План по самообразованию
материал

Новоселова Ольга Федоровна

план работы учителя-логопеда в детском саду по самообразованию 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samooobrazovanie_word_3.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пышминского городского округа

«Пышминский детский сад №6»

_____________________________________________________________________________

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

на 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

учителя-логопеда

Новоселовой Ольги Федоровны

                                                                                                                                                      

п.г.т. Пышма 2019 г.

Ф.И.О.  Новоселова Ольга Федоровна

Дата рождения: 04.07.1968г.

Домашний адрес: Свердловская обл. Пышминский р-он р.п. Пышма

Образование: ВЫСШЕЕ

Год окончания: 2008г.

Специальность по диплому: педагог дошкольного образования

Профессиональная переподготовка по дополнительной профессиональной программе «ЛОГОПЕДИЯ» 2019г.

Место работы: МБДОУ ПГО «Пышминский детский сад №6»

Должность: учитель – логопед

Общий педстаж 15 лет

Стаж по специальности до 1 года

Квалификационная категория :

Дата присвоения:

Курсовая подготовка :

Обоснование выбранной темы:

Тема: «Использование кубиков Зайцева в коррекционной работе логопеда»

Коррекционная помощь детям с нарушениями речи является одним из приоритетных направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена ростом числа детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном возрасте.  Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина - недостаточное развитие процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухо - речедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.

Дети с тяжелыми нарушениями речи с трудом усваивают навыки звукобуквенного анализа и синтеза,  для них подчас оказываются просто недоступными такие абстрактно-символические понятия как «гласный звук», «твердый-мягкий звук», «буква», «слог», «точка, ударение», «схема слова, предложения» и т.д.  Особую трудность для детей составляет усвоение йотированных гласных, мягких согласных. Поэтому большое место в коррекционно-развивающем процессе отведено  обучению   грамоте.

Многие исследователи нарушения речи в качестве одной из ее причин выделяли межполушарную асимметрию. То есть у детей с тяжелыми нарушениями речи задерживается формирование доминантного полушария (сенсорного канала восприятия - зрительного, слухового, кинестетического). Формируется своеобразная структура психического развития и наиболее уязвимой становится речь, наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы, произвольной деятельности и мотивации.

При изучении нейропсихологических аспектов методики Н.А. Зайцева было установлено, что этот метод один из этапов логопедической работы, который качественно отличается от традиционной работы по обучению грамоте в детском саду, поскольку выходит за рамки программы.

При обучении грамоте по системе Н. А. Зайцева дети с несформировавшимся доминантным полушарием оказываются полностью включенными в работу, поскольку система предполагает опору на все основные каналы восприятия. Система реализует компенсаторный подход к обучению, что является обязательным условием работы учителя-логопеда и дефектолога

В основе системы Н.А. Зайцева которой лежит метод применения таблиц и кубиков. Она проста, доступна, а главное - интересна и дает поразительные результаты. Благодаря тому, что у кубиков много признаков (цвет, размер, вес, наполняемость), а таблицы имеют определенные цвета,  дети  быстро включаются в работу. Таким образом формируется оптико-пространственная, зрительно-слуховая, слухо-моторная связь, необходимая для обучения грамоте, т.е. данная методика способствует

1.     Развитию речевого дыхания

2.     Развитию ритмико-интонационной стороны речи.

3.     Развитию фонематического слуха и таких операций как фонематический анализ и синтез (на уровне склада, то есть сочетания согласный +гласный)

4.     Автоматизации и дифференциации звуков.

5.     Развитию зрительно-моторной  координации.

6.     Развитию словаря

7.     Закреплению навыков словообразования и словоизменения.

8.     Частичной коррекции поведенческих и психологических нарушений.

Цель: повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.

     

Задачи:

1. Изучить методическую литературу по использованию метода Зайцева в коррекции речи детей дошкольного возраста.

2. Повысить педагогическую грамотность родителей и педагогов по данной теме.

3. Пополнить развивающую среду кабинета.

4. Внедрить систему работы  кубиков Зайцева в коррекцию речи детей дошкольного возраста, распространение положительного опыта.

Содержание:

1. Профессионально-педагогическая деятельность.

2. Методическая работа. Пополнение методической копилки .

3. Вывод о проделанной работе. Распространение педагогического опыта.

Содержание

Сроки

1. Профессионально-педагогическая

деятельность

1.

Изучение методической литературы, интернет - ресурсов

Сентябрь

Октябрь.

2.

Изучение опыта педагогов ДОУ

Сентябрь

Октябрь.

3.

Пройти курсы повышения квалификации по данной теме

Октябрь- ноябрь

2. Методическая работа.

Пополнение методической копилки

педагога.

1.

Подготовка дидактического материала по методике Зайцева

октябрь

2.

Создание картотеки игр с использованием кубиков Зайцева для индивидуальных, подгрупповых занятий.

ноябрь- декабрь

3.

Подготовка курса занятий с использованием кубиков Зайцева по обучению грамоте детей дошкольного возраста

ноябрь- декабрь

4.

Создание презентации по теме самообразования.

 февраль

5.

Подготовить теоретический материал по теме самообразования.

май

3. Вывод о проделанной работе.

Распространение педагогического опыта.

Литература:

1. Ахмылова Н.В. Учимся читать с удовольствием – М.: Изд-во «Гном и Д», 2006.

2. Выготский Л.С. Проблема развития и распада высших психических функций // Собр.соч.: В 6т. – Т. 1 . – М.: Педагогика, 1982.

3. Данилова Л. «Кубики Зайцева в семье», С. - Пб., «Нева» М., Олма-пресс» 2003.

4. Зайцев Н.А. Учебник для родителей, воспитателей, учителей // СПб., 2007

5. Зайцев Н.А. Грамотный малыш. ж. «Мама и малыш» №10 - 2004.

6. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб.: Союз, 1998.

7. Панина О.П. Использование методики Н.А. Зайцева при обучении грамоте детей с ОНР ж. Логопед № 2 - 2007.

8. Пятибратова Н.В. Учимся читать с удовольствием! – М.: Изд-во Гном, 2006.

9. Пятибратова Н.В. Домашняя тетрадь к занятиям по кубикам Зайцева. – М.: Унисерв, 2009.

10. Хилтунен Е. Практическая Монтессори-педагогика // М.; 2005

Отчет по самообразованию

учителя – логопеда МБДОУ ПГО «Пышминский детский сад

Новоселовой Ольги Федоровны за 2019-2020 учебный год

по теме: «Использование кубиков Зайцева в коррекционной работе логопеда» 

Пояснительная записка:

Главная цель введения федеральных государственных образовательных стандартов (начального, основного, среднего) общего образования заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования, – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства .

ФГОС преследует цель создания равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.

Стандарт требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Отличие дошкольного образования от общего заключатся и в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность, основу развития представляет игра.

Дети посещающие логопунк ДОУ, имеют самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФНР, Дизартрия). Это дети имеющие тяжелые нарушения речи - это дети с ограниченными возможностями здоровья.

Исследуя особенности этих детей отмечается, что у детей с тяжелым нарушением речи страдают все когнитивные процессы и интерес к образовательным процессам у таких детей снижен.

Поэтому, использование новых технологий вызвано в первую очередь спецификой детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Которым необходимо:

1.     Развитие речевого дыхания

2.     Развитие ритмико-интонационной стороны речи.

3.     Развитие фонематического слуха и таких операций как фонематический анализ и синтез (на уровне склада, то есть сочетания согласный +гласный)

4.     Автоматизация и дифференциация звуков.

5.     Развитие зрительно-моторной  координации.

6.     Развитие словаря

7.     Закрепление навыков словообразования и словоизменения.

8.     Частичная коррекции поведенческих и психологических нарушений.

При изучении нейропсихологических аспектов методики Н.А. Зайцева было установлено, что этот метод позволяет воздействовать на все когнитивные процессы.  Дети с несформировавшимся доминантным полушарием оказываются полностью включенными в работу, поскольку  система предполагает опору на все основные каналы восприятия: зрительную слуховую, моторную, оптико-пространственную. Этот метод развивает детскую инициативу и самостоятельность.

В связи с этим назрела необходимость изучить методику Н.А. Зайцева и использовать ее в коррекционной работе.

Таким образом, была определена тема самообразования: «Использование кубиков Зайцева в коррекционной работе логопеда».

В рамках самообразования в течении учебного года:

1.Изучала нормативно-правовую базу организации логопедической работы в

ДОУ с целью оптимизации работы.

2.Изучала методическую литературу по теме самообразования:

Данилова Л. «Кубики Зайцева в семье»

Зайцев Н.А. Учебник для родителей, воспитателей, учителей

3. Прошла курсы повышения квалификации « О

4. Ознакомилась с опытом работы учителя-логопеда высшей категории Пятибратовой Н.В. с кубиками Н.А. Зайцева по онлайн занятиям. Изучила ее книгу «Учимся читать с удовольствием!», приобрела Домашнюю тетрадь к занятиям по кубикам Зайцева.

5. Подготовила картотеку игр с использованием кубиков Зайцева для индивидуальных, подгрупповых занятий. Были апробированы игры.

6. Активно использовала в работе кубики Зайцева на индивидуальных занятиях при развитии артикуляционной и мелкой моторики, развитии фонематического слуха, слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления, развитии координации движений пальцев рук. (конструкт занятия прилагается).

7. Подготовлена презентация «Развитие речи детей с ОВЗ с использованием методики Н.А. Зайцева»

Для дальнейшей работы по данной теме планирую:

- Провести презентацию для воспитателей и специалистов ДОУ, родителей

по теме «Развитие речи детей с ОВЗ с использованием методики Н.А. Зайцева»

- Систематизировать материал, модифицировать и апробировать игры,

упражнения с кубиками Зайцева.

- Планируется представить собственный опыт работы с данной методикой и предложить варианты использования её педагогам  и родителям.

