"Мама рядом, папа рядом"
методическая разработка (подготовительная группа)

                    Программа гармонизация детско-родительских отношений при помощи методов арт-терапии

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mama_ryadom_papa_ryadom.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог-психолог Алексеева Ю.Н.

ПРОГРАММА

гармонизация детско-родительских отношений

при помощи методов арт-терапии

"Мама рядом, папа рядом...»

(9 часов )

Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Анализ результатов психодиагностических исследований семей позволяет сделать вывод о том, что в психологической коррекции нуждаются не только дети, но их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений. Детско-родительская терапия выстроена таким образом, чтобы гармонизировать отношения между родителями и ребенком. Работа с семьей является наиболее сложной и трудоемкой частью в профессиональной деятельности педагога. Педагог, взаимодействуя  с ребенком в детском саду, не только оказывает непосредственное воздействие на одного, зачастую самого маленького члена семьи, но и так или иначе вовлекает родителей в воспитательный процесс. Эффективность психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста определяется тем, насколько семья принимает, откликается на воспитательные воздействия педагогов.Особое внимание не обходимо обратить на то, выполняет ли семья функцию механизма, позволяющего, с одной стороны, удовлетворить индивидуальные потребности членов семи, а с другой стороны , регулировать их поведение в ответ на требование социума.  Помогает ли социальное окружение (дошкольное образовательное учреждение) членам семи решать различные задачи, является ли детский сад для семьи дополнительным ресурсом либо препятствием, затрудняющем решение важних для семьи задач.

Адресат

Данная программа адресована практическим психологам и воспитателям ДОУ.

Концептуальные компоненты

Цель: гармонизация детско-родительских отношений

Задачи:

  1. Установить и развитие отношений партнерства и сотрудничества «родитель-ребенок»
  2. Обучить навыкам общения и способам взаимодействия в системе «родитель- ребенок».
  3. Стимулировать самовыражение эмоционального состояния посредством метода арт-терапии;

Программа гармонизации детско-родительских отношений включает в себя цикл групповых занятий, в которых участвуют дети и родители. В процессе занятий родители становятся более сензитивными к своим детям и учатся относиться к ним безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности.

Группа — лишь необходимая социальная площадка психотренинга, ведь дети и родители, взаимодействуя в группе, тем самым помогают друг другу в решении тех проблем, которые привели их в нее. Более того, курс занятий — лишь прелюдия, лишь первые шаги на пути разрешения межличностных конфликтов в семье, преодоления отклоняющегося поведения.

На занятиях много игр. Известно, что существенным психологическим признаком игры является одновременное переживание условности и реальности создавшейся ситуации. Человек знает, что играет, и в то же время ведет и чувствует себя так же, как в ответственных условиях реальной действительности. Поэтому игра служит не только задачам обучения и тренировки, но и коррекции.

Родители проводят время вместе с ребенком, играют с ним, тем самым, находясь на территории его интересов. Игры увлекательны и необычны, да и кто же откажется от такого «несерьезного» занятия.

Работа в группе, подчинение и взрослых и детей единым правилам игры дают возможность ребенку почувствовать свою значимость, а родителю — сойти с позиции всегда правильного и недосягаемого, побыть в роли ребенка.

Важнейший канал объективного представления о ребенке — взгляд на него со стороны. В группе ребенок и родитель видят себя во взаимодействии с другими и в зеркале отношений, поступков и действий других. Тем самым они приобретают важную способность видеть и оценивать себя, глядя на себя глазами других.

В процессе работы ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников, потому что играющий с ним родитель все время старается понять его чувства, поступки, экспрессию, точку зрения. Такое поведение облегчает ребенку принятие собственного «Я» и усиливает его веру в установившиеся отношения. Ребенок получает возможность наиболее полно выразить свои творческие способности и одновременно испытать чувство ответственности. Могущество такой свободы — свободы управлять собой, творить, повелевать, быть глупым, угрюмым, серьезным, просто радоваться полноте жизни, не боясь быть отвергнутым или наказанным, — это, без сомнения, переживание, в высшей степени облегчающее и стимулирующее рост ребенка. Ребенок получает у родителя поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки.

Работая в группе и участвуя в играх, родители наблюдают за ребенком, видят те особенности, которые в обыденной жизни часто ускользают от их внимания. Они по-другому начинают воспринимать и ощущать неудачи и радости, учатся сотрудничать с ребенком и вместе что-то создавать — пока в игре, а впоследствии в деле.

