план по самообразованию
учебно-методический материал

Бобкина Марина Владимировна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №112»

 

 

 

 

План работы по самообразованию

воспитателя Бобкиной Марины Владимировны

на 2020-2021 учебный год

 

Тема: «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста

посредством дидактических игр»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2020г.

Актуальность

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений. Сенсорные игры дают ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру, форме, окраске, степени шероховатости или гладкости, по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей. Основное содержание сенсорного воспитания в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание дошкольников направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка дошкольного возраста является предметная игра. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны.

Можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного развития являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития.

Дидактические игры необходимо использовать в разных видах деятельности детей: познавательно-исследовательской, продуктивной, свободной деятельности, в режимных моментах и т. д.

 

Цель: создание эффективных условий, способствующих формированию сенсорной культуры у детей среднего дошкольного возраста на основе использования дидактических игр.

Задачи:

1. Изучить психолого – педагогическую литературу по вопросам формирования сенсорной культуры и использования дидактических игр с детьми среднего дошкольного возраста. 
2.Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 4-5 лет средствами дидактических игр, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

3.Учить сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину, как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы , об отношении предметов по величине; познакомить детей с оттенками цвета, вариантами геометрических фигур.

4.Учить способам обследования предметов, группировке их по цвету, форме, величине.

5. Развивать аналитическое восприятие.

6. Познакомить детей с дидактическими играми и приемами игры с ними.

7. Расширять кругозор ребенка на базе ближайшего окружения, создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

8. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.

Область: познавательное развитие.

Интегрируемые области:

Социально-коммуникативное развитие;

Речевое развитие;

Физическое развитие;

Художественно-эстетическое развитие.

Формы проведения работы:

Совместная деятельность воспитателя с детьми;

Индивидуальная работа с детьми;

Свободная самостоятельная деятельность детей.

Методы и приемы:

1) Наглядно-действенные приемы;

2) Игры с мелкими предметами;

3) Дидактические игры;

4) Подвижные игры;

5) Словесные игры.

Предполагаемый результат

В ходе работы дети приобретут умения:

- овладеют сенсорными эталонами (цвет и оттенки цвета, форма, величина);

- познакомятся с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);

- научатся группировать предметы по цвету, форме, величине;

- научатся зрительно расчленять форму предмета на заданные части;

- расширится чувственный опыт, обогатится словарь посредством ознакомления детей со свойствами и качествами предметов и материалов, выполнения обследовательских действий.

- сформируются творческие способности, любознательность;

- повысится уровень познавательного интереса дошкольников.

 

Дата начала работы над темой: 1.09.22020

Предполагаемая дата окончания работы: 31.05.2021

 

№п/п

Форма работы

Срок

Ожидаемый результат

Информационно-аналитический этап

1

1)Венгер Л.А.,Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка книга для воспитателя детского сада.-М. «Просвещение», 1998-144с.

2)Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под редакцией Л.А.Венгера. М. «Просвещение», 1973.

3)Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.И. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. – М., Пр., 1981.

4) Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание»

5) Кудрявцева Е.А. «Сенсорное развитие детей 4-5 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей среднего дошкольного возраста.

 

август

Отбор необходимой литературы.

Внедрение в практику

2

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

— «Чудесный мешочек»

— «Определи на ощупь»

Игры на развитие моторики рук.

 «Золушка»

-«Игры с прищепками»

 

 

сентябрь

 

 

 

 

 

Повышение

профессионально

го мастерства и

компетентности

 

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

— «Узнай фигуру»

— «Найди пару» и др.

Игры на развитие моторики рук. «Бирюльки»

«Сделаем кукле бусы» и др.

 

Консультация для родителей :

 « Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»

 

 октябрь

 

 

 

Повышение

профессионально

го мастерства и

компетентности

 

 

 

Повышение

компетентности

родителей

 

 

 

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы, правильное соотнесение нескольких предметов с  геометрическими  образцами.

