Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Волшебная бумага»
план-конспект занятия (старшая группа)

Елена Анатольевна Осипова

Елена Осипова Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе детского сада "Волшебная бумага". МБДОУ детский сад № 17 общеразвивающего вида. Московская обл., г.о. Красногорск, д.Путилково

Скачать:


Предварительный просмотр:

   герб района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД   № 17

143441, Россия, Московская область, г.о. Красногорск,   деревня Путилково

Телефон: 8 (495) 669-42-51, 8 (499) 505-59-65 E-mail: mdou17z@yandex.ru

Конспект НОД

по экспериментированию

в старшей группе «Волшебная бумага»

 

дата: 14.02.2018

подготовил:

воспитатель МБДОУ д/с № 17

Осипова Елена Анатольевна

      Цель: Познакомить с историей возникновения бумаги и её свойствами. Учить детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с бумагой: мягкость, вес, толщина, влагоустойчивость. Развивать любознательность и интерес к исследовательской деятельности. Познакомить с разными свойствами и качествами бумаги. Активизировать речь детей.

Предварительная работа с детьми: беседа с детьми о бумаге.

Материал к занятию: телевизор, картон, газета, салфетки, тарелочки, ложечки, вода волшебная коробка, плоский камень, береста, калька, глиняная табличка, целлюлоза, белый лист бумаги, схемы свойств.

Раздаточный материал: бумага 3 вида: салфетка, газета, картон.

Словарная работа: глиняная табличка, папирус, береста, шершавая, плотная, толще, жёсткая, пожёстче, шуршит, целлюлоза.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем наших гостей!

- Ребята, сегодня у нас необычное занятие, немножко даже волшебное. Мы будем с вами экспериментировать. Я принесла вот такую чудесную коробку. Давайте посмотрим, что в ней лежит. Дети заглядывают в коробку и достают разные вещи; камень, бересту, папирус и бумагу.

- Ребята, что может быть общего у этих вещей?

Дети высказывают разные версии.

2. Основная часть:

2. 1.– Сегодня мы с вами и поговорим о таком материале – как бумага. Как вы думаете, бумага была всегда?

Ответы детей.

– Древние люди рисовали на камнях. Затем начали писать на сырых глиняных табличках. Наши предки славяне наносили свои тексты на бересту – это кора дерева. Их называли берестяные грамоты. Люди, живущие на берегах реки Нил, нашли растение – папирус. Бумагу придумали в Китае две тысячи лет назад. Китайцы нашли способ делать бумагу из дерева.

Как же делают бумагу в наши дни?

Ответы детей

2. 2. Воспитатель показывает слайды с этапами изготовления бумаги.

Слайд №. Бумагу производят на целлюлозно- бумажном заводе.

Слайд №. Бревна привозят на завод, машины сдирают с брёвен кору.

Слайд №. Из бревен получают щепу – мелкие щепки. Ее варят в специальном растворе.

Слайд №. Затем из щепы получается целлюлоза.

Слайд №. Бумажная масса попадает в бумагоделательную машину.

Сырая бумажная лента проходит через целый ряд валиков. Одни валики отжимают воду, другие – горячие, высушивают ее, третьи – полируют, делают ее гладкой и ровной.

Слайд №6. Наконец ровная белая лента выходит из машины и наматывается в огромный рулон.

Слайд №. Затем бумагу из рулона нарезают на нужные размеры и упаковывают.

Слайд №. Так, переходя из машины к машине, дерево превращается в белую и чистую бумагу. Много человек должно потрудиться, прежде чем листок бумаги попадет к нам в руки.

А что же потом делают из бумаги?

Ответы детей.

Слайд № Изделия из бумаги

2.3. Физкультминутка.

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)

Будем вместе приседать —

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)

Мы размялись от души

И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)

2.4. Экспериментальная деятельность:

Дети проходят в «волшебную лабораторию», где перед каждым ребенком на тарелочках лежат разные виды бумаги (газета, салфетка, картон). Дети рассматривают их.