Содержательная характеристика

В программе выделено 6 тем

Тематический план

Тема занятий

теоретическая часть (мин)

Практическая часть (мин)

Всего

(мин)

1. Мама рядом, папа рядом…

20

70

90

2. Страна Вообразилия

20

70

90

3. Чудеса чародея цвета

20

70

90

4. Волшебный мир звуков

20

70

90

5. По дорогам сказок

20

70

90

6. Необыкновенное путешествие

20

70

90

Итого:

9 ч

Содержание учебной программы

Тема 1 «Мама рядом, папа рядом...»

Упражнение "Доброе животное"

Игра "Непослушные шарики"

Игра-упражнение "Мы любим друг друга"

Игра "Изобрази без предмета"

Игра "Артисты цирка"

Продуктивная деятельность "Превращение ладошки"

Упражнение "Круг друзей"

Тема 2 «Страна Вообразилия»

Игра «Спрячь ноты»

Игра «Сломанный видеотелефон»

Упражнение «Сказочные истории»

Игра «Перебежки»

Упражнение «Рисунок одним карандашом»

Тема 3 «Чудеса чародея цвета»

Игра «Радуга»

Цветомедитация

Игра «Челнок»

Упражнение «Разноцветный хвостик»

Продуктивная деятельность «Разноцветная земля»

Тема 4 «Волшебный мир звуков»

Упражнение "Мой ритм"

Песня-игра "Оркестр"

Импровизация с зеркалом

Упражнение "Испорченный телевизор"

Игра "Ритмический кубик"

Танец-импровизация

Тема 5 «По дорогам сказок»

Решение кроссворда

Инсценировки

Отгадывание загадок

Упражнение «Слово наоборот»

Продуктивная деятельность «Сказочный герой»

Сюрпризный момент

Тема 6 «Необыкновенное путешествие»

Игровая лагуна

Риф Фантазия

Цветная бухта

Музыкальный остров

Сказочный Атолл

Параметры результативности и диагностики

Перед началом занятий рекомендуется провести диагностику с детьми

Цветик-восьмицветик (диагностика эмоциональных отношений в семье) и родителями опросник эмоциональной стороны детско-родительских отношений.

По окончании занятий для оценки результативности необходимо собрать отзывы участников группы, проанализировать аудио-, видео- записи занятий.

Ожидаемый результат: родители с удовольствием уделяют свободное время на

совместную деятельность с детьми, не затрудняются в выборе игр и занятий.

Организационно-педагогические условия

Формирование группы происходит на добровольной основе. Вместе с ребенком занятия

посещает кто-то из родителей (можно по очереди). Количественный состав группы 5 – 6

пар (10 – 12 человек). Цикл включает 6 занятий, продолжительность каждого 90 минут.

Занятия проводятся 1 раз в месяц.

Занятия проводятся в помещении, в котором участники могут свободно располагаться и

передвигаться.

Для занятий необходимы следующие материалы:

магнитофон, диск с подобранной музыкой, атрибуты к играм, карточки к заданиям,

бумага формата А3, восковые мелки, карандаши, гуашь.

Литература для педагогов:

Павлов И.В. Общение с ребёнком: тренинг взаимодействия. СПб.: Речь, 2008.

Афанасьева С., "Чудеса чародея цвета"- журнал "Дошкольное воспитание" №2 /2006 г.

Покровская, Константинова: Волшебный мир музыкальных звуков

"По Тропинкам русских сказок" Сборник игр, заданий и упражнений для всей семьи

Авторы: Кудрявцева Екатерина (Германия) при участии Царевой-Гришко Алены (Италия), Симановской Елены (Германия), Илыпата Актасовича Губайдуллина (Россия)

Литература для родителей:

Алексеева Е.Е. Проблемы детей дошкольного возраста

А.Джон “Ландшафт детской души"

К. Росс “Как на самом деле любить детей”

А. Спиваковская “Психотерапия: игра, семья, детство”

Г. Хоментаускас “Семья глазами ребенка”

А.Баркан “Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка”.

А.С. Валявский "Как понять ребенка"

Г.Б. Монина "Шпаргалка для взрослых"

Заряна и Нина Некрасовы  "Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти"