Супервизия педагога- психолога
консультация
Мама отказывается взаимодействовать с психологом в период адаптации ребенка. Как поступить?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Супервизия:
Мама отказывается взаимодействовать с психологом в период адаптации ребенка. Как поступить?
Ситуация
Педагог-психолог на собрании рассказала родителям о своей деятельности, попросила их подписать согласие на психолого-педагогическое сопровождение детей в период адаптации и отдать его воспитателям. Одна из мам сообщила воспитателю, что не хочет, чтобы ее сын взаимодействовал с психологом, и отказалась подписывать согласие. Почему, она не объяснила. При этом ребенок с первого дня в группе вел себя агрессивно, и воспитатель хотела показать его педагогу-психологу.
Педагог-психолог встретилась с мамой и спросила о причинах отказа. Она сказала, что для мальчика будут полезны и необходимы занятия с ней. Мама стала кричать: «В вашей помощи никто не нуждается. Я вам не доверяю, я вообще не уверена, что у вас есть образование. Возвращались бы вы туда, откуда приехали». Психолог спокойно выслушала маму и попрощалась. Больше они не вступали в контакт, а этот воспитанник не участвовал в групповых занятиях с педагогом-психологом.
Психолог спросила у супервизора, как реагировать на такие ситуации. Мама оскорбила ее и явно не желала взаимодействовать. При этом психолог не помогла ребенку справиться с трудностями, которые мешают не только ему.
Задание
Постарайтесь найти ошибки, которые допустила педагог-психолог. Подумайте, как видит ситуацию каждый из участников истории. Ответьте на вопросы и сравните результат с тем, как анализирует ситуацию супервизор.
| Оцените ситуацию |
| Как воспитателю следовало отреагировать на отказ родителя давать согласие? |
| Как можно охарактеризовать беседу педагога-психолога с мамой? |
| Как следовало отреагировать на оскорбления мамы? |
| С каким запросом педагог-психолог пришел к супервизору? |
Ошибка № 1
Пытаться узнать причину отказа в потенциально конфликтной обстановке
Как только педагог-психолог узнала, что мама воспитанника отказывается подписывать согласие на психолого-педагогическое сопровождение, ей следовало проинструктировать воспитателя и передать через него форму отказа. Воспитателю нужно было попросить маму заполнить документ и указать в нем, почему она не хочет, чтобы ребенок занимался с педагогом-психологом. Как только воспитатель выяснит причину, ему следует рассказать о ней педагогу-психологу и заведующему.
Часто родители не указывают причину или указывают ненастоящую, особенно если она связана с личностью психолога. Тогда выяснить ее необходимо человеку, с которым у родителя лучше налажен контакт, то есть в этой ситуации – воспитателю.
Одновременно воспитателю следует найти возможность показать педагога-психолога с положительной стороны. Объяснить, как проходят занятия, как на них реагируют дети, что меняется в их поведении благодаря занятиям. Сообщить об эмоциях ребенка, который не участвует в общих мероприятиях. Например, «Ваш сын будет чувствовать себя некомфортно. Ему придется находиться в стороне от всех и заниматься чем-то своим, когда все дети веселятся с педагогом-психологом и участвуют в активных играх и интересных занятиях».
Ошибка № 2
Сразу рассказывать о проблемах у ребенка
Педагог-психолог сразу заявила, что ребенку необходимы занятия, то есть фактически сообщила, что у мальчика есть проблемы. Так она только усилила негативное отношение к себе. Лучше было бы рассказать о ребенке что-то хорошее, отметить его уникальные черты. О проблемах можно рассказать потом, когда удастся наладить контакт. Но и в этом случае следует использовать технику «сендвич»: хорошее о ребенке – проблемы – снова хорошее.
Ошибка № 3
Не реагировать на выпад и не говорить о своих чувствах
Педагогу-психологу следовало сразу отреагировать на реплику мамы – сказать, что она понимает и уважает мнение собеседницы и в будущем попробует его изменить, сообщить об обязанности предупредить заведующую и поделиться своими чувствами. Например, «Татьяна Владимировна, я уважаю ваше решение и не буду вас разубеждать. Единственное, я хочу вас предупредить, что должна сообщить об отказе руководству, чтобы в дальнейшем не было трудностей. На самом деле мне неприятна эта ситуация и ваше мнение обо мне. Я постараюсь изменить его в дальнейшем, ведь вы ничего обо мне не знаете и не можете оценить мои профессиональные и личные качества. Спасибо вам за искренний ответ. Всего доброго».
Ошибка № 4
Не работать с ситуацией после конфликта
После разговора с мамой педагогу-психологу нужно сразу сообщить об отказе заведующему. Старший воспитатель и заведующий проводят индивидуальную встречу с родителями без педагога-психолога. Там они рассказывают о его образовании, курсах повышения квалификации, опыте, достижениях – статьях, конкурсах, говорят о положительной динамике детей, с которыми он работает. Напоминают, как проходят занятия и что чувствует ребенок, который в них не участвует. На встрече не следует давить на родителей – просто перечислить факты из профессиональной жизни психолога и сообщить, что родители могут изменить свое решение в любой момент.
Даже если не удастся убедить родителей, педагог-психолог не должен обижаться и тревожиться. В дальнейшем при встрече ему следует вести себя сдержанно, приветливо и каждый раз говорить о ребенке что-то хорошее, когда он находится недалеко и видно, чем он занимается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/05/picture-316295-1383629149.png)
Современный подход к деятельсти педагога-психолога ДОУ. Роль педагога-психолога в условиях введения ФГТ.
В помощь педагогам-психологам ДОУ. Современный подход в работе....
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/30/picture-491325-1698648644.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/22/picture-275106-1626958871.jpg)
Проект совместной деятельности педагога-психолога ДОУ и родителей с целью создания «Зоны успешности педагога» на тему: «Неделя психологии в ДОУ»
Взаимоотношения детского сада и семьи необходимо строить на основе доверия, взаимопонимания, тактичности, доброты и внимания. Поэтому психологическая работа в нашем детском саду строится с учетом потр...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/21/picture-907609-1490109641.jpg)
«Должностная инструкция педагога-психолога в процессе внедрения профессионального стандарта педагога-психолога»
Методическая разработка предназначена для педагогов-психологов ДОУ. Разработана в соответствии с профессиональным стандартом педагога-психолога....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/18/picture-993494-1516299405.jpg)
Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"
27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/20/picture-635783-1432107198.jpg)
Электронное портфолио педагога-психолога. Сводная таблица профессиональных достижений педагога-психолога. Профессионально-общественная активность педагога-психолога.
Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения педагога-психолога....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/04/picture-489155-1412377837.jpg)
ДОКЛАД В рамках РМО педагогов-психологов ДО Педагога-психолога высшей квалификационной категории Депутатовой Н.В (МОУ Костровская СОШ дошкольное отделение К1-51) По теме: «Планирование работы педагога-психолога ДО в соответствии новых единых образовате
Все образовательные учреждения РФ с 1 сентября 2023 года начали работу по единым федеральным образовательным программам.Определимся с терминологией.ФОП ДО и ФАОП ДО – единые образовательные прог...