Супервизия педагога- психолога
консультация

Сонцова Альбина Ивановна

 Мама отказывается взаимодействовать с психологом в период адаптации ребенка. Как поступить?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Супервизия:

 Мама отказывается взаимодействовать с психологом в период адаптации ребенка. Как поступить?

Ситуация

Педагог-психолог на собрании рассказала родителям о своей деятельности, попросила их подписать согласие на психолого-педагогическое сопровождение детей в период адаптации и отдать его воспитателям. Одна из мам сообщила воспитателю, что не хочет, чтобы ее сын взаимодействовал с психологом, и отказалась подписывать согласие. Почему, она не объяснила. При этом ребенок с первого дня в группе вел себя агрессивно, и воспитатель хотела показать его педагогу-психологу.

Педагог-психолог встретилась с мамой и спросила о причинах отказа. Она сказала, что для мальчика будут полезны и необходимы занятия с ней. Мама стала кричать: «В вашей помощи никто не нуждается. Я вам не доверяю, я вообще не уверена, что у вас есть образование. Возвращались бы вы туда, откуда приехали». Психолог спокойно выслушала маму и попрощалась. Больше они не вступали в контакт, а этот воспитанник не участвовал в групповых занятиях с педагогом-психологом.

Психолог спросила у супервизора, как реагировать на такие ситуации. Мама оскорбила ее и явно не желала взаимодействовать. При этом психолог не помогла ребенку справиться с трудностями, которые мешают не только ему.

Задание

Постарайтесь найти ошибки, которые допустила педагог-психолог. Подумайте, как видит ситуацию каждый из участников истории. Ответьте на вопросы и сравните результат с тем, как анализирует ситуацию супервизор.

 

Оцените ситуацию

 

Как воспитателю следовало отреагировать на отказ родителя давать согласие?

 

Как можно охарактеризовать беседу педагога-психолога с мамой?

 

Как следовало отреагировать на оскорбления мамы?

 

С каким запросом педагог-психолог пришел к супервизору?

Ошибка № 1

Пытаться узнать причину отказа в потенциально конфликтной обстановке

Как только педагог-психолог узнала, что мама воспитанника отказывается подписывать согласие на психолого-педагогическое сопровождение, ей следовало проинструктировать воспитателя и передать через него форму отказа. Воспитателю нужно было попросить маму заполнить документ и указать в нем, почему она не хочет, чтобы ребенок занимался с педагогом-психологом. Как только воспитатель выяснит причину, ему следует рассказать о ней педагогу-психологу и заведующему.

Часто родители не указывают причину или указывают ненастоящую, особенно если она связана с личностью психолога. Тогда выяснить ее необходимо человеку, с которым у родителя лучше налажен контакт, то есть в этой ситуации – воспитателю.

Одновременно воспитателю следует найти возможность показать педагога-психолога с положительной стороны. Объяснить, как проходят занятия, как на них реагируют дети, что меняется в их поведении благодаря занятиям. Сообщить об эмоциях ребенка, который не участвует в общих мероприятиях. Например, «Ваш сын будет чувствовать себя некомфортно. Ему придется находиться в стороне от всех и заниматься чем-то своим, когда все дети веселятся с педагогом-психологом и участвуют в активных играх и интересных занятиях».

Ошибка № 2

Сразу рассказывать о проблемах у ребенка

Педагог-психолог сразу заявила, что ребенку необходимы занятия, то есть фактически сообщила, что у мальчика есть проблемы. Так она только усилила негативное отношение к себе. Лучше было бы рассказать о ребенке что-то хорошее, отметить его уникальные черты. О проблемах можно рассказать потом, когда удастся наладить контакт. Но и в этом случае следует использовать технику «сендвич»: хорошее о ребенке – проблемы – снова хорошее.

Ошибка № 3

Не реагировать на выпад и не говорить о своих чувствах

Педагогу-психологу следовало сразу отреагировать на реплику мамы – сказать, что она понимает и уважает мнение собеседницы и в будущем попробует его изменить, сообщить об обязанности предупредить заведующую и поделиться своими чувствами. Например, «Татьяна Владимировна, я уважаю ваше решение и не буду вас разубеждать. Единственное, я хочу вас предупредить, что должна сообщить об отказе руководству, чтобы в дальнейшем не было трудностей. На самом деле мне неприятна эта ситуация и ваше мнение обо мне. Я постараюсь изменить его в дальнейшем, ведь вы ничего обо мне не знаете и не можете оценить мои профессиональные и личные качества. Спасибо вам за искренний ответ. Всего доброго».

Ошибка № 4

Не работать с ситуацией после конфликта

После разговора с мамой педагогу-психологу нужно сразу сообщить об отказе заведующему. Старший воспитатель и заведующий проводят индивидуальную встречу с родителями без педагога-психолога. Там они рассказывают о его образовании, курсах повышения квалификации, опыте, достижениях – статьях, конкурсах, говорят о положительной динамике детей, с которыми он работает. Напоминают, как проходят занятия и что чувствует ребенок, который в них не участвует. На встрече не следует давить на родителей – просто перечислить факты из профессиональной жизни психолога и сообщить, что родители могут изменить свое решение в любой момент.

Даже если не удастся убедить родителей, педагог-психолог не должен обижаться и тревожиться. В дальнейшем при встрече ему следует вести себя сдержанно, приветливо и каждый раз говорить о ребенке что-то хорошее, когда он находится недалеко и видно, чем он занимается. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...

Проект совместной деятельности педагога-психолога ДОУ и родителей с целью создания «Зоны успешности педагога» на тему: «Неделя психологии в ДОУ»

Взаимоотношения детского сада и семьи необходимо строить на основе доверия, взаимопонимания, тактичности, доброты и внимания. Поэтому психологическая работа в нашем детском саду строится с учетом потр...

«Должностная инструкция педагога-психолога в процессе внедрения профессионального стандарта педагога-психолога»

Методическая разработка предназначена для педагогов-психологов  ДОУ. Разработана в соответствии с профессиональным стандартом педагога-психолога....

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

Электронное портфолио педагога-психолога. Сводная таблица профессиональных достижений педагога-психолога. Профессионально-общественная активность педагога-психолога.

Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения педагога-психолога....

ДОКЛАД В рамках РМО педагогов-психологов ДО Педагога-психолога высшей квалификационной категории Депутатовой Н.В (МОУ Костровская СОШ дошкольное отделение К1-51) По теме: «Планирование работы педагога-психолога ДО в соответствии новых единых образовате

Все образовательные учреждения РФ с 1 сентября 2023 года начали работу по единым федеральным образовательным программам.Определимся с терминологией.ФОП ДО и ФАОП ДО – единые образовательные прог...