Проект «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
проект (младшая группа)

Сычева Алена Дмитриевна

Согласно ФГОС ДО познавательное и речевое развитие являются приоритетными направлениями в развитии и образовании детей дошкольного возраста. Познавательное развитие предполагает развитие мышления, интеллектуальных способностей, познавательных интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Чем больше уверенности и ловкости в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ложкой, ручкой, карандашом и т.д.), тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского ума, чем больше мастерства в детской руке. Речевое развитие предполагает владение речью как средством общения и культуры: освоение фонетической, лексической, грамматической сторон речи, умениями монологической и диалогической речи, развитие связной речи.  Один из важнейших целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования – «хорошо развитая мелкая моторика, которая позволяет ребенку  владеть основными движениями, контролировать их и управлять ими.

Актуальной проблемой дошкольной системы образования является полноценное развитие детей уже с раннего возраста. Немаловажную роль в успешности речевого, интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Психологами и педагогами доказано, что развитие мелкой моторики в частности является важнейшим условием психического и физического  развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon proekt_melkaya_motorika.pdf1.05 МБ
Файл proekt_razvitie_melkoy_motoriki_ruk.docx57.66 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №43

Проект

«Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Выполнила:

воспитатель I квалификационной категории

Сычева А.Д.

п. Покровский Городок

2019-2020 г.

Информационная карта проекта

Актуальность

 «Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

В. А. Сухомлинский

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста обусловлена  возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.

Согласно ФГОС ДО познавательное и речевое развитие являются приоритетными направлениями в развитии и образовании детей дошкольного возраста. Познавательное развитие предполагает развитие мышления, интеллектуальных способностей, познавательных интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Чем больше уверенности и ловкости в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ложкой, ручкой, карандашом и т.д.), тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского ума, чем больше мастерства в детской руке. Речевое развитие предполагает владение речью как средством общения и культуры: освоение фонетической, лексической, грамматической сторон речи, умениями монологической и диалогической речи, развитие связной речи.  Один из важнейших целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования – «хорошо развитая мелкая моторика, которая позволяет ребенку  владеть основными движениями, контролировать их и управлять ими.

Актуальной проблемой дошкольной системы образования является полноценное развитие детей уже с раннего возраста. Немаловажную роль в успешности речевого, интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Психологами и педагогами доказано, что развитие мелкой моторики в частности является важнейшим условием психического и физического  развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства.

В настоящее время у большинства детей отмечается отставание в развитии мелкой моторики. К сожалению, из-за вечной занятости, в стремлении обеспечить материально себя и свою семью родители все меньше уделяют внимание совместным играм с ребенком и развлечениям, все больше предоставляя его телевизору и компьютеру.  К тому же многие родители стараются облегчить проживание себе и своему ребенку – приобретают обувь на липучках, курточки на молнии, чтобы ребенку не пришлось завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Все это препятствует нормальному развитию мелкой моторики, мышления, внимания, памяти и речи детей.

Для изучения этой проблемы я выбрала различные виды деятельности как средство развития мелкой моторики у детей.

Интеграция образовательных областей – полная:

  • Социально-коммуникативное развитие.
  • Познавательное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Художественно-эстетическое развитие.
  • Физическое развитие.

Продолжительность проекта: долгосрочный с 02.04.2019 по 29.04.2020 г.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Участники проекта: дети 1 первой младшей группы, воспитатели, родители.

Возраст детей: 1,5 – 3 года.

Формы организации деятельности детей: коллективная, групповая, индивидуальная.

Цель проекта: Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Задачи проекта:

для детей: 

  • развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;
  • развивать способность координированной работы рук со зрительным восприятием;
  • развивать речь и коммуникативные навыки;

для педагогов: 

  • Расширение собственных представлений об особенностях влияния мелкой моторики на речь ребёнка возрастом от 1,5 – 3 лет;
  • Отбор и систематизация комплекса разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие пальчиков и руки ребёнка;
  • Подбор диагностических методик для оценки уровня развития речи ребенка и готовности его к общению;
  • Анализ литературы, которую педагог может использовать для повышения своей профессиональной компетентности в практической деятельности;
  • Обогатить предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

для родителей:

  • повысить грамотность родителей в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников;
  • закрепить и развивать полученную информацию о познавательном развитии с детьми;
  • обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
  • совместное участие родителей с детьми и педагогами;
  • подготовить материал для взаимодействия с родителями;
  • привлечь родителей к активному участию по данной проблеме.

Формы проведения итоговых мероприятий:

  • презентация проекта;
  • выставка детских работ по нетрадиционному рисованию «Очумелые ручки»;
  • презентация «Дидактические игры для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях».

Продукты проекта:

для детей:

  • рисунки с использованием нетрадиционных способов рисования.

для педагогов:

  • пополнение картотеки физкультминуток и пальчиковой гимнастики;
  • пополнение дидактических игр для развития мелкой моторики рук;
  • пополнение картотеки стихами, потешками.

для родителей:

  • консультации и беседы с родителями на тему «Развитие мелкой моторики»;

Ожидаемый результат проекта:

для детей:

  • у детей улучшится мелкая моторика, и координация пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту;
  • кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений;
  • повысится познавательная активность детей;
  • возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности;

для педагогов:

  • пополнится развивающая предметно-пространственная среда группы;
  • повысится уровень педагогической компетентности; профессиональный рост;
  • удовлетворенность работой;
  • систематизация и повышение качества работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию познавательных способностей и развитию речи.

для родителей:

  • повысится интерес к совместной деятельности по развитию мелкой моторики детей;
  • гармонизируются детско-педагогические отношения;
  • повысится уровень познавательной культуры личности;
  • более тесная взаимосвязь с ребенком.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный:  сентябрь – ноябрь 2019 год

  1. Разработать перспективный план для работы по развитию мелкой моторики рук детей;
  2. Подбор методической, художественной литературы, дидактических, пальчиковых, подвижных игр;
  3. Выявление уровня развития мелкой моторики у детей.
  4. Разработать картотеку пальчиковых игр;
  5. Создать необходимые условия развивающей предметно – пространственной среды в группе по данной теме;
  6. Подбор наглядно - информационного и консультативного материала для родителей.

В группу пришли дети «домашние», у них не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

На первом этапе мной был проведен мониторинг уровня развития мелкой моторики рук.

   Мониторинг провели по следующим критериям:

  1. Упражнение «Фонарики»,
  2. Сжимание и разжимание кулачков,
  3. Потирание кулачков,
  4. Смятие бумаги в кулаке.

  Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень: точное воспроизведение движения.

Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.

Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.

  Проведенный мониторинг развития мелкой моторики показал, что 68,8% вновь пришедших детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а 31,2% - средний.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила  провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями.

II этап – основной: декабрь 2019 – апрель 2020 год

Работа над проектом по развитию мелкой моторики рук проводилась с воспитанниками первой младшей группы в течение всего учебного года: в непосредственно и дополнительно образовательной деятельности, в режимных моментах, в совместной деятельности воспитателя с детьми и в самостоятельной деятельности детей. Каждое утро перед завтраком с детьми проводится речевая минутка, где каждая новая неделя начинается с разучивания новой пальчиковой игры, песенки, заклички, потешки. Всё это планируется в соответствии с перспективным планом реализации проекта.

Детям очень нравятся пальчиковые игры, они способствуют развитию речи, умению управлять своими движениями, развивают воображение, активизируют моторику рук. Эффективность и интерес к той или иной деятельности повышался, если упражнения пальчиковой гимнастики сопровождались чтением стихов, потешек.

В группе создана развивающая предметно – пространственная среда таким образом, что она определяет направленность их деятельности и в тоже время решает поставленную задачу по развитию мелкой моторики.  

Для детей раннего возраста образовательное пространство должно представлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. Поэтому у нас в группе достаточно место для двигательной активности детей, но в тоже время созданы игровые центры. Дидактический стол с наполнителем – это важная составляющая предметно-пространственной среды группы раннего возраст. Оборудованием дидактического стола являются игры на развитие мелкой моторики пальцев рук, дидактические игры на развитие психических процессов, игры на сенсорное развитие и т. д. Очень эффективны для развития руки и пальцев разнообразные мячики, колючие,  мягкие, прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук (солнышко, ежик, елочка и др.), игрушки из «киндер-сюрпризов», сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для массажа кистей; грецкие орехи и шишки, шарики «су-джок» для массажа;  крупы разных сортов и нитки различного качества для выкладывания рисунков; макароны и шнурки для нанизывания или готовые шнуровки. Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, мозаика, конструкторы.

Для развития мелкой моторики рук и координации движений мы использовали разные методы и приемы работы: массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, пальчиковые игры со стихами, со скороговорками, лепка из пластилина с использованием природного материала, рисование ладошкой, пальцем, шнуровка, игры с мелкими предметами, мозаика. В комплекс «Пальчиковые игры» мы включили следующие виды игровых упражнений:

Пальчиковая гимнастика. При выполнении гимнастики необходимо стараться задействовать все пальцы рук. В начале,  произносим стихотворение чётко, затем одновременно с движением рук, а потом уже совместно с детьми. В процессе работы меняем темп, ритм, интонацию, громкость. Это помогает развивать речь детей, координировать движение, развивать чувство ритма. 

Физкультминутки, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей, проговаривания стихов. Речь делается более громкой, чёткой, эмоциональной, развивается слуховое восприятие, что позволяет регулярно стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, совершенствовать внимание и память. 

Самомассаж является одним из эффективных направлений по развитию мелкой моторики. Под действием несложных массажных упражнений, достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а так же под воздействием импульсов, идущих в кору головного мозга от двигательных зон. При обучении детей самомассажу использую массажные движения по ладоням и кистям рук (от кончиков пальцев к запястью), использование Су-Джи мячиков. После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания и встряхивания рук.

Игры с фасолью, грецкими орехами. Фасоль и грецкие орехи я использую для катания ладошкой по столу или другой поверхности, а так же между ладонями. Такое занятие - дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движения рук. Выполнение упражнений можно сопровождать стихами или счётом, массаж с использованием природного материала (шишек, грецких орехов), мячиков-ежиков, карандашей: «Потрогай шишки», «Шишки для Мишки», «Этот мячик не простой», «Дровишки». Такая тренировка отлично развивает подвижность пальцев, улучшает мелкую моторику.

Для развития мелкой моторики я использовала природный материал (семена, крупы, ракушки и т. д.) «Покормим цыпленка», «Выложи цветочек», Остатки запасов», «Украсим аквариум»; нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, ватными палочками: «Солнышко», «Снег идет», «Дорожка для котенка». Изготовили макеты «Хозяйственный двор», «Правила дорожного движения»: детям предлагались задания: «Искупай уточек в пруду», «Доведи теленка до лужка», «Едем на автобусе до дома», «На машине на дачу»

Игры с бусинками: «Собери бусы», «Бусы для мамы», помогают скоординировать движения обеих рук, способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука».

Игры - шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивает усидчивость; игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще.

Игры с прищепками, пуговицами: «Собери бусы», «Волшебные пуговицы», «Ловкие ручки» и другие способствуют развитию координации, согласованию движений, развитию мелких и точных движений рук.

Игры с сыпучими материалами, бумагой, водой, «Сомни и разгладь», «Собери воду с помощью губки», развивают мелкую моторику, пространственное воображение.

Игры со счетными палочками «Сложи фигуру», развивает мелкую моторику, а самостоятельно придумывая фигуры, тем самым развивает воображение.

Некоторые игры и пособия были сделаны самостоятельно и с помощью родителей. В зоне изодеятельности использовали для индивидуальной работы с детьми: трафареты, бумагу, карандаши, раскраски, счетные палочки.

В театральной зоне:  также использовали различные виды театров: теневого, пальчикового, настольного. Такие занятия, также способствуют взаимодействию  мелкой моторики пальцев рук с такими психическими процессами, как  память, внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность. Всё это дети могут использовать в совместной и самостоятельной деятельности.

Для наиболее лучшего результата мы привлекали родителей к работе по данной теме: была изготовлена наглядная информация; организованна выставка дидактических пособий и игр способствующие развитию мелкой моторики;     консультации для родителей «Развитие мелкой моторики для детей раннего возраста»; проводились    беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»; показан    мастер-класс для родителей  «Умные пальчики»; родители приняли активное участие в изготовление дидактического материала в группе для детей.

III этап – заключительный: май 2020 год

1. Проведение мониторинга результатов развития мелкой моторики рук.

2. Подведение результатов работы.

3. Презентация проекта

С целью определения эффективности работы по развитию мелкой моторики рук детей раннего нами был проведен повторный мониторинг, и были получены следующие результаты:  высокий уровень – 12,5%, средний уровень – 62,5%, низкий уровень – 25%. Проведенный мониторинг, показал положительную динамику в развитии мелкой моторики рук детей благодаря применению наработанного материала на практике.

Используя данную систему с целью развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, мы добились определенных результатов. Кисти и пальцы детей приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. В изобразительной деятельности дети демонстрируют хороший нажим, уверенные линии. Большинство детей достигло высокого уровня освоения продуктивных навыков и навыков самообслуживания. Дети ознакомлены с нетрадиционными методами изобразительной деятельности.

Полученные результаты:

для детей:

  • у детей улучшилась мелкая моторика, и координация пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту;
  • кисти рук приобрели подвижность, гибкость, исчезла скованность движений;
  • повысилась познавательная активность детей;
  • возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

для педагогов:

  • пополнится развивающая предметно-пространственная среда группы;
  • повысится уровень педагогической компетентности; профессиональный рост;
  • удовлетворенность работой;
  • систематизация и повышение качества работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию познавательных способностей и развитию речи.

для родителей:

  • повысится интерес к совместной деятельности по развитию мелкой моторики детей;
  • гармонизируются детско-педагогические отношения;
  • повысится уровень познавательной культуры личности;
  • более тесная взаимосвязь с ребенком.

Результаты, полученные в ходе проекта, помогли решить и ряд других задач:

  • Улучшились партнёрские отношения педагогов с детьми.
  • Укрепилось сотрудничество педагогов и родителей. 
  • Сумела заинтересовать и убедить родителей в пользе развития мелкой моторики рук у детей;
  • Уменьшилась скованность движений;
  • Улучшилась согласованность действий обеих рук;
  • Разучены с детьми новые пальчиковые игры;

Занятия способствовали развитию таких психических функций у детей, как мышление, память, внимание, речь; улучшалась ориентировка в пространстве; воспитывались такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое до конца.

Использованная система дала положительный результат в работе по развитию мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста.

Вывод:

В результате проделанной работы можно сделать вывод, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста, принесла положительные результаты, и способствовала:

- развитию мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту;

- развитию способности координированной работы рук со зрительным восприятием;

- повышению познавательной активности детей;

- развитию речи и коммуникативных навыков;

- обогащению родительского опыта в развитии мелкой моторики и координации движений пальцев рук, познавательной активности и развития речи детей.

Литература:

  1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
  2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  3. Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  4. Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1998.
  5. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч. В 6 т. – М., 1983. - Т. 4.
  6. Година Г. Н., Пилюгина Е. Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1987.
  7. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  8. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
  9. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  10. Смирнова. Е. О., Холмогорова В. М. «Развитие общения детей со сверстниками. Игры и занятия с детьми 1-3 лет М: Мозайка-Синтез,2008г
  11. Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику», М. Издательство ЭКСМО,2007г
  12. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
  13. Шмелева. Е. Б. Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи. У детей 2-4 лет- М : Издательство «Ювента»,2008г
  14. Янушенко. Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей.

Приложение №1

Перспективное планирование  «Умелые  пальчики»

Сентябрь

1 - «Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями предметов посуды;

- пальчиковая гимнастика» «Пальчики – мальчики»;

- упражнение «Зайчики», «Бабочка» Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом, развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

2 -пальчиковая гимнастика «Квасим капусту»;

«Капуста» - раскрась по образцу.

- игра «Что растет в огороде» - чудесный мешочек.

- самомассаж камушками – катать по очереди каждым пальчиком камушки, развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, память, Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности, знакомить детей с овощами, тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур.

3 - пальчиковая игра «Петушок»;

- мозаика «Цыплятки бегут за курочкой»«Цыплятки вокруг курочки»;

- массаж пальчиков карандашами «Дровишки» - катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков. Воспитывать любовь к животным, фантазию, развивать подвижность пальцев рук, воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

4 - игра «Подарок для мышей и мышат»(Сортировка семечек тыквы и подсолнуха);

- пальчиковая игра «Веселая мышка»;

- массаж пальчиков карандашами «Дровишки» - катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков. Развивать мелкую моторику рук, развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

5 - упражнение «Арбуз» - нарисовать побольше черных зернышек – семян ватными палочками;

- самомассаж мячиками-ежиками;

- пальчиковая гимнастика «Осенний дождик»

Октябрь 

1 - д/игра «Оденем Петю»;

- пальчиковая гимнастика «Зайчики»;

- рисуем пальчиками

«Круглые пуговицы» Учить детей расстегивать и застегивать пуговицы, развивать общую координацию движения

2 - пальчиковая гимнастика «Солнышко»;

«Солнышко лучистое» (выкладывание из картонных деталей солнышка);

- самомассаж камушками – катать по очереди каждым пальчиком камушки.

Совершенствовать мелкую моторику рук, стимулировать тактильные ощущения,

3- пальчиковая игра «Есть у киски глазки»;

- игра «Грузим камушки на грузовик» - камушки рассыпаны по ковру;

- упражнение «Похлопаем» - хлопать в ладоши тихо и громко по сигналу

Тренировать в умении хлопать в ладоши тихо, или громко по сигналу, развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом, совершенствовать мелкую моторику рук

4 - пальчиковая игра «Варим, варим мы компот»;

- раскраска «Фрукты»;

- массаж пальцев (катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями).

- п/и «Лиса и зайцы» Развивать мелкую моторику рук и пальцев,

Учить детей раскрашивать не выходя за контур, познакомить детей с фруктами

5 - «Украсим бабочке крылышки» - рисование пальчиками;

- пальчиковая игра «Есть у киски глазки»;

«Сложи картинку бабочку» из 4-х частей.

Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание,

Ноябрь

1 - пальчиковая гимнастика «Осенний дождик»;

- игра «Ежики и ежата»(Втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек);

- физ. минутка. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений; учить создавать несложную композицию с помощью пластилина и спичек.

2 - пальчиковая гимнастика «Я по веточке шагаю»;

- рисование ватными палочками «Осенний листопад»;

- массаж ладоней (катание карандаша по столу) Развивать мелкую моторику рук, учить детей рисовать ватными палочками листочки,

воспитывать любознательность, интерес к природе.

3 - кукольный театр«Репка»;

- физ. минутка;

- игра «Солнышко для репки» (работа с прищепками)

Развивать артистические способности, память, речь, развивать мелкую моторику рук,

4 - упражнение «Что у кого?» - разглаживание трафаретов транспорта из бумаги, смятой в комочки;

- пальчиковая игра «Вертолет»;

- выкладывание из мозаики «Дорожка для грузовика»;

- массаж пальчиков карандашами «Дровишки» - катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков.

Развивать мелкую моторику рук, учить работать с бумагой - разглаживать скомканную бумагу,

воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть вместе.

5 - пальчиковый театр «Теремок»;

- игра «Шишки для мишки» - игра с сосновыми шишками;

- упражнение «Цветочный лужок» - с помощью мозаики сделать цветы.

Развивать мелкую моторику рук, воспитывать усидчивость.

Декабрь

1 - упражнение "Платочек для куклы" складывание и определение фактуры материала.

- упражнение «Собери пирамидку для куклы Кати»

- пальчиковая гимнастика «Игрушки». Совершенствовать мелкую моторику рук, стимулировать тактильные ощущения.

