План-конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для дошкольников 5-6 лет «Путешествие по водоёмам Самарского края»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ивашкевич Ольга Валерьевна

Задачи.

1) Способствовать освоению детьми представлений о многообразии рек, озер родного края и их обитателей; развивать умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, проявлять инициативу и самостоятельность; воспитывать у детей бережное отношение к природе, (ОО «Познавательное развитие»);

2)  Развивать эмоциональную отзывчивость, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, воспитывать умение действовать в команде (ОО «Социально-коммуникативное развитие»);

3)  Активизировать и расширять словарь по теме, развивать связную грамматически правильную диалогическую речь, развивать общую, мелкую моторику (ОО «Речевое развитие»);

4) Способствовать реализации самостоятельной изобразительной деятельности детей (ОО «Художественно-эстетическое развитие»);

5) Развивать умение согласовывать речь с движением (ОО «Физическое развитие»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_obitateli_vodoemov_samarskogo_kraya.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

непосредственно образовательной деятельности

по развитию речи для дошкольников 5-6 лет

«Путешествие по водоёмам Самарского края»

Ф.И.О. должность:

Ивашкевич Ольга Валерьевна, воспитатель

Место работы: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя образовательная школа «Образовательный центр

 «Южный город» пос. Придорожный муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Лукоморье»

Интеграция образовательных областей. «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Задачи.

1) Способствовать освоению детьми представлений о многообразии рек, озер родного края и их обитателей; развивать умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, проявлять инициативу и самостоятельность; воспитывать у детей бережное отношение к природе, (ОО «Познавательное развитие»);

2)  Развивать эмоциональную отзывчивость, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, воспитывать умение действовать в команде (ОО «Социально-коммуникативное развитие»);

3)  Активизировать и расширять словарь по теме, развивать связную грамматически правильную диалогическую речь, развивать общую, мелкую моторику (ОО «Речевое развитие»);

4) Способствовать реализации самостоятельной изобразительной деятельности детей (ОО «Художественно-эстетическое развитие»);

5) Развивать умение согласовывать речь с движением (ОО «Физическое развитие»).

Методы и приемы.

Практические: упражнения, игровые приёмы.

Наглядные: демонстрация предметных картинок, схемы.

Словесные: беседа, объяснение.

Материалы и оборудование.

Карта Самарской области. Маркер на водной основе. Демонстрационные картинки формата А3: Озеро, реки Самарка, Сок, Волга. Картинки размер 4/7:  утка, цапля, лягушка, уж, карась, лебедь, сом, судак, ёрш, щука, окунь, пескарь, лещ, рак, красноперка, карп, улитка речная, ракушка речная. Мяч. Разрезные картинки-пазл рыбы щука 5 шт.  Картинка PowerPoint «Прятки» зашумлённые предметы для рыбалки. Карточки схемы для составления описательного рассказа про рыб в PowerPoint.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физ. минутка «Речка», Пальчиковая гимнастика «Две подружки»

Игровая

Д/И «Назови ласково», «Рыбалка»

Изобразительная

Раскраски «обитатели пресных водоемов»

Познавательно-исследовательская

Упражнение «Прятки», д/и «Собери щуку»,

Коммуникативная

Вопросы, беседа, загадки, составление рассказа по схеме.

Логика образовательной деятельности

Этапы

(последовательность деятельности)

Деятельность педагога и детей

Обсуждение реального или вымышленного события

(деятельность педагога с детьми)

Педагог загадывает загадку.

Летом бежит, зимой спит,

Весна настала - опять побежала. (Река)

Интересуется кто может жить в реке, а кто на берегу рек?

Спрашивает у детей любят ли они путешествовать?

Постановка цели

(деятельность педагога с детьми)

Предлагает совершить путешествие по водоемам Самарского края и познакомится с их обитателями.

Интересуется, что понадобится для путешествия что бы не заблудится?  Педагог демонстрирует карту Самарской области и изображением рек и озер.  Спрашивает у детей, готовы ли отправится в путешествие?

