План самообразования
материал

Филиппова Елена Сергеевна

Самообразование на тему "Адаптация детей к условиям детского сада"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_filippova.docx42.51 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Ханты-Мансийский автономный округ-Югра Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад г.Покачи

План по самообразованию

«Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Воспитатель:

Филиппова Е.С.

«Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить корневую систему, пересаживает вместе с землёй. Несмотря на это, дерево болеет на новом месте, пока не приживется»

 Н.М. Аксарина

Тема самообразования: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Цель: создание благоприятных условий адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения, способствующие повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития.

Задачи:

- Помочь детям преодолеть стрессовое состояние в период адаптации к детскому саду.

- Снизить тревогу у детей, агрессию.

- Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом, игровые навыки и произвольное внимание.

- Сформировать активные позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Ожидаемые результаты:

  • Благоприятное прохождение периода адаптации у детей.
  • Создание комфортной обстановки для детей и в группе.
  • Преобразование предметно-развивающей среды.
  • Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

Срок работы по теме самообразования: 1 год.

Форма самообразования: индивидуальная, групповая.

Актуальность

С поступлением ребенка раннего возраста в дошкольное учреждение, в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение продолжительного периода времени, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Ребенок должен приспособиться к новым условиям, то есть, адаптироваться.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения ребенка в новую среду и приспособление к ее условиям. Процесс перехода ребенка из семьи в дошкольное учреждение сложен как для ребенка, так и для его родителей. Ранее сформированные стереотипы ребенка подвергаются некоторым изменениям, возникает необходимость преодоления психологических преград.

Адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет:

- изменение поведенческих реакций ребенка;

 - расстройство аппетита и сна.

Интерес к проблеме адаптации (а вместе с тем и понимание ее социального значения) возник в конце 40х – начале 50х годов. Впервые на ее важность в нашей стране указала Н.М. Аксарина. Касаясь этой темы, она приводила пример: «Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется». Е.И. Морозова отмечала, что можно с большей долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно-психическом развитии ребенка. Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития.

Таким образом, поступление ребенка в детский сад вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. Ребенок в семье привыкает к определенному режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определенные взаимоотношения с родителями, привязанность к ним. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование его в детском саду и в семье. И поэтому, так актуальна на сегодняшний день проблема адаптации ребенка к детскому саду.

Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: создание условий для безболезненного привыкания ребенка к детскому саду. Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям.

Вывод: развивающая предметно – пространственная среда, домашняя подготовка к детскому саду способствуют легкой адаптации ребенка к условиям детского сада.

Этапы работы

Мероприятия

Сроки проведения

1.

Теоретический

Изучение научно-методической литературы;

обзор информации по исследуемой теме в Интернете.

октябрь 2019 г. – май 2020 г.

2.

Практический

Индивидуальные беседы, анализ анкетирования родителей, ознакомление с каждым ребенком и его семьей, выявление индивидуальных особенностей малыша;

октябрь

2019 г.

3.

Организация комфортной предметно-пространственной-развивающей среды, использование аудиозаписей - формирование положительного настроя детей при приходе в детский сад;

Октябрь 2019 г.

4.

Адаптационные индивидуальные игры с детьми (рассматривание и манипуляции с игрушками) - создание доверительных отношений с каждым ребенком.

Октябрь - ноябрь 2019 г.

5.

Проведение родительского собрания на тему «Адаптация детей к условиям детского сада»

Ноябрь 2019 г.

6.

Исследование навыков самообслуживания детей.

Декабрь 2019 г.

7.

Приучение детей в игровой форме к режимным моментам.

Январь 2020 г.

Оформить картотеку игр для детей в период адаптации.

Февраль 2020 г.

8.

Разработка консультаций и памяток для родителей по вопросам адаптации детей раннего возраста.

Март - апрель 2020 г.

9.

Итоговый, диагностический

Обобщить опыт и результат работы по теме «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада».

Май 2020 г.

   Заключение.

Все режимные моменты проводила в игровой форме, что позволило детям запоминать последовательность действий, без напоминаний и принуждений. Для того чтобы дети легче  адаптировались к новым условиям, они посещали детский сад со своими любимыми игрушками.

В результате проведенных мероприятий и наблюдений можно сделать следующие выводы:

- мне удалось пополнить свой педагогический опыт и правильно организовать  работу с детьми в период адаптации, установить добрые взаимоотношения с родителями, достичь положительного результата по протеканию адаптации детей к ДОУ.

Таким образом, благодаря совместным  усилиям воспитателя и родителей адаптация детей прошла относительно благополучно. Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, спокойно расстаются с родителями.

Список использованных источников

1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006.

2. Ватутина  Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М.: Просвещение, 2003.

3. Галигузова  Л.Н, Мещерякова С.Ю., Смирнова Е.О. Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги». Москва «Русское слово», 2015 г.

4. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. — 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2006.

5. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковые гимнастики. Санкт-Петербург, Детсво-Пресс, 2010г.

6. Пилюгина Э.Г. «Игры-занятия с малышами от рождения до трёх лет. Издательство «Мозаика-Синтез», Москва,2009 г.

7. Смирнова Е.О. , Холмогорова В.М. Развитие общения детей со сверстниками 1-3 года. Издательство «Мозаика-Синтез», Москва,2008г.

8. Теплюк  С.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. – М.: Мозаика-синтез, 2010.

Тематический план непосредственно образовательной деятельности воспитателя в период адаптации детей к детскому саду.

