Самообразование воспитателя
методическая разработка (младшая группа)

Плеханова Ирина Александровна

План по самообразованию воспитателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Кстовского муниципального района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №41

с. Чернуха

 




План по самообразованию


  воспитателя


Плехановой Ирины Александровны





Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста, через нетрадиционную технику рисования»



2018-2020 уч. г.

Цель: Создание условий для развития у детей мелкой моторики через нетрадиционные методы рисования. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

  • Изучить и проанализировать научно методическую литературу по данной теме.
  • Составить конспекты совместной деятельности по нетрадиционному рисованию.
  • Познакомить детей с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.                                                                                                                                                                                                                                                                                    
  • Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.                                  
  • Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством нетрадиционной техники рисования
  • Воспитывать у детей интерес к рисованию.
  • Использовать разработанный материал с детьми дошкольного возраста;

 

Актуальность

   

 Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления, памяти, внимании, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия. Установлено, что уровень развития речи ребёнка напрямую зависит от того, насколько развита его мелкая моторика (движения пальцев рук). «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки…, чем сложнее движения…, тем ярче стихия детского разума…», - писал В.А. Сухомлинский.            

Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, по средствам нетрадиционных техник (рисование пальчиками, рисование ладошкой, техника обрывания бумаги, техника печатанья, техника тычка жесткой кисточкой и т. п.), в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.     Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития творческой активности, что и послужило мотивом выбора темы проекта.

Ввиду этих проблем, я решила заняться саморазвитием нетрадиционной техникой рисования, изучить методическую литературу, познакомиться с видами техник рисования, развитием мелкой моторики рук у детей с помощью нетрадиционных методов рисования. Этот вид деятельности я выбрала, потому что рисование с помощью нетрадиционных техник не утомляет детей, они выполняют задания с высокой активностью и работоспособностью в течение всего времени проведения занятия.  

 

Предполагаемый результат:

  • формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
  • повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники.

Литература:

1. Р.Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками» - Творческий Центр Москва 2008.

2. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - КАРО, Санкт – Петербург 2010.

3. Г.Н. Давыдова «Детский дизайн – пластилинография» - Москва 2006.

4. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» - Творческий центр «Сфера», Москва 2009

5. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» – Мозаика-Синтез, Москва 2005.

6. Д.Н. Колдина «Лепка с детьми 3-4 лет» - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.

7. О. А. Мамаева «Мастерим с детьми 3-4 лет» - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016.

8. Д.Н. Колдина «Аппликация с детьми 3-4 лет» - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.

Основные формы и методы работы по самообразованию:

1. Изучить методическую литературу по данной теме.

2. Беседы с детьми о нетрадиционных приемах в рисовании.

3. Консультации для родителей и для воспитателей  

4. Мастер – классы для родителей

5. Выставки работ.

месяц

Формы работы

С детьми

С педагогами

Самообразование

С родителями

Сентябрь

«Ветка рябины»

(пальчиковая живопись)

Изучение научно методической литературы. Создание детского альбома «Я не простой художник»

(в течение года)

Анкетирование родителей по выявлению у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования.

Папка-передвижка «Зачем рисовать?»

Консультация

«Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Октябрь

«Падают, падают листья…» («Осеннее дерево»)

(пальчиковая живопись) 

   

Составление перспективного плана художественной деятельности, разработка конспектов.

Привлечение родителей к сбору нетрадиционных материалов для рисования Мастер – класс по проведению занятия «Помоги маме-курочке найти цыплят

Ноябрь

 «Ежик»

(печатание ладошками)

Пополнение уголка по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами.

Консультация:

«Когда дома нет кисточки»

 

Декабрь

 «Украсим елочку» (ватные палочки)

Выставка детских работ по данной теме. 

Беседа на тему: «Развитие творчества у детей дома»

Январь

«Пушистый зайчик»

(рисование по трафарету)

Папка-передвижка

«Нетрадиционные техники рисования в младшей группе»

 

Дополнить уголок  ИЗО-деятельности нетрадиционным материалом для рисования. Советы – рекомендации по теме «Запретить или разрешить»

Февраль

«Снежинка»

(рисование крупой)

Собрание «Значение нетрадиционной техники рисования у дошкольников»

Март

«Мишка» (тычок сухой кистью)

Консультация «Самые неожиданные идеи в детском творчестве»

Апрель

«Подводное царство»

(пальчиковая живопись, ладошка, оттиск пробкой)

Консультация «Нетрадиционное рисование, как средство развития творчества детей».

