Воспитательные дома И.И. Бецкого
статья

светлана колос

Этот материал может заинтересовать педагогов, интересующихся ичторией обрахования и педагогической мысли в России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Образовательные организации/ учреждения»

«Воспитательные дома по проекту Ивана Ивановича Бецкого»

Воспитательные дома по проекту Ивана Ивановича Бецкого.

План:

Введение.

1. Характеристика воспитательного учреждения.

2.Основные этапы развития (реформирование образовательного учреждения).

3. Особенности организации обучения и воспитания (содержание, формы организации работы, средства, способы, методы, технологии, приёмы организации обучения и воспитания).

4. Оценка возможности использования опыта работы образовательного воспитательного учреждения в современных условиях.

Содержание:

Введение:

  В России допетровского времени заботу о сиротах и брошенных детях традиционно брала на себя Церковь, хотя и делала это непоследовательно и бессистемно, более заботясь о выживании, чем о воспитании питомцев. Чаще всего призрение детей осуществлялось непосредственно при монастырях и даже при отдельных приходах.  Впервые сделал этот вопрос предметом государственных забот Пётр I. Его указом 1712 года создание специальных небольших детских приютов («гошпиталей») вменялось тем же монастырям и церковным приходам в обязанность. То есть, Пётр I придал стихийно возникавшим общественным институтам официальный статус. Историки развития воспитательного дела в России объясняют монаршее внимание к этой проблеме, культурным сломом, сопровождавшим царствование первого российского императора: «Первым плодом тогдашней эмансипации женщин, было увеличение числа незаконнорождённых». («Краткий исторический очерк Императорского Московского воспитательного дома» сост.: В. Красуский). Со временем проблема сирот и брошенных детей не только не решается, а становиться ещё более ужасающей. В. Красуский пишет, что «в царствование Екатерины II, в особенности в Москве и Петербурге, беспрестанно попадались мертвые дети на огородах, в реках, в прудах, болотах».

   В петровском указе цель создания приютов заключалась в том, чтобы уберечь брошенных детей от голодной смерти, а идея сделать из призреваемых детей граждан, полезных для государства, в соответствии с требованиями и под контролем этого государства, зародилась в благоприятную эпоху для таких идей, то есть в эпоху Просвещения. Эпоха Просвещения в России пришлась на период царствования императрицы Екатерины II. Настроение умов этого времени было таково, что считалось, что государство лучше справиться с воспитанием своих будущих граждан, нежели их родители. Неоднократно высказывались даже такие радикальные мысли, как возможность отнимать детей у всех без исключения родителей, чтобы затем помещать их в закрытые учебные заведения. Именно в этот период времени, в 1763 году действительный тайный советник Иван Иванович Бецкой (1704 – 1795) выступил с инициативой создания Воспитательного дома, как первого учреждения в будущей сети институтов, призванных полностью обеспечить процесс воспитания и закрытого образования сирот, незаконнорождённых детей и детей тех родителей, которые по бедности или болезни не могли содержать их и заниматься их воспитанием. Он предложил программу учебно – педагогической реформы, в которой изложил прогрессивные, хотя и не вполне оригинальные педагогические взгляды, сложившиеся под влиянием Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, К.А. Гельвеция, Ф. Фенелона и Я.А. Коменского, переработанные для российских условий. Так, подобно Локку, И.И. Бецкой признавал значение физического воспитания и необходимость считаться с темпераментом ребенка, а подобно Руссо «полагал надобность следовать по стопам натуры, не превозмогая и не переламывая её, но способствуя ей». 

  И.И. Бецкой сам был незаконным сыном князя И.Ю. Трубецкого, но получил хорошее образование и был яркой и незаурядной личностью. Ему принадлежит целый ряд проектов создания и реорганизации учебно - воспитательных учреждений разного рода (Воспитательное общество благородных девиц – Смольный институт – в Санкт – Петербурге, Екатерининское училище в Москве, Сухопутный щляхетный кадетский корпус и Академия художеств), но проект создания Воспитательного дома, признаётся историками, как наиболее масштабный и амбициозный.

1. Характеристика типа образовательно -  воспитательного учреждения.

