Проектная деятельность в ДОУ как эффективный метод вовлечения родителей в образовательный процесс"
учебно-методический материал
Доклад на Всероссийской педагогической конференции "Повышение качества образования: от традиционных методик к инновациям"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.19 КБ |
![]() | 883.94 КБ |
Предварительный просмотр:
|
Доклад на Всероссийскую педагогическую конференцию
«Повышение качества образования: от традиционных методик
к инновациям»
на тему:
«Проектная деятельность в ДОУ как эффективный метод вовлечения родителей в образовательный процесс».
Подготовила:
Воспитатель
Кариева Зульфия Рашитовна
Реутов, 2020г.
В работе современного педагога дошкольной образовательной организации важно найти вектор постоянного повышения качества образовательного процесса в соответствии с запросами современного общества. Важно понимать, что для полноценного образования и развития детей дошкольного возраста необходимо не только использовать педагогический потенциал, но и привлекать родителей, поскольку они являются первыми педагогами для воспитанников. Одним из самых оптимальных методов вовлечения родителей в образовательную деятельность является метод проектов. В итоге решаются сразу максимальное количество педагогических задач:
1. Амплификация развития детей
2. Вовлечение родителей в образовательную деятельность
3. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопрсах образования детей-дошкольников
4. Создание единого образовательного пространства «Детский сад-семья»
5. Укрепление детско-родительских отношений
6. Укрепление партнерства ДОУ с родителями.
Метод проектов – один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических знаний. Это обучение через деятельность.
Разработка проекта подчиняется определенному алгоритму:
Алгоритм разработки проекта
| Задачи | Этапы |
Начальный (целеполагание) | Определение проблемы (темы) | Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания |
Планирование | Анализ проблемы. Определение источников информации. Распределение ролей в команде. | Формирование задач, накопление информации. |
Выполнение проекта | Выполнение проекта. | Работа над проектом, его оформление. |
Защита проекта | Подготовка к защите. Объяснение полученных результатов, их оценка. | Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта. |
Оценка результатов | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач). | Подведение итогов. Определение задач для новых проектов. |
Виды проектов могут быть разными, в зависимости от того, какие цели преследует педагог, а так же в соответствии с образовательными запросами детей и родителей.
Виды проектов
- Познавательно-исследовательские: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна. Например, «Природа – наш дом», «Как люди делают запасы», «Транспорт в нашей жизни», «Животные и человек», «Давайте познакомимся», «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
- Познавательно-творческие: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Например, «Любимые игрушки», «У нас в нескучном саду», «Сказочная птица», «Секреты бабушкиного сундука», «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца», «Богатыри земли русской», «В гостях у сказки».
- Информационно-практико-ориентированные (дети вместе с родителями собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и т.д.).
- Нормативные (проекты по созданию норм поведения):
- запрещающие,
- позитивно нормирующие,
- нормотворческие – приводящие к созданию новой нормы и поддерживающие инициативу дошкольника
По количеству участников:
- Межгрупповые («Времена года», «Мир животных и птиц»).
- Групповые («Веселая астрономия», «Подводный мир», «Познай себя»).
- Индивидуальные («Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука»).
По продолжительности:
- краткосрочные (от 1 дня до 2 недель),
- средней продолжительности (до 1 мес.)
- долгосрочные (до полугода-года).
Проектная деятельность способствует развитию мышления, воображения и речи детей только тогда, когда педагог стремится удержать проблемную ситуацию.
Именно этим проектная деятельность отличается от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация снимается максимально быстро.
При создании проекта обычно придерживаюсь следующего плана:
- ставлю перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей;
- намечаю план реализации проекта (поддерживает интерес детей и родителей);
- обсуждаю план с семьями либо индивидуально, либо в родительском чате;
- выявляю активных родителей-участников реализации проекта
- обращаюсь с предложением об участии в проекте к специалистам ДОУ;
- вместе с детьми и родителями составляем план-схему проведения проекта;
- собираю информацию, материал;
- внедряю проект в образовательную деятельность и провожу запланированные мероприятия
- даю «домашние задания» родителям;
- поощряю самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
- организую презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), совместно с родителями изготавливаем продукт проекта (видеоролик, стенгазету, коллаж, выставку и пр.)
- распространяю свой опыт (на педсовете, на сайте, педагогических чтениях).
Если педагог решает реализовать с долгосрочный проект, то важно периодически анализировать результаты проекта и оптимизировать его по необходимости. Проектная деятельность дошкольников не всегда следует плану, важно учитывать интересы детей, даже если они не совпадают с планами педагога.
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/17/picture-368715-1387304751.jpg)
Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс
Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным с...
Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс
«Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс»....
Музыкальная викторина как эффективная форма вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ.
Данная статья посвящена, как вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ. Предварительная консультация для родителей , чтобы выполнить домашнее задание.Совместные конкурсы взрослых и воспитанников...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/02/picture-810194-1472805057.jpg)
Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»
Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей – обеспечение психолого-педагог...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/11/picture-1276991-1602392948.jpg)
ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ
В наш ХХI век, когда все меняется за считанный период времени, появляются новые разработки во всех сферах нашей жизни (технологии, игры, правила), все нужно успеть постичь, чтобы не отстать от совреме...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/17/picture-1340102-1626550329.jpg)
Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ
Участвуя в реализации проекта, родители, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными уча...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/12/picture-587911-1423766828.jpg)
Проектная деятельность как форма вовлечения родителей в образовательный процесс детского сада
Детский сад – первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение....
- Мне нравится (1)