ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
рабочая программа

Бирюкова  Алла Александровна

Тема: «Развитие воображения у детей дошкольного возраста »

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prioritetnoe_i_samoobrazovanie.docx33.75 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Лазорики» г. Волгодонска

(МБДОУ ДС «Лазорики» г. Волгодонска)

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ

Бирюковой Аллы Александровны

2019г.

г. Волгодонск

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

Сроки

(месяц)

Содержание деятельности

СЕНТЯБРЬ

Нормативно – правовая база,методическая, психолого – педагогическая литература

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155  "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384);

ОКТЯБРЬ

Нормативно – правовая база,методическая, психолого – педагогическая литература

1.        Боровик О. Развиваем воображение // Дошкольное образование. 2001. №1

2.        Выготский Л.С., Лекции по психологии. СПб., 2003

3.        Дудецкий А.Я. Теоретические основы воображения и творчества. Смоленск, 2004

НОЯБРЬ

Нормативно – правовая база,методическая, психолого – педагогическая литература

4.        Дьяченко О. Особенности развития воображения умственно одаренных детей //                    Дошкольное воспитание. 2003. №8

5.        Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 2008

6.        Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. 2007. №16

7.Журнал «Ребёнок в детском саду» №3 2008г.

ДЕКАБРЬ

Нормативно – правовая база,методическая, психолого – педагогическая литература

8.        Кириллова Г. Реалистические тенденции в воображении детей // Дошкольное воспитание. 2001. №12

9.        Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 2000

10.        Кравцова Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание. 2005. №12

ЯНВАРЬ

Нормативно – правовая база,методическая, психолого – педагогическая литература

11.        Баринова М. Н., О развитии творческих способностей. – Л: 1961

12.        Выготский Л. Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПб.: Союз, 1997

13.        Березкина В. Г., Детство творческой личности. – СПб.: издательство Буковского, 1994

ФЕВРАЛЬ

Нормативно – правовая база,методическая, психолого – педагогическая литература

14.Ендовицкая Т. О. О развитии творческих способностей. – Дошкольное воспитание. – 1997

15.Крылова Е. Школа творческой личности. – Дошкольное воспитание. - 1992

16.Полуянов Д., Воображение и способности. – М.: Знание, 2004

МАРТ

Нормативно – правовая база,методическая, психолого – педагогическая литература

17.Коршунова Л. С., Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения./Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. – М. 1989. /Психологический подход к воображению. Перспектива и границы: 18 – 39. Воображение и игровая деятельность: 83 – 97. Чувственное отображение и воображение: 113 – 122. Воображение и мышление: 122 – 138/.

18.Кравцова, Е. Развитие воображения [Текст]/Е.Кравцова// Дошкольное воспитание. -2005. -№12. - С.17.

19.Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст]/Е.Е.Кравцова. - М.:Просвещение, 2001. - С.66.

АПРЕЛЬ

Нормативно – правовая база,методическая, психолого – педагогическая литература

20.        Крутецкий, В.А. Психология [Текст]/В.А.Крутецкий. - М.:Просвещение, 2006. - С.278.

21.        Лейтес Н. С. Ранние представления одаренности. // Вопросы психологии. 1988. № 4. с. 98 – 108.

22.        Люблинская, А.А. Детская психология [Текст]/А.А.Люблинская. - М.:Просвещение, 2001. –

МАЙ

Нормативно – правовая база,методическая, психолого – педагогическая литература

23.        Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателей детского сада/Под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982 –с.113

24.        Мухина В.С. Детская психология. М., 1985. 272с.

 

ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Воспитателя  Бирюковой Аллы Александровны

Тема: «Развитие воображения у детей дошкольного возраста »

Актуальность

Воображение является неотъемлемым компонентом полноценного развития ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определение сущности механизмов воображения.

Исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, О.М. Дьяченко, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, в значительной степени определяет эффективность готовности ребенка к обучению в школе. Е.П. Торренс, Дж. Гилфорд разработали психодиагностические тесты на выявление уровня развития креативности, творческого воображения.

О необходимости использования в обучении дошкольников и их подготовке к школе методов, соответствующих возрастным особенностям, говорилось в выступлениях А.М. Леушиной, Э.А. Александрян, Д.В. Менджерицкой, В.Н. Аванесовой.

Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является, неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведение в целом.

Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новое. Важно формировать у детей познавательные интересы. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как производительность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения – произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.

Цель: формировать учебную мотивацию, подготовить детей к успешной адаптации в новой социальной среде по средствам развития воображения.

Задачи:

  1.  Формирование и развитие репродуктивного и творческого воображения; свертывание мыслительных операций, умение менять точку зрения, повышение уровня любознательности, беглости и гибкости мысли.
  2.  Выплеск накопившегося напряжения, тревоги.
  3.  Совершенствование интеллектуальных и волевых навыков.

