Диагностические методики
тест

Юлия Константиновна Ковальчук

В раздел помещены тесты, методики для педагогов, родителей, обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анкета для родителей по изучению художественных интересов детей

  1. Чем увлекается ваш ребенок дома?
  2. Какие эмоции проявляет при виде красивого (в природе, живописи, интерьерах  и т.д.)?
  3. Рисует ли ваш ребенок; по своей инициативе или нет?
  4. Любит ли мастерить, какими инструментами и материалами пользуется?
  5. Что именно он любит изображать, мастерить?
  6. Рассказывает ли вам о том, что хочет сделать?
  7. Обращается ли он за советом, помощью?
  8. Показывает ли он вам готовые рисунки, поделки?
  9. Кто чаще занимается с ребенком дома?
  10. Бываете ли вы с ребенком в музеях, на выставках? На каких, как часто?
  11. Что сделано в вашем доме своими руками? Какое участие принимал в этом ребенок?
  12. Применяете ли вы детские рисунки, изделия в оформлении детского уголка, в подготовке к празднику, к дню рождения? Как?
  13. Как можно, на ваш взгляд, развить у ребенка интерес к искусству в семье? В чем вы видите преемственность с детским садом?
  14. Недостаток каких знаний вы ощущаете в вопросах эстетического воспитания детей? Какую помощь бы хотели получить от дошкольного учреждения? Какие темы вас интересуют?
  15. Какие формы организации работы детского сада с семьей Вы считаете наиболее удачными (родительские собрания, общие консультации, индивидуальные беседы, практикумы, просмотры занятий с детьми, родительские уголки, папки-передвижки и т.п.)?
  16. Каковы ваши советы по улучшению работы по эстетическому воспитанию в дошкольном учреждении? Ваши замечания?
  17. Чем бы могли помочь вы в решении вопросов эстетического воспитания?
  18. В какие студии вы хотели бы записать вашего ребенка?
  19. Чью конкретно консультацию хотели бы получить (по данному вопросу)?
  20. Как вы оцениваете работу детского сада в плане эстетического воспитания?



Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Пакет № 1. 

Изучение гибкости построения графического образа (Е.П. Торренс; 5-9 лет)

Каждому ребенку дают стандартный лист бумаги формата А4 с нарисованными двумя рядами одинаковых контурных изображений (по 8 штук в ряду).

Это могут быть капли, круги, зигзаги.

Инструкция ребенку. «Используя нарисованные изображения, постарайся придумать и изобразить как можно больше различных предметов и вещей. Можно дорисовать к фигуркам любые детали и объединить их в один рисунок …»

Дается время 15-20 мин. Количество идей (тем) зависит от способностей ребенка.

Уровень развития

Способностей

6 лет

8 лет

10 лет

Высокий

5 и более

8 и более

9 и более тем

Средний

3-4

6-7

6-8

Низкий

1-2

1-5

1-5

Пакет № 2

На стандартном листе бумаги формата А4 нарисованы круги в два рядя по 3 штуки в каждом.

Ребенку предлагается дополнить круги разными деталями или объединить их в один рисунок.

Время выполнения задания индивидуально для каждого ребенка.

У тех детей, которые смогли объединить два или три круга в один рисунок, высокий уровень креативности. Учитываются необычность и оригинальность трактовки кругов. Посредственными рисунками являются изображения рожиц, солнышка, снеговика, а также изображений только внутри круга.

Пакет № 3

Содержимым данного пакета являются фотографии или ксерокопии примерно одного размера с изображением чего-либо необычного, что трудно охарактеризовать с первого взгляда. Копилка экспертного материала собирается в течение всей деятельности педагога. Это могут быть изображения неожиданных ракурсов обычных вещей, сильно увеличенное или микроскопическое изображение, часть предмета и т.п.

Необходимые требования. Каждый ребенок работает индивидуально с педагогом, а педагог все время фиксирует (протоколирует) сказанное ребенком. Испытуемому предлагается одна картинка, и его просят:

  1. сказать, что изображено на картинке,
  2. задать любые вопросы.

За одну встречу используем 3-5 картинок. Благодарим и хвалим ребенка за работу, а далее интерпретируем результат.

Творчески мыслящий ребенок:

  • предлагает несколько версий изображенного на картинке;
  • ставит вопросы непосредственно по рисунку;
  • задает вопросы относительно деталей или всего рисунка в целом, в том числе аналитические и вопросы-гипотезы;
  • выстраивает предположения по рисунку;
  • сочиняет оригинальную, необычную историю;
  • быстро выполняет задания.

По результатам отслеживания уровня креативности деятельности, а также диагностики творческого мышления педагог проектирует, внося необходимые изменения, дальнейший процесс взаимодействия с ребенком.



Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ОПРЕДЕЛИТЬ

ПРАВО-, ЛЕВОРУКОСТЬ ИЛИ ДВУРУКОСТЬ

Для того, чтобы наиболее точно определить ведущую руку и преобладание того или иного полушария мозга, используем опросники, которые родители заполняют дома, исследуя манеру исполнения той или иной рукой, а также тесты, которые педагог сам проводит и затем фиксирует результат. Большое значение в определении доминирующего полушария играет метод наблюдения за детьми в процессе творчества, где учитываются следующие параметры:

  • характер владения рукой;
  • характер владения инструментом (карандаш, кисть);
  • последовательность заполнения листа;
  • эмоциональность выполнения работы;
  • графический характер рисуемых объектов;
  • степень самостоятельности;
  • качество рисуемой композиции.

Эти данные дополняются приведенными далее опросниками и тестами.

Сенсибилизированный опросник для определения рукости (для детей)

Обследование проводят родители. Результат определяют по количеству баллов.

Ключ к опроснику. Каждый ответ «только правой» оценивается в +2 балла, ответ «чаще правой» - в +1 балл, ответ «любой рукой» - 0 баллов, ответ «чаще левой» - в –1 балл, «только левой» - в –2 балла.

Все баллы суммируются.

Показатели: от +24 до +17 баллов – выраженная праворукость, от +16 до +9 баллов – слабая праворукость, от +8 до –8 баллов – амбидекстрия, от –9 до –16 баллов – слабая леворукость, от –17 до –24 баллов – выраженная леворукость.

Тест мануальной доминантности (для родителей) определяет генетическое происхождение левшества.

При определении леворукости или двурукости проводится дополнительное тестирование. При этом необходимо соблюдать следующие правила: каждое занятие предлагают ребенку в игровой форме, не фиксируют его внимание на том, какой рукой он действует, все предметы перед выполнением задания кладут строго перед ребенком.

Тесты-методы определения ведущей руки

1. Открывание коробочки. Ребенку предлагают несколько коробков из-под спичек, раскрашенных в разные цвета, и просят найти спичку в одном из них.

Ведущей считается та рука, которая совершает активные действия (открывает и закрывает).

Педагог фиксирует результат в таблице следующим образом: Л – чаще левая, П – чаще правая, ЛП – левая и правая.

Так фиксируются результаты всех последующих тестов.

  1. Вращательные движения. Ребенку предлагается открыть несколько пузырьков с завинчивающимися крышками (4-5 штук). Ведущая рука выполняет активные действия.
  2. Поднимание предмета. Перед ребенком кладут мяч и просят его поднять. Процедуру повторяют несколько раз.
  3. Развязывание узелков. Заранее неплотно завязывают несколько узелков из шнура средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел).
  4. Переплетение пальцев рук. Ребенка несколько раз просят переплести пальцы обеих рук. Сверху всегда оказывается большой палец одной и той же руки, как правило, ведущей (правой – у правшей, левой – у левшей).
  5. Скрещивание рук или «поза Наполеона». Ведущей считается та рука, кисть которой первой направляется на предплечье другой руки и оказывается на нем сверху, тогда как кисть другой руки оказывается под предплечье ведущей руки. Поза выполняется обычно каждым ребенком в одной и той же последовательности.
  6. Аплодирование. При аплодировании более активна и более подвижна ведущая рука, совершающая ударные движения о ладонь не ведущей руки. Этот тест имеет большую информационную ценность.
  7. Тест на заводку часов. Предложить ребенку взять часы и завести их. Ведущая рука выполняет активные, точно дозируемые движения, с помощью которых производится заводка часов; не ведущая рука держит часы.

Методы определения ведущего уха

Для изучения асимметрии слуха можно воспользоваться простыми, общедоступными приемами и методиками, не требующими использования специальных приспособлений. (Здесь и в дальнейшем результат каждого теста фиксируется).

  1. Тест «Шепот». Экспериментатор что-то говорит испытуемому ребенку шепотом. При равенстве остроты слуха ребенок подставляет к говорящему ведущее ухо, т.е. то, которым легче и быстрее осознается услышанное.
  2. Тест «Тиканье часов». Ребенку предлагается оценить громкость тиканья часов. При этом отмечается, к какому уху он подносит часы.

Метод определения ведущего глаза

  1. Тест «Моргание одним глазом». Ребенка просят моргнуть одним глазом. Закрывается обычно не ведущий глаз.
  2. Тест «Рассматривание в подзорную трубу». Ребенку предлагают посмотреть в скрученную из бумаги подзорную трубу. Рассматривание осуществляется обычно ведущим глазом.
  3. Проба Розенбаха (больше подходит для школьников). Ребенок держит вертикально в вытянутой руке карандаш и фиксирует (совмещает) его двумя глазами на определенной точке, отстоящей на 3-4 м. Попеременно он закрывает один глаз, другой. Ведущим считается тот глаз, при закрывании которого карандаш смещается в сторону.

