проект "Вокалотерапия в развитии певческих навыков у детей»
проект (старшая группа)

Старцева Наталья Александровна

Вокалотерапия, в рамках здоровьесбережения, направлена на стабилизацию психоэмоциональной сферы личности: активизацию ее жизненного тонуса, творческой самореализации, приобретение уверенности в поведении, развитие способности к самоутверждению, обретение внутренней гармонии с окружающим миром, формирование навыка межличностных отношений у детей дошкольного возраста.

Цель - сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье дошкольников средствами вокалотерапии;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №92общеразвививающего вида»

г. Сыктывкара

Образовательный  проект

Тема:

«Вокалотерапия в развитии певческих навыков у детей»

Для детей старшего дошкольного возраста

Сроки реализации проекта:

05.11.2019г. – 11.11.2019г.

Автор проекта:

музыкальный руководитель

Старцева Наталья Александровна

2019 г.

Информационная характеристика проекта:

Тип проекта:

  • по составу участников - групповой (дети , родители, педагоги).
  • по целевой установке – информационный.

Вид проекта – познавательно-игровой, творческий

Возраст детей: 5-6 лет.

Участники реализации проекта

Педагог: Старцева Наталья Александровна

Воспитанники: дети двух старших групп (№4 и №9).

Воспитатели:Микушева Е.Д.(№4), Дворянова Т.В.(№9)

Родители: старших групп(№4 и №9).

Срок работы по проекту: краткосрочный (1 неделя)

Срок реализации: 05.11.2019г.- 11.11.2019г.

Актуальность:

Вокалотерапия —научное название метода, который подразумевает лечение собственным голосом. Голос – это уникальный музыкальный «инструмент», данный человеку самой Природой. Свойство голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляется в искусстве пения. А искусство пения, прежде всего, это правильное дыхание, которое является одним из важнейших факторов здоровой жизни. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию и кровообращение в легких, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную его биомеханику, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания. 
Дикция и артикуляция – важнейшие вокально-хоровые навыки. К сожалению, у многих детей активная артикуляция отсутствует. Эта проблема решается с помощью артикуляционной гимнастики. Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта необходимо контролировать с помощью зеркала. 
По мнению психологов и педагогов: (К.П.Бутейко; В.В. Емельянова; И.П. Пряничкова; А.Н. Стрельниковой; Э.М.Чарели и т.д.), применение этого метода обусловлено рядом причин:

  • повышенная утомляемость детей;
  • эмоциональная нестабильность;
  • трудности социальной адаптации;
  • агрессивность, либо замкнутость;
  • различные логопедические проблемы.

 Вокалотерапия, в рамках здоровьесбережения, направлена на стабилизацию психоэмоциональной сферы личности: активизацию ее жизненного тонуса, творческой самореализации, приобретение уверенности в поведении, развитие способности к самоутверждению, обретение внутренней гармонии с окружающим миром, формирование навыка межличностных отношений у детей дошкольного возраста.

Цель - сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье дошкольников средствами вокалотерапии;

Задачи:

Образовательные:

1.Закреплять навыки певческого дыхания, дикции.

2.Совершенствовать певческие умения и навыки( 
правильное звуковедение (протяжное, отрывистое);
чистое интонирование мелодии). 

Развивающие:

3.Развивать музыкальный кругозор и познавательный интерес к музыкальной деятельности.

4.Продолжать развивать подвижность артикуляционного аппарата. 

Воспитательные:

4.Воспитывать бережное отношение к голосу. 
Образовательные области:

- социально-коммуникативная;

- познавательная;

- речевая;

- художественно-эстетическая;

- физическая.

Продукты проекта:

для детей:

1.НОД «Вокалотерапия в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста»
2.Раздаточный материал для дыхательных упражнений.

для воспитателя:

1.Картотека дыхательных упражнений.

  2. Картотека упражнений для артикуляционной гимнастики.

 для родителей:

1.Статья в родительский уголок: «Вокалотерапия для здоровья детей»

Обеспечение проектной деятельности:

1.Методическое.

