Консультация для воспитателей "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста"
консультация

Щеколодкова Наталия Александровна

В данной статье рассматриваются гендерные отличия детей дошкольного возраста, рекомендации родителям и педагогам и организация предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernoe_vospitanie-_doklad.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

 

        МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ''ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №27 ''АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК'' МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ  

                                                                             РЕСПУБЛИКИ КРЫМ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         295047, г. Симферополь, ул. Марка Донского, 18, тел. (3652) 48-92-15, e-mail duu27cvetok@mail.ru

                           

               Консультация для воспитателей

                     «Гендерное воспитание

               детей дошкольного возраста».

                                                                           Подготовила

                                                                                                             воспитатель

                                                                                                        Щеколодкова  Н.А.

                               

                                 г. Симферополь 2019г.

Гендер — это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.

Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Целенаправленное гендерное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие ребенка существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Гендерные стереотипы поведения формируются уже в детском возрасте.

- к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;

- в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Гендерные различия детей дошкольного возраста

  1. Девочки раньше начинают говорить предложениями, у них лучше способности к общению и коммуникации.
  2. У мальчиков более развито зрительное восприятие, у девочек – слуховое. Поэтому девочке нужно обязательно объяснять задание на словах, а мальчику будет понятнее, если ему наглядно покажут. Наверное, этим и объясняется, почему мужчины любят глазами, а женщины – ушами.
  3. Девочки более склонны к послушанию, чем мальчики. К подростковому возрасту послушание девочек и мальчиков становится примерно одинаковым.
  4. У мальчиков более развита потребность в исследовании окружающего мира. Поэтому мальчики бегают, залазят на деревья и заборы, спускаются в колодцы и подвалы. Девочкам же достаточно маленького уголка, где они могут тихо заниматься с куклами, обустраивать домик. Поэтому и травматизм среди мальчиков в 2 раза выше.
  5. Девочки скорее включаются в работу. Мальчикам же требуется время на раскачивание, прежде чем приступить к заданию. Создаётся впечатление, что девочки более внимательны и работоспособны. Зато, когда мальчишки достигают наибольшей работоспособности, девочки уже истощаются и снижают темп. В оценке результатов мальчикам нужна конкретика: что именно он сделал хорошо или плохо. Для девочек же более значимо, кто именно их оценивает и как. Поэтому девочкам очень важна похвала, а мальчикам — совместный анализ их действий.
  6. Мальчики чувствительны к критике в свой адрес в первые минуты беседы. Потом их мозг «отключается» и не воспринимает длительных нотаций. Поэтому делать выговор мальчику следует чётко и коротко.
  7. Мальчики стремятся к независимости, девочки к взаимозависимости.
  8. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых.
  9. Девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях (т.е.способность к разговорной, связанной речи), а мальчики сильнее девочек в визуально-пространственных способностях (способность к зрительным образам).
  10.  У мальчиков выше, чем у девочек математические способности, но при этом они более агрессивны, чем девочки.
  11. Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Девочки лучше справляются с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики - с более сложными познавательными процессами.
  12.  На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – окружающая среда.

Гендерные различия необходимо принимать во внимание, воспитывая и обучая детей дошкольного возраста.

Расположим участников гендерного воспитания ребенка по степени их важности:

1. Семья.

2. Педагогический коллектив детского сада.

3. Окружение ребенка.

Рекомендации родителям

Дети дошкольного возраста во многом копируют черты, свойственные родителям своего пола, хотят быть похожими на них. Отношение к противоположному полу также складывается под влиянием семьи. Мальчики, вырастая, стремятся найти

жену, похожую на маму, а девочки ищут в муже сходство с отцом.                                                             Отношения, сложившиеся между матерью и отцом, очень значимы для

формирования гендерных установок детей. Задача родителей – быть личным примером, проявлять заботу, любовь, уважение и доверие друг к другу. Тогда и дети впитают это как норму супружеских отношений и будут стремиться создать

крепкую и счастливую семью. Никогда не надо забывать, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному.

Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

Надо помнить, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина - девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними - неверно и бесполезно.

2. Советы педагогам

- Необходимо у мальчиков развивать мелкую моторику, для этого использовать соответствующие игры, а у девочек - крупную (игры с мячом).

- Сделайте все игрушки доступными мальчикам для экспериментирования с ними, а для девочек лучше подойдут вода и песок для осуществления возможных вариантов поиска, совместного обсуждения.

- Мальчикам необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать указания не менее 1 минуты, прежде чем он приступит к действиям.

- Используйте чаще разные головоломки для девочек.

- Дайте возможность мальчикам выражать свои чувства и только потом обсуждайте их с ними.

- Экспериментируйте вместе с девочками с трехмерным пространством; используйте иллюстративность, наглядность и образность в работе с математическими вычислениями и в конструировании, это поможет сделать математические представления для них более конкретными, доступными для понимания.

- Хвалите мальчиков за их подвижность, энергичность, активность, старайтесь переключить эти особенности на трудовую деятельность.

- Хвалите и девочек, и мальчиков чаще, особенно за хорошие действия, фотографируйте детей. Этот прием поможет детям обоих полов гордиться своими достижениями, повысить мотивацию успешного решения задач.

3.Организация предметно-развивающей среды

Среда является одним из основных средств социального развития личности ребёнка, основой для деятельности с учётом гендерных особенностей.

Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде. Одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек (выделение игровых зон для мальчиков и для девочек).

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В формировании будущего мужчины и будущей женщины большое значение имеют игры и игрушки. В сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребенок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. Дети моделируют взаимоотношения взрослых, они выбирают те социальные и профессиональные роли, которые им, возможно, предстоит играть в своей жизни. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Сюжетная игра позволяет закрепить гендерные стереотипы, заложить основы эмоционально положительного отношения к будущей социальной роли мужчины или женщины, папы или мамы. С их помощью ребенок овладевает нормами и правилами жизни в обществе. В сюжетно-ролевых играх мальчики играют в путешествия, войны с игрушечными солдатиками, строят башни и орудия, водят машинки. Девочки играют в школу, парикмахерскую, магазин, больницу. Мальчик скорее предпочтет пистолет, кораблик, легковую машинку, а девочка - куклу, посуду, мебель. Выбор ребенком игрушек хорошо диагностирует, как идет половая идентификация.

Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы - взрослые.

Мальчик и девочка - два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они - будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути, воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем. Осознание гендерной идентичности детьми дошкольного возраста не происходит само по себе, понятие принадлежности к тому или иному полу у ребенка формируется благодаря воспитанию, которое он получает в семье и детском сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает ув...

Консультация: « Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Консультация: « Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста...

Консультация "Поло-ролевое воспитание детей дошкольного возраста"

Содержание материала поможет разобраться в друх разных мирах мальчики и девочки....

Консультация "Трудности в воспитании детей дошкольного возраста"

данная консультация рассказывает какие трудности возникают у воспитателей при воспитании детей дошкольного возраста....

Консультация «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Консультация«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста»...

Консультация по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Консультация по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста " Воспитание любви к природе"...