      -«Разложи фигурки по домикам»

      — «Найди предмет такой же формы»

Игры с бросовым материалом.

 -«Мозайка»

-«Шагаем в пробках»

  ноябрь

Повышение

профессионально

го мастерства и

компетентности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы, правильное соотнесение нескольких предметов с  геометрическими  образцами.

      — «Какая фигура лишняя?» и др.

      -«Катится- не катится» и др.

Игры с бросовым материалом.

 -«Пуговицы»

 -« Спички» и др.

 

декабрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повышение

профессионально

го мастерства и

компетентности

 

 

 


Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

— «Сравни предметы по высоте»

               -«Построй дорожку»

 

 

Буклет: » Дидактические игры для развития сенсорики»

 

январь

Повышение

профессионально

го мастерства и

компетентности

 

 

 

Повышение

компетентности

родителей

 

 

 

Консультация для родителей «Сущность дидактических игр»

 

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

— «Разноцветные кружки»

  — «В какую коробку?»

— «Дальше – ближе» и др.

 

Выставка детских аппликаций из геометрических фигур.

 

 

февраль

 

 

Повышение

компетентности

родителей

 

 

 

 

 

Игры на вкусовые ощущения и запах.

               -«Вкусные овощи»

               -«Вкусные фрукты»

-«Мы предприниматели»

    -«Вспомни, как они пахнут» и др.

 

март

 

 

Повышение

профессионально

го мастерства и

компетентности

 

 

 

Игры на слуховое восприятие.

-«Шумящие коробочки»

-«Определяем музыкальный инструмент»

 

Конкурс рисунков «Разноцветная весна»

 

апрель

Повышение

профессионально

го мастерства и

компетентности

 

 

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:

— «Какого цвета не стало?»

              — «Поле чудес»

              — «Собери  гирлянду»

              — «Волшебные лепестки»

               — «Цветные жалюзи»  и др.

 

Фотовыставка  «Дидактические игры нашей группы»

май

Повышение

профессионально

го мастерства и

компетентности

 

       Представление опыта работы

 

1

Выступление на педагогическом совете по теме : «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

 

 

 

май

Распространение собственного педагогического опыта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_sam-yu_bobkina.docx31.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №112»

План работы по самообразованию

воспитателя Бобкиной Марины Владимировны

на 2020-2021 учебный год

Тема: «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста

посредством дидактических игр»

Воронеж 2020г.

Актуальность

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений. Сенсорные игры дают ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру, форме, окраске, степени шероховатости или гладкости, по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей. Основное содержание сенсорного воспитания в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание дошкольников направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка дошкольного возраста является предметная игра. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны.

Можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного развития являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития.

Дидактические игры необходимо использовать в разных видах деятельности детей: познавательно-исследовательской, продуктивной, свободной деятельности, в режимных моментах и т. д.

Цель: создание эффективных условий, способствующих формированию сенсорной культуры у детей среднего дошкольного возраста на основе использования дидактических игр.

Задачи:

1. Изучить психолого – педагогическую литературу по вопросам формирования сенсорной культуры и использования дидактических игр с детьми среднего дошкольного возраста. 
2.Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 4-5 лет средствами дидактических игр, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

3.Учить сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину, как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы , об отношении предметов по величине; познакомить детей с оттенками цвета, вариантами геометрических фигур.

4.Учить способам обследования предметов, группировке их по цвету, форме, величине.

5. Развивать аналитическое восприятие.

6. Познакомить детей с дидактическими играми и приемами игры с ними.

7. Расширять кругозор ребенка на базе ближайшего окружения, создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

8. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.

Область: познавательное развитие.

Интегрируемые области:

Социально-коммуникативное развитие;

Речевое развитие;

Физическое развитие;

Художественно-эстетическое развитие.

Формы проведения работы:

Совместная деятельность воспитателя с детьми;

Индивидуальная работа с детьми;

Свободная самостоятельная деятельность детей.