  И.И. Бецкой предложил создание принципиально нового типа учреждения. Система Воспитательных домов должна была включать в себя не только сами приюты, но и целую сеть сопутствующих институтов, от родильных домов и госпиталей до ремесленных мастерских и ссудных касс. Воспитательные дома должны были стать местом формирования нового типа людей, так называемого третьего сословия. Специфика этого сословия должна была определяться не только по признаку профессиональной принадлежности к разряду «купцов, художников, торговщиков и фабрикантов», но и по самой идеологии. В существовании в стране третьего сословия, свободных людей, живущих своим трудом, в том числе интеллектуальным, И.И. Бецкой видел залог нравственного возрождения всей нации.  Возможно, в дальнейшем автор проекта ожидал постепенного формирования нового типа людей, стоявших выше сословных предрассудков. После выпуска питомцы должны были получать паспорт, который необходимо было каждый год продлевать, потомки же их уже имели бессрочный паспорт. Более того, бывшим питомцам Воспитательных домов было запрещено вступать в брак с крепостными, но если по разрешению помещика или обманом такой брак всё же заключался, то супруг или супруга выпускника Воспитательного дома должны были получить вольную.

  21апреля 1764 года в Москве был открыт первый Воспитательный дом. Организация нового дела была до мельчайших подробностей разработана И.И. Бецким. Основные начала этого учреждения состояли в следующим: всякий мог принести в дом младенца в любое время, не объясняя ничего, а только заявив, крещён младенец или нет. Ребёнка сдавали на руки кормилицы или няньке, а через два года переводили в особый разряд, где дети обоего пола пребывали вместе. С семи лет их разделяли и начинали обучать чтению, письму, основам веры, а также лёгким ручным работам. С 14 – 15 лет воспитанников обучали ремёслам, смотря по наклонностям каждого. Через 4 – 5 лет воспитанники могли вступать в брак и, пользуясь года три или четыре помещением в доме, работать на себя. При увольнении из дома они получали полное обмундирование и права вольных людей. Грамоте и ремёслам надлежало обучать лиц обоего пола.

  По примеру московского воспитательного дома был учреждён 6 сентября 1772 года такой же дом и в Петербурге, составлявший в начале отделение московского дома. И.И. Бецкой надеялся, что и в других городах возникнут убежища для покинутых детей и сирот.

  Воспитательные дома не получали государственного финансирования и должны были существовать на пожертвования, но имели различные льготы: были освобождены от уплаты пошлин при заключении контрактов, имели разрешения беспошлинно покупать и продавать земли и дома, заводить фабрики, устраивать лотереи и получать четверть от доходов с театральных представлений, балов и игорных предприятий.

 

2. Основные этапы развития образовательно - воспитательного учреждения.

   Блестящие педагогические идеи И.И. Бецкого, к сожалению, по началу слабо реализовывались в практике воспитательных домов. Недостаток средств, отсутствие медицинской помощи, скученность, плохое воспитание и уход существенно отразились, как на положении детей, так и на их воспитании. Была высокая заболеваемость и смертность детей, особенно в грудном возрасте. За первые 15 лет существования московского Воспитательного дома в нём сменилось девять главных надзирателей: подобрать воспитателей, удовлетворяющих высоким требованиям, было совсем нелегко. И.И. Бецкой болезненно переживал недостатки в Воспитательном доме, в 1775 году он писал Екатерине II: «Ни один из них (воспитателей) не проявил надёжного умения; но один не постигает настоящей цели учреждения; но один не понимает его духа; они только заботятся о личных выгодах, ссорятся между собой и сплетничают…»   Замену им приходилось искать среди иностранцев.  

Мастера, которые обучали детей рукоделиям, педагогических навыков не имели, плохо обращались с детьми. На фабриках, куда отдавали воспитанников для обучения, их били, унижали. В 1779 году И.И. Бецкой, потрясённый неудачей своих замыслов в отношении воспитательных домов, признался: «Я никогда и подумать не мог, что до такой позорной крайности сие главнейшее дело приставниками было пренебрежено». В первых воспитанниках он не нашёл «ни малейшего послушания, никакой склонности к упражнениям и трудолюбию; ничего, кроме невежества, неповиновения и упрямства». 

