Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
материал

Попова Ирина Александровна

Данный материал был представлен на заседании Городского методического объединения воспитателей групп старшего дошкольного возраста дошкольных образовательных учреждений г. Реутов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл popova_i.a_gmo_wecompress.com_.pptx425.58 КБ
PDF icon vypiska_s_gmo.pdf428.29 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Подготовила: Попова Ирина Александровна воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное Учреждение «Детский сад комбинированного вида №9 «Светлячок» Реутов, 2020

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ Актуальность применения современных образовательных технологий в процессе развития логического мышления дошкольников является центральной задачей воспитания детей посредством решения различного рода классических логических загадок и неординарных головоломок. Логическое мышление у детей должно развиваться одновременно с интеллектуальным формированием и развитием фантазии. Развитие логики у детей должно начинаться с дошкольного возраста. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью. Логическое мышление определяется как «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логики». Развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребенка. Опираясь на опыт, имеющийся у ребенка, взрослые передают ему знания, сообщают ему понятия, до которых он не смог бы додуматься самостоятельно и которые сложились в результате трудового опыта и научных исследований многих поколений. Особенно актуально данное направление работы с выпускниками, в рамках подготовки к школе, а более углубленная работа, с привлечением педагога-психолога, проводится одаренными детьми!

Слайд 3

ЦЕЛЬ: Создание условий для полноценного развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. ЗАДАЧИ: Формировать приемы умственных операций дошкольников Развивать у детей вариативное мышление , умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Развивать творческие и интеллектуальные способности через логико-математические игры , дидактические, развивающие , игры на развитие пространственного воображения. Развивать умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

Слайд 4

СТРУКТУРА МЫШЛЕНИЯ МЫШЛЕНИЕ Сравнение Анализ Синтез Абстрагирование Конкретизация Обобщение Классификация

Слайд 5

Для более эффективного развития логического мышления в работе с детьми старшего возраста мною были применены следующие формы работы: 1. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА - является одним из источников речевого и умственного развития детей; - способствует закреплению полученных знаний; - пробуждает интерес к познанию нового; - развивает любознательность

Слайд 6

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ЛОГИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА, СОСТАВИЛА ПОПОВА И.А. «Флажки и гирлянды» Цель игры: развивать логическое мышление детей, упражнять в знании цветов и геометрических фигур. Материал: карточки с изображением гирлянды из флажков и других геометрических фигур. Ход игры. Предложите детям закрасить, каждую первую фигуру гирлянд и флажков, затем карандашом обвести фигуры, изображенные пунктиром, и раскрасить их в любой цвет. После чего попросите ребенка показать и назвать фигуры, а также сказать в какой цвет он их раскрасил.

Слайд 7

«Конструируем из палочек» Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие логического мышления детей. Материал: карточки с контурным изображением предметов, палочки разной длины. Цель игры. Предложите детям палочки разной длины, попросите отобрать самые длинные, покороче и самые короткие. Выложите из палочек по предложению ребенка какую-нибудь фигурку. Затем дайте ребенку карточку, рассмотрите с ним контуры предметов, пусть он узнает их, назовет. Потом предложите выложить любую фигурку. В процессе работы закрепляйте названия знакомых геометрических фигур, которые будут возникать в процессе выкладывания. Попросите выложить палочками фигурки по собственному замыслу.

Слайд 8

«Секрет» Цели: формировать желание общаться со сверстниками; преодолевать застенчивость; находить различные способы для достижения своей цели. Ход игры: всем участникам ведущий раздаёт небольшие предметы: пуговичку, брошку, маленькую игрушку,… . Это секрет. Участники объединяются в пары. Они должны уговорить друг друга показать свой «секрет». Дети должны придумать как можно больше способов уговаривания (угадывать; говорить комплименты; обещать угощение; не верить, что в кулачке что-то есть, …)

Слайд 9

« НАЙДИ ПАРНУЮ КАРТИНКУ» Цель игры: Учить узнавать по описанию узор, составленный из геометрических фигур. Ход игры: Назначают ведущего. Он берёт одну из карточек на столе у педагога и, не показывая, описывает её устно. Тот, у кого такая же карточка поднимает руку. Выигравшим считается тот ребёнок, который узнал карточку по словесному описанию и составил пару. Каждую карточку описывают 1 раз. Первую карточку педагог описывает сам. В ходе игры он назначает нескольких ведущих.

