Главные вкладки

    План по самообразованию педагога Тема: «Развитие речевой активности и мелкой моторики у детей раннего возраста(1,5 до 2лет) посредством пальчиковых игр»
    материал (младшая группа)

    План по самообразованию педагога

    Тема: «Развитие речевой активности и мелкой моторики у детей раннего возраста(1,5 до 2лет) посредством пальчиковых игр»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл samoobrozovanie.docx42.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №8 «Зоряночка»

                                                                                                  Утверждаю

    Заведующий  МБДОУ

    детского сада № 8 «Зоряночка»

    _____________Месикова С. Ю.

    «____»_______________2020г

    План по самообразованию педагога

    Тема: «Развитие речевой активности и мелкой моторики у детей раннего возраста(1,5 до 2лет) посредством пальчиковых игр»

     Воспитатель:

    Ибрагимова З.Г.

    г. Ессентуки 2020-2021г.

    Дата начало работы над темой: 01.09.2020г.

    Предполагаемая дата окончания работы: 30.05.2021г.

    Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности.

    Задачи:

    • систематизировать работу по совершенствованию мелкой моторики у детей раннего возраста;
    • внедрять  инновационные технологии в процесс развития мелкой моторики посредством пальчиковых игр и упражнений; 
    • обогащать активный словарь детей, развивать представление об окружающем мире;
    • привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.

    Актуальность

    «Истоки способностей и дарования детей –

    на кончиках их пальцев. От пальцев образно

    говоря, идут тончайшие ручейки, которые

    питают источник творческой личности»

    В. А. Сухомлинский

      Всё чаще педагоги детского сада отмечают недостаточный уровень развития  у детей мелкой моторики. Такой результат диктует сама современная действительность. Если  ещё буквально двадцать лет назад многое приходилось делать с помощью рук: зашнуровывать ботинки, вручную перебирать крупу, самостоятельно вязать, застёгивать пуговицы на куртке и так далее, то сейчас всё это уже в прошлом! Сегодня же практически вся детская обувь на липучках, крупа продаётся уже в чистом виде, вязаные изделия можно без проблем приобрести в магазинах, а пуговицы на куртках сменились заклёпками и молниями. Да, всё это очень удобно, но это препятствие  для развития мелкой моторики наших детей.

      Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом. Сначала ребенок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, затем учится держать ложку, карандаш. С возрастом моторные навыки становятся разнообразными и сложными. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они не могут делать успехи в рисовании, лепке и аппликации.  

      Одним из эффективных способов развития мелкой моторики являются упражнения для развития пальчиков или пальчиковая гимнастика. Ребенок вместе со взрослым проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Эти упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость.  Ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все предложенные движения.

    Этап работы над темой самообразования: 1 год

       I этап – Организационно-диагностический.

        Изучение учебно-методической литературы. На этом этапе проводится

    индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого

    воспитанника.

    II этап – Теоретический.

            На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка; изучение психологических особенностей развития детей младшего дошкольного возраста; обобщение учебно-методической литературы; (составление картотеки пальчиковых игр, шнуровок, игр с прищепками и т.д.)

    III этап – Обобщающий.

           Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают дидактические игры и упражнения под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей  детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной

    деятельности, где бы каждый ребенок мог реа лизовать свои эмоциональные, физические способности. Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: в непосредственно

    образовательной деятельности, и в свободной самостоятельной деятельности.

    Используемые методы: словесный, наглядный, практический.

    • Разучивание потешек;
    • Использование атрибутов к пальчиковым играм;
    •  Применение пальчиковых игр на занятиях, во время прогулок и досуга.
    • Проведение дидактических игр
    • Использование наглядного материала.

     Формы работы по развитию мелкой моторики рук.

    Традиционные:

    • самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);
    •  игры с пальчиками с речевым сопровождением;
    •  пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;  
    • предметная деятельность: игры с бумагой, пластилином, песком, водой, рисование мелками;
    • игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;
    • кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный.
    • игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

    Нетрадиционные:

    • самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;
    • игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

    Формы работы с детьми:

    • совместная деятельность воспитателя с детьми:  
    • индивидуальная работа с детьми
    • свободная самостоятельная деятельность детей.

    Формы работы с родителями:

    • анкетирование родителей
    • консультации
    • индивидуальные и групповые беседы
    • родительские собрания
    • оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)
    • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.