План работы по приоритетному направлению

месяц

Содержание работы

Форма проведения

СЕНТЯБРЬ

1 – ая неделя

Тема: Диагностика уровня развития творческого воображения

Цель:Исследование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, включая параметры, как беглость (легкость), гибкость, оригинальность и точность мышления, а также воображение.

Тест Э. П. Торренса

2 – ая неделя

Тема: «Салат из сказок».

Цель:Развитие творческого воображения, путем соединения знакомых персонажей из разных сказок в одну и придумывания своей – новой сказки.

Дидактическая игра

3 – ая неделя

Тема: Снятие психоэмоционального напряжения для детей старшего возраста.

Цель:  Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов;

- создание благоприятного климата в группе;

-развитие коммуникативных навыков, формирование доверия, групповой сплоченности,

- развитие воображения, снятие агрессии, преодоление страхов.

Тренинг-игра

4 – ая неделя

Тема:
«Наблюдение за детским творчеством в домашних условиях»

Цель: Анализ рисунков и других художественных изделий ребёнка даёт родителям

интересный материал об общем развитии и способностях их детей

Консультация для родителей

месяц

Содержание работы

Форма проведения

ОКТЯБРЬ

1 – ая неделя

Тема: «Путешествие в гости к осени»

Цель: Развивать воображение, память, речь, пантомимическую выразительность. Закрепить интерес к изменениям в природе, знания об осенних явлениях

Игра

2 – ая неделя

Тема: Волшебная мозаика

Цель: Учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов

Упражнение

3 – ая неделя

Тема: Сказочные истории

Цель: Развитие фантазии, способности  использовать элементы анимизма («одушевления» предметов).

Словесная игра

4 – ая неделя

Тема: Лжезагадки

Цель: Учить детей отгадывать загадки, развивать внимание, творческое воображение.

Загадки-задачки

месяц

Содержание работы

Форма проведения

НОЯБРЬ

1 – ая неделя

Тема: На что похожи наши ладошки

Цель: Развитие воображения и внимания.

Упражнение

2 – ая неделя

Тема:Хорошо-плохо

Цель: Учить видеть, что любой предмет может нести хорошее и плохое начало. Развивать речь и творческое воображение детей.

Решение противоречий

3 – ая неделя

Тема:Школа будущего

Цель: Знакомить и приучать дошкольников к режиму школьной жизни. Продолжать учить детей реализовывать и развивать сюжет игры.Развивать речь,воображение.

Сюжетно-ролевая игра

4 – ая неделя

Тема: Составление изображений

Цель: Развивать творческое воображение, смелость мысли, развивать мелкую моторику пальцев; диагностика уровня развития воображения.

Тестовое задание

месяц

Содержание работы

Форма проведения

ДЕКАБРЬ

1 – ая неделя

Тема:Затейники

Цель: Развивать воображение; увеличивать запас двигательных умений.

Подвижная игра

2 – ая неделя

Тема:Клякса

Цель: Развитие невербального ассоциативного воображения, мелкой моторики пальцев; быстрота, смелости мысли.

Рисунок

3 – ая неделя

Тема:Танграм

Цель: Развивать гибкость мышления.

Игра-головоломка

4 – ая неделя

Тема: Ветер дует на того, кто…

Цель: Снятие мышечное напряжение, умение слушать указание, развивать быстроту реакции.

Игра-энергизатор

месяц

Содержание работы

Форма проведения

ЯНВАРЬ

1 – ая неделя

Тема: Фантастические  гипотезы

Цель: Развитие творческого воображение и теоретического мышление.

Что было бы, если... (город умел летать, часы шли наоборот и т.п.)?

Словесная игра

2 – ая неделя

Тема: Сказка о маленьких человечках.

Цель: Познакомить с методом МЧ. Развивать творческое воображение, интерес к учебной и познавательной деятельности.

Технология ТРИЗ

3 – ая неделя

Тема:Отгадай и покажи

Цель: Развивать воображение, фантазию, творчество, быстроту мышления, координационные и скоростные способности.

Игра малой подвижности

4 – ая неделя

Тема: «Путешествие в гости к зиме»

Цель: Уточнить и закрепить знания о зимних явлениях в природе. Развивать воображение, речь. Способствовать развитию творческого мышления. Формировать интерес к окружающему.

Игра-занятие

месяц

Содержание работы

Форма проведения

ФЕВРАЛЬ

1 – ая неделя

Тема: Ожившие игрушки”:

Цель: Учить детей навыкам невербального общения, развивать самоконтроль.

Игра

2 – ая неделя

 Тема: Лжезагадки

Цель: Учить детей отгадывать загадки, развивать внимание, творческое воображение.        

