Статья "Здоровьеформирующие образовательные технологии в дошкольном образовательном учреждении"
статья

Макеева Светлана Анатольевна

В статье рассказывается о том, что такое здоровьеформирующие образовательные технологии, что является их основной целью, задачами. На какие группы их можно разделить, какие приемы и методы возможно использовать в своей работе педагогам дошкольных образовательных учреждений для повышения результативности воспитательно-образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тезисы к статье «Здоровьеформирующие образовательные технологии в ДОУ»

Макеева С.А.

В статье рассказывается о том, что такое здоровьеформирующие образовательные технологии, что является их основной целью, задачами. На какие группы их можно разделить, какие приемы и методы возможно использовать в своей работе педагогам дошкольных образовательных учреждений для повышения результативности воспитательно-образовательного процесса.

Здоровьеформирующие образовательные  технологии в ДОУ

С.А.Макеева

Главной целью современной образовательной политики нашего государства является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, которое должно обеспечивать равные  условия для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.

Для успешного решения поставленной цели  в дошкольном учреждении необходимо активно  внедрять и использовать здоровьеформирующие технологии, которые помогают сохранять, поддерживать и обогащать здоровье  всех субъектов педагогического процесса: детей, педагогов, родителей.

Здоровьеформирующий педагогический процесс дошкольного  образовательного учреждения это процесс, который направлен на  обеспечение физического, психического, социального благополучия ребенка, который специально организован и развивается во времени и в рамках взаимодействия детей и педагогов.

Без технологий здоровьеформирования сегодня нельзя представить педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), но многие из педагогов до сих пор не могут до конца понять, что же это такое и что можно к ним отнести.

Попробуем разобраться в том, что же такое здоровьеформирующие технологии.

Здоровьеформирующие технологии – это системно организованная совокупность программ, приёмов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье детей и педагогов; технологическая основа здоровьеформирующей педагогики.

Здоровьеформирующие образовательные технологии занимают самое главное место среди  всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Их выбор зависит от программы, по которой работает дошкольное учреждение, конкретных условий, имеющихся в ДОУ, профессиональной компетенции педагогов, состояния здоровья детей.

Основной целью здоровьеформирующих технологий  в воспитании и образовании ребенка является обеспечение и сохранение высокого уровня реального здоровья формирование необходимых умений, знаний, навыков здорового образа жизни, умение использовать полученные знания в своей повседневной жизни. Применительно к педагогам – содействие становлению культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни валеологическому просвещению родителей.

Задачами здоровьеформирующих образовательных технологий являются:

-  Сохранение здоровья детей;

- Создание условий для полноценного и своевременного физического и психического развития ребенка;

- Формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасности жизни, физического воспитания;

- Объединение  усилий сотрудников и родителей для эффективной организации  оздоровительной работы.

Здоровьеформирующие образовательные технологии можно разделить на следующие группы:

- Медико-профилактические (в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств);

- Физкультурно-оздоровительные (для укрепления здоровья ребенка и его  полноценного физического развития);

- Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (для комфортного и позитивного пребывания в дошкольном учреждении);

- Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов ДОУ (для развития культуры профессионального здоровья педагогов);

- Валеологическое просвещение родителей (для привлечения родителей к совместному оздоровлению детского организма).

Все эти группы технологий направлены на воспитание как физически, так  и психологически здоровых детей, при этом  обоим аспектам  их развития уделяется одинаково большое внимание.

Для успешной работы в этом направлении в  дошкольном учреждении  необходимо создать определённые педагогические условия. Следует оснастить предметно-разививающую среду правильно подобранными и расположенными игровыми пособиями, играми, игрушками, оборудованием, стимулирующим развитие двигательной активности,  проявление творчества и индивидуальности. Оборудование должно быть многофункциональным,  надежным, безопасным, обеспечивать комфортность использования.

Организовывать различные виды деятельности детей следует в игровой форме, активно включать в работу  проблемно-поискоые ситуации.

