Консультация для воспитателей.Тема: «Построение системы педагогического воздействия, направленного на патриотическое воспитание дошкольников, в том числе на краеведение».
консультация

Карпенко Елена Евгеньевна

«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину»

Д.С. Лихачев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovoe_patrioticheskoe.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

Тема: «Построение системы педагогического воздействия, направленного на патриотическое воспитание дошкольников, в том числе на краеведение».

Подготовила:  Карпенко Елена Евгеньевна – воспитатель.

«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину» 

Д.С. Лихачев

В основе системы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста лежат идеи народности (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой) и гражданственности (Н. К. Крупская); идеи патриотизма, интернационализма (В. И. Вернадский, Д. С. Лихачев), познавательный аспект патриотического воспитания(Р. И. Жуковская, С. А. Козлова, М. И. Богомолова и др.).

Проблема патриотизма в современном мире актуальна и сложна.

Патриотизм – это привязанность, преданность, ответственность по отношению к своему Отечеству, малой Родине, стремление служить его интересам и готовность к его защите.

Он проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи, уважении к истории, народной памяти, традициям.

Патриотическое воспитание является составной частью общего воспитательного процесса, предполагает гармоничное развитие ребенка, начиная с младенческого возраста: моральное, идейное, гражданское, умственное, творческое, трудовое, эстетическое, эмоциональное, физическое совершенство.

Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников определяется целями дошкольного образования Российской Федерации и соответствует Закону «Об образовании в Российской Федерации».

Основной целью системы по патриотическому воспитанию ДОУ является создание условий для становления основ патриотического сознания детей.

Задачи:

- воспитывать привязанность к семье через любовь и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развивать умение любоваться своей страной, своим краем, городом, воспитывать чувство патриотизма и гордость за свою страну;

- формировать представление о героизме;

- продолжать знакомить детей с русским народным творчеством;

- систематизировать и закреплять знания детей о природе страны, края, города;

- формировать интерес у семьи к созданию условий по нравственно- патриотическому воспитанию ребенка.

Решение поставленных задач позволяет педагогам достичь планируемого результата:

* родители активные участники образовательного процесса;

* ребенок имеет определенные знания о родной стране, крае, городе, знает флаг, герб, историю, испытывает уважение, любовь к стране, городу, родителям, близким ему людям;

* ребенок проявляет желание трудиться на благо семьи, детского сада, города.

Основные принципы системы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста:

* «От близкого к далекому» (мой дом – моя улица – мой город – моя страна – моя планета);

* «От общего к частному», где каждое частное выступает перед ребенком как проявление чего-то общего;

* Опора на опыт самих детей, реальные их дела, события в семье, в детском саду, городе, стране;

* взаимодействие с семьей.

Система по патриотическому воспитанию в ДОУ строится последовательно, начиная с младшего возраста с поэтапным усложнением в соответствии с опытом детей, с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку.

I – «Мое имя»;

II — «Вместе дружная семья» (семья, детский сад);

III – «Моя малая Родина» (город, микрорайон);

IV – «Широка страна моя родная».

Отношения, складывающиеся между субъектами воспитательной системы

Основой взаимодействия педагога с детьми является демократический стиль. Основанный на сотрудничестве и уважении личности ребенка.

В основе взаимодействия с родителями лежит структурно – функциональная модель, которая состоит из трех блоков:

I – информационно – аналитический блок. Обзор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их личностно – ориентированное общение на основе общего дела.

II – практический блок. Решение конкретных задач, связанных с патриотическим воспитанием детей.

Формы сотрудничества с родителями:

«Познавательное» сотрудничество (консультации, собрания, экскурсии, библиотека «Воспитываем гражданина вместе»).

Сотрудничество в рамках проведения досугов, экскурсий, трудовой деятельности;

III – контрольно – оценочный. Анализ эффективности мероприятий: презентация проектов, анкетирование, участие родителей в мероприятиях детского сада.

В решении поиска эффективных методов взаимодействия между субъектами воспитательного процесса в ДОУ используется проектный метод. Этот метод позволит сочетать интересы всех субъектов, организовать поэтапно и последовательно процесс воспитания и обучения детей: от выявления их опыта — к совместному планированию и реализации намеченного.

Направления работы по включению родителей в воспитательный процесс:

I – прямое участие родителей в воспитательном процессе («Встречи с людьми интересных профессий»);

II – участие родителей в закреплении знаний у детей, полученных в НОД (беседы, игры дома, составление эссе «Мир профессий наших родителей» и т.д.);

III – участие родителей в социализации детей (эссе «Моя семья», «Мое имя», составление генеалогического дерева, экскурсии, совместный труд).

