нравственное воспитание дошкольников
статья

рекомендации для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravstvennoe_vospitanie_doshkolnikov_v_trude.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Дети среднего дошкольного возраста отличаются большей, чем малыши, самос-тоятельностью, наличием трудовых навыков. В этот период возрастает способнос-ть осознанно воспринимать явления окружающей действительности, не утрачено и желание подражать взрослым. Всё это является хорошей предпосылкой к разви-тию коллективный взаимоотношений между детьми и воспитанию у каждого ре-бёнка коллективизма как нравственного качества.

   Если в младшей группе взаимопомощь носила относительно случайный, ситуа-тивный характер, то в средней она должна стать достаточно устойчивым проявле-нием во взаимоотношениях детей. Особенности развития дошкольников пятого года жизни позволяют формировать взаимопомощь на основе таких нравственный проявлений, как сочувствие, отзывчивость, заботливое отношение к окружающ-им, а также на основе ответственного отношения к трудовым поручениям.

   В средней группе продолжается работа по воспитанию у детей умения считаться с интересами товарища, уважать его дела. Педагог должен не только замечать важ

ное положительное проявление во взаимоотношениях детей, но делать его достоя-нием всей группы.

   Постепенное внимание воспитателя к проявлению положительных взаимоотно-шений приводит к тому, что и дети начинают замечать такие проявления. Для то-го чтобы закрепить умение видеть хорошие поступки, педагог иногда предлагает ребятам рассказать о хорошем поступке товарища. Во время такой беседы дети с помощью воспитателя вспоминают, кто из них оказал помощь другому, кто проя-вил сочувствие. Обобщая рассказы детей, педагог старается подсказать им другие возможные способы проявления доброжелательных взаимоотношений.

   Так постепенно у детей будут формироваться представления о разных способах оказания помощи друг другу.

   Обучение способам оказания помощи, проявления сочувствия, доброжелатель-ности – важная педагогическая задача в работе с детьми пятого года жизни. Не-достаточное внимание к этому вопросу может привести к задержке в нормальном развитии коллективных взаимоотношений. Дело в том, что некоторые дети, не умея оказать помощь, начинают сами выполнять работу за своего товарища, кото-рый уже имеет определённые навыки и хочет проявить самостоятельность. Вме-шательство же в свою деятельность он воспринимает не как доброжелательное стремление помочь, а как посягательство на самостоятельность. Это вызывает не-довольство ребёнка. Воспитателю следует, с одной стороны, научить оказать и предлагать помощь, а с другой – рассказать ребёнку, как нужно принимать помо-щь или тактично от неё отказываться.

   Необходимость оказания помощи дошкольники наглядно видят, общаясь млад-шими по возрасту. Они с удовольствием учат малышей, стараются их опекать, чу-вствуют себя взрослыми по отношению к ним. Но прежде чем учить малышей, нужно научиться самому. Мотив «научись сам, чтобы мог помогать малышам» очень привлекателен для детей пятого года жизни.

   Следует отметить, что общение с малышами обогащает жизнь детей средней группы, объединяет их общими интересами. Они рассказывают друг другу о том, что могут или хотят сделать для малышей. Это очень важно, так как у детей появ-ляются общие интересы, общие переживания, которые наполняют взаимоотноше-

ния дошкольников нравственно ценным содержанием.

   На формирование коллективных взаимоотношений детей существенное влияние оказывает деятельность на общую пользу. Труд для других – малышей, взрослых, сверстников – придаёт деятельности детей общественную направленность. Задача педагога – объяснить, что делать что-то для других очень приятно, так как этим мы доставляем радость человеку.

   Уже в средней группе возможна не только индивидуальная деятельность ребён-ка на общую пользу, но и коллективная, когда все подчиняют свою работу общей цели.

   Вначале воспитатель предлагает каждому ребёнку индивидуальное задание для реализации общей цели. Это наиболее простая форма коллективной деятельности. Здесь очень важно, чтобы воспитатель подчеркнул: все дети, работая индивидуа-льно, делают общее, нужное всем дело. Об этом педагог говорит перед тем как даёт задание и подводя итог, когда результат виден каждому ребёнку.

