Проект для родителей и детей старшей группы «Родителям о правах ребенка»
проект (старшая группа)
Сегодня в обществе активно обсуждается проблема домашнего насилия, приводятся страшные факты жестокого обращения с детьми, и особую тревогу за маленьких граждан испытывают работники ДОУ, которые по роду своей деятельности несут за них ответственность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelyam_o_pravah_rebenka.docx | 27.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Родителям о правах ребенка»
Ананьева Ирина Владимировна,
Цибульская Лидия Петровна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад № 54 «Радуга»
г. Воркуты
Когда вам беды застят свет
И никуда от них не деться,
Взгляните, как смеются дети,
И улыбнитесь им в ответ.
И если вас в другие сети
Затянет и закрутит зло,
Взгляните, как смеются дети,
И станет на сердце светло!
Андрей Дементьев
Проект по доминирующей деятельности: практико-ориентированный;
По количеству участников: коллективный;
Характер контактов: среди родителей и детей одной группы;
По продолжительности: долгосрочный;
Участники: воспитатели, родители и дети старшей группы; сотрудники МБДОУ и других организаций.
Проблема:
С момента своего рождения ребенок общается со взрослыми. Взрослый для него – олицетворение любви и защиты или же власти, требующей полного подчинения. Идеальное представление о родителе – родитель, безусловно, принимающий своего ребенка, эмоционально поддерживающий его в трудной ситуации.
Сегодня в обществе активно обсуждается проблема домашнего насилия, приводятся страшные факты жестокого обращения с детьми, и особую тревогу за маленьких граждан испытывают работники ДОУ, которые по роду своей деятельности несут за них ответственность.
Актуальность темы:
Исследование психолого–педагогической грамотности родителей показывает, что 85,7% родителей понимают, что унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психологическому ущербу. При этом указывались такие ожидаемые последствия, как неуверенность в себе, формирование комплекса неполноценности, неудачи во взрослой жизни, занижение самооценки, подавление личности. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях необходимо уделять первостепенное внимание. Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от различных негативных последствий, ведь в слабых руках малыша наше будущее. Поэтому уже сейчас, в трудных социально – экономических условиях, нельзя оставаться равнодушным к бедам маленьких граждан России.
Этапы проекта.
- Организационный.
На сегодняшний день разработано много поправок документов, различных государственных программ, призванных обеспечивать правовую защиту детей.
Родители являются законными представителями своих детей и должны выступать в защиту их прав и интересов. В первую очередь семья ответственна за ребенка, за соблюдение его прав. Воспитание гармонично развитой личности – задача не только педагогов, но и родителей. Однако, анализ анкет, направленных на изучение юридической грамотности родителей показал, что только 28% родителей знакомы с правовыми документами по защите прав детства. На вопрос: “Перечислите права, которыми обладает ребенок” больше половины родителей (62%) ответили, что ничего не знают о правах ребенка, остальные родители (10%) имеют расплывчатые, нечеткие представления. На вопрос, адресованный родителям: “Стоит ли детей знакомить с их правами?” практически все родители ответили: “Стоит”. Таким образом, налицо недостаточное понимание родителями проблемы защиты прав детей как в моральном и личном, так и в юридическом аспекте.
Результаты анкет, тестов, анализ индивидуальных бесед позволяют нам говорить о том, что в обычной, нормальной семье, в которой ни один из родителей не является носителем патологических акцентуаций и социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав детей – вполне распространенное явление: нецензурные выражения в присутствии ребенка, физические наказания, нанесение психологических травм. На вопросы, адресованные родителям “Как часто вы посещаете вместе с ребенком культурно – досуговые мероприятия?” и “Какие кружки и секции посещает ваш ребенок?” только лишь 4 из 21 опрошенного родителя сказали, что общению с ребенком и его развитию уделяют самое пристальное внимание. Самыми распространенными ответами были: “У нас нет времени”, “ По мере возможности”, “Этим у нас занимается бабушка”.
На начало учебного года на первом родительском собрании мы провели анкетирование родителей с целью выявления стилей воспитания детей в семье и о применяемых в семьях видах наказания детей. В анкетировании принимали участие 21 человек.
Анкета содержала следующие вопросы:
- Наказания происходят потому, что… (ребенок игнорирует замечания – 23%, не видят другого способа воздействия на ребенка – 23%, кончаются аргументы и терпение – 19%);
- Назвать типичные ситуации, в которых Вам приходилось прибегать к наказаниям ребенка; Ответы родителей говорят о том, что чаще всего они наказывают ребенка за то, что он:
- дерется с детьми – 66%;
- делает назло, упрямится – 33,3%;
- обижает животных – 28,5%;
- употребляет плохие слова – 19%.