Продолжаю изучение литературы по данной теме:

Урок на тему: «Знакомство с таблицей и кубиками Н. Зайцева».

Здравствуйте, ребята. Вы любите сказки? (Да) А сказочных героев? (Да) А волшебство? (Да) А необычные приключения? (Да) Я так и думала. Я тоже очень-очень люблю всё волшебное и необычное. Сегодня мы побываем в волшебном сказочном городе и познакомимся с необычными сказочными героями. Давайте вместе закроем ладонями глаза, перевернёмся три раза через левое плечо (как во всех волшебных сказках) и окажемся в необычном городе, который называется БУКВОГРАД. И живут в этом городе не люди, а буквы и звуки. (Педагог показывает на большую таблицу Зайцева, лицом к которой сидят или стоят дети).

Ребята, мы с вами где живём? (в домах, квартирах). Верно. Вот и у наших жителей тоже есть свои дома. Только они не простые, а засекреченные. И секреты эти я вам сейчас открою. Слушайте внимательно и запоминайте.

Секрет первый: в городе Буквоград есть короли, главные звуки, которые правят всеми остальными. Живут они в красивых ЗОЛОТЫХ домах, и зовут их ГЛАСНЫЕ. Их всего 10, 5 живут в больших золотых домах – У О А Э Ы (педагог показывает указкой, пропевает, дети тихонько повторяют за ней), а 5 гласных живут в маленьких золотых домиках – Ю Ё Я Е И.

Секрет второй: в Буквограде есть самое главное правило – ПРАВИЛО ДРУЖБЫ. Гласные хоть и являются королями, но они не обижают своих подданных, а, наоборот, дружат вместе с ними.

Секрет третий: Буквоград состоит из двух этажей. На верхнем этаже живут жители по имени ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ, и дома у них ЖЕЛЕЗНЫЕ неспроста. Звонкие согласные любят всё звонкое. (Педагог не только показывает всё на таблице, но и предлагает детям рассмотреть соответствующий кубик, послушать, как он звенит, сравнить между собой большие и маленькие кубики, железные и деревянные и др.). Давайте познакомимся с каждым жителем железного дома. Я буду показывать и называть его, а вы громко, чётко и звонко повторять за мной. Договорились?

На нижнем этаже живут жители по имени ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ. И дома поэтому у них ДЕРЕВЯННЫЕ. Познакомимся и с ними. (Очень важно, чтобы педагог произносил именно звуки, тогда дети сразу почувствуют разницу между звучанием звонких и глухих. Предложить детям деревянные кубики и послушать их звучание).

Я раскрыла вам три основных секрета, но существует ещё много тайн. Например, загадочная песня, которую каждый день поют ВСЕ ЖИТЕЛИ города, когда встречаются вместе. Звуки называют её ПОПЕВКА. Хотите и я вас научу петь эту необычную попевку? (Да). (На первом занятии лучше включить попевку в исполнении Елены Чалых, т.к. темп достаточно медленный и есть паузы между пропеванием столбцов). Педагог поёт вместе с детьми.

Ребята, представляете, когда все звуки объединяются, то получаются слова. Хотите проверить? (Да) Кто для вас самые родные и любимые люди на Земле? (мама и папа). Я покажу указкой на Большой железный кубик МА два раза и получится МАМА (желательно выложить это слово из кубиков на полочке). А теперь попрошу помощи – Маша, давай вместе поставим указку на большой деревянный кубик ПА, что у нас получится? ПАПА. (Аналогично можно показать слова БАБА, деДА, несложные имена присутствующих детей и др.).

Получается, что наши звуки умеют складываться в слова. А ещё они очень любят путешествовать. У них есть необычный поезд. Хотите и мы на нём отправимся в путешествие? (Хотим). Тогда смотрите внимательно: я поставлю в начало поезда самый главный кубик – золотой большой кубик О, а вы, ребята, будете присоединять к нему вагончики, но в каждом из вагонов обязательно будет гласный звук О. Попробуем сначала вместе: БО, ВО, ЗО…. (Далее дети стараются подобрать кубик самостоятельно. На первом занятии можно взять только железные или только деревянные вагончики). Смотрите, какой длинный и красивый поезд у нас получился. Вагончики в нём только БОЛЬШИЕ, потому что наш главный золотой кубик тоже БОЛЬШОЙ. Давайте посчитаем, сколько вагончиков у нас получилось. (После пересчёта, педагог с детьми слитно пропевает все вагончики поезда, начиная с головы поезда: О БО ВО ЗО РО НО и т.д.).

Вам понравилось путешествовать на таком необычном поезде? (Да). Ой, посмотрите, а мы куда-то приехали, к каким-то другим сказочным созданиям. (Далее наступает математическая часть урока, педагог знакомит детей с палочками и блоками Дьенеша, увлекая их сказочным сюжетом, не забывая о музыкальных паузах и физкультминутках. В завершении занятия нужно снова закрыть глаза и перевернуться через правое плечо три раза, чтобы попасть обратно. Детей обязательно поблагодарить за помощь и наградить звёздами (конечно, тоже волшебными)))).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...