Лэпбук - как средство музыкального развития детей дошкольного возраста
статья

Куртева Татьяна Ивановна

Одним из новых способов организации учебной деятельности с дошкольниками и реализации деятельного подхода в их музыкальном развитии является лэпбук.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                             Куртева Татьяна Ивановна,

музыкальный руководитель

МБДОУ детского сада № 101

«Лэпбук – как средство развития музыкальных способностей детей

дошкольного возраста»

Введение федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию существенно изменило подход к организации музыкальной деятельности дошкольников. Перед нами стоит задача воспитания активного и любознательного поколения, решить которую возможно лишь с помощью деятельностного подхода и поиска нестандартных форм сотрудничества с воспитанниками.

Одним из новых способов организации учебной деятельности с дошкольниками и реализации деятельного подхода в их музыкальном развитии является лэпбук.

Лэпбук  (lapbook) – это сравнительно новое средство обучения, пришедшее в Россию  из Америки, и представляет собой одну из разновидностей метода проекта.

В дословном переводе с английского языка лэпбук  означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему.

Лэпбук – это интерактивная книга, в изучении которой дошкольник, может принимать непосредственное участие, будь не объектом обучения, а субъективным и равноправным партнёром. Интерактивность достигается путём различных видов деятельности ребёнка (игры, раскладывания, раскрашивания, складывания и пр.), где для представления материала используются вращающиеся и высовывающиеся элементы, кармашки, окошки, конверты, чистые листочки для заметок. Можно сказать, что лэпбук направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяющий кругозор и формирующий определённые навыки и умения. Лэпбук - это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и интересный вид совместной деятельности взрослых и детей. 

На сегодняшний день Технология «Лэпбук»  адаптирована к работе в российских детских садах, собрано уже более 30 лэпбуков, но, к сожалению, на музыкальную тему  нет ни одного лэпбука.

Исходя из актуальности выбранной темы. Целью моей работы стало использование Лэпбука – как средство развития музыкальных способностей детей, обеспечения активности ребёнка и разнообразия практической деятельности в музыкальном развитии дошкольника.

 Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

  1. Выявить возможности использования лэпбука в музыкальном воспитании дошкольников.
  2. Определить структуру и условия при создании лэпбука.
  3. При знакомстве с нотной грамотой использовать лэпбук «Веселые нотки» для развития музыкальных способностей   детей старшего дошкольного возраста.

Изучая литературу об использовании Лэпбука  в музыкальном воспитании дошкольников, я выяснила, что   Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС  к предметно-развивающей среде в художественно-эстетическом развитии дошкольников, так как: информативен; обладает дидактическими свойствами; полифункционален; способствует развитию творчества, воображения; пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе, с участием взрослого как играющего партнёра); является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части); доступен (его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста).

Музыкальный лэпбук позволяет оптимально использовать включенность педагога в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения); свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); открытое временное окончание деятельности (каждый работает в своем темпе). 

Я поняла, что использование  лэпбука открывает новые возможности в музыкальном воспитании, потому что:

- Дошкольник получает необходимую информацию в игровой форме; закрепляет полученные знания с помощью зрительных образов; проявляет активность и индивидуальные способности;

- Педагог осуществляет принцип  интеграции различных образовательных областей; объединяет материал в единое целое; выявляет потребности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями; воспитывает любознательность, побуждает детей к активности и совместной деятельности с педагогом и сверстниками, повышая уровень музыкального развития.

Структура Лэпбука достаточно проста, это: информация по выбранной теме; творческие задания; дидактические игры; загадки; рисунки, портреты, изображения по данной теме; стихи; секретный конвертик.

При создании лэпбука я соблюдала некоторые условия:

1. Лэпбук для дошколят должен быть особенно  красочным.

2. Пособие должно быть достаточно крепким.

3. Возможность активного манипулирования его структурными компонентами.

4. Доступность содержания, поэтому в лэпбук включаю материал, предварительно изученный, соответствующий возрастным возможностям детей.

5. Вариативность. Для поддержания длительного интереса к теме содержимое кармашков может  меняться, дополняться новыми заданиями.

Итак, лэпбук – эта книга, которую педагог собирает, склеивает её отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон.

Создание лэпбука,  как дидактического пособия, содержит все этапы проекта: целеполагание (выбор темы); разработка лэпбука (составление плана); выполнение (практическая часть); подведение итогов.

Технология «Лэпбук»  была апробирована мной на музыкальных занятиях и в свободной деятельности в нашем детском саду в разных видах и формах деятельности.

У меня лучше всего получаются лэпбуки на частные (определённые, узкие, конкретные темы) или темы, объединённые определённым сюжетом.

Например, лэпбук «Весёлые нотки» - это сюжетная тема, где дети «идут в гости» к нотам, попутно решая те или иные задачи, выполняя разнообразные задания. «Музыкальные инструменты» - это уже  частная тема, конкретно направлена на знакомство, изучение и расширение знаний о симфоническом оркестре и группах его инструментов.

После того, как тема выбрана, составляем план. Ведь лэпбук не просто книжка с картинками. Это дидактическое пособие. Поэтому нам надо продумать, что оно должен включать в себя, чтобы наиболее полно раскрыть тему.

Предлагаю вашему вниманию лэпбук «Веселые нотки», целью которого является знакомство с нотной грамотой детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Дать представление об эмоциональном содержании звуков и умений соотносить цвет с нотой.

2.Развивать ассоциативное мышление, слуховое воображение.

3.Учить использовать цвет с высотой звучания нот.

4. Развивать навыки творческого   музицирования.

5.Развивать чувство ритма.

6.Побуждать детей самостоятельно проявлять инициативу, получая удовольствие от игрового действия.

Содержимое лэпбука следующее

1.Книжка- раскладушка «Нотный дом».

2.Музыкально- дидактическая игра «Радужные нотки».

3.Музыкально- дидактическая игра «Птички на проводах».

4.Обучающее пособие «Разноцветные песенки».

5.Музыкальные загадки.

6.Музыкально- дидактическая игра «Ритмический паровозик».

7.Методические рекомендации к лэпбуку «Весёлые нотки».

Цель использования данного лэпбука была достигнута, поскольку вызвала интерес к совместному творчеству в процессе изготовления игр и материалов для лэпбука; поддерживала любознательность детей на  музыкальных занятиях с помощью зрительных образов; решала поставленные задачи по усвоению дошкольниками нового и закреплению изученного музыкального материала, развивала зрительную память, обогащала  музыкальный словарный запас. А созданный продукт  добавил разнообразие видов музыкальной деятельности дошкольников. Кроме этого в лэпбуке мы размещали материалы, направленные на речевое развитие ребёнка-дошкольника: короткие стихотворения и рассказы, словесные игры; художественно-эстетическое развитие: иллюстрации, репродукции, самодельные пазлы и разрезные картинки.

Лэпбук мы решили использовать как на групповых занятиях, так и при индивидуальной работе с детьми.

Очень удобно использовать лэпбук и как форму организации «Музыкального центра» в группах, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей определённой группы. Лэпбук мы использовали в самостоятельной и совместной музыкальной деятельности детей в режиме дня.

 Мобильность лэпбука также можно использовать для каждой тематической недели. Для этого мы применяли кармашки, в которых  менялся систематизированный материал по каждой новой теме. Это  пособие также хороший помощник педагогу.

Моя работа над лэпбуком была достаточно разнообразна, я опиралась на принцип «ничего готового детям», что создало условия для совершения самостоятельных, пусть и незначительных пока, музыкальных открытий ребятишек. Ведь очень важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха, а лэпбук позволяет такую ситуацию организовать.

          Интерактивные книжки-лэпбуки привлекали детей своей необычной формой, ярким цветом и разнообразием материала. Каждый лэпбук уникален, как и уникален его создатель, не существует правильного или неправильного метода его создания!

Результативность применения лэпбука в музыкальном развитии дошкольников очевидна. Сравнительный анализ показателей уровня музыкально-творческого развития выявил  высокий процент детей среднего уровня и качественное усвоение программного материала.

         По результатам педагогического наблюдения за детьми в подготовительной к школе группе в процессе применения технологии лэпбук стал полнее реализовываться деятельностный подход в музыкальном воспитании дошкольников. Это проявлялось в том, что:

  1. Обеспечено сотрудничество и сотворчество взрослых и детей.
  2. Улучшились результаты освоения программы, дети охотнее и быстрее осваивают основы музыкальной грамоты, развиваясь в соответствии со своими индивидуальными возможностями.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что у моих воспитанников значительно повысился интерес к музыкальной деятельности за счёт использования новой формы организации дидактического материала.

Таким образом, разные формы работы с лэпбуком помогли нам творчески подойти к процессу музыкального развития, успешно реализовать образовательную программу, заинтересовать как детей, так и их родителей.

Хочется отметить, что данная увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка. На мой  взгляд,  лэпбук –  это эффективная технология музыкального воспитания,  и интересный и полезный «инструмент» в совместной работе педагогов и детей.

Литература

  1. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.).  — Пермь: Меркурий, 2015.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказка, как средство музыкального развития детей дошкольного возраста"

Этот материал способствует музыкальному развитию детей дошкольного возраста с помощью сказок, которые могут помочь лучше разобраться в мире музыки, полюбить её....

Мастер –класс с педагогами «Лэпбук - как средство математического развития детей дошкольного возраста»

Мастер –класс с педагогами«Лэпбук - как средство математического развития   детей дошкольного возраста»...

ЛЭПБУК как средство познавательного развития детей дошкольного возраста

Лэпбук — инновационная форма работы познавательно–исследовательской деятельности....

«Лэпбук - инновационное средство познавательного развития детей дошкольного возраста»

laquo;Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вок...