Анализ – сравнение, активное обсуждение демонстративного материала

(деятельность педагога с детьми)

I. Просит детей найти дорогу на карте до первого водоёма отмеченного синим флажком. При затруднениях оказывает помощь.

Первый водоём Озеро Яицкое. Проходят к мольберту и изображением озера. Интересуется, что изображено на картине? При затруднении оказывает помощь. Сообщает, что в озере живет очень много рыбы. По берегам рек гнездится много птиц.

- Каких водоплавающих птиц вы знаете?

Загадывает загадки, при правальном ответе ребенок прикрепляет отгадку на картину по месту его обитания.

Пестрая крякушка

Ловит лягушек. (утка).

***

Улетели с севера на юг.

И теряли белый, белый пух. (лебеди).

- Чем эти птицы похожи?

(все они водоплавающие, и питаются мелкой речной рыбкой).

***

На рыбалку мы ходили,

Рыбу дружно все удили.

Свой рассказ ты как не крась,

Но ловился лишь … (Карась).

***

Самый добрый в мире змей,

Ест лягушек и мышей,

Не боится рек и луж,

Глубоко ныряет (Уж).

***

Удивительная птица

Острый клюв как спица.

Важная, носатая,

То стоит как статуя,

То гуляет в камышах

 - Ищет шустрых лягушат. (Цапля).

***

Скачет, скачет по траве,

А глаза на голове,

Скользкая и мокрая,

Зеленая квакушка,

А зовут ее — … (Лягушка)

Педагог интересуется у детей …

- Кто из обитателей озера живет в воде, кто у воды?

II. Просит детей найти дорогу на карте до следующего водоёма отмеченного жёлтым флажком. При затруднениях оказывает помощь.

Следующий водоём река Самара. Подходят к мольберту с картиной реки Самара и рыб.

- Чем отличается река от озера?

Сообщает, что в реке живет много разной рыбы, предлагает познакомится с ними.

Дидактической игры «Назови ласково»

Дети выстраиваются в круг. Воспитатель кидает мяч с названием рыбы, ребёнок ловит и отбрасывает обратно, называя эту рыбу ласково: ёрш-ёршик, окунь-окунёк, пескарь- пескарик, Лещь- лещик, рак- рачок, красноперка- красноперочка, карп- карпик, карась – карасик, улитка-улиточка, ракушка- ракушечка, щука-щучка, лягушка – лягушечка.

Пальчиковая гимнастика

Ха-ха-ха мы две лягушки

Мы квакушки говорушки,

Прыгаем с кувшинок в воду

Не страшна нам непогода.

Мошек ловим ловко вместе

Жизни нет для нас чудесней.

Умываемся мы каплей

Прячемся вдвоем от цапли.

Педагог показывает картинку рыбы щука. Спрашивает

- как называется эта рыба?

просит рассмотреть, что есть у рыбы (голова, рот, глаза, жабры, туловище, хвост, плавники. туловище покрыто чешуей)

Дидактическая игра «Собери щуку»

Педагог предлагает детям разделиться на пары и присесть за столы, на которых лежат пазлы частей тела щуки, предлагает из них составить целое изображение.

Задает вопросы:

-Чем покрыто тело рыбы (Чешуей)

-Что помогает рыбам передвигаться в воде (Обтекаемая форма, гладкая поверхность, плавники, хвост)

- Сколько у щуки плавников?

-Покажите ладошками, как рыба машет хвостиком, когда плывет.

-Ребята, все живое дышит воздухом! А откуда рыбы берут воздух (Из воды)

-С помощью чего рыбы дышат (При помощи жабр)

-Как называется детеныш рыбы (Малек)

-Из чего выводятся мальки (из икринок)

III. Просит детей найти дорогу на карте до следующего водоёма отмеченного фиолетовым цветом. При затруднениях оказывает помощь.

Следующий водоём река Сок. Садятся на подушки на против экрана с картиной реки Сок.  Спрашивает у детей:

-Как называют человека, который ловит рыбу (Рыболов, рыбак)

-А чем можно ловить рыбу (Удочкой, сетью).

