Обследование навыков словоизменения у детей с ТНР
материал

Мариненко Наталья Николаевна

Обследование навыков словоизменения у детей с ТНР

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obsledovanie_navykov_slovoizmeneniya.docx30 КБ

Предварительный просмотр:

Обследование навыков словоизменения у детей с ТНР

 учитель-логопед Мариненко Н.Н.

1 задание.

Изменить существительные по падежам.

Ребёнку предлагается ответить на вопросы:

- Кто это? Что это?

- Без чего?

- Даёт корм кому?

- Мальчик нарисовал кого?

- Мальчик работает чем?

- Девочка мечтает о чём?

На картинках:

- Заяц, лиса, ёж, барабан.

- Стол без ножки, машина без колеса, петух без гребешка, чайник без ручки.

- Курице, петуху, гусю.

- Медведя, собаку, лису.

- Пилой, молотком, топором.

- О мишке, кукле, щенке,  платье.

Цель: выявить сформированность умения изменять существительные по падежам.

Использовалась  оценка в баллах соответственно выявленному уровню выполнения задания: хороший — 6 баллов, удовлетворительный — 5-4 балла, недостаточный — 3 балла, низкий — 2-1 балл.

По итогам можно сказать, что дети допустили ошибок совсем не много - изменение существительных в родительном падеже (у 4 человек), в предложном (у 3 человек), творительном (у 3 человек), винительном (у 1 человека), дательном (у 1 человека).

Все данные отображены в диаграмме:

                

        


2 задание.

Дифференциация существительных единственного и множественного числа.

Дидактическая игра: «Один – много».

Детям предлагаются картинки с одним предметом и несколькими. Ему говорят: один апельсин, а дети говорят много апельсинов.

Одно блюдце – много блюдец.

Один ботинок – много ботинок.

Один носок – много носков.

Один помидор – много помидоров.

Один чулок – много чулок.

Одно яблоко – много яблок.

Цель: выявить сформированность умения дифференцировать существительные единственного и множественного числа в Р.п.

Использовалась  оценка в баллах соответственно выявленному уровню выполнения задания: хороший — 7-6 баллов, удовлетворительный — 5-4 балла, недостаточный — 3 балла, низкий — 2-1 балл.

Это задание вызывало меньше затруднений на этот раз. Было допущено ошибок меньше.

3 детей допустили по 4 ошибки, 4 ребёнка – по 3 ошибки и 3 ребёнка – по 1 ошибке.

Все данные отображены в диаграмме 2:


3 задание.

Изменить прилагательные по родам.

Для проверки согласования слов в роде, детям предлагается рассмотреть предметные картинки и описать предмет по цвету, изображенный на картинке.

- Какого цвета предметы?

Майка жёлтая, мяч жёлтый, яблоко жёлтое.

Роза красная, флаг красный, кресло красное.

Сумка синяя, автобус синий, полотенце синее.

Цель: выявить сформированность умения изменять прилагательные по родам.

Использовалась  оценка в баллах соответственно выявленному уровню выполнения задания: хороший — 6 баллов, удовлетворительный — 5-4 балла, недостаточный — 3 балла, низкий — 2-1 балл.

Все данные отображены в диаграмме 3:

        

4 задание.

Изменение глаголов по временам.

Задаются вопросы:        

Что делает девочка?

Что делала девочка?

Что будет делать девочка?

На картинке:

Девочка поливает цветы.

Девочка поливала цветы.

Девочка будет поливать цветы.

Цель: выявить сформированность умения изменять глаголы по временам.

Использовалась  оценка в баллах соответственно выявленному уровню выполнения задания: хороший — 6 баллов, удовлетворительный — 5-4 балла, недостаточный — 3 балла, низкий — 2-1 балл.

Все данные отображены в диаграмме:


5 задание.

Согласование существительных с числительными.

Назвать количество предметов на картинках.

Одна тетрадь, две тетради, три тетради, семь тетрадей.

Один карандаш, два карандаша, три карандаша, семь карандашей.

Одно яблоко, два яблока, три яблока, семь яблок.

Цель: выявить сформированность умения согласовывать существительные с числительными.

Использовалась  оценка в баллах соответственно выявленному уровню выполнения задания: хороший — 6 баллов, удовлетворительный — 5-4 балла, недостаточный — 3 балла, низкий — 2-1 балл.

Все данные отображены в диаграмме:


Все баллы отражены в сводной таблице 2.

Пятеро  детей справились со всеми заданиями на хорошем уровне, 3 ребёнка показали удовлетворительный уровень, 2 – недостаточный.

50% - хороший уровень

30% - удовлетворительный уровень

20% - недостаточный уровень

Таким образом, исходя из полученных данных:

- у 3-х детей уровень изменился с удовлетворительного на хороший;

- у 2-х детей уровень изменился с недостаточного на удовлетворительный;

- у 2-х детей уровень изменился с низкого на недостаточный;

          У большинства детей было меньше допущено ошибок при   согласовании имен существительных с прилагательными в роде и числе, числительными, а также при дифференциации существительных  единственного и множественного числа. Меньше было затруднений при изменении глаголов по временам.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентациия : "Игры и упражнения на формирование навыков словоизменения в речи дошкольников"

Данная презентация поможет воспитателю подобрать  игры и упражнения на формирование у дошкольников грамматического  строя речи....

Консультация для родителей "Игровые приемы для развития навыков словоизменения и словообразования"

Консультация для родителей "Игровые приемы  для развития навыков словоизменения и словообразования"...

«Формирование навыков словоизменения и словообразования с использованием элементов цветотерапии»

Методическая помощь специалистам ДОУ по использованию игровых приемов для развития навыков словообразования у дошкольников...

Применение игровой технологии при формировании навыков словообразования и словоизменения у детей с ОНР на «Кольцах Луллия»

Игровая педагогическая технология-это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр:- отбор, разработка, подготовка игр;- включение детей в игровую деятельность;- осуществл...

Формирование навыков словоизменения у детей с ОНР Ш уровня

У детей с III уровнем нарушения речевого развития обнаруживается несформированность навыков практического словоизменения. У детей с ОНР, так же как и у детей с нормальным речевым развитием, этап форми...

ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

В данной статье раскрывается роль дидактической игры, как  многогранной, универсальной категории, которая может выступать как средством, методом, так формой решения задач по коррекции речи д...