1.Петрушин, В.И. Музыкальная психология: учебное пособие для студентов и преподавателей / В.И. Петрушин. –М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997 – 384с.

2.Шереметьев, В.А. Хоровое пение в детском саду / В.А. Шереметьев. – Челябинск, издатель Татьяна Лурье, 2001 – 132с.

3.Южанинова Е.С. Вокалотерапия для дошкольников на музыкальных занятиях/методическое пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. - Кичигино,2017. – 18 с.

Интернет-ресурсы:

4. Здоровье ребенка в детском саду [электронный ресурс] – URL: www.sympaty.net/

5. Лечение звуками, звукотерапия на страже здоровья [электронный ресурс] – URL: http://monamo.ru/netrad-lechenie/zvukoterapiya/lechenie-zvukami

6. Мастер голоса: развитие речи, техника речи, упражнения для голоса и дикции [электронный ресурс]URL:http://www.mastergolosa.ru/artikulyaciya/upragneniya

7.http://www.maam.ru/detskijsad/vokaloterapija-kak-metod-ozdorovlenija-detei.html

2.Материально-техническое:

Мультимедио, экран, ноутбук, флешка с музыкальными произведениями, баян, ноты., магнитная доска. Материал для дыхательной гимнастики: кусочек ваты на каждого ребёнка, рукавичка со снежинкой из бумаги на каждого ребёнка, дирижёрская палочка. Материал для распевания голоса: колокольчики – 2шт.(маленький и большой).

Реализация проекта

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагога

Действия родителей

Подготовительный

1.Подборка дидактического материала по теме.

2.Составление перспективного плана проекта

 3. Начальная диагностика

Деятельностный

Пополнение развивающей среды(Раздаточный материал для дыхательного упражнения «Сдуй снежинку»).

1.Картотека упражнений для артикуляционной гимнастики.

2. Картотека дыхательных упражнений

Статья в родительский уголок: «Вокалотерапия для здоровья детей»

Завершающий

НОД «Вокалотерапия в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста»

 Конечная диагностика

Содержание проекта

Сроки

Формы

Тема

Цель

Пособия,

репертуар

05.11.2019г.

1.Начальная диагностика

«Вокалотерапия в пении»

Выявить уровень детей по теме.

Диаграмма;

1.Дыхательная гимнастика по методике А. Н. Стрельниковой
2.Артикуляционная гимнастика

3.Развивающие игры с голосом

06.11.2019г.

2.Создание

Картотеки

«Картотека дыхательных упражнений».

 Такие игры помогут ребенку достичь плавного вдоха и быстрее освоить «трудные» звуки, развить речевое дыхание.

Картотека

Приложение1

06.11.2019г

3.Пополнение развивающей среды

«Сдуй снежинку»

Обучение плавному, свободному выдоху.

Раздаточный материал для дыхательной гимнастики

Приложение 2

07.11.2019г.

4.Консультация для родителей

«Вокалотерапия для здоровья детей»

Дать информацию родителям о  лечебном свойстве  отдельных звуков, произносимых  голосом.

Статья в родительский уголок.

Приложение 3

07.11.2019г

5.Создание картотеки

«Картотека упражнений для артикуляционной гимнастики»

выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков

Картотека

Приложение 4

08.11.2019г.

6.НОД

«Вокалотерапия в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста»

Применение здоровьесберегающей технологии «Вокалотерапия» в работе по формированию певческих навыков у детей дошкольного возраста. 

Конспект НОД

Приложение 5

11.11.

2019г.

7.Конечная диагностика

Выявить у детей уровень знаний по теме проекта

Диаграмма

Заключение.

Проект реализовывался с 05.11.2019г. – 11.11.2019г. Работа проводилась с детьми, воспитателями, родителями.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Картотека

дыхательных упражнений

для развития речевого дыхания

(для детей старшего дошкольного возраста)

Составитель:

музыкальный руководитель

Старцева Н.А.

2019 г.

Содержание:

1.«Сдуй снежинку»

2. «Огонечек пляшет»

3.«Горячий чай»

4. «Пчёлка, лети!»

5. «Стрекоза»

6. «Божья коровка полети на небо»

7. «Подуем на листочки»

8. «Лягушонок»

Развиваем речевое дыхание


Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки, ребенок должен делать достаточно сильный вдох через рот. Ниже приведены упражнения, в которых ребенку в игровой форме предлагается подуть на различные предметы.

Цель дыхательных упражнений - увеличение объёма вдыхаемого и выдыхаемого воздуха с последующей вокализацией выдоха. Такие игры помогут ребенку достичь плавного вдоха и быстрее освоить «трудные» звуки, развить речевое дыхание.

1.«Сдуй снежинку»
Цель: Обучение плавному, свободному выдоху.
Материал: рукавичка из картона с завязанной на верёвке снежинкой из картона (см. на картинку) каждому ребёнку.


Чтоб не таяли снежинки
На ладошках у Маринки,
Подсказали ей синички
Спрятать ручки в рукавички.
М. Даценко

Описание: Дети кладут снежинку на рукавичку.  Вдох через нос,  и постепенно выдыхают через рот плавно выпуская воздух, чтобы снежинка слетела с рукавицы.Повторить 4-5 раз.


 

2.«Огонечек пляшет»
Цель: учить контролировать силу ротового выдоха (вдох носовой) .
Материал: свечка из картона и к ней приклеен фитилёк из полиэтилена. (см. на картинку) каждому ребёнку.


Описание:Взрослый дает образец длительного несильного ротового выдоха перед свечой, затем побуждает ребенка сделать так же.
Повторить 4-5 раз.

У восковой девицы,
Вся коса искрится,
Только дунет ветерок,
Затанцует огонек.

***
Сгорает тонкий фитилёк,
Стекает воск, и огонёк
На ней задорно пляшет.
Уютно в доме нашем!

3.«Горячий чай»
Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха) .

Материал: Чашка с блюдцем наклеивается на картон, «пар» вырезается из голубого полиэтиленового мешочка и прикрепляется к чашке с помощью скотча.

Описание: Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай, чтобы он быстрее остыл. Ребенок дует на «пар». Если правильно дует то «пар» отклоняется от чашки. Показ действия сопровождается словами: «Наберу воздуха и подую на чай»
Повторить 4-5 раз.

4. «Пчёлка, лети! »
Цель: Выработка длительного непрерывного ротового выдоха.
Материал: цветок из картона, к нему привязана верёвка с изображением картонной пчелы.

Описание: Взрослый предлагает ребенку вдохнуть через нос  и плавно выдохнуть на пчёлку, которая не должна упасть, а должна лететь и обратно сесть на цветок.
Повторить 4-5 раз.

Отчего цветок дрожит?
Посредине кто жужжит?
Я приблизилась слегка,
Пчелка взмыла в облака!
Зажужжала, позвала
В небо синее пчела.
Л. Буртан



5.«Стрекоза»
Цель: Выработка длительного, направленного, плавного ротового выдоха.
Материал: листик зелёный из картона, к нему привязана верёвка с изображением картонной стрекозы.

Описание: Взрослый предлагает ребенку вдохнуть через нос  и плавно выдохнуть на стрекозу, которая не должна упасть, а должна лететь и обратно сесть на листок.
Повторить 4-5 раз.


Жила была стрекоза
Длинные крылья, большие глаза
Утром проснется, росой обольется
В зеркальце мило себе улыбнется
Как я красива право сказать,
Ни передать, ни пером описать.
А. Алферова



6. «Божья коровка полети на небо»
Цель: Выработка длительного непрерывного ротового выдоха.
Материал: ромашка из картона, к нему привязана верёвка с изображением картонной божьей коровки.

Описание: Взрослый предлагает ребенку вдохнуть через нос  и плавно выдыхать на божью коровку, которая не должна упасть, а должна лететь и обратно сесть на ромашку.
Повторить 4-5 раз.

Божью Коровку можно поймать,
Черные точки пересчитать.
Раз, два, три. Не успела!
Божья коровка моя улетела!
О. Ребрикова

7. «Подуем на листочки»
Цель: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха.

Материал:лист картона, на нём изображено дерево осеннее, к нему привязаны на верёвки листья осенние:8 шт.
Описание: Взрослый показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.
Повторить 4-5 раз.

Мы листочки, мы листочки,
Мы веселые листочки,
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул – полетели.

8. «Лягушонок»
Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха) . 
Материал: кувшинка из картона, к нему привязана верёвка с изображением картонной лягушки.

Описание: Взрослый предлагает ребенку вдохнуть через нос  и плавно выдыхать на лягушку, которая не должна упасть, а должна прыгнуть и приземлиться на кувшинку..
Повторить 4-5 раз.

По кувшинкам,
Как пружинка,
Лягушонок прыг-прыг-прыг!
По листочкам,
По цветочкам,
В воду с брызгами - бултых!
Выплывает,
Отдыхает,
Греется на солнышке,
А на листике,
Качаясь,
Думает, что в лодочке!
Л. Алейникова



Предварительный просмотр:

Приложение 2

C:\Users\User\Desktop\y0Bp6W4bksQ.jpg

C:\Users\User\Desktop\CAZ83IhYGPc.jpg



Предварительный просмотр:

Вокалотерапия     для    здоровья   детей

Пение – один из самых любимых детьми видов деятельности, который может дать очень много.

Голос это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как  правило,  имеют крепкое здоровье.  Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса.  Это отличное средство для снятия внутреннего  напряжения  и для самовыражения.

   В процессе пения сольного или ансамблевого - укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Всё это положительно влияет на общее состояние здоровья детей.

  А о лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых  голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания.

Уважаемые, родители! Предлагаем вам  вместе с детьми в свободные минутки заняться  вокалотерапией.После занятий вокалотерапиейдыхание становиться более экономным, а по утверждению учёных, очень часто от этого зависит работоспособность человека.  

  Вы можете вместе с детьми не только проговаривать, но  ипропевать  следующие  звуки:

Гласные звуки

А – снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

Э – улучшает работу головного мозга;

И – лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос;

О – оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;

У – улучшает дыхание, стимулирует работу почек, мочевого пузыря.

Ы – лечит уши, улучшает дыхание.

Звукосочетания

ОМ – снижает кровяное давление;

УХ, ОХ, АХ – стимулирует выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии;

АЙ, ПА – снижает боли в сердце;

   Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных согласныхзвуков  (лучше ихпропевать)

В,Н,М –улучшает работу головного мозга;

С – лечит кишечник, сердце, лёгкие;

Ш – лечит печень;

К,Щ, - лечит уши;

М – лечит сердечные заболевания.

Желаем  вам  и  вашим детям успехов  и   крепкого здоровья.

Материал подготовила музыкальный руководитель Старцева Н.А.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад №92 общеразвивающего вида»

Конспект НОД

 «Вокалотерапия в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста»

Составитель:

музыкальный  руководитель

Старцева Н.А.

Сыктывкар

2019

Цель: Применение здоровьесберегающей технологии «Вокалотерапия» в работе по формированию певческих навыков у детей дошкольного возраста. 
Задачи: 
1. Способствовать развитию правильного дыхания во время пения с целью профилактики простудных заболеваний;
2. Закреплять навыки певческого дыхания; 
3. Продолжать развивать подвижность артикуляционного аппарата. 
4. Совершенствовать певческие умения и навыки: 
• правильное звуковедение (протяжное, отрывистое) ;
• чистое интонирование мелодии. 
5. Воспитывать бережное отношение к голосу.


