«Театр как основа формирования духовно – нравственное воспитание детей».
статья

Молу Ольга Владимировна

 «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка… заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».

В. А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovo_mo_vvedite_v_mir_teatra_malysha.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Театр как основа формирования духовно – нравственное воспитание детей».

Актуальной задачей нашего времени является воспитание у дошкольников нравственных качеств: гуманных отношений: отзывчивость,  доброжелательность, заботливое отношение, культуры поведения, чувства коллективизма. Формирование нравственной культуры - важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан ребенок в нравственном отношении, зависит и становление его жизненной позиции.

Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка… заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».

Вся жизнь ребѐнка насыщена игрой, каждый ребѐнок хочет сыграть в ней свою роль. В игре ребѐнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе.

Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:

  • с художественным образованием и воспитанием детей;
  • формированием эстетического вкуса;
  • нравственным воспитанием;
  • развитием коммуникативных качеств личности;
  • воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
  • ознакомлением с культурой, традициями, обычаями и праздниками русского народа;
  • созданием        положительного        эмоционального        настроя,        снятием напряжѐнности, решением конфликтных ситуаций через игру.

     Театрализованная деятельность в детском саду - возможность раскрытия творческого потенциала ребѐнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном.

 Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребѐнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаѐт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

                 Роль педагога в воспитании основ общей культуры состоит в том, чтобы воспитать у ребѐнка потребности духовного свойства, выступающие главной побудительной силой поведения личности, источником еѐ активности, основанием всей сложности системы мотивации, составляющей ядро личности.

В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности.

Дети смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда прийти к нему на помощь.

В театрализованных играх игровое действие и игровой предмет, костюм или кукла, имеют большое значение, так как облегчают принятие ребенком роли, определяющих выбор игровых действий.

Драматизация или театральная постановка представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Это объясняется двумя основными моментами: во-первых драма, основанная на действии, совершаемым самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывают художественное творчество с личным переживанием, во-вторых очень связана с игрой.

Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания, а самое главное в сказке, что добро всегда побеждает зло!

Ребенок входя в сказку, получает роль одного из героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое дает силу и стойкость в будущей жизни. Поэтому нитью общения с детьми мы выбираем сказку.

Исходя из сказанного, с уверенностью можно сделать вывод, что воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности имеет положительный и продуктивный характер.

Спектакль для детей –это возможность радостного общения со сверстниками и взрослыми, реализации своих способностей и незабываемых впечатлений.

Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость… Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившемся образом. Способностью к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившейся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать с нравственными нормами.

За последнее десятилетие активизировался научный поиск путей решения проблемы нравственного развития и воспитания детей. Благодаря результатам научных исследований и педагогического опыта в области духовно-нравственного воспитания серьёзное научное обоснование и методическую проработку получило использование театрализованной деятельности. Учёные (М. Д. Маханева, И. Г. Вечканова, Е. В. Мигунова и др.) единодушны во мнении о большом педагогическом, нравственном потенциале театрализованной деятельности.

В своей работе с дошкольниками я  опиралась на опыт работы современных педагогов Л. В. Артемовой «Театрализованные игры дошкольников», Н. Д. Дороховой «Играем в театр», М. Д. Маханевой

«Театрализованные занятия в детском саду» «Комплексные занятия по сказкам для детей 4-6 лет», Т. А. Егоровой, Ю. М. Вакуленко «Театрализованные инсценировки в детском саду»., О. П. Власенко «Театр кукол и игрушек», «Ребенок в мире сказок».

                  В работе по театральной деятельности я использовала следующие виды театра: настольный (плоскостной и объемный), би-ба-бо, пальчиковый, костюмированный.

В 2019-2020 году у нас были постановки: «Рукавичка» пальчиковый,  «Гуси - лебеди» костюмированный, «Снегурочка» костюмированный.

Перед тем, как поставить сказку идет подготовительная работа: читаем и обсуждаем литературные произведения, рассматриваем иллюстрации, презентации.

В дальнейшей работе планируем следующие постановки: «Пасхальное чудо», рождественскую сказку «Заколдованный принц», сказка о яблочном спасе «Как перевоспитать царевну?». Планируем более активно подключать родителей к нашим мероприятиям.

Таким образом, с помощью театра можно решать следующие педагогические задачи: обучение духовно-нравственным традициям и нормам поведения, эмоционально-волевым качествам личности.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность "Формирование духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возрата через тувинскую национальную культуру"

"Развитие интеллектуально-познавательных способностей детей подготовительной к школе группы"...

Консультация для родителей «Сказки Пушкина - основа формирования духовно-нравственного воспитания»

Александр Сергеевич Пушкин. Каждый сможет найти в его произведениях что-то близкое сердцу, но самые родные, знакомые всем ещё с детства творения Пушкина –это его сказки. Можно сказать, что...

Педагогические условия формирования духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

В материале описываются условия и факторы необходимые для формирования духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста....

«Сказки Пушкина - основа формирования духовно-нравственного воспитания»

 В. А. Сухомлинский считал, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому ...

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...