   Затем задача усложняется. Небольшим подгруппам детей предлагается одна работа, например убрать игрушки, или полить комнатные растения, или подоб-рать материал к занятию. Здесь перед детьми ставится более сложная задача: не только самому хорошо выполнить поручение, но согласовать свои действия с действием других детей, уметь договариваться, помогать, если нужно, т.е. возни-кает необходимость в проявлении коллективистской направленности во взаимо-отношениях. Облегчает решение задачи включением в подгруппу детей, имею-щих хорошие трудовые навыки и владеющих способами взаимодействия. Такие дети становятся организаторами в совместной работе, но воспитателю следует об-ратить внимание на такой момент: не подавляют ли они инициативу товарищей.

   Таких «организаторов» среди детей пятого года жизни не так уж много. Поэто-му, как и в младшей группе воспитатель организует совместную деятельность де-тей и взрослых, используя разные варианты, в зависимости от конкретно постав-ленной задачи.

   Так, если воспитатель учит детей распределять обязанности в совместном труде, то на первом этапе он делает это сам, затем предлагает детям подумать и выбрать, кто что хочет делать, и наконец, не снимая с себя общего руководства, поручает отдельным детям договориться о частичном распределении обязанностей. При этом взрослый трудиться вместе с детьми и по ходу деятельности руководят их взаимоотношениями как бы «изнутри».

   Если же воспитатель хочет научить детей видеть, когда нужно помочь, то орга-низация деятельности может быть несколько иной. Взрослый даёт детям задание, они сами начинают его выполнять. Через некоторое время воспитатель говорит, что времени осталось мало, пора уходить на прогулку, а работы ещё много и сде-лать её нужно хорошо. «Я вам помогу, и вместе мы скорее закончим». Включившись в деятельность, педагог наблюдает за детьми, создаёт ситуацию не-обходимости оказания помощи: закончил работу раньше – помоги товарищу. Та-кой способ организации деятельности оказывается очень эффективным, так как здесь сочетаются необходимое детям пятого года жизни руководство со стороны взрослого и условия для проявления самостоятельности.

   Дети должны заметить, когда взрослому нужна помощь, и уметь её предложить.

С этой целью воспитатель часто на глазах у детей начинает выполнять какую-то работу. Если ребята предлагают свою помощь, педагог должен обязательно оце-нить этот поступок. Если же дети не подключаются к деятельности, то воспитате-ль сам приглашает их поработать, но при подведении итогов, говоря о том, как хорошо и дружно все потрудились.

   Коллективные взаимоотношения детей средней группы могут при соответству-ющем руководстве взрослого строиться не только на основе доброжелательного отношения друг к другу, но и на зарождающемся чувстве ответственности за по-рученное дело.

   Так же как и младшие дошкольники, дети пятого года жизни с интересом отно-сятся к процессу труда, им нравится выполнять отдельные действия. Опираясь на этот интерес, воспитатель стремиться к тому, чтобы между детьми сложились не только дружеские, но и деловые взаимоотношения.

   Заметно, что во взаимоотношениях друг с другом у детей появляется чувство ответственности в том случае, если их совместная деятельность подчинена об-щественно значимой цели. Конечно, такая цель должна быть доступна и понятна дошкольникам. Воспитатель ставит её перед началом деятельности.

   В средней группе продолжается работа по воспитанию бережного отношения к результатам труда сверстников и взрослых. На занятиях и в повседневной жизни педагог формирует у детей представление о том, что беречь вещи, книги, игруш-ки, всё, что сделали другие люди, - значит с уважением относиться к тому, кто трудится. Это общее положение усваивается дошкольниками постепенно, через конкретные примеры из окружающей жизни: если ты не хочешь огорчить няню, воспитателя, маму, то постарайся не сорить, не рвать одежду, не ломать игрушки.