Ход занятия

В зал входят дети
М. р. Здравствуйте, мои друзья, рада встрече с вами я. 
Слышите, звенит звонок, он зовет нас всех в кружок. 
Дети встают в круг. 
М. р. Хочу открыть для вас секрет: без песни настроенья нет! 
Но чтобы песни распевать, нужно правильно дышать! 
А выполнить это задание нам поможет мой веселый чемоданчик! 
Дыхательная гимнастика по методике А. Н. Стрельниковой
1. Ушки - наклонить голову к плечу, сделать короткий вдох, на выдохе пропеть звук А (снимает любые спазмы, лечит сердце, О (оживляет деятельность поджелудочной железы, У (улучшает дыхание, И («прочищает» нос) .
2. Кошечка - присесть с разворотом в сторону, сделать вдох, выпрямиться и на выдохе произносить: АХ, ОХ, УХ (сброс негативной энергии, расслабление) 
3. Ладошки – руки согнуты в локтях, ладошки раскрыты. Короткие вдохи с одновременным сжиманием пальцев в кулачки, на выдохе пропеть: Ы (лечит уши, улучшает дыхание, Э (улучшает работу головного мозга) .
Игры на развитие дыхания «Дирижер» 
Выбирается ребенок – дирижер, ему дается дирижерская палочка. Ребенок медленно поднимает палочку вверх, дети делают глубокий вдох, медленно опускает – выдох. 
«Воздушный шар»
Надуваем, дети, шарик, он становится большой. 
Вдруг шар лопнул, воздух вышел – ш-ш-ш… 
Стал он тонкий и худой. 
М. р. А теперь проверим спину – вот она какая, спина у нас прямая! 

Давайте пройдем на стульчики, чтобы подготовить наш язычок к пению.

Под «Марш» дети друг за другом шагают на стулья.


М. р.
 Для того, чтобы наш язычок умел хорошо петь, ему тоже нужна 
гимнастика. 
Артикуляционная гимнастика
Вот зарядка язычка: вправо, влево, раз, два, 
Вверх - вниз, вверх - вниз, язычок не ленись! 
Губки просыпайтесь, ротик улыбайся! 
М. р. Продолжаем мы играть, голос будем развивать. 
Развивающие игры с голосом
«Ветер» Картушина (протяжное пение) 
Музыкальный руководитель поет текст, дети по нисходящей поют «у-у-у-у».
Дует, дует ветер- 
Дети: у-у-у-у. 
Я всех сильней на свете. 
Дети: у-у-у-у. 
Дерево качаю –
Дети: у-у-у-у. 
Парус надуваю – 
Дети: у-у-у-у. 
Снежинками играю – 
Дети: у-у-у-у. 
На землю опускаю – 
Дети: у-у-у-у. 
«Колокольчик» Картушина (по методу Огороднова) (тихо – громко) 
Звенит маленький колокольчик, дети поют тихо:
Динь-динь, динь-динь, мы тихонечко звеним. 
Звучит большой колокольчик, дети поют громко:
Дон-дон, дон-дон, всюду слышен перезвон. 
М. р. Дети мы подготовили наши голоса к пению,


Чтобы песня прозвучала красиво, ее нужно спеть выразительно. Для этого надо научиться передавать характер песни. Попробуем это сделать? Послушайте фрагмент песни, и скажите, как называется эта песня? 
Дети. Песня называется «Поцелую маму».
М. р. Правильно. А какая она по характеру? 
Дети: Ласковая, нежная, светлая. 
М. р.  Правильно. Давайте постараемся исполнить ее ласково, нежно. Встанем рядом со стульчиками. 


Песня «Поцелую маму»


 М. р. Прощаться, как известно, не очень интересно. 
Но мы кивнем друг другу, помашем на прощанье, 
И дружно-дружно вместе всем скажем: «До свиданья! »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Тема самообразования музыкального руководителя Мертвищевой О.Г....

"Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста"

Консультация для музыкальных руководителей. Этапы работы на музыкальном занятии над развитием слуха, голоса и ритма....

Статья "Инновационные методы развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальных занятий и кружковой работы

Статья «Инновационные методы развития певческих навыкову детей дошкольного возраста по средством музыкальных занятий и кружковой работы»...

Фольклор как средство развития певческих навыков у детей и нравственно-эстетическое воспитание.

Данный материал  дает полную характеристику фольклорному пению в детском саду....

Опыт работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста. "Учим детей петь в детском саду"

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В процессе пения активизиру...