2 - Лепка зернышек «Накорми птичек»; учить детей лепить зернышки; развивать мелкую моторику рук.

- физ. минутка; 

- пальчиковая игра «Веселая мышка». Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

3 - игра «Новогодняя елка» (лепка шаров на трафарете елки);

- пальчиковая игра «Елочка»;

- п/и «Зайка»

Учить детей лепить круглые предметы, скатывая круговыми движениями ладоней шарики, развивать мелкую моторику, учить воспроизводить движения пальцем в соответствии с текстом.

4 - мозаика «Бусы на елку» - выкладывание ряда из мозаики;

- пальчиковая гимнастика «Елочка» (закрепление);

- рисование пальчиком в воздухе «Большие и маленькие шары»

Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцем в соответствии с текстом, развивать мелкую моторику рук.

5 - «Оденем сынишку Петю»;

- разглаживание бумажных комочков силуэтов одежды;

- пальчиковая игра «Игрушки». Учить детей застегивать и расстегивать пуговицы, развивать мелкую моторику рук.

 

Январь

1 - Игра «Снегопад в лесу». (На трафарете зеленой елке из бумаги разложить комочки ваты;

- Игра «Покатай, покатай»(Катание карандаша по столу);

- Пальчиковая игра «Пирог»

Развивать мелкую моторику рук, учить детей из ваты катать круглые предметы круговыми движениями между ладоней шарики, развивать умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.

2 - пальчиковая гимнастика «Квасим капусту»;

«Морковка» - раскрась по образцу;

- самомассаж камушками – катать по очереди каждым пальчиком камушки. Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначение, тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур, воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

3 - упражнение «Ловкие ручки» - подобрать крышечки к бутылкам;

«Склеим чашку» - собрать картинку из 2-х частей;

- упражнение «Конфеты к чаю» - из бумаги сминаем комочки и складываем в вазочку.

Формировать произвольные, координированные движения пальцев рук, стимулировать тактильные ощущения, учить отрывать от большого листа бумаги небольшой кусочек и сминать его в комочек,

воспитывать бережное отношение к посуде.

4 – игра «Веселый снеговик» (собирание картинки снеговика из 3 частей);

- пальчиковая игра «1,2,3,4 мы с тобой снежок лепили»;

«Собери снежинку» (работа с прищепками)

Продолжать работать над развитием мелкой моторики, учить составлять целое из 3 частей, развивать координацию кистей рук.

 

Февраль

 1 - «Остатки запасов» - помоги мышке-норушке рассортировать фасоль от гороха;

- Массаж пальчиков мячиком ежиком «Этот мячик не простой»;

- Игра «Посыпаем дорожку» (посыпание манной крупой дорожки для мышки) Развивать мелкую моторику рук и пальцев, учить детей посыпать тремя пальчиками крупу, развивать мелкую моторику пальцев.

2 - «Мой мишка» - застегивание и расстегивание пуговиц, а также молнии, кнопок;

- пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять»;

«Зеленый лужок» - рисуем травку для мишки.

Развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом, упражнять в расстегивании и застегивании пуговиц, кнопок, молний на одежде.

3 - упражнение «Животные хотят пить» - наливаем воду из стакана в тарелочку, ложкой.

- пальчиковая гимнастика «На лужок».

- упражнение «Нарви молодой травки» - мелко нарвать зеленую бумагу. Формировать умение координировать речь с движениями, работать над согласованием движений рук и ног, закреплять у детей умение мелко рвать бумагу, учить аккуратно переливать воду из стакана в тарелочки ложной.

4 - рисование пластилином «Последний снег»;

- пальчиковая гимнастика «Я по веточке шагаю»;

- игра с прищепками «Нарядим деревце».

Развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом

5 - игра «Клубочки для бабушки» - смотать нитки в клубочки;

- упражнение «Ловкие ручки» - подбери подходящую крышечку;

- Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять». Развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом

Март

 1 - «Укрась платье Маруси» - рисование пальчиками;

- игра «Помогаем маме»- развешать белье на веревку

и закрепить его прищепками;

- пальчиковая гимнастика «Постираем белье» Воспитывать желание помогать маме, развивать чувство композиции и цвета, мелкую моторику пальцев

2 - игра «Ежики на прогулке» - делаем колючки для ежиков (прищепки).

