Использование речевых игр с музыкальными инструментами как средство развития речи детей
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Созыкина Елена Викторовна

Материал рекомендуется для музыкальных руководителей ДОО. Речевые игры основаны на взаимодействии речи, музыки и движения, и в этом их особая польза для развития ребенка, поскольку формирование движения у человека происходит при участии речи, а речь – при участии движения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_rechevyh_igr_s_instrumentami.doc41.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование речевых игр с музыкальными инструментами

как средство развития речи детей     

               Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми, как в  речевом, так и в музыкальном развитии. Доказано, что музыкальный   слух развивается совместно с речью. Средства музыкальной выразительности ритм, тембр, темп, динамика, артикуляция являются характерными и для речи. Речевые игры основаны на взаимодействии речи, музыки и движения и в этом их особая польза для развития ребенка, поскольку формирование движения у человека происходит при участии речи, а речь – при участии движения. Общность выразительных средств речи, движения и музык, доступность и легкость импровизации является основой для творческих

действий детей.

          Впервые идея использовать речевые игры в музыкальном воспитании появилась в середине ХХ века и принадлежит известному немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу. По его словам «элементарная музыка – это не музыка сама по себе: она связана с движением, танцем и словом; ее нужно самому создавать, в нее нужно включаться не как слушателю, а как ее участнику».  Элементарная музыка питается земными соками,  безыскусственна, связана с движением человеческого тела: каждый способен ее изучить и пережить; она близка детям.          

         Речевые упражнения, наряду с элементарным  музицированием, широко используются в современной музыкальной педагогике.  

 Речевые игры проводятся на музыкальных и театрализованных занятиях, в свободной совместной деятельности детей, на прогулке.   Базой для речевых игр служит,  как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички , имена, рифмы.

          Поддержка текста игрой на музыкальном инструменте способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению текста.  Сопровождая стихотворения, сказки, небольшие рассказы игрой на музыкальных инструментах, дети развивают речь, воображение, память, слуховое внимание, чувство ритма.

«ЛИСТЬЯ  ЗОЛОТЫЕ»

Листья солнцем наливались,       (глиссандо на металлофоне)

Листья солнцем пропитались,

Зашуршали по кустам,                   (маракасы, шуршащая бумага)

Поскакали по сучкам.                     (деревянные инструменты)

Ветер золото кружит,                      (колокольчики, звоночки)

Золотым дождем шуршит.           (все инструменты)

«ВЕСЕЛЫЙ  ДОЖДИК»

Дети берут инструменты  (колокольчики, клавесы, треугольники) т ритмично отмечают ритмическую пульсацию).

Дождик капнул на ладошку,

-Кап-кап, кап-кап-кап!

На цветок и на дорожку,

-Кап-кап, кап-кап-кап!

Застучал по крыше он,

-Кап-кап, кап-кап-кап!

И раздался чистый звон,

-Кап-кап, кап-кап-кап!

«МЫШКИ»

Маракасы можно сделать из киндер –сюрпризов.

Вышли мышки как –то раз            (маракасы)

Поглядеть который час:

Раз, два, три, четыре!                      (треугольники)

Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался странный звон:

Бом, бом, бом, бом!                         (тарелки)

Убежали, убежали,                           (маракасы)

Убежали мышки вон!

 Сказка  «КУРОЧКА – РЯБА»

Жили – были дед…                             (игра на бубне)

Да баба,                                                 (игра на металлофоне в высоком регистре)

И была у них курочка-Ряба.              (частые удары по треугольнику)

Снесла курочка яичко,

Да не простое…                                     (ложки)    

А золотое.                                               (один удар колокольчика)

Дед бил, бил – не разбил.                  (игра на бубне)

Баба била, била -  не разбила.         (игра на металлофоне в высоком регистре)

Мышка бежала, хвостиком махнула-  (частые удары на маракасе)

Яичко упало и разбилось.                       (глиссандо на металлофоне)

Плачет дед ,                                               (игра на бубне)

Плачет баба…                                        (игра на металлофоне в высоком регистре)

А курочка кудахчет:

- Не плачь, дед,                                     (размеренные удары по треугольнику)

Не плачь, баба,                                      (частые удары по треугольнику)

Я снесу вам яичко другое,

Не золотое…                                           (звон колокольчика)

А простое!                                               (игра на ложках)

« КОШКИН  ДОМ»

Дин –дон, дин –дон,                (размеренные удары по треугольнику до конца

Загорелся кошкин дом.             слов)

Кошка выскочила,                     (частые удары  в клавесы до конца слов)

Глаза выпучила.                        

Бежит курочка с ведром        (глиссандо на металлофоне сверху вниз до

Заливать кошкин дом.             конца слов)

А лошадка с фонарем,             (частые удары по коробочке до конца слов)

А собачка с помелом.               (игра на маракасе)

Раз, раз ,раз, раз                        (все инструменты смолкают, идет только

И огонь погас!                              декламация слов)

                                                        По окончании слов играют все инструменты.

«КУПИМ  МЫ,  БАБУШКА»

Купим мы, бабушка               ( дети ходят в хороводе по кругу)

Тебе лошаденку.

Купим мы, бабушка,

Тебе коровенку.

Лошаденка – нуки-нуки,       (два удара в деревянные ложки)

Коровенка – муки-муки.       (два удара в пандейру)

Купим мы, бабушка,               (дети ходят в хороводе по кругу)

Тебе поросенка.

Купим мы, бабушка,

Тебе собачонку.

Поросенок – хрюки-хрюки,     (два удара в трещотку)

Собачонка – гав-гав.                  (два удара по коробочке)

Купим мы, бабушка,                   (дети ходят в хороводе по кругу)

Тебе индюшонка.

Купим мы, бабушка,

Тебе кисоньку.

Индюшонок- шалды-балды,     (игра на круговом ксилофоне)

Кисонька- мяу-мяу.                      (два удара по треугольнику)

Купим мы, бабушка,                       (дети ходят в хороводе по кругу)

Тебе уточку.

Купим мы, бабушка,

Тебе курочку.

Уточка – кря-кря, кря-кря,                           (глиссандо на рубеле)

Курочка по зернышку – кудах-тах-тах.     (встряхивание  маракасом).

«НОЧНОЙ ЛЕС»

Лес ночной был полон звуков                 (звучание различных инструментов)

Кто-то выл,                                                     (круговая трещотка)

А кто – мяукал,                                             (удары в треугольник)

Кто- то хрюкал ,                                             (рубель)

Кто-то топал,                                                 (барабан)

Кто-то крыльями захлопал,                       (трещотка)

Кто-то ухал и кричал                                    ( тарелки или голос  а-а-а-…)

И глазищами вращал                                   (круговой ксилофон)

Ну, а кто-то тихо-тихо

Тонким голосом молчал.                            (пауза, придумать фигуру и замереть)

«МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЮ»

Между небом и землею

Дождь натягивает струны.                             (глиссандо на металлофоне)

Их прозрачною рукою                                     (удары по треугольнику)

Нежно тронул лучик лунный.  

Сразу над землею сонной                             (колокольчики, бубенцы)

Зазвенели перезвоны.

Тихо песня полилась…                                     (глиссандо на металлофоне)

Осень, осень началась…                                  (стаккато на металлофоне  

                                                                                    и треугольнике)

         Для того, чтобы дети активнее участвовали в рассказе, работаем с «обратной связью»: педагог играет на инструментах, дети рассказывают сказку.  Пример – музыкальное оформление стихов С. Маршака «Апрель».

               

Апрель, апрель! ,                               (удары по треугольнику)

На дворе звенит капель

По полям бегут ручьи,                       (глиссандо на металлофоне)

На дорожках лужи,

Скоро выйдут муравьи                      (удары маракасов)

После зимней стужи.

Пробирается медведь                       (игра на бубне)

Сквозь густой валежник.                  (игра на деревянных ложках).

Стали птицы песни петь,                  (игра на свистульке)

И расцвел подснежник!                    (игра на колокольчике)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование логоритмики в художественно — эстетической области, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

На своих музыкальных занятиях я использую логоритмику, пальчиковые гимнастики, речевые игры, игры с аккомпанементом звучащих жестов – всё это не только развивает чувство ритма и музыкальность, а...

Русский музыкальный фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Детство – то время, когда возможно подлинное  погружение в истоки национальной культуры. Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе нар...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование речевых игр с музыкальными инструментами как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Речевые игры - одна из форм творческой работы с детьми, как в речевом, так и в музыкальном развитии. Впервые идея использовать речевые игры в музыкальном воспитании появилась в середине 20 века и прин...

Музыкальный фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несёт в ...

Доклад "Использование кругов Луллия как одно из эффективных средств развития речи детей с ОВЗ".

Работая с современными детьми, сталкиваясь с проблемой недостаточно развитой речи, а также постоянным поиском средств, облегчающих процесс усвоения нового материала, я заинтересовалась древнейшей логи...

Использование художественной литературы в режимных моментах как средства развития речи детей раннего возраста

Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей. Произведения литературы дают образцы русской литературной речи.В раннем возрасте уд...