Методы включения родителей в совместную деятельность:

личный пример педагога и его умение «заразить» интересами детей и родителей;

опора на наиболее активных родителей, которые способны подать пример другим;

умение увидеть, услышать, почувствовать, что интересно детям, куда они хотят «отправиться».

Особенности управление воспитательной системой

Основной целью системы управления патриотическим воспитанием ДОУ является совершенствование воспитательной системы, организация работы и ее координация, а также повышение педагогического мастерства каждого педагога.

Система руководства патриотическим воспитанием в ДОУ сочетает интересы всех субъектов воспитательной системы:

Педагог – имеет возможность самореализоваться, проявить творчество в работе;

Родитель – имеет возможность активно участвовать в процессе патриотического воспитания своего ребенка и группы в целом;

Ребенок – его деятельность организована в соответствии с его интересами, желаниями и потребностями.

Способы достижения целей работы по патриотическому воспитанию дошкольников

Методические подходы к реализации основных принципов работы:

  • осознание своего «Я»;
  • отождествление себя с другим человеком, группой людей;
  • формирование чувства собственного достоинства;
  • формирование чувства сострадания, сочувствия, способности встать на точку зрения другого;
  • осознание смысла знака и символа, отражающего значение герба города, страны;
  • формирование чувства гордости за свой город, свою страну;
  • формирование чувства сопричастности к важным происходящим событиям в городе, стране.

Средства реализации основных принципов работы:

* устное народное творчество;

* декоративно – прикладное искусство;

* музыка;

*художественная литература;

* игра;

* самостоятельная детская деятельность.

Условиями реализации основных принципов работы являются:

  • комплексный подход;
  • знание педагогом культуры истории и культуры своего народа;

правильно подобранный материал (по принципу доступности и понятности);

  • тематическое построение материала;
  • взаимодействие детского сада и семьи.

Этапы реализации.

I блок — «Здравствуй, это Я!» — младший возраст;

II блок – «Вместе дружная семья» — средний возраст;

III блок — «Моя малая родина» -старший возраст( старшая группа);

IV блок — «Широка страна моя родная» — старший возраст ( подгот. к школе группа).

Цель работы с детьми младшего возраста – помочь осознать собственную индивидуальность. Понять собственную значимость.

Формы работы:

составление эссе «Мое имя» (маленький рассказ родителей о своем ребенке) с использованием фото, рисунков ребенка.

д/игра: «Как тебя зовут», «Позови друга»;

коллаж: «Это я» (от рождения до настоящего дня).

Цель работы с детьми среднего возраста – помочь ребенку понять историю своей семьи, ознакомить с понятием семья.

Формы работы:

уголок уединения, который оформляется в спальной комнате, где ребенок может на некоторое время уединиться с фото своих родителей, близких и отгородится от активной деятельности.

В групповых комнатах уголок «Моя семья», где размещаются альбомы с фотографиями, эссе;

Макет « Мой детский сад» (детский сад с прилегающими улицами).

Цель работы с детьми старшей группы – ознакомление с родным краем, воспитание чувства любви, гордости, уважения к родному краю, городу; продолжать начатую работу о знакомстве с семьей. 

Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания детей дошкольного возраста (О.А. Князева, Н.В. Виноградова, М.Д. Маханева), в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа, родной природе. В связи с этим особая роль отводится краеведческой работе с дошкольниками. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и эмоциональном плане. Знакомясь с родным краем, родным городом, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Мы живем в богатейшем и прекраснейшем крае – Кузбассе. И должны помочь детям узнать, чем красив и богат край, который носит такое гордое имя. Ведь именно процесс познания своего, родного, близкого связан с обогащением духовного мира ребенка, его личными переживаниями, дающими основу формирования высоких чувств: любви к Родине, готовности встать на защиту Отечества.

Исходя из вышесказанного, мы можем выделить следующую цель:

•        Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в процессе изучения истории, культуры, природных и экономических особенностей Кузбасса.

Исходя из цели мы можем выделить целый комплекс задач по краеведению:

1.        Дать детям представления об истории Кузнецкого края, образовании Кемеровской области.

2.        Познакомить детей с символами Кузбасса: гербом, флагом, гимном.

3.        Расширять представления о городах Кемеровской области, их исторических, экономических и культурных особенностях.