- пальчиковая гимнастика «Апельсин»;

- лепка «Покормим ежика» Совершенствовать мелкую моторику рук, продолжать учить детей катать из пластилина комочки.

3 - рисование ватными палочками «Моросит дождь»;

- массаж пальчиков мячиком - ежиком «Этот мячик не простой»;

«Собери красивый букет» - шнуровка. Развивать моторику пальцев, продолжать учить детей рисовать ватными палочками, работать со шнуровкой.

4 - игра «Солнце светит ярко-ярко»- выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка;

- катание солнечных лучиков из пластилина;

- пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять»;

Развивать моторику пальцев, продолжать учить детей катать трубочки, учить выполнять движения в соответствии с текстом

5 - «Ленточка для Кати» - завязывание узелков;

«Платочек для Кати» - складывание платочка (игра с платочками);

«Раскрасим юбочку» - продолжать учить закрашивать не выходя за контуры.

Самомассаж карандашом.

Апрель

 1 - «Бусы для Маши»- нанизывание макарон на ленту;

«Цветы для Машеньки» - цветы из пластилиновых дисков;

- пальчиковая гимнастика

«Солнышко» Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, учить детей нанизывать бусины (крупные макароны) на ленту, продолжать учить детей катать из пластилина шарик и сплющивать его пальцами.

«Тающие сосульки» (нанизывание прищепок на картон (крышу);

«Красивые одуванчики» - рисование пальчиками;

- Пальчиковая игра «Оса села на цветок». Учить создавать несложную композицию с помощью прищепок, развивать мелкую моторику рук.

3 - «Червячки для грачей» - лепка из пластилина;

«Посмотри, кто спрятался в комочке?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображениями контуров птиц;

- Пальчиковая игра «Птичка крылышка сложила». Развивать мелкую моторику рук; развивать соотношение движений рук, продолжать учить детей катать трубочки из пластилина.

4 - «Гусеница» - выкладывание гусеницы из крышек от пластиковых бутылок;

«Закрути бутылочки» - закручивание пробок на пластмассовых бутылках;

- пальчиковая игра «Это пальчик – дедушка».

Развивать мелкую моторику пальцев, интерес к выполнению заданий.

5 - игра «Кто больше соберет гороха?» (собирать горох будем в бутылочку с широким и узким горлышком и закручивая пробку на бутылочке);

- пальчиковая гимнастика «Солнышко»;

- игра с «колючим» мячиком» «Колючий ежик».

Совершенствовать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом, выполнять начатое дело до конца.

Май

1 - рисование пальчиками «Салют»;

- пальчиковая игра «Пароход плывет по речке»;

- упражнение «Веселые ладошки» - завязывание узелков, бантиков. Развивать мелкую моторику пальцев, продолжать учить детей завязывать бантики и узелки.

2 - упражнение «Животные хотят пить» - наливаем воду из стакана в тарелочку ложкой;

- упражнение «Прятки» - найди всех животных в сухом бассейне;

«Нарисуй хвост коню»

Воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них, отрабатывать навык аккуратно переливать воду из одной емкости в другую, учить детей рисовать волнистые линии.

3 - рисование «Вот такие ножки у сороконожки»;

- пальчиковая игра «Мышка мылом мыла лапки»;

-массаж. Катание карандаша между ладошками. Продолжать учить детей ватными палочками, развивать мелкую моторику рук

4 - «Арбуз» - накладывание на шаблон семян от арбуза;

- массаж рук «Дровишки» карандашами

- пальчиковая игра «Я веселый майский жук».

Совершенствовать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом, выполнять начатое дело до конца.

5 Коллективная работа «Весенний луг» - небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулаке, скатать между ладошками круговыми движениями и приклеить на общий зеленый фон;

- Пальчиковая гимнастика «Оса села на цветок»;

- П/игра «Паучок». Продолжать учить детей катать комочки из бумаги, совершенствовать мелкую моторику рук, воспитывать желание доводить начатое дело до конца

Приложение №2

Консультация для родителей
«Развитие мелкой моторики для детей 2–3 лет»

Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук.

Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием движений пальцев рук. Поскольку с возрастом ребенку потребуется точная, координированная работа кистей и пальцев, например, чтобы рисовать или одеваться, то развитию навыков мелкой моторики необходимо уделять много внимания

Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Родители и мы, воспитатели, уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решаем сразу две задачи:

• косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребёнка;

• готовим к овладению навыком письма.

Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно:

• Уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

• В раннем и младшем дошкольном возрасте полезно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом

На базе детского сада мы разучиваем огромное количество пальчиковых игр, соответствующие определенной текущей теме или сезону.

Например,

Дождик, дождик

Кап, кап, кап

Мокрые дорожки

Нам нельзя идти гулять

Мы промочим ножки

Или еще:

Раз, два, три четыре

Мы с тобой снежок лепили

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем, совсем не сладкий!

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу

Во серебряную.

Простые правила игры

1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые) .

2. Обязательно чередуйте три типа движений:

  • сжатие;
  • растяжение;
  • расслабление.

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять

Этот пальчик в лес пошел

Этот пальчик гриб нашел

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик жарить стал.

Ну, а этот только ел

От того и потолстел!

Мышка в норку пробралась,

(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)

На замочек заперлась.

(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)

В дырочку она глядит,

(Делаем пальчиками колечко)

На заборе кот сидит!

(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

На самом деле, таких игр множество. Их можно найти сотнями в интернете. Есть различные иллюстрированные пособия с пальчиковыми играми.

Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.

Дети в возрасте до 2-х лет:

• знакомятся с ладонью, выполняют простые движения: похлопывание, постукивание по коленям, прятанье рук за спину.

Например, упражнение" Зайчик".

Зайчик серенький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так! И ушами шевелит.

• с помощью взрослого показывают фигурку одной рукой (лучики, коготки, колечко, клювик, веер, дождик);

- Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти.

- Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, родитель берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

- Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Дети в возрасте 2 - 3 лет выполняют:

• энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик).

Например, упражнение «Капустка».

Мы капусту рубим-рубим,

Мы морковку трем-трем,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту жмем-жмем.

«Зайка»

Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет, веселит своих зайчат.

«Коза»

У козы торчат рога,

Может забодать она.

• составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик) ;

• игры с участием двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка).

«Замок»

На двери висит замок. (соединить пальцы обеих рук в замок)

Кто его открыть бы мог? (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

Постучали, (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)

Покрутили, (покрутить сцепленные руки в запястьях)

Потянули (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

И открыли. (расцепить пальцы)

«Домик»

На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В домик всех вас приглашаем.

«Шарик»

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел

Стал он тонкий и худой.

(Все пальчики обеих рук в "щепотке"" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение).

Также, для развития мелкой моторики существуют и другие формы развития, их можно применять и дома. Вообще, без специальной подготовки такие игры организовать трудно. В саду представлены очень многие формы по развитию мелкой моторики, так как в этом возрасте это является ведущим видом деятельности:

  • пальчиковая гимнастика – шнуровка;
  • игры с конструктором, мозаикой;
  • лепка из пластилина;
  • пазлы
  • вкладыши
  • сматывание цветных ниток в клубочки;
  • кнопки
  • прищепки
  • молнии
  • пуговицы и тд.

Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры) .

Эти игры:

• развивают мелкую моторику рук;

• развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, справа, слева;

• формируют навыки шнуровки;

• способствуют развитию речи;

• развивают творческие способности;

• косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Как еще активизировать пальчики

1. Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «куски») .

2. Нанизайте на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает.

3. Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.

4. Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.

Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и с пользой провести время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

В данном проекте описана целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста....

Долгосрочный проект "Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями"

В данной статье говориться как развить мелкую моторику у детей с тяжелыми речевыми нарушениями...

Педагогический проект "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковой гимнастики"

целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста....

Проект «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста....

Проект «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Цель: целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста....