живет,

                                                            Тебе хвостик отгрызет».

          (Текст читаю медленно, тембр голоса низкий, имитирующий мужской). И мама говорила: «Огуречик, Огуречик!

                                   Не ходи на тот конечик-

                                    Там мышка живет,

                                     Тебе хвостик отгрызет».

          (Читаю текст в среднем темпе, тембр голоса естественный).

          Ребята, вы запомнили, что говорили Огуречику мама и папа? (Все дети вместе повторяют потешку, выделяя голосом последнюю строчку: «Тебе хвостик отгрызет»). Но Огуречик не послушался и решил пойти на «другой конечик» грядки, где жила мышка. Идет Огуречик не послушался и решил пойти на «другой конечик» грядки, где жила мышка. Идет Огуречик вдоль грядки и не видит, что из норки вылезла мышка. Посмотрите, какая она маленькая, серенькая, с длинным хвостиком. Вот она притаилась под листочком. А Огуречик никого не слушает и идет дальше. (Провожу сценку «Догонялки» - мышка бросается в сторону от Огуречика, наскакивает на него, вот-вот схватит. Огуречик мечется в разные стороны). Еле-еле убежал Огуречик. Посидел немножко Огуречик, отдохнул и решил опять пойти посмотреть, где мышка живет. Ребята, давайте попросим Огуречика «не ходить на тот конечик». Настенька, как ты скажешь Огуречику, а как Юля попросит, попроси и ты, Анечка. Давайте вместе попросим Огуречика, чтобы он не ходил «на тот конечик».

           Ну и вот, ребята, послушался вас Огуречик. Больше он никогда не пойдет на тот конечик грядки посмотреть на мышку. И мышка поняла, что мы не дадим в обиду маленького Огуречика, и ушла к себе в норку. А мы еще раз скажем Огуречику: «Огуречик, Огуречик!

                                             Не ходи на тот конечик-

                                             Там мышка живет,

                                             Тебе хвостик отгрызет»

            Ну что, устали? Давайте немного отдохнем. (Провожу физкультминутку)

  1. Нам до солнышка добраться

Нелегко, да нелегко

Светит солнышко, смеется

Высоко, да высоко.

2.  А кругом, кругом красиво

И светло, светло, светло.

И цветочков много, много

Много разных расцвело.

3.  Здесь есть белая ромашка

Одуванчик золотой.

Здесь есть розовая кашка

Колокольчик голубой.

         (Пока дети выполняют упражнение, няня выставляет на палас две коробочки).

            Ой, какие красивые коробочки! Ребята, вы не видели, кто их принес? Давайте посмотрим. (Открываю коробочку и снова захлопываю) Ой, укусила меня. Кто сидит в коробочке, такая маленькая, с длинным хвостиком? – Мышка. Вылезай, мышка, дети тебя узнали. А кто же в другой коробке? Ах ты бессовестный, такой большой залез в маленькую коробочку, а ну, вылезай! Ребята, эти мыши настоящие? – Игрушечные. А где живут настоящие мышки? – В норке. Кого они боятся? – Кошек. А вот эти игрушечные мышки живут в мультфильме «Кот Леопольд». Они постоянно ссорятся с котом. Давайте мы их помирим. Нарисуем мышек и подарим рисунки коту Леопольду. (Дети садятся за столы)

           Ребята, кого вы видите на листочках своих? – Мышек. И у меня такая же мышка. Вы внимательно смотрите, а я вам покажу, как нужно рисовать мышку. Наберем краску на кисточку, кисточка прямая; обвожу контур мышки: вот мордочка, ушки, спинка, хвостик, лапки, животик. А сейчас кисточка моя быстро побежит по мышонку. Красивую мышку нарисовала моя кисточка? Какого она цвета? А теперь вы правильно возьмите кисточки, проверьте и поправьте прическу кисточками. Пусть ваши кисточки нарисуют таких же красивых мышек, как моя. (Дети рисуют, звучит красивая музыка)

            Звонит телефон. Здравствуйте, это вы, Леопольд? Дети приготовили для тебя подарок, сами сейчас расскажут. (Дети по телефону рассказывают, кого они нарисовали, какого цвета).

            Ребята, Леопольд обещал придти в гости и угощенье принести. Давайте устроим выставку для нашего гостя – выставляю на мольберте рисунки.

            Леопольд что-то задерживается. Он очень стеснительный, давайте его встретим. Заносим игрушку-кота с сушками и конфетами. Леопольд рассматривает рисунки детей, благодарит их, угощает. Кот Леопольд поет песню, дети пляшут вместе с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста с использованием мнемотехники и ИКТ

Занятие по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста с использованием мнемотехники и икт «Мы спешим к друзьям на помощь»Цель.Развить речь детей через применение метода ИКТ и мнемотехники.Об...

Конспект занятия по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста "Звуковая культура речи: звук И"

Упражнять в выразительности интонацией при воспроизведении звукоподражаний и стихотворных строк....

Конспект по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста «Поможем Мурке вернуться в сказку»

Цель: закрепление умения рассказывать знакомую детям сказку «Репка» в процессе игровой деятельности.Задачи:Продолжать обучать детей использованию предлога «за» в речи.Акт...

Конспект по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста «Поможем Мурке вернуться в сказку»

Цель: закрепление умения рассказывать знакомую детям сказку «Репка» в процессе игровой деятельности....

Конспект по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста «Поможем Мурке вернуться в сказку»

Цель: закрепление умения рассказывать знакомую детям сказку «Репка» в процессе игровой деятельности.Задачи:Продолжать обучать детей использованию предлога «за» в речи.Активизир...