мастер-класс для педагогов и родителей "Весёлая наука для детей"
опыты и эксперименты

Татаринова Юлия Владимировна

мастер-класс для педагогов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_vesyolaya_nauka_dlya_detey.docx30.02 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию "Весёлая наука для детей".

       Цель: повысить уровень профессиональной компетентности у педагогов по организации  экспериментально-исследовательской деятельности с детьми.

        Задачи:

- Актуализировать знания педагогов о методе экспериментирования;

- Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно - образовательном процессе опытно–экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников.

-Продемонстрировать современные приёмы, формы организации детского экспериментирования в условиях детского сада и дома.

-Развивать творческие способности участников мастер-класса.

-Активизировать самостоятельную работу.

         

Участники мастер-класса: педагоги ДОУ, родители.

 

Содержание

1. Приветствие. Введение в тему.

2. Практическая часть.

3. Рефлексия.

Ход мастер-класса:

1. Приветствие. Введение в тему.

- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы рады вас видеть на своём мастер-классе: «Весёлая наука».  Он будет посвящен опытам, которые можно и нужно проводить с детьми для всестороннего развития личности каждого ребёнка.

Мы приветствуем гостей,

Дорогих своих коллег!

Всех знакомых, незнакомых

И серьезных, и веселых!

Вы садитесь тихо как?

Вот так!

А здороваетесь как?

Вот так!

Настроение какое?

Вот такое!

А чтобы у нас всё сегодня получилось, предлагаю создать всем вместе радостное, цветное настроение. (Опыт «Краски молоке»).

      Дети, как и мы любят всё таинственное, загадочное и необычное. Поэтому опыты просто необходимы, это вызывает  любопытство и интерес детей  к познавательной  деятельности.

     Сегодня мы с вами побудем детьми и отправимся в интересное путешествие, которое озадачит вас и даст возможность самим убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействий между собой, понять причину происходящего и приобрести  тем самым практический опыт.

     Наше совместное путешествие в страну простых детских фокусов, опытов и экспериментов  начинается.

     Но чтобы нам приступить к нашему необычному путешествию в мир весёлой науки, давайте скажем, что такое эксперимент. (Участники отвечают)

     Эксперимент - это научно поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления в учитываемых условиях, которые позволяют следить за ходом явления и воспроизводить его многократно при повторении этих условий.

- Молодцы! Мы вспомнили понятие «эксперимент» и приступаем к путешествию.

2. Практическая часть

     Сегодня мы хотим в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, а так же как при помощи совместной деятельности найти ответы на многие детские вопросы.        

Вы, наверное, помните лягушонка из произведения С. В. Михалкова «Упрямый лягушонок». Сегодня мы расскажем вам, что же с ним произошло дальше. Приглашаем Вас в сказку-действие.

Так как лягушонок был очень любопытным, то захотел вновь отправиться в путешествие. Но на этот раз он решил далеко от пруда не уходить, а понаблюдать за красотой этого мира рядом с домом.

Выглянув из пруда, он увидел, что вокруг плавает много загадочных цветов, которых он раньше не замечал. Это были кувшинки. А так как было утро и солнышко начало восходить, то лягушонок смог увидеть, как распускаются эти прекрасные цветы.

Опыт 1. «Волшебные цветы»

Оборудование: цветы из белой бумаги с длинными лепестками, которые закручены к центру при помощи карандаша, тазик с водой.

Опустите кувшинки на воду. Что происходит? (Лепестки цветов «распускаются»). Почему?

Вывод. Бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки «распускаются».

Вдруг лягушонок увидел, что на поверхности воды, то появлялись, то исчезали маленькие существа. Оказалось, что это рыбки, которые резвились на солнышке.

Опыт 2.  «Танцующий виноград»

Оборудование: стаканы с минеральной водой, виноградинки.

Наливаем в стакан минеральную воду, бросаем в него несколько виноградинок.

Почему виноград  падает на дно стакана? (Он тяжелее воды, поэтому тонет).

Что происходит на дне? Почему виноград всплывает и снова падает? Что тяжелее и почему?

Вывод. В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают виноградинки; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый виноград снова опускается на дно.

Лягушонок был очень любопытным, и ему очень хотелось посмотреть, что там под водой.

Опыт 2. «Кто живёт в реке»

Как же рассмотреть, что там под водой?  

Предлагаем вам создать увеличительное стекло.

Оборудование: бумажные стаканчики, мелкие предметы, пищевая плёнка, вода.

На стаканчик натягиваем пищевую плёнку, а внутрь помещаем мелкие предметы. На плёнку наливаем воду и рассматриваем предметы на дне стаканчика.

Вывод: мы рассмотрели приём создания увеличительного стекла.

Но тут вдруг подул ветер, на небе появились тучи, и пошел дождь.

Опыт 3 «Волшебный дождь»

Оборудование: стаканы с водой, пена для бритья, пищевые красители.

В емкость с водой нанести пену для бритья. Взять жидкие пищевые красители и потихоньку вылить на пену. Что происходит?

Прошло немного времени, и дождь закончился, и на небе появилось цветное коромысло.

Опыт 4 «Радуга»

Оборудование:  салфетки (обычные сухие и влажные) — лучше брать белые, простой карандаш, линейку, ножницы, фломастеры цветов радуги, стакан с водой.

Сначала нарезаем салфетки полосками 3-4 см шириной. От края полоски от ступаем 4-5 см, и фломастерами рисуем  небольшие точки (или полоски), располагая цвета друг за другом как на радуге. Теперь полоску салфетки погружаем в стакан с водой  вниз точками, так, чтобы точки воды не касались.

И наблюдаем, что получается. Радуга поднимается по салфетке вверх!

Вывод: Бумага, также как и растения имеет волокнистое строение.  И вот по этим волокнам (капиллярам растения) вода поднимается вверх. Чем тоньше волокно, тем выше и быстрее поднимается вода.

Опыт 4«Радуга в стакане»

1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.

2.  В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.

3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.

4.Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.

5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое.

Все вокруг лягушонку было интересно и так весело, и он решил устроить праздник.

Музыкальная пауза.

Опыт 5 «Поющие бокалы»

Бокал необходимо наполнить водой, а потом можно смоченным в воде пальцем водить по краю бокала. Получается отличное пение бокала! Высота звука зависит от толщины стенки бокала и количества в нём воды. Чем тоньше стекло и чем меньше воды, тем звук выше.

Педагоги пробуют извлечь звук.

Лягушонку понравилось познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у него еще осталось очень много вопросов. Он приглашает Вас в музыкальную лабораторию, чтобы показать, как и из чего можно извлечь звук.

 - «Музыкальная лаборатория»  может расположиться в музыкальной зоне группы, где дети будут совершенствовать свои знания и умения, развивать интеллектуальные и творческие способности.  

- А сейчас мы предлагаем опыты химические, где детям предложим уксус, йод, кислоту и щёлочь, перекись, спички, свечу, горелки.

- Согласны, что все это опасно и поэтому мы хотим познакомить вас с такой формой работы с детьми – как  использование интерактивной доски.

 (Демонстрация химических опытов с использованием интерактивной доски).

1. «Вулкан дома».

2. «Волшебная пена»

3. «Серебряное яйцо»

4. «Взрыв в пакете»

3. Рефлексия. Составление синквейнов.

         Чтобы обобщить материал нашего мастер – класса я предлагаю вам составить синквейн.  Синквейн происходит от франц. слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл.

Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все о чем мы с вами говорили нужно представить в 5 строках.

 Схема синквейна:

 1строка – существительное – ОДНО ключевое слово,  определяющее тему и содержание синквейна;

 2строка - два прилагательных – описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;

 3строка – три глагола - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;

4 строка -  форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора;

 5 строка – ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

 Пример:

 Открытие

 Удивительное. Новое

 Учит. Развивает. Ведет

 Делает нашу жизнь интереснее.

 Радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему: «Математика - царица всех наук»

организация совместной деятельности родителей и педагогов по формированию познавательных интересов  детей....

Мастер- класс «Развитие логического мышления и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с конструкторам Artec Blocks».Практикум для педагогов города Лабытнанги в рамках работы СОК "Кванториум"

Цель: способствование повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по формированию логического мышления  и творческого воображения дошкольников.За...

Мастер-класс для начинающих педагогов «Приёмы формирования культурно-гигиенических навыков у детей в процессе организации питания».

Мастер-класс для начинающих педагогов по формированию профессиональной компетентности в вопросах культурно-гигиенического воспитания в процессе организации питания....

Мастер – класс «ТРИЗ для педагогов ДО». «Использование ТРИЗ-технологии «Волшебные круги Луллия» в развитии детей дошкольного возраста»

Цель мастер - класса: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов через знакомство с использованием кругов Луллия(технология ТРИЗ) в развитии дошкольников.Задачи мастер...

для педагогов мастер - класс: "Народная тряпичная кукла, как традиционный элемент воспитания детей"

Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью...

МО Рецензия на мастер - класс «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей.»для педагогов МБДОУ детский сад №20 " Снегурочка" г. Охи Сахалинской обл.

МО Рецензия на мастер - класс «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей.»для педагогов МБДОУ детский сад №20 " Снегурочка"  г. Ох...

Конспект итогового родительского собрания в форме совместного мастер-класса с детьми в старшей группе "Наука быть семьей"

Конспект итогового родительского собрания в форме совместного мастер-класса с детьми в старшей группе "Наука быть семьей"...