экспериментальная деятельность
статья

Татьяна Александровна Зуева

Методика проведения опытов. Экспериментирование с водой и воздухом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_provedeniya_opytov.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Методика проведения опытов. Экспериментирование с водой,  воздухом.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая  в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. Процесс развития поисково-познавательной  деятельности направлен на решение следующих задач:

- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью  наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

- расширение перспектив развития  поисково-познавательной деятельности  детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. В процессе экспериментирования происходит развитие двух типов детской активности:  собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность  детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности  лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развития личности и психического развития.

Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования:

1.Предварительная работа(экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.

2. Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.

3.  Выбор цели, задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.

5.Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий.

6.Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом  возраста детей изучаемой темы.

7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Структура детского экспериментирования:

1.Проблема

2.Целеполагание

3.Выдвижение гипотез

4.Проверка предположения, реализация в действии

5.Подтверждение (опровержение) гипотезы

6.Формулировка выводов

Предметно-пространственная среда для экспериментирования предполагает наличие мини-лаборатории, которая должна быть оснащена разнообразными приборами и оборудованием, а также должны быть материалы для организации экспериментирования.

Основное содержание исследований предполагает формирование представлений о: 1) живой природе (характерных особенностях сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразии живых организмов и их приспособленности к окружающей среде и др.); 2) неживой природе (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.); 3) человеке (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и свойства, преобразование предметов и др.)

ВОДА

Узнаем, какая вода

Цель: выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.

Материал: три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышку, т.е. полная; третья- с окрашенной жидким красителем (чай) водой и с добавленным ароматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей.

Ход: взрослый показывает три закрытые емкости и предлагает угадать, что в них.  Дети исследуют их и определяют, что одна из них легкая, а две-тяжелые, в одной из тяжелых емкостей-окрашенная жидкость. Затем сосуды открывают, и дети убеждаются, что в первой емкости ничего нет, во второй вода, а в третьей-чай. Взрослый просит детей объяснить, как они догадались, что находится в емкостях. Вместе они выявляют свойства воды: наливают в стаканчики, добавляют сахар, наблюдают, как сахар растворился, нюхают, пробуют на вкус, переливают, сравнивают вес пустого и полного стаканчика.

Окрашивание воды

Цель: Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной, может нагревать другие вещества, некоторые вещества в воде растворяются, вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет и запах; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Материал: Ёмкость  с водой (холодной и теплой), кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Ход: Взрослый и дети рассматривают  в воде 2-3 предмета. Выясняют, почему предметы хорошо видны(вода прозрачная) и что произойдет,  если в воду опустить рисунок, написанный красками. Определяют, что рисунок размылся, а вода изменила цвет, обсуждают, почему это произошло (частички краски попали в воду). Выясняют, как ещё можно окрасить воду (добавить краситель). Взрослый предлагает детям окрасить воду самим(сразу в стаканчиках с теплой и холодной водой),  потрогать сначала оба стаканчика, догадаться, почему один теплый, а другой – холодный, потрогать воду рукой, понюхать (без запаха). Взрослый ставит перед детьми задачу узнать, в каком стаканчике краска быстрее растворится, для чего предлагает положить по одной ложке красителя в каждый стаканчик; как изменится окраска, запах воды, если красителя будет больше(вода станет более окрашенной, запах-сильнее) Дети выполняют задание, рассказывают, что получилось. Взрослый предлагает положить в теплый стакан ещё одну ложку красителя и зарисовать результаты опытов. Затем воду разных цветов сливают в разные емкости (для дальнейшего изготовления цветных льдинок), рассматривая, какой получился цвет.

В результате проведенных экспериментов дети приходят к выводу о том, что вода имеет следующие свойства: прозрачная, без запаха, льётся, в ней растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах, вкус), имеет вес, может быть теплой и холодной, может принимать форму сосуда.

Воздух

Что в пакете?

Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве

Материал: полиэтиленовые пакеты

Ход: дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает внимание на то, что когда открывали пакет, тот перестал быть упругим. Объясняет, что в нем был воздух. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).

Что в пакете? (2)

Цель: Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).

Материал: два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом), алгоритм описания свойств воды и воздуха. 

Ход: предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом), узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают и пр. Обсуждают, чем похожи и чем отличаются вода и воздух (сходства-прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда и т. д.; различия- вода тяжелее, льётся, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух-невидим, невесом и т.д.).

Игры с соломинкой

Цель: познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его.

Материал: трубочки для коктейля, емкость с водой.

Ход: дети рассматривают трубочки, отверстия в них и выясняют, для чего нужны отверстия (сквозь них что-нибудь вдувают и выдувают). Взрослый предлагает детям подуть в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха, а затем спрашивает, что они почувствовали, когда дули, откуда появился ветерок (выдохнули воздух, который перед этим вдохнули). Взрослый рассказывает, что воздух нужен человеку для дыхания, что он попадает внутрь человека при входе через рот или нос, что его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно подуть в трубочку, конец которой опущен в воду. Спрашивает, что увидели дети, откуда появились пузырьки и куда исчезли (это из трубочки выходит воздух; он легкий, поднимается через водичку вверх; когда весь выйдет, пузырьки тоже перестанут выходить).

В результате проведенных экспериментов, дети обнаружили воздух как в окружающем их пространстве, так и внутри себя. Пришли к выводу о том, что воздух имеет следующие свойства: прозрачен, невидим, легок, не имеет формы, запаха; сравнили свойства воздуха и воды, установили сходства (прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда и т.д.)  и  различия (вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух-невидим, невесом и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Опытно-экспериментальная работа«Развитие познавательной активности  детейстаршего дошкольного возрастачерез экспериментальную деятельность»...

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

"Экспериментальная мастерская" (деловая игра для педагогов по организации экспериментальной деятельности с дошкольниками)..

Все знают о пользе экспериментальной деятельности для детей. Однако, использованию экспериментов не всегда отводится необходимое время. А ведь проведение экспериментов полностью соответствуют реализац...

Мастер-класс по экспериментальной деятельности «Веселая наука». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе.

Данный мастер-класс будет полезен для воспитателей детских садов при организации групповых и индивидуальных занятий. Родителям тоже будет полезна эта разработка для того, чтобы поддержать ст...

Экспериментальная деятельность для воспитателей по организации детской опытно-экспериментальной деятельности:

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей»Тема: «,Экспериментальная деятельность как средс...