А сейчас мы с вами узнаем, какой же бывает бумага. Возьмите в руки бумагу, которая лежит у вас на столах, потрогайте ее.

Опыт 1. Определение мягкости.

– Что можно сказать о бумаге? Какая она на ощупь?

Дети определяют (гладкая, шершавая, тонкая, толстая и т. д.)

– Давайте проверим, какими свойствами обладает бумага. Возьмём салфетку и сомнём её. Её смять легко или трудно? Когда мы сминаем салфетку, слышен ли звук?

Ответы детей.

– Значит, она мягкая и легко мнётся. Теперь возьмём газету. Сомнём её, слышим ли мы как мнётся газета? Её также легко смять как салфетку?

Ответы детей.

– Значит газета жёстче салфетки. А теперь возьмём картон. Сомните его. Легко ли вам его мять? Как вы думаете почему?

Ответы детей.

– Подведём итог: салфетка – мягкая, поэтому мнётся легко и бесшумно. Газета – жёстче и шуршит, когда сминаем. А картон – жёсткий, поэтому смять его трудно. (Схема 1)

Опыт 2. Определение веса.

– А теперь посмотрим, какая бумага легче. Положите на ладошку смятую салфетку и тихонько подуйте. Что можно сказать? Она лёгкая.

Ответы детей.

– Газета тяжелее салфетки. Теперь возьмите смятую газету. Подуйте также тихонько на неё. Что произошло? А теперь подуйте на неё сильнее. Что произошло?

Ответы детей.

– Сейчас возьмите картон, положите на ладошку и попробуйте его сдуть тихонько. Он не сдувается. Сильней подуйте. Легко ли сдуть картон?

– Это потому, что он тяжелее салфетки и бумаги. (Схема 2)

Опыт 3. Определение толщины.

– Сейчас проверим, какую бумагу легче порвать: салфетку, газету или картон.

– Вывод: салфетка рвётся легче и беззвучно, т. к. она тонкая. Газета рвётся с усилием, издаёт звук, т. к. она толще. Картон рвётся трудно, т. к. он толстый. (Схема № 3)

Опыт 4. Определение влагоустойчивости.

-А теперь проверим насколько бумага влагостойкая.

Давайте положим лист бумаги в емкость с водой. Опустите в воду сначала салфетку, затем газету и картон. Что произошло?

Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный. (Схема 4)

2.5. Выкладывание схем на доске.

Выводы исследований.

1. Бумага бывает мягкая и жесткая.

2. Бумага бывает легкая и тяжелая.

3. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.

4. Бумага боится воды.

– А можно ли нам сейчас обойтись без бумаги?

Ответы детей.

3. Рефлексия:

– Ребята, чем мы с вами занимались на занятии?

- Что мы нового узнали о бумаге?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект познавательного занятия в старшей группе "Волшебное руно"

В данном занятии дети знакомятся с некоторыми способами обработки овечьей шерсти, со способами изготовления изделий из шерсти. На практике осваивают мастерство прядения, знакомятся с поговорками...

Конспект открытого занятия в старшей группе "Волшебный мир камня"

Конспект открытого занятия в старшей группе «Волшебный мир камня»Провели: воспитатель Артемова Наталья Анатольевна                  ...

Конспект открытого занятия в старшей группе "Волшебный мир камня"

Занятие дает  детям представление о том, что камни  в природе есть в земле, в реке, море, поэтому их называют речными и морскими, знакомит с использованием камней человеком; развивает ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Волшебная бумага"

Конспект предназначен для воспитателей старших групп при ознакомлении детей  с историей возникновения бумаги, её современным производством....

Мини-проект для старшей группы "Волшебная бумага"

Мини-проект для старшей группы "Волшебная бумага"...

План кружка в старшей группе "Волшебная бумага"

План кружка в старшей группе "Волшебная бумага"...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Волшебная бумага"

Развитие познавательной активности и расширение представлений детей о бумаге. об истории появления бумаги....