Главные вкладки

    «Развитие речевой активности и мелкой моторики у детей раннего возраста(2 до 3 лет) посредством пальчиковых игр»
    материал (младшая группа)

    Ежова Анастасия Васильевна

    План работы по самообразованию на 2020 -2021 учебный год

     

    Работа с детьми

     

    Название мероприятия

    Время проведения

     

    .Заучивание пальчиковой игры «Замок».

    .Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».

    .Обучение детей игре «Шнуровка».

    .Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка».

    Знакомство с колючими мячиками су-джок

     

    В течение года

     

    Игра «Я катаю мой орех»..Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

     

     

    1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста».

    2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

    3.Конструирование из палочек «Квадрат», «Треугольник».

    4.Настольная игра «Найди фигуре место».

    5.Повторение игр «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

     

     

     

    В течение года

     

    В течение года

     

    1.Заучивание пальчиковой игры «Пирожки» , «Человечек».

    2.Учить детей одевать и раздевать кукол.

    3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».

    4.Конструирование из

    Лего-конструктора «Домик», «Заборчик».

    5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

     

    В течение года

     

    1.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

    2.Пальчиковая игра «Художник» ( с помощью «волшебной палочки» или пальчиком)

    3.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».

    4.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

     

    В течение года

     

    1.Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста»

    2. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка»..

    3.Настольные игры «Мозаика»,

     игра  (с прищепками Кто? Что?ест)

    4. Изготовление подарков к празднику :«День защитников Отечества» (аппликация).

     

    В течение года

     

    1.Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки».

    2.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья»

    3.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».

    4.Изготовление подарков к празднику:«Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и салфеток).

    5.Игра «Прищепки»

     

    В течение года

     

    1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр.

    2.Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.

    3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».

    4.Проигрывание с детьми пальчиковым театром «Русские народные сказки»)

     

    В течение года

     

    1.Повторени пальчиковой игры  «Замок», «Капуста».

    2.Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию

    3.Работа с карандашом: «Обведи по пунктиру рисунок».

     

    В течение года

     

     

    Работа с родителями

    Название мероприятия

    Время проведения

     

    • Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

    В течение года

     

    Проведение индивидуальных консультаций  и бесед с родителями.

    В течение года

     

    Папки-передвижки на темы: «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда», «Развитие мелкой моторики рук как один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению», «Развитие мелкой моторики рук посредством аппликации и пластилинографии нетрадиционными методами».

    В течение года

    Подготовить консультацию для родителей «Роль мелкой моторики в развитии речи ребёнка»

    Консультация

        

     

     

     

    Список использованной литературы:

     

    1.Агаян, Г.Г. Мы топали, мы топали. Учебное пособие для родителей и воспитателей – Дмитров: Карапуз, 2003

    2.Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Практическое пособие / Сост. Л.В. Белкина. – Воронеж «Учитель», 2004

    3.Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок Дошкольная педагогика. – 2008 №7. – (С. 33-37.)

    4.Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться писать, и красиво рисовать. – Ярославль,2007

    5.Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2009

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan_samoobrazovaniya_2020-2021.docx25.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 Московского района Санкт-Петербурга

    План по самообразованию педагога

    Тема: «Развитие речевой активности и мелкой моторики у детей раннего возраста(2 до 3 лет) посредством пальчиковых игр»

    Выполнила: воспитатель

    Ежова Анастасия Васильевна

    2020-2021 учебный год

    Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности.

    Задачи:

    • систематизировать работу по совершенствованию мелкой моторики у детей раннего возраста;
    • внедрять инновационные технологии в процесс развития мелкой моторики посредством пальчиковых игр и упражнений;
    • обогащать активный словарь детей, развивать представление об окружающем мире;
    • привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.

    Актуальность

    «Истоки способностей и дарования детей –

    на кончиках их пальцев. От пальцев образно

    говоря, идут тончайшие ручейки, которые

    питают источник творческой личности»

    В. А. Сухомлинский

       Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу.

       Сегодня, в век информации и электроники, люди, и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей.

       Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста, выполняет много разных функций. Моторика активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями. 

         Сегодня же практически вся детская обувь на липучках, крупа продаётся уже в чистом виде, вязаные изделия можно без проблем приобрести в магазинах, а пуговицы на куртках сменились заклёпками и молниями. Да, всё это очень удобно, но это препятствие для развития мелкой моторики наших детей.

          Сначала ребенок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, затем учится держать ложку, карандаш. С возрастом моторные навыки становятся разнообразными и сложными. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки.

          С некоторыми детьми  трудно было собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. И так же не получалось  делать успехи в рисовании, лепке и аппликации.

         Одним из эффективных способов развития мелкой моторики являются упражнения для развития пальчиков или пальчиковая гимнастика. Я вместе с детьми проговаривала короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Эти упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость.

         Ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все предложенные движения.

             Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, сидят в сторонке и наблюдают за действиями других детей. А это в дальнейшем формирует школьные трудности.

            В этом году хотелось бы – совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук, детей младшего дошкольного возраста. От того, насколько ловко ребенок научится управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

    Ожидаемые результаты:

    Систематизация материала по развитию мелкой моторики рук у детей 2-4 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

    Познакомить детей со способами обследования предметов.

    - Сформировать представления о разновидностях форм работы по развитию мелкой моторики

    - Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста..

    Заинтересовать родителей актуальностью развития мелкой моторики рук детей.

    Повысить уровень знаний о значимости развития мелкой моторики. Научить создавать дома условия для этого, использовать дидактические игры и правильно подбирать их.

    Формы работы с детьми:

    • совместная деятельность воспитателя с детьми:
    • индивидуальная работа с детьми
    • свободная самостоятельная деятельность детей.

    Формы работы с родителями:

    • анкетирование родителей
    • консультации
    • индивидуальные и групповые беседы
    • родительские собрания
    • оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)
    • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.

    Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные.

    План работы по самообразованию на 2020 -2021 учебный год

    Работа с детьми

    Название мероприятия

    Время проведения

    .Заучивание пальчиковой игры «Замок».

    .Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».

    .Обучение детей игре «Шнуровка».

    .Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка».

    Знакомство с колючими мячиками су-джок

    В течение года

    Игра «Я катаю мой орех»..Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

    1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста».

    2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

    3.Конструирование из палочек «Квадрат», «Треугольник».

    4.Настольная игра «Найди фигуре место».

    5.Повторение игр «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

    В течение года

    В течение года

    1.Заучивание пальчиковой игры «Пирожки» , «Человечек».

    2.Учить детей одевать и раздевать кукол.

    3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».

    4.Конструирование из

    Лего-конструктора «Домик», «Заборчик».

    5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

    В течение года

    1.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

    2.Пальчиковая игра «Художник» ( с помощью «волшебной палочки» или пальчиком)

    3.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».

    4.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

    В течение года

    1.Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста»

    2. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка»..

    3.Настольные игры «Мозаика»,

     игра  (с прищепками Кто? Что?ест)

    4. Изготовление подарков к празднику :«День защитников Отечества» (аппликация).

    В течение года

    1.Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки».

    2.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья»

    3.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».

    4.Изготовление подарков к празднику:«Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и салфеток).

    5.Игра «Прищепки»

    В течение года

    1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр.

    2.Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.

    3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».

    4.Проигрывание с детьми пальчиковым театром «Русские народные сказки»)

    В течение года

    1.Повторени пальчиковой игры  «Замок», «Капуста».

    2.Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию

    3.Работа с карандашом: «Обведи по пунктиру рисунок».

    В течение года

    Работа с родителями

    Название мероприятия

    Время проведения

    • Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

    В течение года

    Проведение индивидуальных консультаций  и бесед с родителями.

    В течение года

    Папки-передвижки на темы: «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда», «Развитие мелкой моторики рук как один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению», «Развитие мелкой моторики рук посредством аппликации и пластилинографии нетрадиционными методами».

    В течение года

    Подготовить консультацию для родителей «Роль мелкой моторики в развитии речи ребёнка»

    Консультация

    Список использованной литературы:

    1.Агаян, Г.Г. Мы топали, мы топали. Учебное пособие для родителей и воспитателей – Дмитров: Карапуз, 2003

    2.Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Практическое пособие / Сост. Л.В. Белкина. – Воронеж «Учитель», 2004

    3.Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок Дошкольная педагогика. – 2008 №7. – (С. 33-37.)

    4.Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться писать, и красиво рисовать. – Ярославль,2007

    5.Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2009

    Интернет ресурсы:

    http://nsportal.ru социальная сеть работников образования.

    http://www.maam.ru/ Международный образовательный портал.

    http://www.razvitierebenka.com/сайт «Развитие ребёнка»

    http://dohcolonoc.ru/ Сайт для воспитателей детских садов.

    http://detsad-kitty.ru/ Сайт для детей и взрослых.

    http://www.moi-detsad.ru/ Всё для детского сада.

    http://ped-kopilka.ru/ Международный образовательный сайт "Учебно-методический кабинет".


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через нетрадиционные пальчиковые игры

    Мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Важное значение в процессе развития ребенка, имеет развитие мелкой моторики рук. При ...

    Сборник дидактических игр, направленных на развитие сенсорных способностей и мелкой моторики у детей раннего возраста

    В сборнике представлены дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей группы раннего возраста. Игры можно включать как в непосредственно образовательную деятельность с малышами, так и в...

    ГМО творческой группы воспитателя раннего возраста «Карапус» «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковой гимнастики».

    Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо всё хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого по...

    Влияние пальчиковых игр и фольклора на развитие речи и формирования мелкой моторики у детей раннего возраста.

    Упражнения для мелкой моторики улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают ко...

    Картотека дидактических игр, направленных на развитие сенсорных способностей и мелкой моторики у детей раннего возраста

    Д/и «Спрячь мышат от кошки»»Цель: учить подбирать геометрические фигуры разные по форме и цвету, развивать наблюдательность. Материал: домики четырёх цветов (зелёный, красный, синий,...

    План по самообразованию педагога Тема: «Развитие речевой активности и мелкой моторики у детей раннего возраста(1,5 до 2лет) посредством пальчиковых игр»

    План по самообразованию педагогаТема: «Развитие речевой активности и мелкой моторики у детей раннего возраста(1,5 до 2лет) посредством пальчиковых игр»...

    Консультация для воспитателей«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр»

    У большинства детей раннего возраста, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и ...