Самообразование воспитателя
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Администрация Кстовского муниципального района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №41
с. Чернуха
План по самообразованию
воспитателя
Плехановой Ирины Александровны
Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста, через нетрадиционную технику рисования»
2018-2020 уч. г.
Цель: Создание условий для развития у детей мелкой моторики через нетрадиционные методы рисования. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
- Изучить и проанализировать научно методическую литературу по данной теме.
- Составить конспекты совместной деятельности по нетрадиционному рисованию.
- Познакомить детей с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
- Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
- Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством нетрадиционной техники рисования
- Воспитывать у детей интерес к рисованию.
- Использовать разработанный материал с детьми дошкольного возраста;
Актуальность
Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления, памяти, внимании, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия. Установлено, что уровень развития речи ребёнка напрямую зависит от того, насколько развита его мелкая моторика (движения пальцев рук). «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки…, чем сложнее движения…, тем ярче стихия детского разума…», - писал В.А. Сухомлинский.
Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, по средствам нетрадиционных техник (рисование пальчиками, рисование ладошкой, техника обрывания бумаги, техника печатанья, техника тычка жесткой кисточкой и т. п.), в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития творческой активности, что и послужило мотивом выбора темы проекта.
Ввиду этих проблем, я решила заняться саморазвитием нетрадиционной техникой рисования, изучить методическую литературу, познакомиться с видами техник рисования, развитием мелкой моторики рук у детей с помощью нетрадиционных методов рисования. Этот вид деятельности я выбрала, потому что рисование с помощью нетрадиционных техник не утомляет детей, они выполняют задания с высокой активностью и работоспособностью в течение всего времени проведения занятия.
Предполагаемый результат:
- формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
- умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники.
Литература:
1. Р.Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками» - Творческий Центр Москва 2008.
2. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - КАРО, Санкт – Петербург 2010.
3. Г.Н. Давыдова «Детский дизайн – пластилинография» - Москва 2006.
4. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» - Творческий центр «Сфера», Москва 2009
5. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» – Мозаика-Синтез, Москва 2005.
6. Д.Н. Колдина «Лепка с детьми 3-4 лет» - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.
7. О. А. Мамаева «Мастерим с детьми 3-4 лет» - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016.
8. Д.Н. Колдина «Аппликация с детьми 3-4 лет» - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.
Основные формы и методы работы по самообразованию:
1. Изучить методическую литературу по данной теме.
2. Беседы с детьми о нетрадиционных приемах в рисовании.
3. Консультации для родителей и для воспитателей
4. Мастер – классы для родителей
5. Выставки работ.
месяц | Формы работы | |||
С детьми | С педагогами | Самообразование | С родителями | |
Сентябрь | «Ветка рябины» (пальчиковая живопись) | Изучение научно методической литературы. Создание детского альбома «Я не простой художник» (в течение года) | Анкетирование родителей по выявлению у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования. Папка-передвижка «Зачем рисовать?» Консультация «Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». | |
Октябрь | «Падают, падают листья…» («Осеннее дерево») (пальчиковая живопись)
| Составление перспективного плана художественной деятельности, разработка конспектов. | Привлечение родителей к сбору нетрадиционных материалов для рисования Мастер – класс по проведению занятия «Помоги маме-курочке найти цыплят | |
Ноябрь | «Ежик» (печатание ладошками) | Пополнение уголка по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами. | Консультация: «Когда дома нет кисточки»
| |
Декабрь | «Украсим елочку» (ватные палочки) | Выставка детских работ по данной теме. | Беседа на тему: «Развитие творчества у детей дома» | |
Январь | «Пушистый зайчик» (рисование по трафарету) | Папка-передвижка «Нетрадиционные техники рисования в младшей группе» |
| Дополнить уголок ИЗО-деятельности нетрадиционным материалом для рисования. Советы – рекомендации по теме «Запретить или разрешить» |
Февраль | «Снежинка» (рисование крупой) | Собрание «Значение нетрадиционной техники рисования у дошкольников» | ||
Март | «Мишка» (тычок сухой кистью) | Консультация «Самые неожиданные идеи в детском творчестве» | ||
Апрель | «Подводное царство» (пальчиковая живопись, ладошка, оттиск пробкой) | Консультация «Нетрадиционное рисование, как средство развития творчества детей». | Семинар - практикум «Ёжик в лесу» | |
Май | «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик» (рисование методом тычка, или пальчиками) | Выступление с отчетом на педагогическом совете (показ презентации итоговых работ детей) | ||
Июнь |
| Выставка детских работ. | ||
Июль |
| |||
Август | Рисование ладошкой «Летние фантазии». | Выставка детских домашних рисунков с родителями «Как провели лето» |
Перспектива:
В следующем 2019 – 20 учебном году буду продолжать работу в этом направлении.