Педагогам необходимо в своей работе использовать личностно-ориентированную модель воспитания, которая подразумевает учет личностных особенностей и интересов ребенка, учет индивидуальной  логики его развития, формировать позитивный эмоциональный опыт ребенка, поощрять его самостоятельность.

Вся работа  должна осуществляться комплексно, в течении всего пребывания ребенка в учреждении, с участием всего педагогического и медицинского состава (воспитателя, логопеда, психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, медицинского работника).

Во время работы нужно  учитывать  состояние здоровья дошкольника, особенности его индивидуального развития, различную степень подвижности занятий, дифференцированно дозировать физическую нагрузку.

Существует достаточно большое количество разнообразных методов  и приемов здоровьеформирующих  образовательных технологий, которые следует использовать в своей работе педагогу:

- Динамические паузы (в течении всего времени пребывания ребенка в учреждении). Они могут включать в себя различные комплексы пальчиковых, дыхательных, артикуляционных  упражнений, гимнастику для глаз и т.д.

- Подвижные и спортивные игры;

- физкультурные занятия, спортивные праздники, развлечения;

- утреннюю гимнастику, бассейн, релаксация;

-  различные тренажеры, контрастные дорожки;

-  массаж, самомассаж;

- психогимнастику (для  развития и коррекции познавательной и эмоционально-личностной сферы и различных аспектов психики ребенка);

-  имитационные игры (моделирование жизненно-важных ситуаций и поиск их решения через специально организованную  педагогом игровую деятельность);

- музыкальную терапию с использованием музыкально-ритмических, дыхательных упражнений,  ритмопластики, слушания музыки и т.д.;

-  Сказкотерапию (для психотерапевтической и развивающей работы, помогает ребенку образовывать связи между сказочными событиями и реальной жизнью);

Важную роль в организации здоровьеформирующих технологий  отводится работе с родителями воспитанников.

Для эффективного общения между педагогами и родителями необходимо обладать коммуникативными умениями, хорошо ориентироваться в проблемах воспитания, быть в курсе последних достижений науки.

Важным условием правильного общения является его  содержательность, если каждая из сторон может обогатить свой информационный багаж. Общение  должно быть основано на значимых, общих для обеих сторон информации, основной формой общения должна быть модель доверительно-делового контакта.

В своей работе можно использовать такие формы общения как:

- беседы с родителями, опираясь на индивидуальность развития  и здоровье  ребенка, без сравнения с другими детьми;

- общие и групповые родительские собрания, консультации;

-  открытые занятия с детьми для родителей;  

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

- помощь родителей в создании предметно-развивающей среды;

- тренинги, родительские гостиные и т.д.

Таким образом, можно сказать, что  использование здоровьеформирующих образовательных технологий в работе дошкольных образовательных учреждений  повышает результативность воспитательно-образовательного процесса. Помогают формировать у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, осмысленного отношения ребенка к своему здоровью как к ценности, его всестороннее и полноценное развитие. Формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

Важно понимать, что здоровье детей  является важнейшим аспектом для здоровья человечества в целом, укрепление и сохранение его – одна из главных наших задач как педагогов, так и родителей. Ведь здоровые дети – это здоровая страна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, как средства облегчающего адаптацию при поступлении детей в дошкольное учреждение посредством внедрения проектной деятельности

Современное дошкольное образование предполагает создание новых альтернативных форм работы с детьми дошкольного возраста.Неоспоримо,  что ранний возраст от одного года до трех лет требует наибольш...

Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»

Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»Цель: обеспечить условия для развития творчества и професси...

Центр оказания при дошкольном образовательном учреждении диагностической, консультативной и коррекционной помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, не посещающим образовательное учреждение - «Росток».

Реализация проекта позволяет осуществлять реальную помощь детям со сложными дефектами развития и их семьям в условиях дошкольного образовательного учреждения....

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 пгт Ильский МО Северский район Конспект занятия для детей раннего возраста (2-3 года) «Загадочный гномик» (сенсорное развитие)

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 2 пгт Ильский МО Северский район    Конспект занятия для дете...

Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении: «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»

Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении  «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»...