ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
рабочая программа
Тема: «Развитие воображения у детей дошкольного возраста »
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prioritetnoe_i_samoobrazovanie.docx | 33.75 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Лазорики» г. Волгодонска
(МБДОУ ДС «Лазорики» г. Волгодонска)
ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ
Бирюковой Аллы Александровны
2019г.
г. Волгодонск
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Сроки (месяц) | Содержание деятельности | |
СЕНТЯБРЬ | Нормативно – правовая база,методическая, психолого – педагогическая литература | ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ; |
ОКТЯБРЬ | Нормативно – правовая база,методическая, психолого – педагогическая литература | 1. Боровик О. Развиваем воображение // Дошкольное образование. 2001. №1 2. Выготский Л.С., Лекции по психологии. СПб., 2003 3. Дудецкий А.Я. Теоретические основы воображения и творчества. Смоленск, 2004 |
НОЯБРЬ | Нормативно – правовая база,методическая, психолого – педагогическая литература | 4. Дьяченко О. Особенности развития воображения умственно одаренных детей // Дошкольное воспитание. 2003. №8 5. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 2008 6. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. 2007. №16 7.Журнал «Ребёнок в детском саду» №3 2008г. |
ДЕКАБРЬ | Нормативно – правовая база,методическая, психолого – педагогическая литература | 8. Кириллова Г. Реалистические тенденции в воображении детей // Дошкольное воспитание. 2001. №12 9. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 2000 10. Кравцова Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание. 2005. №12 |
ЯНВАРЬ | Нормативно – правовая база,методическая, психолого – педагогическая литература | 11. Баринова М. Н., О развитии творческих способностей. – Л: 1961 12. Выготский Л. Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПб.: Союз, 1997 13. Березкина В. Г., Детство творческой личности. – СПб.: издательство Буковского, 1994 |
ФЕВРАЛЬ | Нормативно – правовая база,методическая, психолого – педагогическая литература | 14.Ендовицкая Т. О. О развитии творческих способностей. – Дошкольное воспитание. – 1997 15.Крылова Е. Школа творческой личности. – Дошкольное воспитание. - 1992 16.Полуянов Д., Воображение и способности. – М.: Знание, 2004 |
МАРТ | Нормативно – правовая база,методическая, психолого – педагогическая литература | 17.Коршунова Л. С., Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения./Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. – М. 1989. /Психологический подход к воображению. Перспектива и границы: 18 – 39. Воображение и игровая деятельность: 83 – 97. Чувственное отображение и воображение: 113 – 122. Воображение и мышление: 122 – 138/. 18.Кравцова, Е. Развитие воображения [Текст]/Е.Кравцова// Дошкольное воспитание. -2005. -№12. - С.17. 19.Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст]/Е.Е.Кравцова. - М.:Просвещение, 2001. - С.66. |
АПРЕЛЬ | Нормативно – правовая база,методическая, психолого – педагогическая литература | 20. Крутецкий, В.А. Психология [Текст]/В.А.Крутецкий. - М.:Просвещение, 2006. - С.278. 21. Лейтес Н. С. Ранние представления одаренности. // Вопросы психологии. 1988. № 4. с. 98 – 108. 22. Люблинская, А.А. Детская психология [Текст]/А.А.Люблинская. - М.:Просвещение, 2001. – |
МАЙ | Нормативно – правовая база,методическая, психолого – педагогическая литература | 23. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателей детского сада/Под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982 –с.113 24. Мухина В.С. Детская психология. М., 1985. 272с. |
ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Воспитателя Бирюковой Аллы Александровны
Тема: «Развитие воображения у детей дошкольного возраста »
Актуальность
Воображение является неотъемлемым компонентом полноценного развития ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определение сущности механизмов воображения.
Исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, О.М. Дьяченко, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, в значительной степени определяет эффективность готовности ребенка к обучению в школе. Е.П. Торренс, Дж. Гилфорд разработали психодиагностические тесты на выявление уровня развития креативности, творческого воображения.
О необходимости использования в обучении дошкольников и их подготовке к школе методов, соответствующих возрастным особенностям, говорилось в выступлениях А.М. Леушиной, Э.А. Александрян, Д.В. Менджерицкой, В.Н. Аванесовой.
Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является, неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведение в целом.
Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новое. Важно формировать у детей познавательные интересы. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как производительность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения – произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.
Цель: формировать учебную мотивацию, подготовить детей к успешной адаптации в новой социальной среде по средствам развития воображения.
Задачи:
- Формирование и развитие репродуктивного и творческого воображения; свертывание мыслительных операций, умение менять точку зрения, повышение уровня любознательности, беглости и гибкости мысли.
- Выплеск накопившегося напряжения, тревоги.
- Совершенствование интеллектуальных и волевых навыков.
