"Неделя теории решения изобретательских задач"
методическая разработка

Микушева Екатерина Дмитриевна

Цель ТРИЗ-педагогики — всестороннее развитие творческих способностей ребёнка.

Задачи:

  • Развитие у детей нестандартного, системного, раскованного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий;
  • Формировать у дошкольников целостную картину мира;
  • Воспитать у детей интерес к поисковой деятельности, стремление разрабатывать необычные варианты решения задачи;
  • Развивать у дошкольников речь, память, творческое воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nedelya_triz.doc240 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №92 общеразвивающего вида»

Тематическая неделя по ТРИЗ

«Теория решения изобретательских задач»

 

             

Составители:

 Старший воспитатель - Грушина Л.В.;

Воспитатель – Микушева Е.Д.;

Воспитатель – Курьерова Г.А.

Сентябрь 2020г.

Пояснительная записка.

ТРИЗ – это система приёмов, с помощью которых удаётся находить принципиально новые и уникальные решения. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) появилась на свет в пятидесятые годы ХХ столетия благодаря интеллектуальным усилиям отечественного учёного и писателя-фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера, который разработал эту концепцию на основе тезиса «творчество во всём» — в постановке вопроса, подаче материала, приёмах и методах работы. Он опирался на высказывание Л. С. Выготского о том, что ребёнок воспринимает программные моменты обучения в той мере, в какой они соответствуют природе его «я», то есть педагог должен работать в согласии с принципом природособразности. Методы и приёмы ТРИЗ обладают универсальными свойствами, имеют разные уровни сложности, в детском саду используются с трёхлетнего возраста воспитанников.

Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта. Г. С. Альтшуллер

Фото Альтшуллера Г. С

Цель ТРИЗ-педагогики — всестороннее развитие творческих способностей ребёнка.

Задачи:

  • Развитие у детей нестандартного, системного, раскованного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий;
  • Формировать у дошкольников целостную картину мира;
  • Воспитать у детей интерес к поисковой деятельности, стремление разрабатывать необычные варианты решения задачи;
  • Развивать у дошкольников речь, память, творческое воображение.

1   День. Понедельник 16.03.2020

«Ознакомление с понятием ТРИЗ в игровой деятельности»

Задачи

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Непосредственная образовательная деятельность

-  Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности;

Сформировать у детей способности самостоятельно обследовать объект для выяснения значений признака.

Беседы: «Что общего между цветком и деревом?», «Что общего между деревом и матрешкой?» и т.д.

 Метод мозговой штурм: «Как уберечь продукты от мышей»;

«Как оставить кусочек лета в зиму?», «Как выгнать лису из заюшкиной избушки?»;

Метод синектика: «Покажи походку человека, которому жмут ботинки»; «Изобрази рассерженного поросенка».

Художественная литература: Сочинение сказки с новым концом «Курочка Ряба», «Вас поймала Баба-Яга и хочет съесть».

Подвижная игра: «Раз, два, три, ко мне беги!».

Пальчиковый игротренинг по ТРИЗ с нетрадиционным материалом.

Игры «Что умеет делать?»; «Дразнилка»;

«Мои друзья» «Фантазия», «Кто кем будет», «Хорошо-плохо», «Да-нет».

Рассматривание журналов, картинок, иллюстраций.

Игровое упражнение «Придумай новый стул», «Волшебная палочка»  (уменьшение-увеличение предметов),

«Дорисуй картинку». «Сюжетно-ролевая игра «».

НОД с использованием игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ «Путешествие в страну сказок»

Оформление стенда по ТРИЗ.

Папка-передвижка «Что такое технология ТРИЗ?»

2 День. Вторник 17.03.2020

«Использование ТРИЗ в ознакомлении с окружающим миром»

Задачи

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Непосредственная образовательная деятельность

- Расширять представления детей о предметах окружающего мира.

 -Показать взаимосвязи и взаимодействия разных представителей живой и неживой природы.

Беседы: «Весна - красна; «Какой ты себе представляешь царицу – Весну?»;

«Чудесные свойства воды»; «Если вырубить весь лес?»; «Придумывание фантастического животного»; «Что буде если пропадёт огонь?»

Мозговой штурм: «Как потушить пожар, если нет воды?», «Изобрази рассерженного кота», «Изобрази чайник, который кипит».

Художественная литература: Разучивание стихотворений с помощью пиктограмм на тему «Дикие и домашние животные».

Подвижные игры: «Птички и кошка», «Солнышко и дождик», «Медведь бурый».

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Просмотр мультфильмов: «Почему божью коровку так

назвали?», «ТРИЗ и кот Потряскин»

 Игры «Хорошо-плохо»; «Моделирование маленькими человечками трёх агрегатных состояний воды»;

«Я загадал овощ (фрукт)» - (метод «Да-нетки); словесная игра «Угадай по описанию животное».

Рассматривание журналов, картинок, иллюстраций природы, животных.

Игровое упражнение «Дорисуй цветок», «На что похоже»

Разукрашивание раскрасок на тему транспорт, цветы, животные.


Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк – наоборот».

НОД по окружающему миру «В мире животных»; «Волшебный цветок» (младший и средний возраст»);

«Царство растений», «Путешествие в мир транспорта». (Старший и подготовительный возраст).

Интеллектуальная игра по ТРИЗ «Что? Где? Когда?»

(старший и подготовительный возраст)

3 День. Среда 18.03.2020

«Использование ТРИЗ в развитии речи детей»

Задачи

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Непосредственная образовательная деятельность

- Научить детей мыслить системно, развивать

творческое воображение.

-Поддержать и обеспечить развитие умственных

и речевых способностей дошкольников,

расширять словарный запас, выразительность

речи.

Беседы: беседы по картинам «Фантазия»; «Интервью у весеннего леса» (метод оживления-окаменения), «Назови сказки, где есть лиса и собака»

Мозговой штурм «Как уберечь бабушку от серого волка?»

Сочинение стихотворений «Лимерики». 

Составление детьми сказок на новый лад «Колобок», «Теремок», «Три поросёнка» (придумывание сказки с другим концом), сказки-наизнанку.

Ситуация-сказка «Вкусное лекарство».

Пальчиковая игра: «Любимые сказки»

Игры: «На что похоже?», «Повторялка», «Паровоз»,  «Дидактический мяч», «Гирлянда», «Четвёртый лишний», «Составь загадку», «Доскажи слово», «Придумай рифму», «Придумай слова на определённый звук». Кольца Луллия «Зарядка для язычка», «Автоматизация звуков».

Сюжетно – ролевая игра: «Фантастическая парикмахерская», «Фантазии в библиотеке».

Подвижная игра:  «Карусель».


НОД по развитию речи по технологии ТРИЗ

«Заучивание потешки «Кисонька-Мурлысонька», - младший возраст; «Волшебное путешествие» (средний возраст); Составление рассказа «Весна»

(старший, подготовительный возраст).

Создание альбома «Мнемотаблицы по заучиванию стихотворений»

 (по возрасту детей)

Театрализация сказки по ТРИЗ «В гостях у сказки»

4 День. Четверг 19.03.2020

«Использование ТРИЗ в формировании математических способностей»

Задачи

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Непосредственная образовательная деятельность

-Формировать у детей умения наблюдать, анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера;

-Развивать способность быстро входить в новые предметные области;

- Развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли;

-Развивать желание заниматься самостоятельной экспериментальной

деятельностью;

-Воспитывать творческую

личность.

Беседы: «Как люди научились считать?», «Математика в нашей жизни»; «На что похожи цифры, геометрические фигуры?».

Сюжетно - ролевая игра: «Супермаркет».

Подвижные игры: «Найди пару», «Обруч», «Путешествие», «Кто какого роста?»

Чтение художественной литературы:

«Математические сказки». «Важные цифры».

Рассматривание иллюстраций «Геометрические фигуры», «Цвета», «Величина предметов». «Цифры», «Части суток».

Игры: «Волшебная дорожка», «Раньше-позже», «На что похоже», «Один-много», «Что было бы, если убрать часть», «Палочки Кюизенера», «Сложи узор счётными палочками», «Сложи квадрат», игры-головоломки «Танграм»,

«Волшебный круг»

Игровое упражнение «Обведи по точкам», «Дорисуй фигуру в каждом раду», графические диктанты.

НОД по ФЭМП с элементами ТРИЗ «На помощь к солнышку» (младший и средний возраст», «Волшебный сундучок»

 (старший и подготовительный возраст).

