Путешествие по водоёмам Хакасии
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Богданова Лариса Владимировна

Создание социальной ситуации развития   детей в процессе исследовательской деятельности.  

Задачи:

1.Создать условия для побуждения детей к речевой активности

2. Обеспечить условия развития поисковой активности детей.

3. Создать условия  для   сравнения  и вычленения  признаков сходства различия.

4.Обеспечить условия для выражения детьми своего мнения

5.Создать условия для развития диалогической речи

6.Воспитывать уважительное  отношение к культуре  хакасского  народа.

 


   

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie._bogdanova.docx783.94 КБ

Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность в старшей группе.

                                                                 МБДОУ ЦРР д/с «Звёздочка»    г. Черногорска

                                                                Воспитатель  Богданова Лариса  Владимировна .                

Тема: «Путешествие по водоёмам   Хакасии».

Цель.   Создание социальной ситуации развития   детей в процессе исследовательской деятельности.        

 Задачи:

1.Создать условия для побуждения детей к речевой активности

2. Обеспечить условия развития поисковой активности детей.

3. Создать условия  для   сравнения  и вычленения  признаков сходства различия.

4.Обеспечить условия для выражения детьми своего мнения

5.Создать условия для развития диалогической речи  

6.Воспитывать уважительное  отношение к культуре  хакасского  народа.

Ход образовательной деятельности:

Дети находят письмо.  Рассматривают конверт, выдвигают гипотезы, как он здесь появился.

В  конверте находят флэшку,  предлагают  воспользоваться  компьютером.

На экране появляется  видео  обращение:

Здравствуйте ребята!

Это я, Ворон - Воронович  , решил  попросить у  вас помощи.   В нашем сказочном королевстве беда  - заболел  Иван – царевич.  Вылечить  его поможет вода из водоёмов  Хакасии.  Я бы и сам  добыл эту воду, но я никогда не бывал в Хакасии, боюсь, поиски займут много времени. Помогите, нам, пожалуйста.

     Воспитатель.     Ребята, поможем сказочным героям?   Что  необходимо нам предпринять? (  Предлагают  отправиться  в путешествие.)

    (Карта   Хакасии, аудио запись «Горловое пение»)

Воспитатель. Отправимся в путешествие по водоёмам  Хакасии.    Какие водоёмы вы знаете?

 - Надо познакомить Ворона- Вороновича  с водоёмами Хакасии?

- Интересное путешествие получится, если рядом с нами будет  экскурсовод.

   Выясняем, кто такой       экскурсовод.

Воспитатель. Ребята, а среди вас  найдутся такие? (Договариваются, что экскурсоводами будут сами дети)  

  -На чем  отправимся в наше путешествие? (Пароход, лодка, плот.)

- Какие вы знаете реки Хакасии?  Давайте построим корабль и  отправимся в путешествие по   Енисею.

.Река Енисей.

1экскурсовод. Енисей - самая многоводная река  Хакасии. Река прорывается с шумом и грохотом сквозь каменные барьеры.  Енисей зовут братом океана – такой он длинный и могучий, стремительный, бурный.   На нём находится самая большая в мире    Саяно – Шушенская  ГЭС.

2экскурсовод. Легенда. У бога Солнца было шестнадцать сыновей. Послал он их посмотреть, нет ли такого места, где он не побывал. И пошли выполнять сыновья волю отца. На пути возникла гора. Стали  братья спорить, кому из них разрубить её. Долго спорили, а гора не с места. Рассердился бог и превратил сыновей в реку с шестнадцатью притоками, которая прорубает гору.

 - А теперь поплывём по реке Абакан.

3кскурсовод. Стоп, машина!  (А что случилось?)

Река Абакан не судоходна. На ней встречаются  множество отмелей и порогов. Абакан образуется от слияния двух рек малого и большого Абакана.  Она заполняется за счет таяния снегов и летних дождей.

4экскурсовод.  В одной из легенд говорится, что давным-давно на земле Хакасии появился медведь-великан (аба). Он обитал вблизи одного из аулов: уничтожал скот, нападал на людей, держал в страхе жителей. Но вот в ауле вырос молодой алып (богатырь), который отважился вступить в схватку с гигантом-медведем. Долго они боролись, пытаясь, одолеть друг друга. Наконец, медведь не выдержал и бежал. Но богатырь не успокоился и пошел по его следу. Шел день, другой. Он знал, что раненый зверь долго не выдержит. Однажды ночью охотник услышал, как громко кричал аба, чувствуя близкий конец, как содрогалась земля, когда он вырывал с корнями деревья, откалывал от скал огромные глыбы и бросал их вниз. Когда взошло солнце, смелый охотник двинулся по следу и вскоре среди дикой тайги увидел погибшего зверя, превратившегося в огромную гору. Из горы вытекала мощная струя, в которую вливались новые ручьи, постепенно образуя поток. Ниже он становился рекой. Абахан (Абакан), так стали называть эту реку местные жители, ибо по-хакасски «аба»  медведь, «хан» («канн») — кровь, т.. е. «медвежья кровь»

Воспитатель. Зачерпнём воды из Абакана. Ну что ж раз нельзя плыть, на чем продолжим путешествие? ( автобус)

Музыкальная  пауза «Мы в автобусе сидим».

Остановка «Озеро Шира»

5экскурсовод. Во многих древних хакасских сказаниях озеро Шира упоминается, как озеро, которое лечит многие недуги.  Шира  слабосоленое озеро. Озеро  -  содержит редкие минеральные лечебные воды.

6экскурсовод.  Давным-давно жила на свете девушка Шира, молодая, веселая, необычайной красоты.  Был у девушки жених, которого она очень любила, и с нетерпеньем ждала свадьбы. Но в девушку был влюблен злой Дух, и он захотел завладеть девушкой. Ее жених не собирался просто так отдать прекрасную невесту в руки Духу, и вызвал его на дуэль.  Долгой и жестокой была их битва, но, к сожалению, злой Дух оказался сильнее и убил жениха. Девушка Шира впала в отчаянье, она не хотела становиться женой Духа. Тогда она, пошла просить о помощи свою мать Солнце. Мать Солнце сжалилась и превратила прекрасную девушку в озеро. А ее жених теперь вечно лежит около своей любимой и охраняет ее.

Остановка «Озеро Белё»

7.экскурсовод. Но самым большим минеральным водоемом Хакасии является озеро Беле.   Беле состоит из двух частей Большого Беле и Малого Беле. Эти озера среднесолёные .

8. экскурсовод.  Легенда озера Белё

В далекие времена, на том месте, где сейчас   озера Белё, рос дремучий лес.  И жила  в лесу  огромная птица, крылья которой были такие сильные, что выворачивали деревья с корнем. И звери, и люди очень боялись той птицы, но убить ее никто не мог. Потому что, когда она летала, от нее во все стороны лились горячие лучи.  Жил в тех краях богатырь, и пришли к нему люди с просьбой, чтобы избавил он их от этой огненной птицы. Подумал богатырь и согласился. Три дня и три ночи мастерил себе богатырь   крепкий лук и стрелы. Отправился черной ночью, чтобы птица его  не видела.  Вскоре услышали люди страшный грохот – то сошлись в схватке могучий богатырь и огромная птица. Убил он птицу, но и сам погиб. Упали они на землю – все кругом затряслось. А от той страшной птицы такой огонь начался.  Когда земля и леса полыхнули белым жаром, то стало так светло, что народ закричал: "Бело! Бело! Бело!" .  Люди бежали оттуда, и  просили у богов прекратить пожар. Смилостивились боги и послали на землю ливни.  А в том месте, где упали богатырь и птица, образовались огромные озера. Возлюбленная богатыря пришла на берег и горько заплакала. От ее слез одно озеро стало соленым. В наши дни озера так и остались сцепленными между собой, как в схватке.  И теперь,  в этих краях не растут деревья, а в память о  пожаре за озером закрепилось название – Белё.

8экскурсовод. Озеро Тус  - это чудо природы , вода там настолько соленая, что вся соль даже не может раствориться. Горько-соленая жижа, купаясь в этом озере можно с легкостью читать газету. Говорят, что вода Туса лечит от всех болезней.   Грязь этого озера используют  тоже для лечебных  целей. В воде можно увидеть плавающих маленьких красненьких  рачков, не бойтесь их, они очищают воду от загрязнений.

Воспитатель обращает внимание на плавающего человека на слайде.

9экскурсовод. Народ  сложил такую легенду.

Жили - были старик со старухой. Однажды старик  отправился на рыбалку. Долго он ехал по степи. Наконец показалось озеро, где водилась рыба. Закинул старик сети, а сам отправился дальше. Ехал,  ехал и увидел ещё одно озеро. А день был жаркий, и захотелось ему искупаться.  Когда вошёл в воду, обнаружил, что вода очень солёная, что его тело  выталкивает на поверхность. Прожил старик три дня – почувствовал, что перестала болеть спина, стал бодрым. Собрался в обратный путь.

 А  старуха уже волнуется –  старика, что то долго нет. Вдруг, видит , скачет молодой всадник.  Испугалась старуха. А  всадник спрыгнул с коня по – молодецки и спрашивает:

- Что ты не встречаешь меня? Посмотри, сколько рыбы привёз!

А старуха отвечает:

Да ты ли, это старик? Что с тобой случилось? Почему ты стал опять молодым?  Рассказал он ей всё, как было. Заспешила, заторопилась старуха к озеру. Старик на прощание просил её не задерживаться там  больше трёх дней. Ждет старик три дня, неделю, вторую , а старухи всё нет и нет. И отправился он за ней. Подъехал к озеру , смотрит, а на берегу лежит маленькая девочка. Старуха так долго купалась, что превратилась в младенца.

Воспитатель:

-Зачерпнем воды из озера.

-Дети у нас два ведра воды, одно из реки, второе из озера.

- Я разлила воду по контейнерам и теперь не  знаю, где какая вода.

-Помогите мне,  найдите воду из озера.

- Как   определить, где какая вода?    (гипотезы детей)

  - Я предлагаю найти солёную воду  при помощи яйца.

Опыт: две  емкости по 0,5 литра. Одна ёмкость с чистой водой, вторая крепкий раствор поваренной соли ( 2 ст. ложки соли на 0.5 литров воды). Опускаем  яйца.

Воспитатель. Что произойдёт?  В каком контейнере яйцо не утонуло? Почему?   Солёная вода более плотная, чем пресная, поэтому солёная вода удерживает, яйцо не даёт ему утонуть. (  Показать на примере бумаги разной плотности )                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Исследовать поведение разных предметов (монет, пластмассовых контейнеров, деревянных кружочков) в солёной  и пресной воде.

Делаем вывод, какие предметы не тонут.  Почему?   (используем схему)

В. Почему монеты утонули в солёной воде? ( Тяжёлые)

- Яйцо тоже  тяжёлое, но не тонет, почему? (живое)

- Всё живое не тонет в солёной воде.  (Слайд с купающим человеком)

- Ребята вот и закончилось наше путешествие.

-Выполнили мы поручение Ворона – Вороновича?

-Какую воду будем отправлять в сказочное королевства?  Почему?

Ворон – Воронович  благодарит детей за помощь.

Схема сравнения поведения различных предметов в солёной и пресной воде.

                                                                                                                                                                     

                                                                                         

            

Тема: «Вулканы»

Цель. Создание социальной ситуации развития детей в процессе  исследовательской деятельности.

Задачи:

Создать условия для ознакомления с природным явлением – вулканом.

Обеспечить условия для выражения детьми своего мнения;

Создать условия для побуждения детей к речевой активности;

Создать условия для развития диалогической речи;

Способствовать развитию навыков  взаимодействия.

Ребята, я приготовила вам загадку, попробуйте отгадать.


Я плююсь огнем и лавой,

Я - опасный великан!

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня? (Вулкан).

Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном, грозном явлении природы, как вулкан.

Что такое - вулкан? А почему такую гору назвали вулканом? (слайд 1) Существует легенда о вулкане, «Жил на свете бог по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть «вулканами». «Вулкан работает» – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места

 (слайд 2)

 Вулканы  бывают трех видов: потухшие , спящие  , и действующие (слайд 3). Они окутываются дымом, звучат взрывы, а из кратера по склонам течет настоящий огненный поток – лава.

Чтобы понять, как действует вулкан заглянем ему внутрь.

Обратите внимание на  верхнюю  часть вулкана, на что она похожа?( На большую яму, воронку.)  Как называется эта часть вулкана?

Вершина горы из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана. Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. . Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Она течет вниз по склону и вытекает очень- очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает все живое и неживое, превращая в пепел. Когда лава утечет далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни.  (Слайд7).

Ребята, опасно ли жить у таких гор? Почему

Хотя извержение вулканов всегда вселяло ужас, люди жили рядом с ними. Причем не всегда догадывались об этом. Ведь такие горы могут спать очень долго. Так произошло с одним городом Помпея в Италии, который находился рядом с вулканом Везувий.

Про это событие написал картину художник К. Брюллов. Она называется «Последний день Помпеи». (Слайд8).

Вулкан Везувий разрушил древний город, и мужественные люди пытались спастись. Много людей погибло в ту ночь.

А как вы думаете, есть ли польза от вулканов?

- Посмотрите на карту мира (слайд 12), красными треугольниками показаны крупные вулканы, очень много их на Земле.

- Вулканы – несмотря на их грозность очень красивые горы(слайд 13). В нашей стране на Дальнем Востоке, Камчатке, тоже есть вулканы. Туристы приезжают туда полюбоваться красотой и удивительным миром вулканов.(слайд 14)

 Подскажите, а как называют людей которые занимаются изучением  вулканов?  Для чего они нужны?

 В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов,  иногда удается предупредить извержение вулканов.  Еще эти люди изучают строение земли, и что происходит внутри   под  земной корой. Изучают и находят новые полезные ископаемые. Но главной их задачей это спасение людей, их эвакуация и  оповещение.  

Ребята хотите устроить свой вулкан? Тогда проходите к столам. У вас спящие вулканы.

Чтобы их разбудить, надо приготовить волшебный порошок. Его мы приготовим из безопасных веществ: пищевая сода,  лимонная кислота, жидкое мыло, краситель. Выполнить всё правильно нам поможет таблица.

Вот и разбудили мы наши вулканы. Ребята, а вы хотели бы подержать в руках остывшую лаву? Ну тогда у меня для вас сюрприз, выбирайте, где здесь застывшая лава.
. Кусочки застывшей лавы – это пемза.

 Возьмите в руки по кусочку пемзы.  Этот камень с грохотом и большой скоростью вылетел из вулкана. Вначале он был жидкий и горячий, когда остыл стал твердым. Говорят, что камни могут передать свой характер людям. Что передаст вам камень? (силу, энергию)

Что понравилось?  Что запомнилось? О чём вы расскажите сегодня родителям? Тема. Взаимодействие в природе

Цель. Создание социальной ситуации развития детей в процессе ознакомления с взаимосвязями обитателей леса, водоёма, луга.

Задачи:

  1. Создать условия для ознакомления с взаимосвязями растений и животных;
  2. Обеспечить условия для выражения детьми своего мнения;
  3. Создать условия для побуждения детей к речевой активности;
  4. Создать условия для развития диалогической речи;
  5. Способствовать развитию навыков  взаимодействия.

Дети находят на столе картинку (змея заглатывает рыбу, рыба заглатывает ещё кого то.)

Воспитатель дает время рассмотреть картинку.

Вопросы:

1.Какое у вас настроение, когда вы смотрите на картинку? Почему?

  1. Какого цвета больше на картинке?  Почему?

           3.Как можно назвать это явление?

          4.Что такое пищевая цепочка?

Ребята,  сегодня эту картинку увидели дети старшей группы. Они заинтересовались, и стали меня спрашивать,  что это такое?

Я  сказала, что это пищевая цепочка. Они опять стали задавать мне вопросы. Но я торопилась к вами и  не успела нечего им рассказать. А вы сможете  рассказать им про пищевые цепочки? Будем рассказывать?

А давайте потренируемся, чтобы рассказы были у  нас интересные.

А чтобы быстро выполнить наши  дела, надо разделиться.

 Выбирайте кружочки с номером. По номеру выбери дорогу, переверни страницу и узнай, куда она тебя приведёт! (лес, луг, водоём)

Каждая подгруппа составляет по 4 пищевые цепочки соответствующие  данной экосистеме. Затем подгруппы проверяют друг у друга в  правильность выполнения задания.

Дети рассказываю какие цепочки они составили .

Обсуждают вопросы:

  1. Что произойдёт, если в лесу очень много белок?
  2. Что произойдёт, если  в поле исчезнут все насекомые?
  3. Что произойдёт, если  на водоёме много водоплавающих птиц?

Какой можно сделать вывод? Если в природе что то исчезает или чего становится много, то происходит катастрофа.

- В природе между  численностью хищных, травоядных и растений существует подвижное равновесие. Такие отношения выражаются в виде пирамид, которые так и называются – «Экологические пирамиды» или «пирамиды численности» Вот сейчас  мы и построим,  пирамиду используя наши пищевые цепочки.

Воспитатель выставляет модель «Экологической пирамиды». Спрашивает, что мы поместим  на  зелёную полоску.  Далее  дети размещают травоядных и хищных животных. Обсуждаем с детьми, почему они построили именно такую пирамиду.

- Ребята, как вы думаете, можно ли включить, еще кого ни будь в  пирамиду?

-На какую ступеньку мы поставим человека?

-Человек  самый  сильный, но и самый умный.

 Он никогда не будет нарушать  жизнь растений и животных.

 Давайте выберем знаки, которые напомнят о правилах поведения в лесу.

Ребята вы  готовы рассказать о пищевых цепочках детям старшей группы

Организованная образовательная деятельность в старшей группе.

                                                                 МБДОУ ЦРР д/с «Звёздочка»    г. Черногорска

                                                                Воспитатель  Богданова Лариса  Владимировна .                

В. Ребята , а вы любите путешествовать?

А  на чём  и куда вы путешествовали?

Мне сейчас вспомнилось стихотворение   А.  Твардовского.

Есть два разряда путешествий:

Один -  пускаться с места в даль,

Другой -  сидеть себе на месте,

Листать тихонько  календарь.

Воспитатель  листает календарь, падает картинка на пол.

Дети  поднимают картинку.    (  Изображение  Маугли)

А кто это? А где он  живет? А что у него с лицом?   Обратите внимание на буквы.

«Сос»  на всех языках просят о помощи.   Дети находят  флешку  и  предлагают  прослушать.

Голос .  Здравствуйте  ребята!

Это я Маугли.  Решил попросить у вас  помощи. Живу я скромно,  ем одно и тоже,   бананы да кокосы.  Надоело.

Подскажите, как разнообразить мою пищу, чем заменить, бананы да кокосы.

Жду ответа.

Ребята сможем мы помочь  Маугли?  Индия страна, где растёт много разных видов растений. Сколько раз в год собирают урожай   в этой стране?   (3 раза в год.)

А как мы,   сообщим Маугли  наши результаты исследований.  (написать, нарисовать, сделать звуковую запись) Все готовы, тогда в путь

  Задание 1.  Здесь нарисованы растения Индии.  Многие из них вам знакомы, растут на вашей родине.  Рассмотрите рисунок и скажите, какие растения пригодятся  Маугли.

Задание 2. Индия – страна пряностей.  Что такое пряности?

 Давайте оденем  фартуки и пройдём в нашу лабораторию.  

Рассмотрим  специи и определим,  понадобятся они  Маугли.  

Дети рассматривают специи ,  определяют какой частью  растения они являются.  ( Душисты  перец горошек ,  кориандр, гвоздика)

На тарелках  лежат огурец, яблоко  со специями и без них. Дети пробуют, комментируют  свои вкусовые ощущения. Почему не предложила попробовать перец ?

Детям раздаю  палочки корицы  и предлагаю определить при помощи  обоняния, что это за пряность  и  какой частью растения  они являются. Корица  - высушенная кора  коричневого дерева.  Употребление корицы в небольшом количестве полезно для здоровья.  Если Маугли будет употреблять корицу, будет меньше болеть простудными заболеваниями.  

Как вы думаете, пригодятся   специи Маугли?

3. Чем ещё богата Индия?   Отгадайте загадку:

Я легко приготовляюсь:

Я в заварник  засыпаюсь,

Заливаюсь  кипятком

Пьюсь, обычно с сахарком.

Ты загадку разгадай

И скажи, что это……….

Что находится в коробочке №1.   Рассмотрите чаинки.  На что походят?

Листики сушат при определённой температуре.   Как называется  чай состоящий из листиков ?  

В  коробочке №2 Рассмотрите чаинки.  На что походят?  (шарики) Как называется  чай состоящий из гранул?  

Проведём опыт. У вас два стаканчика, какая в них вода?  В каждый стаканчик  добавьте  по 1 ложке чая.

Наблюдаем,  в каком стакане чай заварится быстрее.  

А у меня чайник вскипел, какая у меня вода? Я  заливаю  чай. Где    вода  быстрее  окрасилась?

Какой вывод мы можем сделать.   ( Чем горячее будет вода, тем быстрее  заварится чай.        

Что можем  посоветовать Маугли . (заливать чай кипятком).

Чай на радость гостям , станет крепче.

 Помогли мы Маугли?

http://go3.imgsmail.ru/imgpreview?key=77950c0c27efbc1f&mb=imgdb_preview_1591http://2.bp.blogspot.com/-psaKVvMC3Sw/T41Z6MYTcyI/AAAAAAAAAJk/cSOGTptCLHU/s1600/7.jpg

http://domovouyasha.ru/wp-content/uploads/2013/03/uy.jpghttp://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=5a133806aeb4940f&mb=imgdb_preview_1649http://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=1f8129253307eefa&mb=imgdb_preview_1983http://go3.imgsmail.ru/imgpreview?key=352fe39bb673952e&mb=imgdb_preview_189http://physics-lab.ucoz.ru/images/labwork/7kl/lr_1_1.pnghttp://stranamasterov.ru/files/imagecache/orig_with_logo4/i2011/02/07/dsc05832.jpghttp://go3.imgsmail.ru/imgpreview?key=3fed55c5135d17dc&mb=imgdb_preview_634


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: "Путешествие по России и Хакасии "

Методическая разработка интегрированного занятия по патриотическому воспитанию дошкольников, для детей подготовительной группы....

Настольная игра "Путешествие по хакасии"

Мы в детском саду проводили проэкт и для детей я сделала игру цель этой игры знакомство с картой Республики Хакасии ....

Конспект занятия по плаванию для старшей группы "Путешествие по водоёмам"

Задачи: закреплять навыки погружения в воду с задержкой дыхания и с выдохом в воду, умение скользить и лежать на воде. Расширять знания детей об обитателях водного мира, развивать воображение и фантаз...

Образовательная деятельность "Путешествие по водоемам Хакасии"

Содержание познавательно-исследовательской деятельности, накопленное в дошкольной педагогике, рассыпано по многочисленным программам, методическим разработкам, и педагогу надо суметь подобрать из имею...

Виртуальная экскурсия "Путешествие к водоёму"

Тежнологическая карта .Экологическое развитие подготовительная группа...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию "Путешествие Шарика по Хакасии"

Ой, а что это за коробка появилась у нас? Саша это ты принесла? А может это София  принесла? Интересно что там? (открывается коробка и вылетает шарик с письмом).«Здравствуйте, ребята, я &nd...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для дошкольников 5-6 лет «Путешествие по водоёмам Самарского края»

Задачи.1) Способствовать освоению детьми представлений о многообразии рек, озер родного края и их обитателей; развивать умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, про...