Слайд 10

2. ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ЗАДАНИЯ НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ. В море плавало 9 пароходов. 2 парохода пристали к пристани. Сколько пароходов в море? (9 пароходов.) Шли 7 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек? (8 человек). Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой.) У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 сзади. Сколько ног у животного? (4 ноги.) Сколько орехов в пустом стакане? (Стакан пустой, значит, в нем ничего нет.) По морю плыли 9 акул. Они увидели косяк рыб и нырнули и глубину. Сколько акул плавало в море? (9 акул, только они нырнули.) В вазе — 3 тюльпана и 7 нарциссов. Сколько тюльпанов вазе? (В вазе было 3 тюльпана.) 7 мальчиков расчистили по одной дорожке в саду. Сколько дорожек расчистили мальчики? (7 дорожек.) 2 брата нарисовали по 2 рисунка в подарок дедушке. Сколько рисунков получил дедушка? (4 рисунка.) Сестра и брат получили по 4 яблока. Сестра съела 3 яблока, брат — 2 яблока. У кого яблок осталось больше? (У того, кто съел меньше.)

Слайд 11

Математические задачи в стихотворной форме Ежик по лесу шел, На обед грибы нашел: 2 – под березой, 1 – у осины. Сколько их будет В плетеной корзине? Под кустами у реки Жили майские жуки: Дочка, сын, отец и мать. Кто их сможет сосчитать? В снег упал Сережка, А за ним Алешка. А за ним Маринка, А за ней Иринка. А потом упал Игнат. Сколько было всех ребят?

Слайд 12

Задачи - шутки на сообразительность и смекалку 1. Кто быстрее плавает утенок или цыпленок? 2. Кто быстрее долетит до цветка бабочка или гусеница? 3. На одном берегу утята на другом - цыплята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до острова? 4. Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело? 5. Катится по столу колесо: один угол у него красный, другой зеленый, третий желтый. Когда колесо докатится до края стола, какой цвет мы увидим? 6. По морю плыл большой, красивый паровоз. На палубе было много людей. Всем было хорошо. Как звали капитана? 7. Летели два крокодила. Один красный, другой синий. Кто быстрее долетит? 8. У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько у мамы детей? 9. Что едят крокодилы на северном полюсе? 10. Собачка Жучка сказала, что видела на горке Сашу, Петю, Катю.

Слайд 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Работа по развитию логического мышления дошкольников начинается в раннем возрасте и продолжается все года, которые ребёнок проводит в детском саду. Воспитателю необходимо чётко продумать систему игр и занятий с малышами, чтобы выполнить все программные требования, предъявляемые к этой важной области развития воспитанников. Развивая логические способности детей не только в математике, но и в других видах деятельности, педагог способствует всестороннему и гармоничному развитию ребёнка, формированию думающей, стремящейся к активному познанию личности.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр и упражнений" (обобщение педагогического опыта)

Каким образом построить систему педагогической работы по развитию логических приемов мышления старших дошкольников на основе использования логических игр и упражнений? Будет ли данная деятельность име...

Опыт работы "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»".

Краткое описание работы:·        Основные противоречия, решаемые в опыте: Обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень интеллектуального развити...

Консультация на тему: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр»

В данной консультации рассмотрены игры на развитие логического мышления, которые могут использовать воспитатели, студенты и родители для работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Чтобы  повысить компетентность родителей в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье, научить их организовать интересную, увлекательную игровую деятельность в се...

Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Проблема развития математического образования на сегодняшний день стоит остро. Поэтому в 2013 году Министерством образования и науки Российской Федерации была разработана Концепция развития математиче...