Семинар - практикум «Ёжик в лесу»

Май

«Носит одуванчик жёлтый сарафанчик»

(рисование методом тычка, или пальчиками)

Выступление с отчетом на педагогическом совете (показ презентации итоговых работ детей)

Июнь

  1. Рисование мелом «Лето, лето к нам пришло!»

 Выставка детских работ.

Июль

  1. Рисование палочкой на мокром песке «По замыслу»

Август

Рисование ладошкой «Летние фантазии».

Выставка детских домашних рисунков с родителями «Как провели лето»

Перспектива:

В следующем 2019 – 20 учебном году буду продолжать работу в этом направлении.

План работы на 2019 -20 уч. год

месяц

Формы работы

С детьми

С педагогами

Самообразование

С родителями

Сентябрь - Октябрь

Провести диагностику творческих способностей на начальном этапе.

Рисование по технике; пальчиками  «Красавец мухомор», Рисование по технике: использование ватных палочек «Осеннее дерево» (точками)

Рисование по технике: печать листьями «Букет осени»

Разработать персональный план по теме. Разработка конспектов по различным техникам рисования.

Привлечь родителей к изготовлению нетрадиционных материалов для рисования.

Консультация «Зачем детям рисовать?»

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования у детей 4 – 5 лет»

Ноябрь

Рисование по технике: тычок «Астры в вазе». Рисование по технике: пластилинографии «Волшебные зонтики».

Подведение итогов диагностики

Анкетирование «Выявление интереса у детей к нетрадиционным техникам рисования»

 

Выставка работ «Прощание с осенью»

Мастер – класс «Ёжик в лесу»

Декабрь

Рисование зубной щеткой «Ёлочка»

Пополнение уголка по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами.

 

Январь

Рисование по технике: тычок «Поможем зайцу найти друзей»

 Мастер – класс «Зимний пейзаж»

Февраль

Аппликация «Снеговик» (обрывание и скатывание бумаги).

Подарок для папы (техника по выбору)

Мастер – класс: рисование свечой. «Зимний пейзаж»

Выставка работ семейного творчества «В мире фантазий»

Март

Рисование по технике: ладошками «Букет для мамы», «Солнышко»

Творческая выставка для мам.

 

Апрель

Работа по технике:  

 

Май

Рисование по технике: набрызг «Салют».

Провести диагностику творческих способностей на конечном этапе

Показ итоговых работ детей.  Отчет по теме самообразования

 Подведение итогов диагностики.  

Собрание «Значение нетрадиционных техник рисования в развитии мышления и воображения»

План работы.

Свою работу я начала с хорошо знакомых для детей данного возраста техник: рисование пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводила новые техники: рисование ватными палочками, тычок, рисование трафаретом, рисование смятой бумагой, набрызг, рисование зубной щеткой и вилкой, рисование капустным листом. На первых занятиях по каждой технике я ставила задачу знакомства детей с особенностями данной техники, лишь на следующих занятиях создавались какие-либо образы или сюжеты. На каждом занятии использовались игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание.

 

Вывод:

Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса. Результат очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. В начале каждого учебного года проводилась диагностика, а так же в середине выборочное диагностирование. Диагностическое задание было предложено детям в количестве — 5 человек с целью определения уровня развития творческих способностей детей. Диагностические данные показали, что у большинства детей благодаря применению на занятиях нетрадиционных техник рисования повысился уровень развития (в 2018 — 2020уч. г.). На основе проделанной работы я увидела, что у детей и родителей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия, слышат воспитателя, правильно выполняют задания, анализируют получившиеся рисунки, оценивают их. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы по самообразованию воспитателя на 2017-2022 год Тема: Развитие речи детей младшего возраста. Воспитатель: Садыкова Миляуша Каусаровна

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему "Развитие речи детей младшего возроста", воспитателя первой младшей группы Садыковой Миляуши Каусаровны...

Консультации для педагогов (воспитателей) Советы по организации самообразования воспитателя в детском саду ДОУ

Консультации для педагогов (воспитателей)Советы по организации самообразования воспитателя в детском саду ДОУОдним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированн...

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"

Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, повысить собственный профессиональный уровень по этому вопросу....