Упражнение «Прятки» (на экран картинку)

Педагог показывает ребятам картинку с изображением зашумлённых предметов (удочки, лопаты, ведра, крючка, лодки, весел). Сообщает что все предметы для рыбалки спрятались и предлагает их найти.

 Задает вопросы:

- Какие предметы спрятаны на картине?

- Расскажите, использует рыбак эти предметы на рыбалке?

Перелагает отправится на рыбалку.

Физ. минутка: «Речка»

К речке быстрой мы спустились, (Дети идут к центру круга)

Наклонились и умылись. (Наклоняются, трут лицо руками)

Раз, два, три, четыре - (Прыжки на месте)

Вот как славно освежились. (Потянулись, руки вверх)

А теперь поплыли дружно. (Идут по кругу, взявшись за руки)

Вместе — раз, это брасс, (Показывают «брас»)

Одной, другой — это кроль, (Показывают «кроль»)

Вышли на берег крутой (Маршируют)

Дидактическая игра «Рыбалка»:

 Мы поймали много рыб –

Не одного окуня, а много … окуней

Не одну щуку, а много …

Не одного карася, а много …

Не одного леща, а много…

Не одного крапа, а много…

Не одну красноперку, а много…

Не одного рака, а много…

Не одного судака, а много…

Не одного ёрша, а много …

Не одного рака, а много…

 IV. Просит детей найти дорогу на карте до следующего водоёма отмеченного красным цветом. При затруднениях оказывает помощь. Сообщает что мы добрались да реки Волга. Подходят к мольберту с картиной реки Волга. Педагог задает вопросы:

- Волга какая? (широкая, большая, длинная, глубокая).

Сообщает что здесь вас встречать рабы Сом и Судак. Предлагает рассмотреть этих рыб...

- Какого размера эти рыбы?

- У кого из них есть чешуя?

- Какого цвета эти Рыбы?

 Предлагает составить описательный рассказ по предложенной схеме.  Сообщает что путешествие подходит к концу.

Педагог интересуется понравилось ли ребятам путешествовать, предоставляет детям возможность высказаться, задаёт вопросы:

- О ком мы сегодня говорили?

- Где живут эти рыбы?

- Какие реки и озеро мы сегодня посетили?

- Какая вода в этих водоемах?

- какие птицы живут у воды?

- чем похожи утка и лебедь

- Чем питается цапля?

- Какие названия рыб вы запомнили?

- Как называются люди, которые ловят рыбу?

Предлагает отметить на карте путь до дома.

Модификация

Педагог мотивирует детей на продолжение работы в самостоятельной деятельности. Предлагает нарисовать обитателей водоемов по точкам и раскрасить их.  

Список используемой литературы:

  1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Конспект занятий с детьми 5-6 лет. - М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2022.- 104 с.
  2. Трясорукова Т.П. Игры, загадки, стихи и чисто говорки для развития речи/-Изд. 2-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2016. – 79 с. : ил. – (Шлола развития).
  3. Ушакова О.С. Развитие речи для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012 .- 272 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект открытой непосредственно образовательной деятельности «Познавательное развитие» в соответствии с ФГОС «Необыкновенное путешествие в страну правил дорожного движения»

Закрепить и систематизировать знания детей по правилам дорожного движения среди детей дошкольного возраста с целью предупреждения дорожно- транспортного травматизма....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для дошкольников старшего возраста по теме: квест игра «Путешествие с Весной» воспитателя МБДОУ детский сад № 7 комбинированного вида ст. Старощербиновская Брылёвой Аллы Александровны

Активизировать интерес к познанию окружающего мира по теме весна, помочь детям усвоить новые знания о признаках весны, уметь их описывать, логически выстраивать цепочку погоды. Закрепить знания детей ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке «Цветик-семицветик» в рамках педсовета на тему: «Общность усилий специалистов и воспитателей ДОУ в речевом развитии детей".

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.Цель: Вос...

КОНСПЕКТ Непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы Тема : « Путешествие в страну красивой речи»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.Задачи:Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы;Зак...