СОДЕРЖАНИЕ

ФОРМЫ РАБОТЫ

  1. Знакомство детей                     с детским садом,

друг с другом

  1. Развитие культурно нормированных, специфических и орудийных действий

  1. Снятие психоэмоционального напряжения в течение дня

Игры с воспитателем «Давайте познакомимся», «Назови себя ласково» и др.

Игры на развитие коммуникации «Давайте познакомимся», «Клубочек», «Доброе животное»

Общение: ситуации «Игрушки, которые живут в нашей группе», «Покажем мишке уголок природы», «В какие игры можно играть в группе», «Как дети полюбили ходить в детский сад»  

Художественная литература: потешка для новичков «Кто из нас хороший?», стихи А. Барто, С.Я. Маршака и Е. Благининой

Элементы театрализованной деятельности «Давайте познакомимся»

Приучение детей к самообслуживанию: показывать, как правильно одеваться, причесываться, держать ложку или чашку, ходить на горшок – путем создания предметной развивающей среды. Соответствующие игры и занятия с разнообразными предметами и игрушками (вкладыши различной формы, кубики, пирамидки, матрешки, совочки и пр.).

Игры-занятия «Уложим куклу Катю спать», «Оденем куклу на прогулку», «Научим куклу раздеваться»

Разминка: «Где же наши ручки?», «Шаловливые ножки»

Игры «Медвежонок в берлоге» (развитие дыхания); «Собери мячики» (развитие правильного речевого дыхания) -  дети стоят на полу, наклоняясь, делают шумный вдох носом, на выдохе поднимают разбросанные мячики и складывают их в корзинку.

Зарядка в стихах «Шел козел по лесу»

Подвижные игры «Карусели», «Раздувайся, пузырь», «С кочки на кочку», «Мы топаем ногами», «Курочка и цыплята», «Птички летают»

Пальчиковые игры «Где же наши ручки?», «Сорока-ворона», «Утята»

  1. Развитие эмоциональной сферы, коммуникации

  1. Развитие культурно нормированных, специфических и орудийных действий

  1. Снятие психоэмоционального напряжения в течение дня

  1. Дидактические игры

Игры «Давайте познакомимся», «Змейка», «Изобрази героя» (игра-имитация), «Наши герои», «Дождик и солнышко», «Мартышки», «Ладонь в ладонь», «Дотронься», беседа «Что такое хорошо и что такое плохо», ситуации «Попроси игрушку» и «Собачке грустно, у нее нет друзей»

Художественная литература: рассказывание сказки «Колобок», потешка «Водичка серебристая», «Петушок и его семья», рассказывание сказки «Рукавичка», инсценировка «Курочка Ряба», рассказывание сказки «Три медведя», песенка «Все игрушки хороши»

Игры-занятия «Как мы гуляем», «Катя умывается», «Оденем Катю на прогулку», «Как мы помогаем маме», «Как правильно мыть ручки», «Научим Катю раздеваться», «Сделаем Кате комнату», «В гостях у мишки: наводим порядок»

Зарядка в стихах «Гномики»

Разминка: «Где же наши ручки?», «Шаловливые ножки»

Игры «Страшный сон зайчонка» (развитие дыхания) – частое поверхностное дыхание ртом.

«Велосипед» (укрепление мышц ног и брюшного пресса, ритмизация движений в соответствии со стихотворным текстом) – дети сидят на полу, опираясь спиной о стену, и делают движения под стихотворные строчки;

«Солнышко и туча»

Подвижные игры: «Мы топаем ногами», «Солнышко и дождик», «Карусель», «Гуси», «Поезд», «Пузырь», «Журавли – лягушки», «Догонялки», имитация движений животных

Пальчиковые игры: «Наша семья», «На руках у нас 5 пальцев», «Зайчик», «Пальчики здороваются», «Мы считаем»

«Узнай и назови зверей», «Поручения», «Разложи по цвету», «Что делаем сначала, что потом», «Где чей домик», «Что изменилось?», «Узнай по голосу», «Найди предмет по описанию», «Назови животное и как оно кричит», «Найди свою маму», «Кто чем питается»

  1. Развитие эмоциональной сферы, коммуникации

  1. Развитие культурно нормированных, специфических и орудийных действий

  1. Снятие психоэмоционального напряжения в течение дня

  1. Дидактические игры

Игры: «Зоопарк», «Назови друга ласково», «Добрая нежная рука», «Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай», «Что подарить другу», «Я и моя мама», «Как мы веселимся», «Найди отличие», «Кто как ходит», «Играть нужно дружно»

Художественная литература: рассказывание сказки К. Чуковского «Федорино горе», чтение стих-я Е. Благининой «Научу обуваться и братца», С. Маршака «Мой веселый, звонкий мяч»

Игры-занятия: «Накормим кукол обедом», «Расскажи, что видишь на картинке», «Накроем стол для гостей», ситуации «Маша хочет кушать, тарелка есть, а ложки нет» (предметы-заместители), игра-имитация «Медведь», инсценировка «День рождения Чебурашки»

Зарядки в стихах

Игры «Покачай игрушку на животике» (развитие дыхания, активизация процесса вдох-выдох) – дети лежат на спине, игрушки помещают на живот, на шумном вдохе поднимают игрушку животом, на произвольном выдохе опускают ее.

«Вот как мы умеем!» (массаж всего тела, развитие общей подвижности) – дети лежат на животе, затем крадутся на четвереньках, как «разведчики», «плывут» в воде, «ныряют» в шарики и т.д.

Подвижные игры: «Куры и петух», «Солнышко и дождик», «Птички летают» и др.

«Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Найди предмет по описанию», «Сложи картинку», «Кто скорее соберет», «Узнай и назови», «Угадай, что звучит», «Чьи дети», «Кто позвал»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...