Конспект мастер-класса для родителей на тему "Оздоровительные пальчиковые игры"
материал

Данный мастер-класс посвящен таким технологиям здоровьесбережения, как пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры с предметами, игровой самомассаж кистей и пальцев рук, которые активно используются в детском саду с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_palchikovye_igry.docx32.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект мастер – класса для родителей

на тему: «Оздоровительные пальчиковые игры»

Светлана Петровна Баландина

МБУ «ЛИЦЕЙ №6»

Аннотация

Данный мастер-класс посвящен таким технологиям  здоровьесбережения, как пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры с предметами, игровой самомассаж кистей и пальцев рук, которые активно используются в детском саду с детьми дошкольного возраста.

Цель мастер-класса: распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста; знакомство родителей с пальчиковой гимнастикой и разными играми, направленными на развитие мелкой моторики.

Задачи мастер-класса:

  • повысить компетентность родителей в вопросах развития мелкой моторики ребенка в домашних условиях;
  • дать рекомендации к проведению традиционных и нетрадиционных  пальчиковых игр, познакомить с методикой их проведения;
  • построить эмоционально-доверительные взаимоотношения, способствующих полноценному развитию детей и позитивной самореализации взрослых.

Перечень материалов, инструментов и оборудования: бельевые прищепки, пробки от бутылок,  гладкие и массажные мячики, грецкий орех в скорлупе, карандаши шестигранные, листы бумаги по количеству детей и родителей; музыкальный центр, диск с пальчиковой гимнастикой «Разминка», «Солдатики», «Вертушки», «Прятки», «Дождик», «Пианист»; памятки с рекомендациями для родителей по  развитию мелкой моторики рук

Родители  с детьми сидят за столами, на которых находятся разные предметы.

Ход мастер-класса:

Вводная часть:

Приветствие родителей.

Известный педагог Сухомлинский сказал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое развитие малыша. И играли с детьми в «Ладушки» и «Сороку-белобоку». И мы до сих пор играем. И, возможно, даже не осознаем, что занимаемся таким образом с ребенком пальчиковой гимнастикой.

Пальчиковая гимнастика – это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев.

Какое действие оказывает пальчиковая гимнастика и как влияют пальчиковые игры на развитие наших деток? (Ответы родителей)   Воспитатель уточняет: влияют на развитие речи, развитие координации речи с движениями; стимулируют развитие памяти, концентрацию внимания, впоследствии способствуют формированию навыков рисования и письма. 

На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.

Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. У нас на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов.(Мизинец- сердце, безымянный палец- печень(почки), средний- кишечник, указательный- желудок, большой – голова). Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко.

Что такое моторика?

Моторика, в переводе с латинского – движение. Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия, при этом работают мелкие мышцы.

Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика.

Пальчиковые игры и упражнения развивают внимание, мышление, повышают эластичность мышц, стимулируют кровообращение, развивают координацию, быстроту реакции, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. Пальчиковые игры полезны всем детям без исключения, особенно тем, у кого речевые проблемы. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Послушай – и ты узнаешь,

посмотри – и ты поймешь,

сделай сам – и ты научишься.

Это выражение сегодня будет определять этапы работы нашего мастер-класса.

Основная часть:

Сегодня мы хотим предложить вашему вниманию как традиционные, так и нетрадиционные  игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома, как с самыми маленькими детками, так и с детьми старшего дошкольного возраста.

Мы подготовили игры и упражнения с пальчиками, которым хотим вас научить. Предлагаем  вам побыть немножко детьми и размять свои пальчики.

Очень интересна пальчиковая гимнастика под музыку.

Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры (совместно с родителями и детьми проводится пальчиковая гимнастика под музыку «Разминка», «Солдатики», «Вертушки», «Прятки», «Дождик», «Пианист»).

- А теперь мы с ребятами познакомим вас с пальчиковой гимнастикой, которую мы ежедневно выполняем в группе (Воспитатель с детьми проговаривают слова с показом движений пальцев рук, а родители повторяют упражнения):

Моя семья

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)

В гости к пальчику большому

В гости к пальчику большому           выставляем вверх большие пальцы

Приходили прямо к дому            соединяем под углом кончики обеих рук

Указательный и средний, называемые пальцы соединяются с большими

Безымянный и последний

Сам мизинчик-малышок              вверх выставляются только мизинцы,

Постучался об порог.                                кулачки стучат друг о дружку

Вместе пальчики-друзья,   ритмично сжимаем и разжимаем пальцы на

Друг без друга им нельзя.                                                          обеих руках.

Замок

На дверях висит замок.                                                 пальцы в «замочек».

Кто открыть его не смог?

Мы замочком постучали,                              стучать о стол «замочком».

Мы замочек повертели,                           круговые движения «замочком».

Мы замочек покрутили

И открыли!                                                                      показать ладошки.

 

Капустка

Мы капустку рубим-рубим,      движения прямыми ладонями вверх-вниз

Мы капустку трём-трём,                                потирать кулачок о кулачок

Мы капустку солим-солим,                   поочерёдно поглаживать пальцы

Мы капустку жмём-жмём.                      сжимать и разжимать кулачки

Соки

Загибаем пальчик при произнесении названия каждого сока на одной, а затем на другой, начиная с мизинца:

На здоровье соки пейте,

Но ни капли не пролейте:

Апельсиновый, вишнёвый,

Виноградный, грушевый,

Абрикосовый, клубничный,

Вкус у каждого отличный!

Можно выпить сок томатный,

Он особенно приятный.

Сок моркови и граната

Так полезен вам, ребята!

(Показываем большой палец.)

Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковые игры, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаем Вам ряд игр и упражнений с такими предметами.

Игры с прищепками

(Воспитатель с детьми демонстрируют упражнения с предметами с речевым сопровождением, родители выполняют упражнения с предметами)

Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги

(от указательного к мизинцу и обратно):

Сильно кусает котёнок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! ».

Гусь стоит,

И всё гогочет.

Ущипнуть тебя он хочет.

Га – га – га!

(Бельевой прищепкой прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки  от большого пальца к мизинцу).

Игры с пробками от бутылок

Берем две крышечки, кладем резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах»проговаривая:

«Мы едим на лыжах, мы мчимся с горы,

мы любим забавы снежной зимы»

«Сапожки»

Пальчики в сапожках шагают по дорожке,

Раз, два, три, четыре, пять, им очень весело гулять.

Игры с шестигранными карандашами

- Грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.

Карандаш в руках держу

Поиграть я с ним хочу.

«Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу»

Упражнение « Утюжок».

Толстый карандаш положить на стол, прогладить его сначала одной ладонью, потом другой, покатать карандаш по столу в разных направлениях.

Карандаш я покачу

вправо-влево – как хочу.

Упражнение « Волчок».

Вращать длинный тонкий карандаш на столе указательным и большим пальцами сначала одной руки, а потом другой. Выполнять вращение большим и средним пальцами.

Так же можно:

• катать карандаш между ладонями обеих рук – от кончиков пальцев до основания ладони;

• катать карандаш подушечками двух пальцев (большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного), поочерёдно правой и левой рукой;

• катать карандаш между соответствующими пальцами обеих рук по очереди (между указательным пальцем правой руки и указательным пальцем левой руки и т.д.);

• поочерёдно пальцами обеих рук катать карандаш по столу; поочерёдно пальцами обеих рук катать два карандаша по столу.

Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук 

Массаж рук грецким орехом (катаем орех между ладонями)

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

Можно:

- катать два ореха между ладонями;

- прокатывать один орех между ладонями;

-удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки;

- удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.

Массаж ладоней массажными мячиками (ежиками) по методу Су – Джок терапии. 

Цель массажа: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулируя речевые зоны коры головного мозга. Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

Ежик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Если будем с ним играть —

Ручки будем развивать.

Ловкими станут пальчики,

Умными девочки, мальчики.

Ежик нам ладошки колет,

Руки нам готовит к школе.

-Хочу попросить взять лист бумаги со стола обеими руками, мы с вами сейчас будем мять бумагу, следуя моим инструкциям.

Читается стихотворение:

Раз, два, три, четыре, пять

Мы бумажку будем мять!

Мы бумажку будем мять!

Свои ручки развивать!

(Плотную бумагу берём со стола и мнём обеими руками, как будто лепим снежок) .

В ручку правую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

Левой ручке отдаём.

(Берём в левую руку и мнём только левой рукой .

В ручку левую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

И на стол быстрей кладём.

(Убираем смятую бумагу на край стола)

На бумажку посмотри,

На что похоже говори!

(Дети отвечают на что похожа их смятая бумажка)

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусины, рожки и макароны, сушки. Бусины и пуговицы можно сортировать по размеру, цвету, форме.

Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и развивает его!

Заключительная часть:

- Дорогие родители! Большое спасибо, что вы приняли активное участие в нашем мероприятии. Надеюсь, что вы узнали много нового, интересного и обязательно примените полученные знания в семье.

Воспитатель раздает памятки с рекомендациями по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Список использованной литературы:

1.Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.

2.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.

3.Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., Гном и Д, 2001.

4.Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. М.,2008.

5.Нищева Н. В. «Картотека подвижных игр, физминуток, пальчиковой гимнастики». Изд.: Санкт – Петербург  Детство – Пресс 2010 г.

6.Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 1999.

7.Ушакова В. Т. Сотрудничество с семьей в вопросах оздоровления дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2010. - N 8. - С. 55-56.

8.Черенкова Е. Ф. «Развивающие игры с пальчиками». Изд.: Москва Рипол Классик Дом  21 век 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса с участием родителей «Новогодняя открытка»

Знакомство родителей с нетрадиционной техникой  работы с пластилином. Обучение участников мастер-класса технике "пластилинография"....

Мастер-класс для родителей по нетрадиционным пальчиковым играм "Пальчикам не дам скучать - буду весело играть"

Мастер-класс для родителей по использованию с детьми в домашних условиях пальчиковых игр для развития мелкой моторики....

конспект мастер-класса с участием родителей "Рождественский ангелочек"

Данная публикация поможет воспитателям организовать совместную деятельность родителей и детей по конструированию и ручному труду с использованием бросового материала, а так же - расширить представлени...

КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА С УЧАСТИЕМ РОДИТЕЛЕЙ «НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (РИСОВАНИЕ ЛАДОШКОЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ АППЛИКАЦИИ ВАТОЙ) «ПТИЧКИ ЗИМОЙ»

Материал по развитию творческих способностей детей (с участием родителей), через  использование нетрадиционной техники рисования....

Конспект мастер - класса к родительскому собранию по теме: «Веселые игры для развития красивой речи».

Конспект мастер - класса к родительскому собранию по теме: «Веселые игры для развития красивой речи». ...

Конспект мастер-класса с участием родителей в средней группе

Цель: вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ посредством     изготовления аппликации из цветной бумаги                  ...

Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ на тему «Народные игры как уникальный способ познания мира детьми старшего дошкольного возраста»

Цель мастер-класса – раскрыть воспитательно-познавательный потенциал и практическую значимость народных игр....