  Наиболее способные воспитанники Воспитательного дома обучались латинскому языку, готовясь к изучению аптекарского дела. Некоторые воспитанники учились рисовать и потом отправлялись в специальное училище для мальчиков разных сословий, открытое в 1764 году по плану И.И. Бецкого при Академии художеств. Наиболее одарённые мальчики учили иностранные языки и единицы из них учились в Московском университете, а девочки – на мещанском отделении Смольного института. Большинство питомцев дома становились ремесленниками, земледельцами, шли в прислуги в богатые дома, а девочки - няньками, кормилицами.

  Павел I войдя на престол, передал управление Воспитательными домами своей супруге, императрице Марии Фёдоровне, которая в значительной степени реформировала всю воспитательную и образовательную систему. При Марии Фёдоровне система Воспитательных домов пережила свой расцвет. Она смотрела на всё гораздо практичнее своих предшественников, она заботилась не столько о создании нового сословия, сколько о нуждах конкретных воспитанников, будущих граждан, которым нужно дать не только духовное воспитание, но и профессию, соответствующую их интересам и могущую их прокормить в дальнейшем. Поэтому было введено разделение воспитанников по способностям. С 1807 года были заведены два так называемых «латинских» класса, в которых изучали медицину. С 1812 года – ещё два параллельных класса, готовивших воспитанников к гражданской службе и преподавательской деятельности. Так как обучение стало более специализированным, создан был отдельный класс для девочек, будущих учительниц, а затем отделение повивального искусства. В 1827 году был даже открыт музыкальный класс, готовившей учителей музыки. В 1806 году был открыт первый в России класс для глухонемых детей. Именно петербургский Воспитательный дом стал пионером и научно-практическим центром по развитию коррекционной педагогики и дефектологии в России. Срок обучения для обоих полов теперь составлял 11 лет, после чего следовал год практики и шесть лет обязательной службы.  При поступлении в Воспитательный дом на имя воспитанника в Сохранённую казну помещалась определённая сумма (из года в год она менялась), и если обязательная служба проходила успешно, то по её окончании воспитанники получали из Сохранённой казны денежное пособие с процентами. Об успехах преобразований говорит то, что в 1826 году образование, полученное в Воспитательном доме, было приравнено к курсу гимназии, то есть воспитанники могли поступать в университет или на гражданскую службу, а также становиться садовниками или фельдшерами.

  К сожалению, это касалось небольшого процента детей, которые оставались в самом Воспитательном доме, а не отправлялись в деревни, там надзор проводился непоследовательно и недостаточно тщательно, а возможностей для образования в деревнях вообще не предоставлялось.

 Хочется особенно отметить, что императрица Мария Фёдоровна является основательницей библиотеки, и во многом благодаря ей была собрана уникальная коллекция рукописей, старопечатных книг и произведений французских просветителей. В фондах библиотеки собраны прижизненные издания практически всех русских классиков с дарственными надписями Воспитательному дому.

  После смерти Марии Фёдоровны в 1828 году Николай I принял Воспитательный дом под своё личное покровительство, а надзор за ним поручил супруге Александре Фёдоровне. Младенцы отправлялись по деревням Санкт – Петербургской и Псковской губерний и находились там до достижения пятнадцатилетнего возраста. Для их обучения создали около 100 сельских школ, где работали выпускники из собственной учительской семинарии. К 1905 году Воспитательный дом управлял 36 округами, где содержалось 33 тысяч человек. По достижении 15 лет питомцы распределялись на работу, а некоторым разрешалось учиться дальше. В 21 год питомцы Воспитательного дома могли избрать себе род жизни и приписаться к мещанству, либо к крестьянскому сословию. В 1834 году в Воспитательном доме вводится раздельное образование мальчиков и девочек. Всех лиц мужского пола переводят в Гатчину, а девочки остаются в Петербурге.

