КОНСПЕКТ НОД для детей старшей группы детского сада по познавательно - исследовательской деятельности По сказке "Колосок"
методическая разработка (старшая группа)

Капитонова Тамара Юрьевна

Цель: сформировать способность к исследовательскому типу мышления

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знаний детей о труде хлеборобов, о том, что хлеб – богатство нашей страны.

 Формировать у детей представление о том, как из муки приготавливают различные кондитерские изделия.

 Развивающие:

 Развивать у детей познавательный интерес; творческие способности - волю; эмоции; познавательные способности – речь, память, внимание.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к хлеборобу, его труду; бережное отношение к хлебу.

Коррекционные:

1.Закрепление речевых навыков.

2. Развитие словарного запаса, связной речи, выражать в речи признаки сходства и различия объектов, формулировать и задавать вопрос, обогащать речь именами прилагательными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       КОНСПЕКТ

непосредственно образовательной деятельности для детей

старшей группы детского сада

по познавательно - исследовательской деятельности

По сказке "Колосок"

         

Цель: сформировать способность к исследовательскому типу мышления

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знаний детей о труде хлеборобов, о том, что хлеб – богатство нашей страны.

 Формировать у детей представление о том, как из муки приготавливают различные кондитерские изделия.

 Развивающие:

 Развивать у детей познавательный интерес; творческие способности - волю; эмоции; познавательные способности – речь, память, внимание.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к хлеборобу, его труду; бережное отношение к хлебу.

Коррекционные:

1.Закрепление речевых навыков.

2. Развитие словарного запаса, связной речи, выражать в речи признаки сходства и различия объектов, формулировать и задавать вопрос, обогащать речь именами прилагательными.

Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристический и исследовательский.

Средства обучения

1. Наглядный материал:

-картина И. Шишкина «Рожь»; иллюстрации, фотографии хлебобулочных изделий;

-колоски пшеницы (можно картинки) ;

-игрушки петушок, мышата – Круть и Верть;

- 3 кофемолки.

2. Раздаточный материал:

-на каждого ребёнка картинки с изображением различных работ в поле;

-на подносах зёрна ржи и пшеницы, лупы, камни;

- фартуки, колпаки, салфетки.

Предварительная работа: беседы о том, что такое хлеб и откуда он берётся (результат труду хлеборобов) ; рассматривание зёрен пшеницы и ржи; приготовление из теста печенья; художественное творчество на тему «Колосок»; чтение рассказов Л. Кон «Как хлеб растёт», М. Глинской Прости меня, хлеб», сказки «Колосок», пословиц о хлебе; проведение акции «Хлеб – всему голова! » с распространением рисунков «Берегите хлеб! » в магазинах и столовой; игры в «Каравай».

                                                      Ход:

1. Мотивационная (вводная) часть

Появляется Петушок с колоском, ищет Круть и Верть.

Ребята здороваются с Петушком, рассматривают колосок:

- Весь из золота отлит, на соломинке стоит; на соломинке дом, сто ребяток в нём?

-Как вы думаете, что это за ребята? (Предположения детей.)

-Где растут колоски? (Ответы детей.)

- Всё лето созревают зёрна в колосках. Поле в это время очень красивое.

Посмотрите на картину И. Шишкина, которая называется «Рожь». С чем можно сравнить хлебное поле? (Предположения детей). Как и у моря у поля не видно другого края, когда дует сильный ветер по полю как бы проходят волны.

-Все мы каждый день едим белый и чёрный хлеб, многие любят пирожки, печенье, различные пирожные.

-Ребята, назовите, какие вы любите хлебобулочные изделия? (Ответы детей.)

-А кто знает, из чего всё это получают? (Из муки).

А что такое мука, их чего её получают? (Предположения детей) .

-Муку получают из зерен, которые созревают в колосках.

- Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда. Давайте вспомним, как этим занимаются хлеборобы. Послушайте, какое интересное слово: в нём соединились два слова – «хлеб» и «работа».

Дидактическая игра «Разложи по картинкам».

(Воспитатель предлагает каждому ребёнку разложить по порядку картинки с изображениями процесса выращивания хлеба от посева зерна до появления хлеба (зерно – растение – зерно – мука – хлеб).

- Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом!

Психогимнастика «Колос растёт»

Воспитатель:

- Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зёрнышки и сажаю в землю (присядьте). Тёплое солнышко пригревало землю, дождик поливал. Зёрнышки росли, росли и стали колосками (медленно поднимайте руки). Колоски тянутся к солнышку (почувствуйте напряжение в руках). Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (расслабьтесь, уроните голову, опустите руки, плечи, туловище. Опуститесь на пол). Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянутся к солнышку. В поле выросли замечательные колоски (улыбнитесь друг другу). А теперь изобразите колоски – толстячки, превратитесь в колоски – худышки.

- Какие замечательные колоски у нас выросли!

- Как много муки из них получится!

Проблема:

Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете, какой хлеб получают из зёрен пшеницы, а какой из ржи? Давайте подумаем, а как можно нам дома сделать муку из зёрен? (Предположения детей) .