    Используемые технологии: здоровьесберегающие игровые,информационно-комуникационные, личностно-ориентированные.

          Работа по самообразованию была начата с изучения и анализа мною методической литературы:

    1.          Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Дрофа», 2000.

    2.         Белая А.Е. Пальчиковые игры. М.: «Астрель», 2001.

    3.        Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: «Просвещение», 1991. 91с.

    4.        Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво  рисовать. – Ярославль: «Академия Холдинг», 2002. 200с.

    5.           Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Астрель», 2006.

    6.         Цвынтарный В.В. Играем пальчиками  и развиваем речь. – Санкт-  Петербург: 1999. 40с.

    Также использовала ресурсы Сети Интернет.

    Перспективный план работы по теме самообразования

    на 2020-2021 учебный год

    месяц

    Работа

    воспитателя

    Работа с детьми

    Работа с родителями

    Сентябрь

    Изучение методической литературы по данной теме. Оформление картотеки

    дидактических игр.

    Изготовление дидактических игр.

    Пальчиковая игра «Дружба»

    Игра с горохом или бобами (выложить игрушку).

    Дидактическая игра для пальчиков «Чудесный мешочек»

    Пальчиковая игра «Мои вещи»

    Игра «Ежики и ежата». (Втыкание зубочисток в большой и маленький пластилиновый комочек).

    Игра «Чудо - прищепки»

    Консультация для родителей: «Пальчиковая гимнастика».

    Методические рекомендации «Развитие мелкой моторики ребёнка посредством

    пальчиковых игр»

        Октябрь

    Подбор материала по теме.

    Пальчиковая игра «Пальчик - мальчик»

    Игры с пуговицами.

    Ладошковая живопись «Разноцветное дерево»

    Пальчиковая игра «Дружба»

    Игра «Какая игрушка спряталась» и «Определите на ощупь» (Чудесный мешочек).

    Анкетирование родителей

    "Важно ли играть в пальчиковые игры"

    Папка-передвижка  «Развитие мелкой моторики  ребенка в 1,5-2 года: нормы и

    отклонения»

    Ноябрь

    Консультация для педагогов: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

    Пальчиковая игра «На лужок»

    Игра с грецкими орехами «Не урони».

    Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» - катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков.

    Пальчиковая игра «Здравствуй!»

    Игра «Следы от капели» (на манке ставить пальчиками точки)

    Индивидуальные беседы «Речь ребенка на кончиках пальцев».

    Папка – раскладушка «Пальчиковые игры в развитии мелкой

    моторики у детей»

    Декабрь

    Оформить картотеку пальчиковых игр.

    Пальчиковая игра «Зимняя прогулка»

    Дидактическая игра «Найди два одинаковых».

    Игра «Собери снежки» (собрать на скорость «снежки

    Игра«Посыпаем дорожку».

    Родительское собрание:

    "Развитие мелкой моторики ребенка  в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом".

    Январь

    Пополнение картотеки

    дидактических игр.

    Разработка конспектов НОД с

    использованием дидактических

    игр.

    Пальчиковая игра «Времена года»

    Работа с ватой (снежные сугробы) Инсценировка «Рукавичка»

    Пальчиковая игра «Ну-ка, братцы, за работу!»

    Фигурки из цветных шнурков (Солнышко).

    Инсценировка «Как мы помогаем папе»

    Мастер-класс "Изготовление игр для развития мелкой моторики из бросового материала"

    Памятки для родителей:

     «Ум ребенка на кончиках его пальцев. Пальчиковые

    игры»

    Февраль

    Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок

    Пальчиковая игра «Рыбки»

    Игры с прищепками.

    Игра «Рыбалка»

    Пальчиковая игра «Мышка и кошка»

    Игра «Кто это? – разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурным изображением домашних животных .

    "Помоги бабушке смотать клубок"

    Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками»

    Март

    Изучение пособие Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные

    пальчиковые игры. Раннее развитие малыша.

    Пальчиковая игра «Транспорт»

    Работа с конструктором (гараж).

    Дидактическая игра «Третий лишний».

    Пальчиковая игра «Мамы всякие нужны»

    Игра «Красивые бусы для мамы» Инсценировка «Как мы маме помогаем»

    Круглый стул "Что необходимо знать и уметь родителям для развития  мелкой моторки ребенка 1,5-2   лет?"

         Апрель

    Оформление картотеки

    дидактических игр.

    Разработка конспектов НОД с

    использованием дидактических

    игр.

    Изготовление дидактических игр.

    Изучение литературы

    нетрадиционной техники рисования.

    Пальчиковая игра «Это я» Дидактическая игра «Золушка» (с крупами)

    Игра «Кто быстрее?» (накручивание веревочки)

    Пальчиковая игра «Птички»

    Игра с фасолью (выложить птицу). Дидактическая игра «Найди пару»

    Мастер – класс для родителей

    «Волшебные рисунки ладошками»

    (нетрадиционное рисование)

    Май

    Проведение контрольного

    диагностического исследования,

    используя метод наблюдения,

    упражнения.

    Оформление работы в полном

    варианте

    Пальчиковая игра «Профессии»

    Игра «Выложи помидор» (с горохом)

    Пальчиковая игра «Солнышко»

    Работа с пуговицами, крючками, молнией, липучками.

    Работа с манкой (кончиком пальцев на манке нарисовать солнце)

    Просмотр презентации "Наши достижения. Играем - мелкую моторику  развиваем"

    В течение года

    Разучивание новых пальчиковых игр

    Повторение выученных пальчиковых игр, с обязательным проговариванием материала.

    Анализ динамики развития  мелкой моторики детей в течение года.

    Индивидуальные беседы с родителями по теме самообразования.

    Привлечение  родителей к обогащению развивающей предметно-пространственной среды в группе.

    Заключение.

        Работая над развитием мелкой и общей моторики рук у детей, я добилась определённых результатов. По моим наблюдениям у детей улучшилась  общая координация движений рук.

         Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму.

       Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

       Систематическая работа в данном направлении позволила достигнуть положительных результатов.

       Результаты диагностики мелкой моторики пальцев рук и продуктивной деятельности воспитанников доказывают важность, необходимость и актуальность опыта: выявлена положительная динамика в речевом развитии детей и развитии мелкой моторики рук в целом.

    Все запланированные виды деятельности с детьми и  родителями воспитанников в течение  учебного года проведены.

    Список литературы

    1. Абрамова Г.С. Возрастная психология [Текст]. – М.: Академия, 2015. –

    438 с.

    2. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи

    дошкольников[Текст]. – М., 2012. – 228 с.

    3. Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика[Текст]. – М., 2013. – 327 с.

    4. Баранов С.П., Болотина Л.Р. и др. Педагогика,[Текст] М.: Просвещение,

    2014. – 354 с.

    5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском

    возрасте[Текст]//Психология развития. – СПб.: Питер, 2012. - 415 с.

    6. Божович Л.И.Этапы формирования личности в онтогенезе[Текст]//

    Психология развития. Хрестоматия. – СПб., 2013 - 366 с.

    7. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия [Текст]/ Сост.

    И.В. Дубровина, А.М. Прихожан и др. – М.: Академия, 2014. – 417 с.

    8. В.С.Селиванов «Основы общей педагогики: теория и методика

    воспитания» [Текст], М.2014 – 315 с.

    9. Выготский В.С. Вопросы детской психологии[Текст]. СПб., 2007. – 371

    10. Говорова Р., Дьяченко О, Цеханская Л. Игры и упражнения для

    развития умственных способностей у детей[Текст]//Дошкольное воспитание,

    2013, №5, стр.17-25.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сборник дидактических игр, направленных на развитие сенсорных способностей и мелкой моторики у детей раннего возраста

    В сборнике представлены дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей группы раннего возраста. Игры можно включать как в непосредственно образовательную деятельность с малышами, так и в...

    ГМО творческой группы воспитателя раннего возраста «Карапус» «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковой гимнастики».

    Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо всё хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого по...

    Влияние пальчиковых игр и фольклора на развитие речи и формирования мелкой моторики у детей раннего возраста.

    Упражнения для мелкой моторики улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают ко...

    «Развитие речевой активности и мелкой моторики у детей раннего возраста(2 до 3 лет) посредством пальчиковых игр»

    План работы по самообразованию на 2020 -2021 учебный год Работа с детьми Название мероприятияВремя проведения .Заучивание пальчиковой игры «Замок»..Пальчиковая игра «С...

    Картотека дидактических игр, направленных на развитие сенсорных способностей и мелкой моторики у детей раннего возраста

    Д/и «Спрячь мышат от кошки»»Цель: учить подбирать геометрические фигуры разные по форме и цвету, развивать наблюдательность. Материал: домики четырёх цветов (зелёный, красный, синий,...