  Воспитательный дом имел в своем составе женский и сиротский институты. Первый предназначался для детей мещан и разночинцев. Второй был образован по указу Николая I после эпидемии холеры в Петербурге в 1830 и 1831 годах. Огромные масштабы бедствия и неспособность правительства справиться с ситуацией привели к росту сиротства, особенно среди семей чиновников и служащих. Во вновь образованное подразделение принимали только девочек в возрасте до 12 лет и давали им образование по различным специальностям. Дом также сыграл значительную роль в профилактике эпидемиологических заболеваний в городе и окрестностях. В середине XIX века открывается отделение по изготовлению сывороток против эпидемиологических болезней, а также по разработке детского питания. При воспитательном доме успешно функционирует вдовья и ссудная кассы. 

  К началу XX века в России появилась потребность в создании системы высшего педагогического образования. На основе женских педагогических курсов  (Бестужевских курсов) и гимназии при Воспитательном доме усилиями историка С. Ф. Платонова и великого князя Константина Константиновича создается в 1911 году женский педагогический институт. Это было едва ли не единственное учебное заведение царской России, которое давало женщинам высшее педагогическое образование. Таким образом, к началу XX века на базе Воспитательного дома сложилась система учреждений, охватывающая весь круг вопросов, связанных с рождением, воспитанием, начальным, средним и высшим образованием. Это была многопрофильная структура, крупнейший центр по оказанию акушерской и педиатрической помощи. В стенах воспитательного дома работали лучшие профессора, которые заложили традиции классического университетского образования.

 После Октябрьской революции, в начале 1918 года, Воспитательный дом был упразднен и в обоих зданиях бывшего Воспитательного дома на Мойке расположился педагогический институт — ныне Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена.

3. Особенности организации обучения и воспитания.

  К 1764 году, к открытию Воспитательного дома в Москве И.И. Бецкой подготовил несколько документов, в которых были изложены основные принципы содержания детей в воспитательных заведениях.  Воспитание рассматривается в этих документах, как решающий фактор формирования высоконравственной личности.

1.  Главным средством воспитания было удаление всего порочного от ребёнка, то есть изоляция детей от окружающей среды: «оградить детей от дурных влияний семьи и общества, предрассудков старшего поколения».

2.Предполагалось уделять большое внимание нравственному воспитанию: «учить их учтивости, благопристойности, соболезнованию о бедных и несчастных».  И.И. Бецкой считал, что сама добродетель есть не что иное, как «полезные и добрые дела, совершаемые нами для самих себя и для близких». Он хотел, чтобы над всеми дверьми Воспитательного дома было написано:

  • Не делай другим того, что себе не пожелаешь.
  • Поступай с другими так, как хочешь, чтобы с тобой поступали.
  • Не делай зла и не досаждай никому.
  • Не вреди никакому животному и не озлобляй его.
  • Не лги.
  • Никогда не будь празден.

3. В разработанных документах придавалось большое значение умственному и физическому воспитанию детей: «просвещая притом их разум наукам и художествам, использовать чистый воздух, увеселения невинными забавами и играми». И.И. Бецкой требовал, чтобы соблюдалась чистота, проводились физические упражнения и трудовые занятия, развивающие физические силы детей. Им было составлено руководство по физическому воспитанию детей под названием “Краткое наставление, выбранное из лучших авторов с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества”, которое на основании постановления сената было разослано по городам России во все воспитательные учреждения.

И.И. Бецкой настаивал на том, чтобы детям отводилось достаточное время для игр, но чтобы воспитатели не вмешивались, так как по приказанию веселиться невозможно, взрослым нужно лишь наблюдать, чтобы в играх не было никакой «неблагоприятности».

4. Одним из главных принципов работы Воспитательного дома был принцип «поддержание склонности к трудолюбию, чтоб страшились праздности, как источника всякого зла».  

5.  Бецкой настаивал на том, чтобы избегать наказаний, они излишни при хорошем воспитании.  Но в случаях необходимости могут применяться такие наказания, как стояние на одном месте час или два, запрещение прогулки с другими детьми, выговор наедине, публичный выговор, хлеб и вода на 12 или 24 часа. Нельзя было бить детей никогда и ни за что. А прежде чем применять наказания, нужно было обстоятельно разъяснить провинившимся, в чём заключается их проступок. При этом И.И. Бецкой писал, что надо помнить, что «нет врождённых пороков, но дурные примеры их внушают».    