План работы по приоритетному направлению
месяц | Содержание работы | Форма проведения | |
СЕНТЯБРЬ | 1 – ая неделя | Тема: Диагностика уровня развития творческого воображения Цель:Исследование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, включая параметры, как беглость (легкость), гибкость, оригинальность и точность мышления, а также воображение. | Тест Э. П. Торренса |
2 – ая неделя | Тема: «Салат из сказок». Цель:Развитие творческого воображения, путем соединения знакомых персонажей из разных сказок в одну и придумывания своей – новой сказки. | Дидактическая игра | |
3 – ая неделя | Тема: Снятие психоэмоционального напряжения для детей старшего возраста. Цель: Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов; - создание благоприятного климата в группе; -развитие коммуникативных навыков, формирование доверия, групповой сплоченности, - развитие воображения, снятие агрессии, преодоление страхов. | Тренинг-игра | |
4 – ая неделя | Тема: Цель: Анализ рисунков и других художественных изделий ребёнка даёт родителям интересный материал об общем развитии и способностях их детей | Консультация для родителей | |
месяц | Содержание работы | Форма проведения | |
ОКТЯБРЬ | 1 – ая неделя | Тема: «Путешествие в гости к осени» Цель: Развивать воображение, память, речь, пантомимическую выразительность. Закрепить интерес к изменениям в природе, знания об осенних явлениях | Игра |
2 – ая неделя | Тема: Волшебная мозаика Цель: Учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов | Упражнение | |
3 – ая неделя | Тема: Сказочные истории Цель: Развитие фантазии, способности использовать элементы анимизма («одушевления» предметов). | Словесная игра | |
4 – ая неделя | Тема: Лжезагадки Цель: Учить детей отгадывать загадки, развивать внимание, творческое воображение. | Загадки-задачки | |
месяц | Содержание работы | Форма проведения | |
НОЯБРЬ | 1 – ая неделя | Тема: На что похожи наши ладошки Цель: Развитие воображения и внимания. | Упражнение |
2 – ая неделя | Тема:Хорошо-плохо Цель: Учить видеть, что любой предмет может нести хорошее и плохое начало. Развивать речь и творческое воображение детей. | Решение противоречий | |
3 – ая неделя | Тема:Школа будущего Цель: Знакомить и приучать дошкольников к режиму школьной жизни. Продолжать учить детей реализовывать и развивать сюжет игры.Развивать речь,воображение. | Сюжетно-ролевая игра | |
4 – ая неделя | Тема: Составление изображений Цель: Развивать творческое воображение, смелость мысли, развивать мелкую моторику пальцев; диагностика уровня развития воображения. | Тестовое задание | |
месяц | Содержание работы | Форма проведения | |
ДЕКАБРЬ | 1 – ая неделя | Тема:Затейники Цель: Развивать воображение; увеличивать запас двигательных умений. | Подвижная игра |
2 – ая неделя | Тема:Клякса Цель: Развитие невербального ассоциативного воображения, мелкой моторики пальцев; быстрота, смелости мысли. | Рисунок | |
3 – ая неделя | Тема:Танграм Цель: Развивать гибкость мышления. | Игра-головоломка | |
4 – ая неделя | Тема: Ветер дует на того, кто… Цель: Снятие мышечное напряжение, умение слушать указание, развивать быстроту реакции. | Игра-энергизатор | |
месяц | Содержание работы | Форма проведения | |
ЯНВАРЬ | 1 – ая неделя | Тема: Фантастические гипотезы Цель: Развитие творческого воображение и теоретического мышление. Что было бы, если... (город умел летать, часы шли наоборот и т.п.)? | Словесная игра |
2 – ая неделя | Тема: Сказка о маленьких человечках. Цель: Познакомить с методом МЧ. Развивать творческое воображение, интерес к учебной и познавательной деятельности. | Технология ТРИЗ | |
3 – ая неделя | Тема:Отгадай и покажи Цель: Развивать воображение, фантазию, творчество, быстроту мышления, координационные и скоростные способности. | Игра малой подвижности | |
4 – ая неделя | Тема: «Путешествие в гости к зиме» Цель: Уточнить и закрепить знания о зимних явлениях в природе. Развивать воображение, речь. Способствовать развитию творческого мышления. Формировать интерес к окружающему. | Игра-занятие | |
месяц | Содержание работы | Форма проведения | |
ФЕВРАЛЬ | 1 – ая неделя | Тема: Ожившие игрушки”: Цель: Учить детей навыкам невербального общения, развивать самоконтроль. | Игра |
2 – ая неделя | Тема: Лжезагадки Цель: Учить детей отгадывать загадки, развивать внимание, творческое воображение. | Загадки-задачки | |
3 – ая неделя | Тема: Путешествие на чудесную поляну Цель: Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов; | Упражнение на релаксацию | |
4 – ая неделя | Тема: ТРИЗ. Модификация русской народной сказки «Репка» Цель: Изменить сказку, придумав новую ситуацию. Развивать творческое мышление, воображение. | Драматизация сказки | |