Загадки-задачки

3 – ая неделя

Тема: Путешествие на чудесную поляну

Цель: Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов;

Упражнение на релаксацию

4 – ая неделя

Тема:  ТРИЗ. Модификация русской народной сказки  «Репка»      

Цель: Изменить сказку, придумав новую ситуацию. Развивать творческое мышление, воображение.

Драматизация сказки

месяц

Содержание работы

Форма проведения

МАРТ

1 – ая неделя

Тема:Новое назначение предмета

Цель: Развивать творческое воображение детей

Дидактическая игра

2 – ая неделя

 Тема: Волшебная ниточка

Цель: Развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами

Упражнение

3 – ая неделя

 Тема: В стране сказок. «Три медведя».

Цель: Способствовать развитию мышления, памяти, воображения, речи. Закрепить умение работать по образцу.

Моделирование сказки. Работа с кругами Луллия.

4 – ая неделя

Тема: Ты хороший– я хороший

Цель: Помочь расслабиться, снять мышечное напряжение.

Игра-энергизатор

месяц

Содержание работы

Форма проведения

АПРЕЛЬ

1 – ая неделя

Тема: Превращение маленьких человечков

Цель: Превращение веществ из одного агрегатного состояния в другое. Продолжать знакомить детей с твердыми, жидкими и газообразными веществами, проводить опытную работу, воспитывать терпение и выдержку.

Опыт с водой

2 – ая неделя

Тема: Путешествие на далёкую планету.

Цель: Обобщить и закрепить знание детей о космосе. Развивать творческое мышление, воображение. Формировать интерес к окружающему.

Беседа о планетах

3 – ая неделя

Тема: Сказочное животное (растение)

Цель: Развитие творческого воображения.

Рисунок

4 – ая неделя

Тема: Море волнуется раз

Цель: Преодоление расторможенности и тренировка усидчивости.

Подвижная игра

месяц

Содержание работы

Форма проведения

МАЙ

1 – ая неделя

Тема: Шкатулка со сказками

Цель:  Развитие воображения. Умение легко оперировать заменителями предметов.

Дидактическая игра

2 – ая неделя

Тема: Путешествие в лето

Цель: Развивать воображение, память речь. Закрепить знания о летних явлениях в природе, их отличии от других времён года. Формировать интерес к изменениям в природе, совместным играм, творчеству.

Беседа.Рисование картины лета в воздухе

3 – ая неделя

Тема: Так не бывает!

Цель: Развивать творческое воображение детей.

Словесная игра

4 – ая неделя

Тема:Эскиз

Цель: Развивать творческое воображение, смелость мысли, развивать мелкую моторику пальцев; диагностика уровня развития воображения.

Тестовое задание

Методическая литература

  1. Боровик О. Развиваем воображение // Дошкольное образование. 2001. №1
  2. Выготский Л.С., Лекции по психологии. СПб., 2003
  3. Дудецкий А.Я. Теоретические основы воображения и творчества. Смоленск, 2004
  4. Дьяченко О. Особенности развития воображения умственно одаренных детей //                    Дошкольное воспитание. 2003. №8
  5. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 2008
  6. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. 2007. №16
  7. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. М., 2004
  8. Кириллова Г. Реалистические тенденции в воображении детей // Дошкольное воспитание. 2001. №12
  9. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 2000
  10. Кравцова Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание. 2005. №12
  11. Баринова М. Н., О развитии творческих способностей. – Л: 1961
  12. Выготский Л. Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПб.: Союз, 1997
  13. Березкина В. Г., Детство творческой личности. – СПб.: издательство Буковского, 1994
  14. Ендовицкая Т. О. О развитии творческих способностей. – Дошкольное воспитание. – 1997
  15. Крылова Е. Школа творческой личности. – Дошкольное воспитание. - 1992
  16. Полуянов Д., Воображение и способности. – М.: Знание, 2004
  17. Коршунова Л. С., Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения./Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. – М. 1989. /Психологический подход к воображению. Перспектива и границы: 18 – 39. Воображение и игровая деятельность: 83 – 97. Чувственное отображение и воображение: 113 – 122. Воображение и мышление: 122 – 138/.
  18. Кравцова, Е. Развитие воображения [Текст]/Е.Кравцова// Дошкольное воспитание. -2005. -№12. - С.17.
  19. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст]/Е.Е.Кравцова. - М.:Просвещение, 2001. - С.66.
  20. Крутецкий, В.А. Психология [Текст]/В.А.Крутецкий. - М.:Просвещение, 2006. - С.278.
  21. Лейтес Н. С. Ранние представления одаренности. // Вопросы психологии. 1988. № 4. с. 98 – 108.
  22. Люблинская, А.А. Детская психология [Текст]/А.А.Люблинская. - М.:Просвещение, 2001. –
  23. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателей детского сада/Под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982 –с.113
  24. Мухина В.С. Детская психология. М., 1985. 272с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...