  Эти принципы воспитания И.И. Бецкой считал необходимыми при воспитании не только сирот и подкидышей, но и детей, живущих с родителями.

4. Оценка возможности использования опыта работы образовательно - воспитательного учреждения в современных условиях.

  Воспитательные принципы и стратегии, которые хотел внедрить И.И. Бецкой, во многом остаются актуальными и в наше время. Современный стандарт педагога во многом содержит принципы, которые проповедовал И.И. Бецкой: - опираться в своей работе на понимание психологии ребёнка;  

                       - воспитывать детей положительным примером;

                       - воспитывать и образовывать детей в игре;

                       - знать и понимать связь физического состояния ребёнка с его

                         нравственным развитием;

                       - учитывать в своей работе индивидуальность ребёнка, его

                         уникальность;

                       -  уделять большое внимание физическому развитию, развитию

                         трудом;

                       - никогда не прибегать в своей работе к насилию;

                       - быть примером для своих воспитанников.

 Именно в ХVIII веке И.И. Бецким и его последователями были заложены основы современной педагогики, основы общедоступного поэтапного образования: начальное образование, среднее специальное образование, высшее образование. А в Советский период времени нашей страны использовалась, введённая И.И. Бецким, обязательная практика после окончания обучения и несколько лет обязательной службы.

Сама теория воспитания И.И. Бецкого, на мой взгляд всегда будет актуальна, потому что она гуманна, она призывает к уважению к человеческой личности, в ней есть понимание необходимости постоянного развития, роста человека, как духовно, так и профессионально. Она даёт возможность любому человеку выбора: по своим способностям, желаниям, интересам, а также, что очень важно – это доступность обучения и воспитания для каждого ребёнка, независимо от его социального положения. Именно, поэтому И.И. Бецкой предполагал, что в результате работы Воспитательных домов по всей России произойдёт преобразование всего народа, вырастет порода новых людей, свободных от пороков окружающего мира.  

Список источников:

1. Бессонов Б.Н. История педагогики и образования: Учебник и практикум для акад. бакалавриата. – М.: Изд – во «Юрайт», 2019;

2. История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф. Егоров. - М., 1999;

3. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли:  

    Таблицы, схемы, опорные конспекты. — М., 2005;

4. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

https://portalus.ru

https://studopedia.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование воспитательно - образовательной работы в средней группе детского сада "Дома и домишки".

Тема проекта была выбрана в соответствии с интересами детей, поставлены цели и задачи, материал распределён по образовательным областям. Затем была спланирована форма итогового мероприятия. Учитывалас...

Система воспитательно- образовательной работы. Совершенствование социальной поддержки воспитанников ГКОУ РО детского дома

Сиротство разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывают глубокие вторичные нарушени...

Родительское собрание "Игра, как важнейшее средство воспитательно- образовательной работы с детьми в саду и дома"

Протокол №2Родительского собрания в подготовительной группе от 29.11.2013г.Тема: «Игра, как важнейшее средство воспитательно-образовательной работы  с детьми в саду и дома»Повестка:1.Тема « Роль ...

Воспитательная система ГКОУ РО детского дома " Аревик"

В данной работе описана система воспитательной работы, проводимой в коррекционном детском доме " Аревик"...

Возможности использования кукольного театра, куклы и персонажей в развивающих и воспитательных ситуациях с детьми дома ребёнка

Ранний  возраст - наиболее благоприятный период для всестороннего развития ребёнка.  Кукла очень близка детскому восприятию,  эту игрушку малыши знают с самого детства и с удовольс...

Примерное планирование воспитательно-образовательной работы в средней группы на тему "Безопасность дома и на улице"

Примерное планирование воспитательно-образовательной работы в средней группы на тему "Безопасность дома и на улице"...

Рекомендации для родителей в период самоизоляции" Как организовать воспитательно- образовательную деятельность ребенка дома в режиме самоизоляции"

Рекомендации для родителей в период самоизоляции"Как организовать воспитательно- образовательную деятельность ребенка дома в режиме самоизоляции "...