Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Волшебная бумага"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Королёва Елена Викторовна

Конспект предназначен для воспитателей старших групп при ознакомлении детей  с историей возникновения бумаги, её современным производством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_volshebnaya_bumaga.odt27.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Волшебная бумага»

Цель: Уточнить и расширить представления детей о бумаге и её свойствах.

Программные задачи:

Образовательные задачи:

     1 Познакомить детей с историей возникновения бумаги и её современным   производством.

  1. Активизировать в речи детей слова по теме «Бумага»
  2. Закрепить умение детей делать поделки в технике оригами.

Развивающие задачи:

  1. Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать

причинно-следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий.

Воспитательные задачи:

      1.Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Материалы и оборудование:мультимедийный проектор,музыкальный центр, бумага разных видов, растительное масло, пипетки, ведро с водой, коробка, чашка с водой, игрушечная стиральная машина, счеты, калькулятор, палочка, ручка, фломастеры.

Методы и приёмы:

  • Словесный метод( художественное слово, объяснение, пояснение, беседа,вопросы);:
  • Наглядный метод (показ презентации);
  • Практический метод (опыты с бумагой, изготовление поделок из бумаги);
  • Игровой метод ( игровые упражнения, самомассаж, гимнастика для глаз, физминутка).

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Введение в ситуацию:

  Воспитатель: Ребята, не хотите ли вы посетить со мной музей «Волшебных превращений». Подойдите к экспонатам музея и глядя на эти предметы, скажите :

  • Почему музей назвали так- музей  «Волшебных превращений»? (ответы детей)

Актуализация знаний:

  • Как можно назвать человека, который может сделать эти превращения? (ответы детей).

Человека, который впервые сделал что-то новое для себя или для других людей называют изобретатель. Изобретатель- такой же человек, как и мы с вами, но только более любознательный и наблюдательный. Он самый первый делает интересные и полезные предметы, он их изобретает.

Затруднение ситуации:

  Сегодня я хочу познакомить вас с одним древнейшим изобретением человека, которое хорошо вам знакомо. Отгадайте что это? ( шуршит бумагой в коробке). Верно это бумага. Предлагаю отправится в путешествие в прошлое и узнать, как и где изобрели бумагу и как делают её сейчас.  Как вы думаете  с помощью чего можно попасть в прошлое? (ответы детей). У нас тоже есть «машина времени»- это наш волшебный мультимедийный проектор, который перенесет нас в прошлое. Но путь в прошлое не близкий ,а на дворе уже зима,  надо позаботится о своем здоровье и защитить себя от простуды. Предлагаю сделать массаж волшебных точек.

Игровой массаж по К.Динейко.

Ручки растираем и разогреваем,

И лицо тепло своим мы умываем.

Грабельки сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро,

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,

А потом уходим пальцами за щечки.

Щечки разминаем, чтобы надувались,

Губки разминаем, чтобы улыбались.

Как утята к утке клювики потянем,

Разомнем их мягко, не задев ногтями.

Губки покусаем, шарики надуем.
И губами вправо, влево потанцуем.

Под губой язык лежит, кулачок по ней стучит,

Под другой губой лежит, кулачок другой стучит.

Тянем подбородок и его щипаем.

А потом по шейке ручками стекаем.

Воспитатель: Прошу занимайте места в «машине времени» ,начинаем путешествие. (дети садятся на стулья).

Презентация «История бумаги»

Слайд№1

Впервые бумага была изобретена в древнем Китае две тысячи лет назад. Её делали бумагу так:расщепляли деревья на щепки и  заливали известью. Затем выливали всё это в большой котел и выпаривали.

Слайд №2

Потом эту кашу выливали на рамку с сеточкой из шелковых ниток и трясли, пока эта каша не разольется тонким слоем. Вода стекала и на сетке оставался тонкий лист бумаги. Его снимали и сушили.

Слайд №3

В наше современное время бумагу делают машины. Но сначала в лесу рубят деревья. Бревна везут на фабрику.

 Слайд №4

Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки-дробят в машине.

Слайд№5

Щепки сортируют по размеру и отправляют в варку.

Слайд №6

Бумажная масса превращенная в кашицу попадает в бумагоделательную машину.

Слайд№ 7

Потом всю эту массу помещают в специальную машину, у которой много валиков. Одни валики отжимают.

Слайд№ 8

Другие валики высушивают.

Слайд№9

Так переходя с валика на валик, ровная белая лента ,выходя из машины,наматывается в огромный рулон.

Слайд№ 10

Затем бумагу разрезают на листы нужного размера.

Слайд№ 11

Бумагу отправляют на другие фабрики, где из неё изготавливают: журналы, газеты, книги, деньги, альбомы и многое другое.

Воспитатель: Из чего же делают бумагу? ( из древесины). Для того, чтобы сделать бумагу древесины требуется очень много. Чтобы сохранить деревья и не рубить их понапрасну , люди научились делать бумагу из макулатуры. Кто -нибудь знает что это такое? (ответы детей). Макулатура- это использованная, не нужная бумага. Если у вас дома есть прочитанные газеты, журналы, исписанные листики не спешите их выбрасывать,эту бумагу можно сдать на макулатуру , которую потом переработают и бумага получит новую жизнь.

Воспитатель: Во время путешествия наши глазки немного устали , им необходима гимнастика.

Гимнастика для глаз «Тренировка»

Раз налево, два – направо,

Три – наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много – много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

Воспитатель: Что-то мы с вами засиделись. Предлагаю  поиграть в снежки, которые я для вас приготовила (показывает ведро с водой). Ой, что с ними случилось? (ответы детей).

Включение способа действия в систему знаний и умений ребенка:

Опыт №1

Воспитатель: Предлагаю попробовать себя в роли изобретателей и сделать снежки из бумаги. Прошу проходите в лабораторию «Бумажных наук», выберите бумагу из которой вы хотите сделать снежок и приступайте к работе.

 Воспитатель предлагает поиграть в снежки.

Игра «Кто выше подбросит снежок и поймает,не уронив его».

Воспитатель: Подойдите ко мне и скажите:

  • Какую бумагу вы выбрали для изготовления снежков? Почему?
  • Почему нельзя сделать снежок из картона? ( чем толще бумага, тем сложнее она мнется)

      -Какое свойство бумаги вы использовали, когда делали снежки? ( бумага мнется).

Опыт №2

А теперь предлагаю вернутся в лабораторию «Бумажных наук» и проверить бумагу на прочность. У каждого из вас по три листочка разной бумаги, разорвите все листочки и скажите какая бумага на ваш взгляд самая прочная и почему? ( дети рвут салфетку, альбомный лист,картон)

Вывод:картон самая прочная бумага, так как толстая и её трудно порвать.

Опыт №3

Возьмите лист  картона и посмотрите сквозь него. Что вы видите? Теперь посмотрите через альбомный лист и через салфетку. Что можно сказать о бумаге? (она непрозрачная).

-Кто знает как бумагу сделать прозрачной?

Для этого нам понадобится  растительное масло. Возьмите пипетки и капните на центр ваших листиков несколько капель масла.

  • Что вы можете сказать, посмотрев через промасленный квадрат бумаги (ответы детей)

Вывод : Чем тоньше бумага ,тем она прозрачней, если на неё капнуть масло.

Физминутка

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник- рисовал.( изображаем рисование)

В среду долго умывался, ( «умываемся»)

А в четверг  в футбол играл («пинаем мяч»)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыжки, бег на месте)

Очень долго танцевал ( кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье ( хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал.

Воспитатель:

Простой бумаги свежий лист!
Ты бел как мел. Не смят и чист.
Твоей поверхности пока
Ничья не тронула рука.

Чем станешь ты? Когда, какой
Исписан будешь ты рукой?
Кому и что ты принесешь?

Ответьте дети на вопрос «Что можно сделать из этого листа бумаги?» (ответы детей).

Воспитатель:Предлагаю сделать поделки- подарки для наших гостей. Подходите к столам, выбирайте бумагу и приступайте к работе.

( дети делают поделки, звучит музыка).

Дети дарят поделки гостям.

Воспитатель:

  • Что вы нового узнали о бумаге сегодня?
  • Что вам понравилось выполнять?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности: Конструирование из бумаги "Паровозик из Ромашкино"

Конспект непосредственной образовательной деятельности: Конструирование из бумаги" Паровозик из Ромашкино"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (конструирование из бумаги) на тему «Необычная страна Оригамия»

Конспект непосредственно образовательной деятельности (конструирование из бумаги) на тему «Необычная страна Оригамия»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Бумага и ее свойства» (старшая группа)

Ведущая образовательная область: «социально-коммуникативное ,познавательное  развитие, речевое художественно- эстетическое развитие» Цель: Познакомить  детей о процессе изго...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ БУМАГИ ВОЗРАСТ 3-4 ГОДА)

ТЕМА: «ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНА» (КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ БУМАГИ ВОЗРАСТ 3-4 ГОДА)...