Доклад на тему: "Организация вокально-хоровой работы с детьми дошкольного возраста в условиях соблюдения принципов индивидуализации и возрастной адекватности".
материал

Онзуль Евгения Петровна

В докладе отражены цель, задачи, принципы, основные вокально-хоровые навыки, последовательность обучения детей пению и т.д., а также предоставлен практический материал в виде упражнений на дыхание, "мягкую" атаку звука, для развития силы голоса, вокально-артикуляционные упражнения и т.п. Наиболее интересны в качестве рекомендованного материала для практической деятельности музыкальных руководителей  методические приемы в работе над чистым интонированием мелодии, а также методические приемы для развития слуха и голоса детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx28.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 15 города Кропоткина

муниципального образования Кавказский район

Организация вокально-хоровой работы

с детьми дошкольного возраста

в условиях соблюдения принципов

индивидуализации и возрастной адекватности.

Подготовила

музыкальный руководитель

МБДОУ д/с-к/в № 15

Онзуль Е.П.

Кропоткин, 2020

      Тема моего доклада – «Организация вокально-хоровой работы с детьми дошкольного возраста в условиях соблюдения принципов индивидуализации и возрастной адекватности».

      Педагогическая идея моей музыкально-педагогической деятельности в детском саду – научить ребенка петь интонационно чисто, ритмически четко, внятно произнося слова песни, а главное – с  настроением, с большой самоотдачей и любовью, передавая характер песни, что я и пытаюсь реализовать в процессе ОД.

      Чтобы достичь высокого уровня вокального исполнения в хоре, необходима большая музыкально-педагогическая работа по развитию вокально-хоровых навыков у певцов. Поэтому лучше всего начинать воспитывать вокалистов в раннем возрасте.

      Опираясь на современные методики и рекомендации  известных педагогов-музыкантов, мною была выстроена  собственная система формирования певческих навыков  ребенка дошкольного возраста с  учетом соблюдения принципов индивидуализации и возрастной  адекватности. Для этого я систематизировала и адаптировала к уровню вокальных возможностей дошкольников вокальные упражнения Е.Тиличеевой, Н.Ветлугиной, М.Картушиной, Н.А.Метлова, Д.Б.Кабалевского, а также упражнения на развитие голосового аппарата В.Емельянова, упражнения на развитие напевности Д.Огороднова, упражнения на развитие дыхания А.Н. Стрельниковой.

      Целью моей вокально-хоровой работы является формирование детского голосового аппарата и вокально-хоровых умений и навыков у детей дошкольного возраста, развитие эстетической культуры дошкольников.

      Задачи, которые я ставлю перед собой:

      1) развивать умение петь естественным голосом без напряжения, постепенно расширяя певческий диапазон детей;

      2) развивать музыкальный слух, координацию слуха и голоса;

      3) развивать чистоту интонирования, четкую дикцию, правильное певческое дыхание, артикуляцию;

      4) развивать умение петь выразительно, передавая характер песни;

      5) исполнять несложные детские песни в ансамбле с фортепиано, под фонограмму, сольно и группой;

      6) развивать детское песенное творчество;

      7) развивать эмоциональную отзывчивость у детей.

     Принципами моей работы являются:

     Во-первых: целенаправленность, систематичность, плановость.

     Этот принцип заключается в четком планировании занятий с детьми, их систематичности и целенаправленности.

     Во-вторых: принцип дифференцированного подхода к работе с детьми и учета их индивидуальных особенностей.

    В-третьих: принцип доброжелательности и открытости.

     Общая последовательность обучения детей пению представляет собой:

  1. формирование и развитие подвижности голосового аппарата, снятие напряжения артикуляционных мышц;
  2.  формирование и развитие певческого дыхания;
  3.  формирование и развитие навыков ясной дикции;
  4.  формирование и развитие навыков певческой интонации;
  5.  работа над разучиванием песни.

     К основным вокально-хоровым навыкам относятся:

  • Певческая установка.
  • Дыхание.
  • Звукообразование (мягкая атака).
  • Дикция и артикуляция.
  • Строй, ансамбль.

       Итак, певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большей степени зависит качество звука и дыхание.

     Певческая установка предполагает:

- сидеть (стоять) ровно, не сутулиться;

- корпус и шею не напрягать;

- голову держать прямо, не запрокидывая ее и не опуская, но без напряжения;

- дыхание брать свободно (не брать в середине слова!);

- петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;

- рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука;

- нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

     На музыкальных занятиях я использую следующие игровые упражнения - установки:

  1. «Спинка - тростинка».

Мы проверим спинку,

Спиночку-тростинку.

Вот она какая-

Спиночка прямая!

  1. «Сидит дед».

Сидит дед, ему сто лет.

А мы детки маленькие,

У нас спинки пряменькие.

     Детей необходимо научить овладеть техникой дыхания – бесшумный короткий вздох, опора дыхания и постепенное его расходование.

     Дыхание воспитывается постепенно. Поэтому на начальном этапе обучения в репертуар нужно включать песни с короткими фразами, разделенными паузами. Далее вводятся песни с более продолжительными фразами. Необходимо разъяснять детям, что характер дыхания в песнях различного движения и настроения не одинаков.

     Для формирования и развития певческого дыхания  я  рекомендую упражнения из гимнастики А.Н.Стрельниковой: «Ладошки», «Кошечка», «Ушки», «Малый маятник», «Большой маятник», «Погончики», «Насос». Также на занятиях использую такие игровые упражнения, как: «Протяни звук», «Не задуй свечу», «Надуй шарик», «Душистый цветок», «Кто дольше», «Музыка дышит».

     Для работы над развитием дыхания также очень хорошо подходят русские народные песни.

       Сила звука детского голоса ограничена и как бы сама требует мягкой атаки звука.

       Мягкая атака наиболее характерна для физиологически верного формирования звука, когда смыкание связок совпадает с началом выдоха. Естественно сближенные и свободно колеблющиеся связки рождают плавный звук без придыхания или резких толчков.

      Чтобы понять, как звучит мягкая атака звука, произнесите с радостным приятным ощущением: «Ах, как хорошо!»«Ах, как чудесно!».

       Более подробно мы остановимся на упражнениях на мягкую атаку звука в моем мастер-классе.

         

     В работе над развитием силы голоса дошкольников я использую игровые упражнения, такие, как: «Тихо-громко», «Пароход», «Дождик», «Гром».

     Результатом моей работы над звукообразованием является выработка у детей единой манеры пения.

      Дикция представляет собой формирование навыка ясного и четкого произношения согласных, навыка активной работы артикуляционного аппарата.

      Чтобы добиться легкости в произношении согласных в работе над дикцией и артикуляцией полезно пение народных прибауток, мелодически простых, построенных, в основном, на одном или двух звуках: «Андрей-воробей», «Барашеньки», «Дин-дон» и т.д.

      Также в качестве работы над дикцией  и артикуляцией я рекомендую следующие упражнения: «Эхо», «Снежки», «Теремок», разного рода вокально-артикуляционные упражнения, распевки-скороговорки и чистоговорки.

      Очень важным аспектом в развитии вокально-хоровых навыков у детей является работа над чистым и точным интонированием мелодии. Чистота и точность интонирования в пении – это одно из важнейших условий сохранения строя.

      Приемы, которые позволяют добиться чистого интонирования мелодии, это:

  1. Пение a capella. Пение без сопровождения помогает выработать более сосредоточенное внимание поющего к звучанию своего голоса и пению товарищей в целом.
  2. Пение в сопровождении металлофона или флейты. Эти музыкальные инструменты имеют звонкий звук и побуждают ребенка петь в высокой позиции звонким звуком.
  3. Пропевание интонационно сложных элементов мелодии песни на звук «У». Звук «У» позволяет точно направить звук, достать каждую ноту, как «иголочкой», «уколоть» ее.
  4. Пение с солистами. Такое пение, когда солист поет запев или партию персонажа, а припев подхватывают все дети, способствует  более сосредоточенному вслушиванию каждого ребенка в хоре в интонационную составляющую песни.

     Чистоте интонации способствует четкое осознание чувства лада. Воспитывать ладовое восприятие у дошкольников можно через освоение понятий «мажор» и «минор», включение в распевки различных звукорядов, главных ступеней лада, сопоставление мажорных и минорных последовательностей, пение a capella.

     Важную роль в развитии ладового восприятия дошкольников играют дидактические игры, такие, как: «Облачки настроения», «Снеговики настроения». «Ромашки настроения», «Эмоциональные грибочки», «Разноцветная гусеница».

      В хоровом пении понятие «ансамбль» -  это единство, уравновешенность в тексте, мелодии, ритме, динамике. Поэтому для хорового исполнения необходимы единообразие и согласованность в характере звукообразования, произношения, дыхания. Необходимо научить поющих прислушиваться к звучащим рядом голосам.

     Сейчас мне хотелось бы подробнее остановиться на методических приемах, направленных на развитие слуха и голоса детей, которые я активно использую на музыкальных занятиях и в индивидуальной работе с дошкольниками.

      Приемы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений:

  1. слуховое сосредоточение и вслушивание в показ с целью последующего анализа услышанного (т. е. я настраиваю детей внимательно, сосредоточенно прослушать музыкальное произведение, чтобы поговорить о его характере и средствах музыкальной выразительности);
  2. сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего (данный прием способствует формированию слуховой культуры дошкольников, умения выделить «лучшее» исполнение);
  3. пение по «цепочке» (способствует лучшему запоминанию текста и чистоте интонирования мелодии);
  4. моделирование высоты звука движениями руки (способствует осознанию направления движения мелодии, ее поступенности или скачкообразности, что содействует развитию мелодического слуха детей и способствует чистому интонированию мелодии);
  5. выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные упражнения, которые исполняются  нами в разных тональностях со словами и вокализацией;
  6. настройка на тональность перед началом пения;
  7. в процессе разучивания произведения смена тональности с целью поиска наиболее удобной для детей, где их голоса звучат наилучшим образом;
  8. пение после вступления.

       Приемы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию, выразительности   исполнения:

  1. произношение текста активным шепотом, что активизирует дыхательную мускулатуру и вызывает чувство опоры звука на дыхание;
  2. беззвучная, но активная артикуляция при мысленном пении с опорой  на внешнее звучание, что активизирует артикуляционный аппарат и помогает восприятию звукового эталона;
  3. проговаривание слов песен нараспев на одной высоте слегка возвышенным голосом по отношению к диапазону речевого голоса;
  4. вокализация певческого материала легким звуком на гласный «У» с целью уточнения интонации во время атаки звука и при переходе со звука на звук;
  5. вокализация песен на слог «ЛЮ» с целью выравнивания тембрового звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки.

  Песни для детей должны отвечать следующим дидактическим требованиям:

  • Доступность
  • Систематичность
  • Последовательность
  • Сознательность
  • Активность

     А  именно: постепенное усложнение песен должно идти от более легких к более трудным по мелодии, гармонии, структуре.  Дети должны осмыслить содержания текста и требования к исполнению песни, уметь исполнить ее самостоятельно – соло и хором.

      В работе с воспитателями я использую открытые просмотры («Песенка-чудесенка», «Песенный марафон»), консультации («Советы взрослым по охране голоса детей», «Пение полезно для  здоровья» и т.д.), выпускаю буклеты,  провожу беседы, семинары, где педагоги нашего детского сада знакомятся с программными задачами, методами и приемами обучения детей пению.

       С каждым воспитателем индивидуально разучивается песенный репертуар, даются рекомендации по использованию знакомого музыкального репертуара на других занятиях и в повседневной жизни детского сада.

       Для музыкального и эстетического развития детей очень важно, чтобы песня звучала в разных видах деятельности дошкольников, а не только на музыкальных занятиях. Песня может звучать на утренней гимнастике, на прогулке в теплое время года, во время трудовых процессов и так далее. Поэтому работа с воспитателями по ознакомлению с детским песенным репертуаром, а также с методами и приемами обучения детей пению очень важна.

      В обучении детей пению важную роль играет работа с родителями. На родительских собраниях и в индивидуальных беседах я рассказываю родителям о том, чему учатся дети на музыкальных занятиях, об охране детского голоса и т.д. В «Уголке для родителей» выставляю папки-передвижки с консультациями о музыкальном воспитании в семье, о развитии певческих навыков у дошкольников. Регулярно скидываю в WhatsApp в группы родителей песенный материал к тематическим, календарным  праздникам. Также регулярно выставляю свои консультации и фотоотчеты на сайт детского сада.

       Подводя итоги работы по развитию вокально-хоровых навыков у детей, можно сказать, что поставленная мною цель достигнута:

       - дети любят петь;

       - научились владеть голосом;

       - понимают вокальные термины, дирижерские жесты;

       - научились слышать и передавать в пении скачкообразное и поступенное движение мелодии;

       - научились петь самостоятельно после музыкального вступления и проигрыша;

       - научились оценивать правильное и неправильное пение.

      Воспитательные и образовательные возможности вокально-хоровой работы с детьми огромны. Знакомство с народными, классическими  и современными песнями, их исполнение, способствует становлению музыкального вкуса детей, развитию эстетического восприятия окружающего мира дошкольниками, обогащает их духовный мир, побуждает к добрым чувствам. Дети учатся естественно и правдиво передавать в звуке тончайшие оттенки человеческого настроения, развивается  музыкальный слух, чувство ритма,  память, дикция, культура речи дошкольников. Пение в хоре дает возможность узнать «чувство локтя», испытать единение с товарищами.