Другой вариант: в затемненной комнате ребенка просят зафиксировать взглядом зажженную свечу, а затем прикрыть язычок пламени указательным пальцем вытянутой руки. Находясь сбоку, экзаменатор видит глаза ребенка и определяет, на который из них падает тень от пальца (она падает на ведущий глаз). Этот тест имеет то преимущество, что им можно пользоваться при определении ведущего глаза у детей-дошкольников.

  1. Тест «Карта с отверстием». В листе плотной бумаги размером 5х10 см в центре вырезается отверстие 1х1 см; держа этот лист на расстоянии 30-40 см, ребенок совмещает отверстие и предмет, находящийся в 2-3 м от него; при закрывании ведущего глаза предмет смещается.

Методы определения ведущей ноги

Используются легко доступные, не требующие специальных приспособлений, тесты:

  • подпрыгивание на одной ноге;
  • вставание на стул на колени;
  • схождение со стула;
  • шаг вперед и шаг назад.

Нога, выполняющая движение первой, считается ведущей.

  1. Закидывание ноги на ногу. Считается, что сверху часто оказывается функционально преобладающая нога.
  2. Тест «Скакалка». Ребенку предлагается сделать несколько прыжков через скакалку. Ведущая нога поднимается первой и становится впереди не ведущей.
  3. Тесты с мячом. Ребенку предлагается попасть мячом в цель ударом правой или левой ноги. В другом тесте ребенок должен подбросить мяч одной из ног в руки экспериментатору.
  4. Измерение длины шага. Шаги ведущей ноги длиннее, чем не ведущей. Ребенка просят пройти по влажному песку или снегу так, чтобы остались следы от обеих ног. Затем измерить длину 6-8 шагов каждой ноги и вычислить среднеарифметическую величину.
  5. Тест «Движение письма». Ребенка просят написать в воздухе ногой буквы или слова. Это можно сделать в положении сидя, согнув спину, или в положении стоя, вытянув ногу и отведя ее вперед, назад или наружу. Пробу проводят правой и левой ногой, отмечая, какая нога точнее и легче пишет. Это и будет ведущая нога.



Предварительный просмотр:

Опросник для родителей

(на выявление речевых, конструктивных или пространственных наклонностей)

  1. Когда начал говорить? (Первые слова. Начал говорить так же, как все, или нет?)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Легко ли заучивает стихи? (Любит ли сказки? Какие? Больше рассказывает сам или с удовольствием слушает? Речевая память).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. С какими вопросами любит «приставать»? (Что просит? Его интересы).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Переучивали ли на другую руку? Если да, то какие были трудности (необычное поведение и т.д.)? Как это проявлялось?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. В какие игры любит играть? (С конструкторами, в подвижные, в сюжетно-ролевые). В какие игры играет лучше, вовлекает друзей? Любит ли играть один; хочет ли, чтобы ему помогали взрослые во время игры? Любит ли, чтобы наблюдали за ним во время игры? Долго ли занимается одной и той же игрой?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. В подвижных играх так же ловок и быстр, как другие дети?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Рисует ли дома сам? Как происходит процесс рисования? Много ли делает рисунков? Доводит ли начатый рисунок до конца (сразу или через какой-то промежуток времени)? Подолгу ли сидит за работой? Увлечен ли процессом рисования?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. На что обычно жалуются учителя или воспитатели? (Поведение: обидчивый, гневливый, настойчивый, хочет, чтобы постоянно хвалили). Пугается ли трудных заданий?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

В данном разделе помещаю разного рода диагностические методики. Я собирала их довольно долгое время, так как по роду своей специальности это было самым необходимым в работе... Надеюсь кому-нибудь из к...

Перечень диагностических методик для исследования готовности к школе

Данные методики применяются для иследования готовности детей к школе....

Диагностические методики, используемые при обследовании детей 3-4 лет

Перечень методик, используемых для диагностики познавательных процессов...

Диагностические методики, используемые при обследовании детей 3-4 лет

Эти методики используются мной при обсдеовании познавательных процессов детей...

Диагностическая методика

Методика изучения эмоционального самочувствия ребенка в детском саду   Цель:получить общее представление о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей старшего дошкольно...

Комплект диагностических методик, определяющих готовность детей к школьному обучению.

Тесты  для старших дошкольников на выявление готовности к обучению в школе....

Диагностические методики в работе педагога-психолога с воспитателями

Тесты и анкеты применяемые педагогм-психологом в работе с воспитателями в ДОУ...