   Часто дети небрежно относятся к результатам труда сверстников. Один сложил аккуратно игрушки, другой их тут же разбросал, один подклеил книгу, другой её порвал. Не обращать внимание на такие факты нельзя, так как они характеризуют формирующиеся между детьми взаимоотношения. Правда, следует помнить, что дети пятого года жизни часто не связывают отношение к сверстнику с отношени-ем к результату его труда. Они могут дружить, вместе играть, не обижать друг друга, но тут же небрежно относиться к тому, что делает товарищ. Педагог посте-пенно формирует у детей представления о том, что такое хорошие взаимоотноше-ния, что значит дружить, кого можно назвать настоящим другом, и в характерис-тику настоящего друга наряду с умением оказать помощь, сочувствие, порадовать чем-то и др., включается и уважение к интересам и деятельности друга, бережное отношение к результатам его труда.

   Дошкольники пятого года жизни с интересом относятся к деятельности взрос-лых, стремятся им подражать. Опираясь на этот интерес, воспитатель обращает внимание детей на характер взаимоотношений людей в труде. Показывает на кон-кретных примерах общественную значимость труда взрослых проявление взаимо

помощи, отношение к результатам совместного труда. Если формирование таких представлений сочетается с организацией собственной трудовой деятельности дошкольников, то процесс воспитания коллективных взаимоотношений проходит успешнее.

Так как совместная деятельность является типичной формой организации жизни детей средней группы, то педагогу следует обратить внимание и на культуру об-щения дошкольников. Увлекаясь процессом деятельности, они порой допускают грубые слова, в резкой форме делают замечания друг другу. Отсутствие культуры общения влияет на взаимоотношения детей: они часто обижаются друг на друга, не хотят уступать, иногда даже отказываются от совместной деятельности. Это,

безусловно, затрудняет воспитательную работу по формированию коллективных взаимоотношений. Оценка педагогом поступков детей и обучение способам так-тичного, вежливого общения – наиболее эффективные методы воспитания куль-туры поведения и культуры общения в процессе совместной деятельности. Испо-льзуя жизненные ситуации, возникающие в группе, воспитатель учит детей, как нужно обратиться с просьбой, как можно сделать замечание, и т.д. при этом педа-гог мотивирует необходимость тактичного общения, нежеланием обидеть товари-ща, огорчить его.

   Конечно, прежде всего примером для детей должен быть сам воспитатель. Если он всегда вежлив по отношению к окружающим, тактичен и доброжелателен, ес-ли часто использует вежливые формы обращения, то и дети начинают относиться друг к другу и ко взрослым так же.

    Итак, в средней группе происходит дальнейшее развитие коллективных взаимо-отношений, которое связано, прежде всего, с развитием совместной деятельности дошкольников и формированием общественных мотивов. На этой возрастной сту-пени уже можно говорить о зарождении у детей черт коллективизма как нравст-венного качества, которое проявляются в умении выражать сочувствие, оказать помощь, принимать общественно значимые мотивы и поступать в соответствии с ними. Конечно, все эти особенности носят пока неустойчивый характер и требуют постоянного внимания и руководства со стороны педагога.

   С детьми пятого года жизни продолжается работа по воспитанию положительно

го отношения к труженику, но она носит иной характер как по содержанию, так и по форме. Воспитатель рассказывает детям о содержании труда людей названных профессий, о его пользе и общественной значимости, формирует представление о том, что труд каждого человека важен и нужен всем.

   Однако рассказ о профессиях становится педагогически значимым тогда, когда, объясняя детям содержание того или другого труда, воспитатель знакомит их (не-посредственно или через художественную литературу) с человеком данной про-фессии. При этом обращается внимание на то, как добросовестно, ответственно выполняют взрослые свои трудовые обязанности, потому что понимают необхо-димость своего труда. Деловая характеристика обязательно должна сочетаться с показом личностных качеств, привлекательных для ребёнка: доброта, приветли-вость, готовность помочь, жизнерадостность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"

Консультация для родителей  по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...