4.        Воспитывать уважение к труду людей, чувство гордости за трудовые достижения земляков.

5.        Расширять знания детей о родном городе, как частице Кузнецкой земли.

6.        Развивать интерес к традициям национальной культуры русского народа и коренных народов Кузбасса (телеутов и шорцев). Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам.

7.        Обогащать знания детей о природных богатствах Кузбасса, их роли в социальном и экономическом развитии области.

8.        На примере жизни знаменитых людей Кузбасса и родного города воспитывать чувства гражданской ответственности, гордости за трудовые и боевые подвиги своих земляков.

9.        Развивать любознательность, интерес к изучению Кузбасса.

10.        Воспитывать любовь и привязанность, созидательное отношение к родному городу, родному краю.

Начиная краеведческую работу с детьми, педагог должен сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края, продумать, что и как целесообразно показать и рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только для данной местности, данного края – то, что можно увидеть только здесь.

С целью повышения уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах нравственно - патриотического воспитания в процессе краеведческой работы необходимо планировать целый ряд методических мероприятий.

Всю работу по краеведению с детьми мы разделили на 3 блока, включающих несколько обширных тем по каждой из которых проводится 2-3 занятия.

Наш край родной – Кузбасс.

Страницы истории Кузбасса. Символы Кузбасса. Города Кузбасса.

Столица –город Кемерово. Народы, живущие в Кузбассе.

Новокузнецк – частица земли Кузнецкой.

Страницы истории города Новокузнецка. Герб Новокузнецка. Трудовые будни города.

Боевые подвиги земляков. Знаменитые люди Новокузнецка.

Природные богатства Кузбасса.

“Черное золото” и другие полезные ископаемые Кузбасса.

Растительный мир Кузбасса. Животный мир Кузбасса

Работа по данным темам осуществляется в процессе занятий познавательного и художественно - эстетического цикла, а также совместной деятельности с детьми.

Обучение на занятиях

Совместная деятельность с детьми

  • занятия познавательного цикла
  • занятия художественно-эстетического цикла
  • экскурсии и целевые прогулки, прогулки-походы
  • праздники и развлечения
  • вечера-встречи с интересными людьми
  • беседы, рассматривание наглядности
  • чтение художественной литературы
  • дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры
  • продуктивный труд по созданию макетов природных уголков области
  • создание мини - музеев (уголок “Русская изба”, музей угля, музей народной игрушки )
  • просмотр фильмов о Кузбассе
  • выставки результатов продуктивной деятельности (поделки, рисунки о родном крае)

Цель работы с детьми подготовительной к школе группы – дать знания о том, что мы живем в России, ознакомить детей с государственной символикой.

Формы работы:

генеалогическое дерево – совместная работа детей и родителей по изображению родословной семьи;

карта России. На карте воспитатель вместе с детьми указывает кружочками места, где живут их родственники;

экскурсии в исторический музей;

участие в конкурсе плакатов.

Родители - активные участники в формировании у детей нравственных основ, в воспитании и уважении к близким людям, малой родине, уважении к традициям своего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение системы педагогического взаимодействия, направленного на экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Сохранить такие ценности, как среда обитания и этнокультурное достояние могут только экологически воспитанные люди. Экологическая проблема нашла отклик в Законе «Об образовании». Одна из целей в этом ...

Педагогический совет «Система педагогического взаимодействия, направленного на физическое воспитание детей»

Материал содержит: ход педагогического совета, доклады выступающих, приложения...

Модель системы педагогических воздействий, направленных на создание эмоционального комфорта в группе.

Эмоциональное благополучие детей и эмоциональный комфорт – это улыбка на детском лице, веселый смех в группе, доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, что является залогом здоровья ре...

Консультация для воспитателей "Система и последовательность по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников"

Консультация для воспитателей на тему:  «Система и последовательность по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников»...

Анкета для педагогов "Моя система педагогической деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников"

Анкета содержит вопросы для оценки и анализа педагогической деятельности в области гражданко-патриотического воспитания дошкольников...

Консультация для воспитателей Тема: «Принципы построения ООД по развитию речи дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Сформированная в России в течение многих десятилетий  система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения.  Разработан и вступил в силу Федеральный Государстве...

Информация к педагогическому совету на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с историей России и развитие у детей гендерной, семейно и гражданской принадлежности» в подготовительной группе компенсирующей направленности №5. Направ

Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направленно на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравст...