Мастер -класс для воспитателей "Нетрадиционная техника рисование -граттаж"
учебно-методический материал (старшая группа)

Калак Олеся Петровна

Замечательная, необычная техника "Граттаж " будет интересна детям любого возраста. Разница состоит в том, что для детей младшего возраста основу для рисования выполняет взрослый, а дети старшего возраста - самостоятельно. Техника в выполнении проста, состоит из трёх этапов. Все этапы подготовки листа к работе интересны и вызывают у ребёнка интерес и воспитывают внимание, усидчивость, чувство последовательности и умение доводить начатое дело до конца. Ребёнок познаёт многообразие окружающего мира, а также расширяет кругозор и проводит познавательно-исследовательскую деятельность.

"Граттаж" (от французского gratter - скрести, царапать) - это способ процарапывания заострённым предметом грунтованного листа. Многим он известен, как "Цап-царапки". Детям очень нравится это смешное название и они легко запоминают эту технику. Уверяю Вас: "Попробовав технику "Граттаж" один раз, Вам захочется вернуться к ней снова и снова".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  «Аистенок» №15.

Мастер-класс для воспитателей

«Нетрадиционная техника рисования-граттаж»

Мастер класс рисунков в технике граттаж. Фото №8

                                                                                                                 Подготовила

                                                                                                                   Калак О.П

Цель мастер-класса – повысить мотивацию педагогов к овладению нетрадиционными техниками рисования.

Задачи: 

  • познакомить с нетрадиционной техникой рисования-граттаж,  для последующего использования данной техники в своей работе с детьми;
  • обучить технологии грунтовки листа под рисунок;
  • способствовать развитию воображения, фантазии  участников мастер-класса;
  • содействовать формированию эмоциональных, позитивных  чувств, настроения.  

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы работы: коллективная.

Раздаточный материал: полоски акварельной бумаги  (тонированные, покрытые слоем свечи) для работ, стеки, зубочистки, шпажки, канцелярские ножи,  салфетки.

Наглядные пособия: презентация по теме мастер-класса; готовые картины, выполненные в данной технике.

Демонстрационный материал: выставка рисунков по нетрадиционной технике.  

Структура мастер – класса:

1.Вступительная часть. Объявление темы и цели мастер-класса.

2. Основная часть.

Пояснение основных этапов выполнения рисования в технике «Граттаж»

Выбор материала для будущей творческой работы

Значение нетрадиционного рисования для развития ребенка.

Практическая часть. Освоение приемов выполнения нетрадиционного  рисования   в технике «Граттаж»

3. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Ход мастер-класса.

1. Вступительная часть.

Я приглашаю педагогов на мастер - класс. Я познакомлю Вас с нетрадиционной техникой рисования  граттаж.

Еще  древнегреческий ученый и философ Аристотель говорил: «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка», а чешский педагог-гуманист Я. А. Коменский утверждал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать» . Современный исследователь детского изобразительного творчества Т. С. Комарова утверждает, что художественная деятельность вносит в жизнь детей радость, так как ребенок соприкасается с насыщенными яркими красками, узорами, образами".

Техника позволяет не навязывать ребенку определенных штампов и стереотипов в рисовании. Дети раскрывают свои способности, свою уникальность в ИЗО деятельности получают удовлетворение от работы. Начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя» можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции.

Использование нетрадиционных техник рисования делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоение программного материала. Я использую в рисовании с детьми разные нетрадиционные техники ( пальцеграфию, печать от руки, рисование печатками, монотипия, ниткографию, граттаж,эбру)

В ИЗО немало разных техник,

Я, как воспитатель, знаю их.

И цель передо мной такая-

Тому, что знаю, научить других.

Вам о граттаже рассказала,

Он вызывает интерес.

Ведь каждый хочет в мир чудес,

Взяв в руки стилус

И лист бумаги непростой,

Ты словно фокусник - царапкой

Рисунок сможешь сделать свой.

Слово «Граттаж» произошло от французского слова — скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Еще одно название этой техники – воскография.

 Граттаж – это графический рисунок, который выполнен процарапыванием по воску острым инструментом.

Эту технику часто используют в художественных школах, детских студиях рисования.  Многие о ней слышали, но пробовали далеко не все, и совершенно напрасно. Потому что работы, выполненные в этой технике, очень хорошо смотрятся. В них есть какая-то загадка, объем, каждая получается уникальной.

В технике «граттаж» используется следующие материалы  и инструменты: картон, желательно белого цвета, восковые мелки, свеча, гуашь, губка, широкая кисть, вязальный крючок, зубочистки.

Посмотрите работы, выполненные в этой технике.  Здесь применяются различные выразительные средства - линия, штрих, пятно, контраст.

Этапы  работы:

Лист плотной бумаги или картона полностью закрашиваем восковыми мелками, восковой пастелью, гуашью или акварелью. Цветовое решение зависит от задуманного рисунка. Так же возможно использование простой белой или цветной бумаги.

Следующий этап: мы полностью покрываем наш лист воском. Для этого используем обыкновенную восковую  свечу.

Затем берем черную тушь или черную гуашь, добавляем  немного жидкого мыла или шампунь, чтобы лист не прилипал к рукам. Покрываем закрашенный лист  широкой кистью или губкой. Ждем, пока лист высохнет - получилась заготовка.

Далее берем любой острый предмет: зубочистку или перо, вязальный крючок или спицу, ручку с использованным стержнем и процарапываем рисунок по черному фону.

Так как заготовка листа для граттажа процесс не быстрый, я для вас их приготовили. (Показываю технику процарапывания)

И вот оно волшебство! На  черном фоне появляется рисунок из тоненьких цветных или белых штрихов.

И так творите!

Возьмите в  руки шпажку, зубочистку

И лист бумаги непростой,

И словно фокусник - царапкой

Рисунок вы создайте  свой.

Здесь равнодушием не пахнет,

Простор для творчества такой,

Что иногда не веришь даже,

Что это сделано тобой.

Если педагоги затрудняются с выбором сюжета, то я предлагаю шаблоны. Итак, наш мастер-класс подошел к концу.

Рефлексия

Подведем итог.  Уважаемые коллеги,  скажите, пожалуйста, было ли вам интересно, и хотели бы вы применить полученные знания?  Продемонстрируйте свои работы. Спасибо, Вам за проявленный интерес к нетрадиционной технике рисования, за активное участие в мастер – классе. Очень приятно было с вами работать. Чудесные картины останутся Вам на память.

Самоанализ мастер-класса

Тема «Нетрадиционная техника рисования – граттаж»

Целью данного мастер-класса было повысить мотивацию педагогов к использованию нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками. Поставленные задачи были выполнены полностью. Были рассмотрены этапы обучения новой техники рисования. Педагоги познакомились с техникой «граттаж», с  этапами обучения детей, создали творческие работы в новой технике. Были созданы условия для участников мастер-класса для развития фантазии, творческого мышления, освоения, выполнения техники «граттаж».

Мастер-класс был проведен в форме практической работы. Были представлены работы, выполненные  в технике «граттаж». Участники были обеспечены материалами для выполнения творческой работы.

Вводная часть состояла из объявления темы мастер-класса  и его содержания.

В основной части были рассмотрены этапы выполнения работы.

В заключительной части  был подведен итог.

Вывод:

Все поставленные задачи удалось реализовать. Тема мастер-класса дала педагогам возможность узнать новое, почувствовать новые ощущения, сделать хорошие работы. Этапы мастер-класса имели логическую последовательность. Психологическая атмосфера была доброжелательной. С практической частью, все справились на отлично. В целом мне мастер – класс понравился, результатом я довольна.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

подготовила : воспитатель первой квалификационной категории калак олеся петровна. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аистенок»№15

Слайд 4

Для работы потребуются следующие материалы: • акварельная шершавая бумага, картон или, ватман; • парафиновая (или восковая) свеча; • гуашь или тушь, лучше темных тонов; • широкая кисть; • инструменты для процарапывания (острая палочка, зубочистка, спица или ножницы).

Слайд 5

Этапы создания рисунков в технике граттаж: Шаг первый - надо подготовить картон или лист плотной бумаги (можно ватмана). Далее есть несколько вариантов: 1) Оставить бумагу просто белой. 2) Сделать основу цветной, в произвольном творческом порядке нанеся на нее акварель. 3) Хорошенько закрасить картон обычными восковыми мелками. Можно воспользоваться одним цветом, а можно набросать разноцветные пятна-полоски (потребуется довольно толстый слой), не оставляя пустых пятен. 4) В качестве основы можно взять цветной картон. 5) Подготовить картон уже с готовым рисунком на нем. Например, кусок коробки конфет или обложку тетради, что позволяет попробовать граттаж в домашних условиях, имея минимум материалов под рукой

Слайд 6

Этапы создания рисунков в технике граттаж: Шаг второй – нанесение воска. Подготовив основу, надо нанести на нее воск. Сделать это также можно различными способами: 1) В основу восковую свечу. 2) Натереть свечу на терке в некую емкость и поставить ее на водяную баню. После того как воск расплавится, нанести воск на подготовленный картон с помощью небольшой кисточки. 3) Зажечь чайную свечу (это маленькая свеча-таблетка) и набирать воск на кисть прямо из свечи, перенося его на картон. Если вы предварительно нанесли на основу восковые мелки, шаг с воском нужно пропустить.

Слайд 7

Этапы создания рисунков в технике граттаж: Шаг третий –на этом этапе требуется закрасить нанесенный слой воска. И здесь могут быть варианты: 1) Можно сделать это при помощи обыкновенной туши. Возможно, в процессе работы она будет скатываться по поверхности воска, тогда придется проявить терпение и нанести несколько слоев. 2) Вариант закрашивания поверхности - с помощью гуаши. Краска может быть абсолютно любого цвета, а также ее можно нанести пятнами. Правда, этот способ хорош только тогда, когда художник имеет четкое представление о готовом результате.

Слайд 8

Этапы создания рисунков в технике граттаж: Шаг четвертый – здесь потребуется любой слегка заостренный предмет, например, шариковая ручка, зубочистка, одноразовая вилка и т.п. Вы будете расцарапывать верхний слой краски, а в царапинах будет проступать белое (или цветное, если основа была предварительно закрашена) пространство.

Слайд 12

С помощью техники граттаж можно разнообразить любой рисунок на самые разные темы:

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование нетрадиционных техник рисования"

Мастер класс был подготовлен к конкурсу "Учитель года"...

Мастер - класс по нетрадиционным техникам рисования в детском саду. Рисование клеем ПВА

Нетрадиционные техники рисования подходят для развития творческих способностей детей и взрослых различного возраста, Использование нетрадиционных техник позволяет быстро получить интересное, необ...

Мастер- класс"Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Техника монотипия»

Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста.Техника монотипия»...

Презентация мастер –класс по нетрадиционной технике рисования (рисование солью, ниткография)

Все дети любят рисовать. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать....

Мастер класс по нетрадиционной технике рисования "Рисование тычком "Цветок"

Масстер-класс предназначен для родителей или педагогов. С помощью этого мастер - класса вы легко научитесь сами и сможете научить своего ребёнка рисовать цветок....

Мастер – класс по нетрадиционной технике рисования - граттаж

Цель:знакомство с нетрадиционной техникой рисования - граттаж,  для последующего использования данной техники в своей работе с детьми;Задачи:- обучить технологии грунтовки листа под рисунок;- спо...