Конспект занятия КИД "Наблюдение за погодой"
план-конспект занятия (старшая группа)

Новикова Маргарита

Конспект занятия КИД "Наблюдение за погодой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudenie_za_pogodoy.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект КИД «Наблюдение за погодой»

Новикова Маргарита Васильевна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №22»

Старшая группа

Цель: познакомить с метеостанцией, с приборами, с помощью которых составляют прогнозы погоды. Дать элементарные знания о профессии метеоролог. В игровой форме обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе.Составления прогноза погоды на текущий день.

Задача:

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и памяти.

3. Развитие мышления и речи, расширение и активизация словарного запаса.

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Развитие эмоциональной сферы детей.

6. Активизировать использование в речи специальных терминов.

Ход КИД:

Утром, собираясь в детский сад, вы спрашиваете маму и папу:

- Какая сегодня погода?

- Сегодня тепло, ярко светит солнышко, дождя и ветра нет.

А бывает и по-другому:

- Сегодня холодно, - небо закрыто серыми облаками, идёт дождь и дует сильный ветер…

Иногда родители говорят просто:

- Сегодня хорошая погода.

Или:

- Сегодня плохая погода.

- Скажите, зачем вам нужно знать, какая сегодня погода?(ответы)

Вот сегодня мы и будем говорить о погоде: что такое погода, от чего зависит хорошая или плохая погода.

  1.  Отгадайте загадку:

«Под стеклом сижу,

На север и юг гляжу,

Со мной пойдешь-

Дорогу найдешь» (Компас)

Компас – это прибор, с помощью которого человек может определить стороны света: север (белый кружок), юг (красный кружок), запад (оранжевый кружок), восток (желтый кружок).

Устройство компаса несложное: внутри корпуса расположена магнитная стрелка, вращающаяся по кругу. Установи компас неподвижно. Медленно вращайте в любую сторону, пока синяя стрелка не совпадет с с белым кругом. Посмотри туда, куда показывает стрелка. Это север. Встань к нему лицом. Сзади будет юг красный круг, справа –восток желтый круг, слева- запад оранжевый круг.

Давайте повторим какие стороны света мы знаем:

В мире есть четыре брата:
Север, Юг, Восток и Запад
Братья эти-страны света,
Ну, а дом их – вся  планета.

СЕВЕР — белый властелин,
Царь снегов, морозов, льдин,
Он на глобусе вверху,
Насылает нам пургу.

ЮГ, его горячий брат,
Солнцу ласковому рад..

Справа брат ВОСТОК живет,
Там, где солнышко встает.
Ну, а ЗАПАД — брат ютится

Там, где солнце спать ложится.
(М. Погарский, А. Щепин)

2.Есть и еще один помощник, который покажет нам направление ветра. Это флюгер(флажок). Компас, и флюгер расположены на одном стержне.  Флюгер крутится на одном месте. И сразу видно, откуда и куда дует втер. Проволочная дуга, всегда  показывает  откуда дует ветер. Сегодня ветерок дует…. (предположим, с севера на юг). Давайте зафиксируем наш ответ на доске.

3.Какой сегодня ветер - слабый, средний или сильный? (предположим, слабый).  Скорость ветра конечно можно определять по ощущениям. А можно - с помощью прибора, который называется анемометр. Это сложный прибор. Он состоит из корпуса и ветровых чаш. Перед опытом обязательно нужно снять защитную крышку.Чем сильнее ветер, тем быстрее будут вращаться чаши прибора. Если ветра нет, чаши останутся без движения. Давайте зафиксируем наш ответ на доске.

4. Когда мы говорим «тепло»«холодно»«потеплело»«похолодало», мы имеем в виду температуру и её изменения.

Для растений, животных, человека особенно важна температура воздуха. Растениям для роста требуется тепло. Животные тоже нуждаются в тепле. Люди при разной температуре воздуха по-разному одеваются, зимой отапливают помещения. Для растений, животных, человека опасны и сильная жара и сильный мороз.

Для измерения температуры воздуха служит прибор – термометр.

Давайте рассмотрим термометр.

Главные части термометра – стеклянная трубка, наполненная жидкостью, и шкала (пластинка с делениями). Каждое деление на шкале обозначает один градус.

Возле больших делений стоят цифры, которые показывают число градусов. В середине шкалы вы видите нуль. Это граница между градусами тепла и градусами мороза. Отсчёт градусов тепла ведут от нуля вверх. Отсчёт градусов мороза – от нуля вниз. При определении температуры ваши глаза должны быть на том уровне, где кончается столбик жидкости в трубке термометра.  У нас есть цифровой термометр, на циферблате мы увидим какая сегодня температура. Давайте зафиксируем наш ответ на доске.

5. Сегодня день ясный, облачный или пасмурный сегодня.

- Давайте уточним, что значит сегодня - ясно? (Ответы детей – небо чистое, солнечное).

- Объясните, что значит сегодня – облачно? (Ответы детей – небо частично закрыто облаками).

-Что значит сегодня – пасмурно? (Ответы детей – небо закрыто облаками).

Напомню, что понятия - ясно, облачно, пасмурно - это показатели облачности.

Давайте поиграем и узнаем какие бывают облака!

Мы ловили облака, утомились мы слегка

Только солнышко взойдет, пух по небу поплывет

Словно перышки у птиц

Ласточек, гусей, синиц,

Воробьев и голубей

Нука отгадай скорей

Один, два, три, четыре, пять

Как нам облако назвать?

Перистые.

Мы ловили облака, утомились мы слегка

Солнце светит жарко, жарко

Всем ребятам стало жарко

А по небу тут как тут

Звери разные плывут

Здесь слоны и бегемоты, обезьяны, кашалоты

Львы, медведи, кони, хаски

Отгадайка без подсказки

Один, два, три, четыре, пять

Как нам облако назвать?

Кучевые.

Мы ловили облака, утомились мы слегка

Что то небо потемнело,небо плакать захотело

Стало грозным и сердитым

Не спокойным, не умытым

Опустилось небо низко,

Значит дождик, где то близко

Один, два, три, четыре, пять

Как нам облако назвать?

Дождевые.

Для наблюдения за облаками с помощью «Ловца облаков», следует держать к лицу картинки облаков. Регулируя игру вверх-вниз и вправо-влево, следует навести смотровое окно на участок неба. Затем вид в окне сравнивают с изображениями на «Ловце облаков» и таким образом определяют их вид:

  • кучевые,
  • дождевые,
  • перистые,

6. А вот как узнать, какая погода будет через день? Конечно, есть такой прибор – барометр. Для измерения атмосферного давления используются барометры (демонстрация прибора). Все очень просто - если давление падает, то вероятно, что погода будет ухудшаться. Если давление растет - то это признак улучшения погоды.

Давайте подведём итог нашей беседы:

- Что же является основными явлениями погоды? (Ответы детей - изменение температуры воздуха, облачность, ветер,).

Так как мы знаем основные явления погоды, то можем сказать, что погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра. Давайте составим прогноз погоды на сегодняшний день и занесем все наши наблюдения в календарь погоды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "У природы нет плохой погоды"

Учить видеть и понимать изменение, которые происходят в природе в разные времена года; рассказывать о своем эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием природных явлений....

Конспект занятия по рисованию с аппликацией в старшей группе детей.Цель: закрепить умение в составлении несложной композиции, передаче ветреной погоды ,бурного моря. Задачи: Закрепить умение вырезывать различные формы паруса, использовать свечку для изо

Цель:  закрепить умение в составлении несложной композиции, передаче ветреной погоды ,бурного моря.Задачи: Закрепить умение вырезывать различные формы паруса, использовать свечку для изображения ...

Конспект занятия по экологии 4-5 лет " У природы нет плохой погоды"

Бережное отношение к природе и братьям нашим меньшим....

Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков «У природы нет плохой погоды»

На занятии использованы активные методы обучения, стимулирующие познавательную деятельность детей, направленные на развитие самостоятельности, инициативности, свободной реализации способностей в...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "У природы нет плохой погоды"

Знания о климате земли, его разнообразии. Характеристики климатических поясов...

Конспект занятия «Оденемся по погоде»

Занятие проводилось с детьми группы кратковременного пребывания. В ходе занятия детям было рассказано о взаимосвязи здоровья человека и его одежды....

Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 2 «Погода»

Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 2 «Погода»...