3. Что раздражает Вас в вашем ребенке? (упрямство – 38%, употребление в речи плохих слов – 23%, истеричность 33%);
4. Какие наказания применяли по отношению к Вам родители в детстве? (секли ремнем – 52%, шлепали – 66%, не разговаривали – 61%, ставили в угол – 71%). Не имея педагогических знаний, родители зачастую в воспитании детей руководствуются воспоминаниями о собственном детстве, поэтому они не в состоянии справиться со многими трудностями, связанными с поведением ребенка.
5. Какие наказания Вы считаете возможными по отношению к своим детям? (нашлепать – 80%, поставить в угол – 71%, словесный выговор – 80%, 33% родителей употребляют нецензурные выражения, лишают сладкого – 38%, дают подзатыльники – 9,5%, оставляют одного в комнате 4,7%).
Почему же физическое наказание так популярно среди родителей? Причин тому несколько. Одна из них – приверженность традициям “Наказывали меня и ничего плохого в этом нет”. Другая причина – высокая результативность при минимальных затратах времени: ребенку не надо ничего объяснять, убеждать, приводить примеры, наказал – и, по мнению взрослого, проблема решена. Но, самая важная причина – незнание родителями других, оптимальных методов воздействия.
Согласно сводным данным социологического исследования на начало учебного года, следует, что 80% из опрошенных родителей применяют физические воздействия на ребенка, 66% - используют авторитарный стиль воспитания, 33% используют в речи нецензурные выражения и только 28% родителей знают законы по правам детей.
Так мы столкнулись с необходимостью провести серьезную работу по правовому воспитанию родителей, реализуя ее посредством организации проекта «Родителям о правах ребенка».
Цель проекта: Повышение правовой культуры родителей посредством работы с семьей.
Задачи проекта:
- Познакомить родителей с основными нормативно-правовыми документами.
- Содействовать формированию у родителей способности адекватно и эффективно действовать в сложной проблемной ситуации.
- Повышать правовую и педагогическую культуру родителей для усиления их ответственности и сознательного отношения к воспитанию детей;
- Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека, формировать основы толерантности.
- Основной.
Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация. В тесном сотрудничестве с Инспектором по защите прав детства, на первом этаже МБДОУ был оформлен стенд “Право на детство”. Его главная задача - систематическое ознакомление родителей с информацией по данному вопросу. Содержание рубрик стенда определено его тематикой – это: “Декларация прав ребенка”, “Семейного кодекса РФ” и др., статистические данные о правонарушениях по отношению к детям по Республике и городу, краткие рекомендации родителям по предотвращению конфликтных ситуаций в семье.
В своей работе с родителями по организации и проведении коллективных мероприятий мы зачастую испытывали трудности: условия труда и быта не позволяли всем родителям одновременно присутствовать на собраниях и консультациях, пассивность родителей в обсуждении той или иной темы, незаинтересованность в проведении совместных мероприятий. Таким образом, мы пришли к выводу о необходимости использования нетрадиционных форм работы.
Выстраивая план практической работы, мы исходили из интересов и пожеланий самих родителей, которые хотели бы стать непосредственными и активными участниками. Поэтому в план работы мы включили такие мероприятия, как заседания семейного клуба “Семейный очаг” (название клуба дала одна из мам воспитанника).
В отличие от родительских собраний, в основе которых, как правило, назидательно – поучительная форма общения, наш клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности и личной заинтересованности. В нашем клубе родителей объединяют общие проблемы. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Наши заседания были посвящены таким актуальным, на сегодняшний день, темам, как “Наказания за” и “против”, “Кредит одобрения”, “Вечер вопросов и ответов”, “Шаг навстречу или как наладить контакт с ребенком”. Заседания клуба проводились в разнообразной форме, с использованием игр, психологических тренингов, конкурсов. В заседаниях клуба принимали активное участие педагог – психолог, инспектор по защите прав детства, старшая медсестра, учитель начальных классов. На заседаниях клуба обсуждались такие волнующие родителей вопросы, как: “Есть ли такие вещи, которые нельзя делать в процессе воспитания?”, “ Мой ребенок начал дерзить и злословить, что делать?”, “Как отвечать на детские вопросы?”, “Как в процессе воспитания обойтись без наказания?” и др. Общение в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке способствует сближению между родителями, между педагогами и родителями, родителями и детьми. Беседа за чашкой чая, легкий музыкальный фон, атмосфера игры – все это оказывает содействие эмоциональному раскрепощению родителей, дающему возможность открыто высказывать собственное мнение, делиться опытом семейного воспитания. На каждом заседании клуба вниманию родителей предлагалась наглядно – информационный материал: листовки, памятки, буклеты.
Эффективной формой взаимодействия с семьей являются диспуты и дискуссии. Проведение таких мероприятий протекает в духе равноправия партнеров, т.е. родителей и педагогов. Родители не пассивно выслушивают рекомендации специалистов, а высказывают свою точку зрения по тому или иному вопросу, делятся опытом семейного воспитания. Конечно же, проведение такого рода мероприятий требует от педагога определенных умений таких как, умение расположить собеседников к конструктивному диалогу, умение аргументировать и корректно отстаивать свою позицию и, конечно же, владеть предметом диспута, т.е. быть компетентным в вопросах дискуссии.
Ничто так не сближает родителей, детей и педагогов, учит взаимопониманию, доверию, как совместная деятельность. Поэтому мы стали активно привлекать родителей к изготовлению театральных атрибутов и костюмов для совместных постановок, к оформлению альбома посвященного правам ребенка “Ребенок имеет право…”, дидактической игры “Лото имен”, выставок совместного творчества “Мое генеалогическое древо”, которая способствовала укреплению семейных связей, помогала ребенку осознать свою принадлежность к семье и почувствовать себя ее неотделимой частичкой, “Мое имя”, где дети и родители ассоциировали свои имена с птицами, рекой, горой, к выпуску групповых газет, посвященных проблемам здоровья и семейным традициям.
Учитывая занятость родителей, мы внедрили такую нетрадиционную форму общения с семьей, как “Родительская почта”. Любой член семьи имеет возможность в короткой записке задать вопрос, обратиться за помощью к специалисту, высказать свое мнение по тому или иному вопросу. Многие вопросы легли в основу заседаний клуба “Семейный очаг”, на некоторые вопросы, ответы были даны в индивидуальной форме, были такие вопросы, на которые могли ответить узкие специалисты.
Участие родителей в таких мероприятиях как выставки совместного творчества “Мое генеалогическое древо,” “В гостях у детства,” “Семья под парусом лета”; в таких праздниках, как “Папа, мама, я – дружная семья”; театрализованном представлении “Маленькая страна”, помогли родителям по-другому взглянуть на своих детей. Взаимоотношения между ними постепенно переходили от авторитарного стиля к демократическому, то, к чему мы и стремились подвести всех своих родителей.
- Заключительный.
Работу по повышению правовой культуры родителей мы вели в тесном взаимодействии со специалистами города и нашего МБДОУ, такими, как старшая медсестра, педагог-психолог, руководитель, музыкальный руководитель, инспектор по защите прав детства, сотрудник центра помощи семье и детям.
Результаты собеседования с детьми показали, что родители стали больше времени уделять своим детям (совместные прогулки, походы в театр, кино, различные досуговые центры). Родители стали прислушиваться к мнению своих детей, их стали больше волновать интересы детей, они больше времени стали уделять развитию способностей детей (оформляют в музыкальные школы, спортивные секции, “Школу искусств” и т.д.) и, как следствие, у родителей исчезла необходимость в разного рода наказаниях.
Согласно результатам социологического исследования на конец учебного года, явно заметны изменения: 100% родителей знакомы с законами по правам ребенка, всего 19% применяют физические наказания, 14% - авторитарный стиль воспитания и 14% - нецензурные выражения.
Мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Мы начинаем спокойно относится к повсеместному открытию сиротских приютов для детей живых родителей, мы, порой равнодушно, проходим мимо детей улиц, подвалов, чердаков; мимо детских слез, а потом мы, взрослые, искренне удивляемся, откуда столько жестокости у наших детей, нас возмущают переполненные “Дома попечительства и ухода” за престарелыми людьми. А ведь сегодняшние дети – это будущее страны, это наше, с вами, будущее.
Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье и будущее целиком зависят от нас, взрослых. Дети верят в нашу любовь и доброе отношение и очень надеются на нашу защиту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игры- викторины для родителей и детей старшей группы «Правила движения - достойны уважения»
Игра- викторина проведена в рамках конкурса по ПДД...
Конспект семинара-практикума с родителями и детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Права ребенка»
Цель:1. Дать родителям педагогические знания в области защиты прав детей, познакомить с содержанием отдельных статей основных законов: «Семейный кодекс РФ», «Конвенция ООН о пр...
Паспорт проекта по правовому воспитанию детей старшей группы «Маленьким детям – большие права»
Паспорт проекта по правовому воспитанию детей старшей группы «Маленьким детям – большие права» содержит мероприятия с детьми и родителями по ознакомлению с правами детей...
Конспект игры- викторины для родителей и детей старшей группы «Правила движения - достойны уважения»
Формировать навыки выполнения основных правил поведения у дошкольников и их родителей на улице и дороге, с целью предупреждения дорожно-транспортного травматизма....
ДОСУГ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «КОНСТИТУЦИЯ И ПРАВА РЕБЕНКА».
ДОСУГ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ :«КОНСТИТУЦИЯ И ПРАВА РЕБЕНКА». Цель: Дать представление о Конституции РФ.Задачи:Формировать понятия «закон, порядок, право, обязанность»Зак...
РАЗВЛЕЧЕНИЕ СОВМЕСТНОЕ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ОБЖ "КАЖДЫЙ МАЛЕНЬКИЙ РЕБЕНОК ЗНАЕТ С ПЕЛЕНОК"
РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПО ОБЖ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему "Права ребенка".
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему "Права ребенка"....