2. Основная часть (продуктивная деятельность) .

Вбегают Круть и Верть, веселятся, хохочут, прыгают.

Петушок с колоском говорит:

- Эй, Круть! Эй, Верть! Где вы, бездельники?

- Мы здесь.

- Опять вы веселитесь, без дела скачете. Посмотрите, какой я колосок нашёл. Его надо обмолотить, а чтобы тесто замесить, пирогов напечь нужно муку сделать. Кто это будет делать?

- Только не мы. Мы не умеем.

Воспитатель

- Ну, это не беда! Ребята научим наших мышат.

Физкульминутка

Приплыли тучи дождевые

Лей дождик - лей!

Дождинки пляшут, как живые

(Потряхивают руками, топают ногами.)

Пей, рожь, пей!

И рожь, склоняясь к земле зелёной,

Пьёт, пьёт, пьёт

(Наклоняются, садятся.)

А тёплый дождик неугомонный

Льёт, льёт, льёт!

(Руки вытянуты, ладоши вниз.)

Проведём эксперимент.

Воспитатель:

-Ребята, приглашаю вас в нашу лабораторию, для этого наденем фартуки.

Воспитатель:

- Муку получают из зёрен пшеницы и ржи, которые лежат у вас на подносах на столах.

- Давайте рассмотрим «спинки» и «брюшки» у зёрнышек. На «брюшках» найдите бороздки.

-Чем отличаются зёрна пшеницы от ржи. (Зёрна пшеницы круглые, а ржи длинные) .

Дети рассматривают зёрна, используют лупы, трогают их руками,

- Когда – то человек попробовал жевать зёрна, они показались ему очень вкусными. (Можно попробовать зёрнышко) .

-Затем люди научились растирать зёрна камнями и получать муку, а из муки месить тесто. Хлеб был грубым и тяжёлым, не таким вкусным, как сегодня. (Ребята камнями растирают зёрна).

- С помощью мельницы попробуйте сделать муку из зёрен пшеницы и ржи.

(Воспитатель предлагает работать по подгруппам: одна подгруппа делает муку из зёрен ржи, другая из пшеницы.)

- Какая мука у нас получилась? (Ржаная и пшеничная.)

-Покажите нашим гостям, из какой муки пекут черный хлеб, а из какой белый хлеб, булки, печенье….

- Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Во время Великой Отечественной войны не было зерна, и хлеб пекли из шелухи, пырея, лебеды и т. д. И такой вот хлебушек давали по маленькому кусочку на весь день. Люди понимали, что хлеб – это их жизнь.

- «Хлеб – всему голова! » Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь. Хлеб нельзя бросать на землю, на пол; раньше, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили прощения за это.

3. Заключительная часть (итог) : рефлексия (осмысление) .

Петушок, Круть и Верть просят ребят рассказать о том, как работали, что нового узнали, где это им пригодится? (Ответы детей.)

Воспитатель:

- Что было самым сложным? Что легко получалось? Понравился ли вам эксперимент? Хотите ли вы исследовать ёщё что – нибудь, узнать новое о зёрнах, хлебе?

Петушок:

- Ну, что Круть, ну, что, Верть, хорошо мы сегодня потрудились.

Круть:

- «Хочешь есть калачи – не лежи на печи! »

Верть:

-«Без хлеба – нет обеда! »

Ребята прощаются с гостями, воспитатель напоминает детям, как нужно относиться к хлебу: «Хлеб – драгоценность! Им не сори. Хлеба к обеду в меру бери! » и читает стихотворение:

«Зёрна наших дней, светитесь позолотою резной

Говорим мы: берегите, берегите хлеб родной!

Не мечтаем мы о чуде, - к нам полей живая речь!

Берегите хлеб, вы – люди, научитесь хлеб беречь! »

Под музыку песни «Колоски отличные, колоски пшеничные» ребята угощаются румяными баранками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию за 2015 - 2016 учебный год «Развитие познавательных способностей у дошкольников подготовительной к школе группы в процессе познавательно-исследовательской деятельности».

Отчет по самообразованию за 2015 - 2016 учебный год  «Развитие познавательных способностей у дошкольников подготовительной к школе группы  в процессе познавательно-исследовательской де...

Родительское собрание в старшей группе. Тема: «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома»

Познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самос...

Программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы «Мы - исследователи» (познавательно-исследовательская деятельность)

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 11 г. Лениногорска» муниципального образования«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарст...

Выступление на родительском собрании по теме: «Способы и направления поддержки детской инициативы познавательно- исследовательской деятельности»

Поддержка детской инициативы реализуется в образовательной деятельности через проектную и познавательно-исследовательскую, художественно-творческую деятельность....

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АКТУАЛЬНОСТЬ С первых дней жизни у малышей появляется жажда активной деятельности, стремление действенным путём познать окружающий предметный мир и явления. Младший возраст – это первая ступеньк...