Скульптура как один из видов изобразительного искусства.
материал (старшая группа)

Богуренко Ольга Александровна

Скульптура как один из видов изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skulptura.docx256.85 КБ

Предварительный просмотр:

Скульптура – (от лат. sculptura, от sculpo) – вырезаю, (высекаю) – вид изобразительного искусства, произведение которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых материалов методом высекания, удаления лишнего из начальной массы каменного или иного блока (способ формовычитания).

Как правило, объект изображения в скульптуре – человек, реже – животные (анималистический жанр), ещё реже – природа (пейзаж), и вещи (натюрморт). Постановка фигуры в пространстве, передача её движения, позы, жеста, светотеневая моделировка, усиливающая рельефность формы, фактура лепки или обработка материала, архитектоническая организация объёма, зрительный эффект его массы, весовые отношения, выбор пропорций, специфический в каждом случае характер силуэта являются главными выразительными средствами скульптуры.

Объёмная скульптурная форма строится в реальном пространстве по законам гармонии, ритма, равновесия, взаимодействия с окружающей архитектурной или природной средой и на основе анатомических   (структурных) особенностей той или иной модели.

По содержанию и функциям скульптура делится на монументальную, монументально – декоративную, станковую и так называемую скульптуру малых форм.

Монументальная и монументально – декоративная скульптура рассчитана на конкретное архитектурно – пространственное или природное окружение и адресуется к массам зрителей, размещается, прежде всего, в общественных местах – на улицах и площадях города, в парках, на фасадах и интерьерах в общественных сооружений. Она призвана конкретизировать архитектурный образ, дополнять выразительность  архитектурных форм новыми оттенками, способна решать большие идейно - образные задачи, что с особой полнотой раскрывается в городских памятниках, монументах, мемориальных сооружениях, которым обычно присуща величавость форм и долговечность материала, приподнятость образного строя, широта обобщения.

Станковая скульптура, прямо не связанная с архитектурой, носит более камерный характер и обычно размещается в залах выставок, музеях, жилых интерьерах. Тем самым определяются особенности пластического языка скульптуры, её размеры, излюбленные жанры (портрет, бытовой жанр, анималистический жанр…). К Станковой скульптуре присущи интерес к внутреннему миру человека, тонкий психологизм.

Скульптура малых форм включает широкий круг произведений, предназначенных преимущественно для жилого интерьера, и во многом смыкается с декоративно – прикладным искусством. К скульптуре малых форм принадлежат также произведения медальерного искусства и глиптики. Назначение и содержание скульптурного произведения определяют характер его пластической скульптуры, а он, в свою очередь, влияет на выбор скульптурного материала. От природных особенностей и способов обработки последнего во многом зависит техника скульптуры. Мягкие вещества (глина, воск, пластилин …) служат для лепки. Твёрдые вещества (различные породы камня, дерева…) обрабатываются путём рубки (высекания) или резьбы, удаления ненужных частей материала и постепенного выявления как бы скрытой в нём объёмной формы. Вещества, способные переходить из жидкого состояния в твёрдое (различные металл, гипс, бетон, пластмасса…) служат для отливки произведений скульптуры при помощи, специально изготовленных форм. Для воспроизведения скульптуры в металле прибегают также к гальванопластике (получению точных копий  электрохимическим способом). В нерасплавленном виде, металл в скульптуре обрабатывается посредством ковки, чеканки, сварки и резки. Цвет в скульптуре применяется с древнейших времён.

Возникновение скульптуры, относящееся к первобытной эпохе, непосредственно связано с трудовой деятельностью человека и магическим верованиям. Скульптура часто служила украшением утвари, орудий труда и охоты, использовалась в качестве амулетов. Дальнейшее развитие скульптура получила в период разложения  первобытно – общинного строя, в связи с ростом разделения труда и технологическим прогрессом: ярчайшие памятники этого этапа – золотые рельефы скифов, терракотовые головы культуры Нок, типологически многообразная деревянная резная скульптура народов Океании. В скульптуре Древнего Египта изображались человеческие фигуры – каноном, сфинксы, величественные статуи фараонов. В скульптурах Древней Греции, изображали – образы богов и героев, атлетов и воинов. Реализм древнеримской скульптуры особенно полно раскрылся в искусстве портрета, поражающего остротой индивидуальной и социальной обрисовки характеров. Христианская религия во многом определила характер европейской средневековой скульптуры. Как необходимое звено, скульптура входит в архитектурную ткань соборов эпохи романского стиля, подчиняясь суровой торжественности их тектонического строя. В Древней Руси высокого уровня достигло искусство рельефа (киевские шиферные рельефы, каменное резное убранство храмов Владимиро – суздальской школы).

В ХII – ХVI вв. западноевропейская скульптура, постепенно освобождаясь от религиозно – мистического содержания, переходит к более непосредственному изображению жизни. Совершенствуется техника бронзового литья. Одной из вершин искусства Возрождения явились скульптурные произведения Микеланджело, полные титанической мощи и напряжённого драматизма. Из скульпторов возрождения в других странах, выделяют (Клаус Слютер (Бургундия), Ж. Гужон и Ж. Пилон (Франция),     М. Лахер (Австрия), А. Крафт (Германия).

В скульптуре барокко ренессанская гармония, уступает место стихии изменчивых форм, нередко исполненных торжественной пышности. Скульптура буквально сплетается с архитектурой церквей, дворцов, фонтанов. Крупнейшие представители скульптуры барокко - Л. Бернини в Италии, А. Шлютер в Германии, П. Люже во Франции.

В русской скульптуре с начала ХVIII в. совершается переход от средневековых религиозных форм к светским, развиваясь в русле общеевропейских стилей – барокко и классицизма. Символом новых исторических устремлений России стал памятник Петру I в Петербурге работы Фальконе.

C:\Users\техно-м\Desktop\распечататьа (6)\imgpreview (15).jpg

Памятник Петру I.

«Медный всадник»

Медный всадник – памятник Петру I на Сенатской Площади в                 Санкт-Петербурге. Его открытие состоялось 7 (18) августа 1782 г. Памятник изготовлен из бронзы. Название « медный» закрепилось за ним благодаря поэме А. С. Пушкина «Медный всадник».

Модель конной статуи Петра выполнена скульптором Этьеном Фальконе в 1768 – 1770гг. Голову статуи лепила ученица этого скульптора, Мари Анн Колло. Змею по замыслу Фальконе вылепил Фёдор Гордеев. В августе 1766 г. русский посланник в Париже Дмитрий Голицын заключил контракт с французским скульптором Фальконе, рекомендованным Екатерине II её корреспондентом философом – просветителем Дени Дидро. Вскоре по прибытии Фальконе в Петербург 15 (26) октября 1766 года, работы по созданию монумента двинулись полным ходом. Мастерскую устроили в бывшем Тронном зале деревянного Зимнего дворца Елизаветы Петровны. В начале 1773г. в помощь к Фальконе был назначен Фельтен.

Гром – камень был найден в окрестностях деревни Конная-Лахта. После того, как его извлекли из земли, котлован заполнила вода, и образовался водоём, сохранившийся  до настоящего времени – Петровский пруд. Для перевозки камня были выбраны зимние месяцы, когда почва подмёрзла и смогла выдержать тяжесть. Эта уникальная операция продолжалась с           15 (26) ноября 1769 года по 27 марта (7 апреля) 1770 года. Камень был доставлен на берег Финского залива, где для его погрузки соорудили специальную пристань.

 Гигантский «Гром-камень» прибыл в Петербург на Сенатскую площадь       26 сентября (7 октября) 1770 года. Окончательный вид камень приобрёл уже на Сенатской площади, значительно утратив после обработки свои первоначальные размеры.

В 1778 году Фальконе был вынужден покинуть Россию. Работы по завершению памятника были поручены Ю. М. Фельтену.

Памятник был торжественно открыт 7 августа (18 августа) 1782 года. Памятник должен был изображать победу цивилизации, разума, человеческой воли над дикой природой.

C:\Users\техно-м\Desktop\распечататьа (6)\stgo108.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа:"Ознакомление с видами изобразительного искусства"

Продолжать учить детей различать виды искусства: живопись,  графика, книжная графика, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура. Закрепить представления об архитекторе, худо...

Презентация:"Ознакомление с видами изобразительного искусства "

Продолжать учить детей различать виды искусства: живопись,  графика, книжная графика, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура. Закрепить представления об архитекторе, худо...

Конспект НОД в подготовительной группе "Знакомство детей с видами изобразительного искусства (живопись, скульптура малых форм и монументальная скульптура)"

В конспекте представлен материал по формированию   у детей представление о живописи как виде изобразительного искусства, о том, что скульптура бывает монументальной и малой форм. Основная ц...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Знакомство детей с видами изобразительного искусства».

На занятии по изобразительной деятельности, дети закрепляют представления об основных жанрах изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет), скульптурах - монументальной и малой формы. Также ...

Аппликация – один из видов изобразительной деятельности.

Занимаясь аппликацией, дети приобретают ряд знаний, ориентировок и практических умений, полезных для их общего развития...

Презентация"Виды изобразительного искусства. Приобщение к изобразительному искусству как средство художественно – эстетического развития дошкольников в ДОУ"

В презентации представлены виды изобразительного искусства, рекомендованные дошкольникам для ознакомления в ДОУ, а также произведения, представляющие соответствующие виды искусств....