Методы и приемы:

1) Наглядно-действенные приемы;

2) Игры с мелкими предметами;

3) Дидактические игры;

4) Подвижные игры;

5) Словесные игры.

Предполагаемый результат

В ходе работы дети приобретут умения:

- овладеют сенсорными эталонами (цвет и оттенки цвета, форма, величина);

- познакомятся с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);

- научатся группировать предметы по цвету, форме, величине;

- научатся зрительно расчленять форму предмета на заданные части;

- расширится чувственный опыт, обогатится словарь посредством ознакомления детей со свойствами и качествами предметов и материалов, выполнения обследовательских действий.

- сформируются творческие способности, любознательность;

- повысится уровень познавательного интереса дошкольников.

Дата начала работы над темой: 1.09.22020

Предполагаемая дата окончания работы: 31.05.2021

№п/п

Форма работы

Срок

Ожидаемый результат

Информационно-аналитический этап

1

1)Венгер Л.А.,Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка книга для воспитателя детского сада.-М. «Просвещение», 1998-144с.

2)Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под редакцией Л.А.Венгера. М. «Просвещение», 1973.

3)Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.И. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. – М., Пр., 1981.

4) Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание»

5) Кудрявцева Е.А. «Сенсорное развитие детей 4-5 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей среднего дошкольного возраста.

август

Отбор необходимой литературы.

Внедрение в практику

2

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

— «Чудесный мешочек»

— «Определи на ощупь»

Игры на развитие моторики рук.

 «Золушка»

-«Игры с прищепками»

сентябрь

Повышение

профессионально

го мастерства и

компетентности

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

— «Узнай фигуру»

— «Найди пару» и др.

Игры на развитие моторики рук. «Бирюльки»

«Сделаем кукле бусы» и др.

 

Консультация для родителей :

 « Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»

 октябрь

Повышение

профессионально

го мастерства и

компетентности

Повышение

компетентности

родителей

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы, правильное соотнесение нескольких предметов с  геометрическими  образцами.

      -«Разложи фигурки по домикам»

      — «Найди предмет такой же формы»

Игры с бросовым материалом.

 -«Мозайка»

-«Шагаем в пробках»

  ноябрь

Повышение

профессионально

го мастерства и

компетентности

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы, правильное соотнесение нескольких предметов с  геометрическими  образцами.

      — «Какая фигура лишняя?» и др.

      -«Катится- не катится» и др.

Игры с бросовым материалом.

 -«Пуговицы»

 -« Спички» и др.

декабрь

Повышение

профессионально

го мастерства и

компетентности


Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

— «Сравни предметы по высоте»

               -«Построй дорожку»

Буклет: » Дидактические игры для развития сенсорики»

январь

Повышение

профессионально

го мастерства и

компетентности

Повышение

компетентности

родителей

Консультация для родителей «Сущность дидактических игр»

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

— «Разноцветные кружки»

  — «В какую коробку?»

— «Дальше – ближе» и др.

Выставка детских аппликаций из геометрических фигур.

февраль

Повышение

компетентности

родителей

Игры на вкусовые ощущения и запах.

               -«Вкусные овощи»

               -«Вкусные фрукты»

-«Мы предприниматели»

    -«Вспомни, как они пахнут» и др.

март

Повышение

профессионально

го мастерства и

компетентности

Игры на слуховое восприятие.

-«Шумящие коробочки»

-«Определяем музыкальный инструмент»

Конкурс рисунков «Разноцветная весна»

апрель

Повышение

профессионально

го мастерства и

компетентности

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:

— «Какого цвета не стало?»

              — «Поле чудес»

              — «Собери  гирлянду»

              — «Волшебные лепестки»

               — «Цветные жалюзи»  и др.

Фотовыставка  «Дидактические игры нашей группы»

май

Повышение

профессионально

го мастерства и

компетентности

       Представление опыта работы

1

Выступление на педагогическом совете по теме : «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

 

май

Распространение собственного педагогического опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...