План работы на 2019 -20 уч. год
месяц | Формы работы | |||
С детьми | С педагогами | Самообразование | С родителями | |
Сентябрь - Октябрь | Провести диагностику творческих способностей на начальном этапе. Рисование по технике; пальчиками «Красавец мухомор», Рисование по технике: использование ватных палочек «Осеннее дерево» (точками) Рисование по технике: печать листьями «Букет осени» | Разработать персональный план по теме. Разработка конспектов по различным техникам рисования. | Привлечь родителей к изготовлению нетрадиционных материалов для рисования. Консультация «Зачем детям рисовать?» Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования у детей 4 – 5 лет» | |
Ноябрь | Рисование по технике: тычок «Астры в вазе». Рисование по технике: пластилинографии «Волшебные зонтики». | Подведение итогов диагностики | Анкетирование «Выявление интереса у детей к нетрадиционным техникам рисования»
Выставка работ «Прощание с осенью» Мастер – класс «Ёжик в лесу» | |
Декабрь | Рисование зубной щеткой «Ёлочка» | Пополнение уголка по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами. |
| |
Январь | Рисование по технике: тычок «Поможем зайцу найти друзей» | Мастер – класс «Зимний пейзаж» | ||
Февраль | Аппликация «Снеговик» (обрывание и скатывание бумаги). Подарок для папы (техника по выбору) | Мастер – класс: рисование свечой. «Зимний пейзаж» | Выставка работ семейного творчества «В мире фантазий» | |
Март | Рисование по технике: ладошками «Букет для мамы», «Солнышко» | Творческая выставка для мам.
| ||
Апрель | Работа по технике:
| |||
Май | Рисование по технике: набрызг «Салют». Провести диагностику творческих способностей на конечном этапе | Показ итоговых работ детей. Отчет по теме самообразования | Подведение итогов диагностики. | Собрание «Значение нетрадиционных техник рисования в развитии мышления и воображения» |
План работы.
Свою работу я начала с хорошо знакомых для детей данного возраста техник: рисование пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводила новые техники: рисование ватными палочками, тычок, рисование трафаретом, рисование смятой бумагой, набрызг, рисование зубной щеткой и вилкой, рисование капустным листом. На первых занятиях по каждой технике я ставила задачу знакомства детей с особенностями данной техники, лишь на следующих занятиях создавались какие-либо образы или сюжеты. На каждом занятии использовались игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание.
Вывод:
Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса. Результат очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. В начале каждого учебного года проводилась диагностика, а так же в середине выборочное диагностирование. Диагностическое задание было предложено детям в количестве — 5 человек с целью определения уровня развития творческих способностей детей. Диагностические данные показали, что у большинства детей благодаря применению на занятиях нетрадиционных техник рисования повысился уровень развития (в 2018 — 2020уч. г.). На основе проделанной работы я увидела, что у детей и родителей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия, слышат воспитателя, правильно выполняют задания, анализируют получившиеся рисунки, оценивают их. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Советы по организации самообразования воспитателя в детском саду ДОУ»
Консультация для воспитателей ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/11/picture-264782-1415731611.jpg)
План самообразования воспитателя ДОУ По теме: « Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» воспитателя Мякоткиной Елены Владимировны
Самообразование...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/18/picture-878921-1484719580.jpg)
Индивидуальный план работы по самообразованию воспитателя на 2017-2022 год Тема: Развитие речи детей младшего возраста. Воспитатель: Садыкова Миляуша Каусаровна
Индивидуальный план работы по самообразованию на тему "Развитие речи детей младшего возроста", воспитателя первой младшей группы Садыковой Миляуши Каусаровны...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/07/picture-477799-1410109126.jpg)
Консультации для педагогов (воспитателей) Советы по организации самообразования воспитателя в детском саду ДОУ
Консультации для педагогов (воспитателей)Советы по организации самообразования воспитателя в детском саду ДОУОдним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированн...
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/11/picture-1084493-1633980692.jpg)
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/07/picture-905150-1683472347.jpg)
Индивидуальный план по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"
Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, повысить собственный профессиональный уровень по этому вопросу....