Изготовление дидактического пособия по ТРИЗ технологии

5 День. Пятница 20.03.2020

 «Использование ТРИЗ в развитии воображения и творчества»

Задачи

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Непосредственная образовательная деятельность

-Обучение детей непосредственно технике: традиционной и нетрадиционной.

- Развивать фантазию, воображение, творческие способности детей.

Беседы «Чем и на чём рисует художник», «Тёплые и холодные цвета»

Рассматривание иллюстраций известных художников:

Ю. Васнецов, «Три медведя», И. Шишкин «Утро в сосновом бору», И. Левитан « Март»

М. Федотова «Как мы

«Как мы встречали весну»

Е.Чарушин «Медвежата»,

«Детки в клетке».

Чтение художественной литературы

Сутеев В.Г. «Мы ищем кляксу», «Сказка про краски», «Малыши-карандаши, украденные краски».

Игры – эксперименты с красками, цветом:

«Разноцветные стёклышки»

«Радуга из ленточек»

«Волшебный цветок»

«Радуга на круге»

 «Разноцветные очки»

«Спрячем пуговицу»

«Радужный зонт»

«Хоровод цветов»

«Весёлые краски»

Игры с точкой. 

Детям предлагается нарисовать 2-3 точки и рассказать, что напоминает каждая из них,  какое у них настроение. Представить, что они пришли в гости друг к другу, нарисовать, о чем они будут разговаривать и т. д. Нарисовать много точек и  попутешествовать с ними и с карандашиком.

Игры с линией.  

Это сочинение и моделирование  мини сказочек.

Игры  с геометрическими фигурами.  Дорисовывание готовых геометрических фигур.

Игра «Забывчивый художник».

Детям предлагается закончить рисунок, который забывчивый художник начал, но не довёл до конца. И теперь не помнит, что хотел нарисовать. Ребята рисуют картинки по заданным элементам.

Игра «Создай новый цвет». Ребёнок экспериментирует с цветом, изменяя и смешивая тона. Изображает заданный объект созданным цветов, придумает рассказ о его особенностях (настроении, способе существования и т.д.)

Игры  с пятном.

На листе бумаги  акварелью рисуются пятна, детям предлагают нарисовать пятна  у себя на листах, дорисовать мелкие детали и рассказать, что получилось

Игры с кляксой.

Сделать кляксу на бумаге. Что получилось? На что похоже? Как дорисовать?

Рисование при помощи пальцев.

 Рисование эмоций:

 настроение, радость, грусть, веселье, задумчивость. Основная идея – передача душевного состояния через цвет.

Рисование музыки.

Рисование запаха

Ребенку предлагают передать запах в рисунке.

Использование вышеописанных нетрадиционных техник для создания работ в стиле абстракционизм.

Рисование тычком кисти, штрихом, поролоном, разбрызгиванием, из скомканной бумаги, фон гуашью, по-мокрому, на кефире.

 НОД: аппликация методом обрывания бумаги «Жираф» (младший и средний возраст); рисование нетрадиционным способом «Цветок» (старший и подготовительный возраст).

Выставка рисунков «Мы начинающие художники»

Работа с родителями.

  • Папка-передвижка: «Что такое технология ТРИЗ?».
  • Памятка «В помощь родителям – развивающие игры ТРИЗ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ по технологии теории решения изобретательских задач

В документах, положенных в основу коррекционной работы понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» (в дальнейшем ОВЗ) - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического пл...

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ходе рассматривания картин с использованием технологии ТРИЗ (Теория Решения изобретательских задач ).

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают особые трудности в овладении навыками составления рассказа, поскольку у них недостаточно развит словарь, грамматический строй речи. Имеется серье...

Теория решения изобретательских задач. Занятия в детском саду

"Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно", - эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну, человеку, привыкшему мыслить оригинально и нестандартно. Однако сегодня совсем немноги...

Консультация для воспитателей ДОУ: « ТРИЗ – теория решения изобретательских задач»

Статья отражает теоретический минимум, который поможет педагогам внедрить в работу с детьми  технологию ТРИЗ....

Презентация "Теория решения изобретательских задач или развитие творческого воображения"

научить детей системно мыслить, направлять мыслительные действия дошкольников на поиск новых, не шаблонных решений....

План по самообразованию на тему: «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста».

   Дошкольный возраст уникален. Как сформируется ребенок, такова и будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.Р...

Программа «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач). Игры

Программа «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач)ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем.Г.С.Альтш...