месяц | Содержание работы | Форма проведения | |
МАРТ | 1 – ая неделя | Тема:Новое назначение предмета Цель: Развивать творческое воображение детей | Дидактическая игра |
2 – ая неделя | Тема: Волшебная ниточка Цель: Развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами | Упражнение | |
3 – ая неделя | Тема: В стране сказок. «Три медведя». Цель: Способствовать развитию мышления, памяти, воображения, речи. Закрепить умение работать по образцу. | Моделирование сказки. Работа с кругами Луллия. | |
4 – ая неделя | Тема: Ты хороший– я хороший Цель: Помочь расслабиться, снять мышечное напряжение. | Игра-энергизатор | |
месяц | Содержание работы | Форма проведения | |
АПРЕЛЬ | 1 – ая неделя | Тема: Превращение маленьких человечков Цель: Превращение веществ из одного агрегатного состояния в другое. Продолжать знакомить детей с твердыми, жидкими и газообразными веществами, проводить опытную работу, воспитывать терпение и выдержку. | Опыт с водой |
2 – ая неделя | Тема: Путешествие на далёкую планету. Цель: Обобщить и закрепить знание детей о космосе. Развивать творческое мышление, воображение. Формировать интерес к окружающему. | Беседа о планетах | |
3 – ая неделя | Тема: Сказочное животное (растение) Цель: Развитие творческого воображения. | Рисунок | |
4 – ая неделя | Тема: Море волнуется раз Цель: Преодоление расторможенности и тренировка усидчивости. | Подвижная игра | |
месяц | Содержание работы | Форма проведения | |
МАЙ | 1 – ая неделя | Тема: Шкатулка со сказками Цель: Развитие воображения. Умение легко оперировать заменителями предметов. | Дидактическая игра |
2 – ая неделя | Тема: Путешествие в лето Цель: Развивать воображение, память речь. Закрепить знания о летних явлениях в природе, их отличии от других времён года. Формировать интерес к изменениям в природе, совместным играм, творчеству. | Беседа.Рисование картины лета в воздухе | |
3 – ая неделя | Тема: Так не бывает! Цель: Развивать творческое воображение детей. | Словесная игра | |
4 – ая неделя | Тема:Эскиз Цель: Развивать творческое воображение, смелость мысли, развивать мелкую моторику пальцев; диагностика уровня развития воображения. | Тестовое задание | |
Методическая литература
- Боровик О. Развиваем воображение // Дошкольное образование. 2001. №1
- Выготский Л.С., Лекции по психологии. СПб., 2003
- Дудецкий А.Я. Теоретические основы воображения и творчества. Смоленск, 2004
- Дьяченко О. Особенности развития воображения умственно одаренных детей // Дошкольное воспитание. 2003. №8
- Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 2008
- Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. 2007. №16
- Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. М., 2004
- Кириллова Г. Реалистические тенденции в воображении детей // Дошкольное воспитание. 2001. №12
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 2000
- Кравцова Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание. 2005. №12
- Баринова М. Н., О развитии творческих способностей. – Л: 1961
- Выготский Л. Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПб.: Союз, 1997
- Березкина В. Г., Детство творческой личности. – СПб.: издательство Буковского, 1994
- Ендовицкая Т. О. О развитии творческих способностей. – Дошкольное воспитание. – 1997
- Крылова Е. Школа творческой личности. – Дошкольное воспитание. - 1992
- Полуянов Д., Воображение и способности. – М.: Знание, 2004
- Коршунова Л. С., Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения./Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. – М. 1989. /Психологический подход к воображению. Перспектива и границы: 18 – 39. Воображение и игровая деятельность: 83 – 97. Чувственное отображение и воображение: 113 – 122. Воображение и мышление: 122 – 138/.
- Кравцова, Е. Развитие воображения [Текст]/Е.Кравцова// Дошкольное воспитание. -2005. -№12. - С.17.
- Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст]/Е.Е.Кравцова. - М.:Просвещение, 2001. - С.66.
- Крутецкий, В.А. Психология [Текст]/В.А.Крутецкий. - М.:Просвещение, 2006. - С.278.
- Лейтес Н. С. Ранние представления одаренности. // Вопросы психологии. 1988. № 4. с. 98 – 108.
- Люблинская, А.А. Детская психология [Текст]/А.А.Люблинская. - М.:Просвещение, 2001. –
- Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателей детского сада/Под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982 –с.113
- Мухина В.С. Детская психология. М., 1985. 272с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...
Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...
Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...