Образовательная деятельность "Путешествие по водоемам Хакасии"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Содержание познавательно-исследовательской деятельности, накопленное в дошкольной педагогике, рассыпано по многочисленным программам, методическим разработкам, и педагогу надо суметь подобрать из имеющегося множества то, что учитывает, с одной стороны, задачи развития, а с другой стороны актуальные интересы детей. Зачастую прагматический и рациональный опыт взрослого сужает границы накопления детьми личного опыта взаимодействия с предметами, явлениями окружающего пространства, а ребёнку дошкольного возраста свойственны любознательность, жажда новых впечатлений, желание самостоятельно искать истину. Это обуславливает настоятельную необходимость анализа реально существующих в практике (создание новых) организационных, технологических, содержательных компонентов исследовательской деятельности в ДОУ, выявление факторов, лимитирующих развитие познавательных способностей детей и конкретизацию путей их устранения.

Я считаю, что в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie._bogdanova_-_dlya_sliyaniya.docx30.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : «Путешествие по водоёмам   Хакасии».

Цель.  Создать  условия  для развития познавательного интереса посредством ознакомления с водоёмами  Хакасии.  

Задачи:

  1. Познакомить со свойствами солёной воды и способами её  обнаружения.
  2. Развивать первоначальные умения  использования обобщённых способов  обследования предметов.
  3. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
  4. Воспитывать уважительное  отношение к культуре  хакасского    народа.

1. В группу «Смешарики» приходит письмо от  Бараша. Дети находят его на столе. Рассматривают и просят педагога прочитать его.

2. Ребята ,а вы любите путешествовать. Предлагаю сегодня отправиться  в путешествие.

(Карта   Хакасии, аудио запись «Горловое пение»)

Спрашиваю, как догадались о маршруте нашего путешествия. Какое сейчас время года? А после весны, какое будет  время года?  Что вы  очень любите делать летом? (купаться)

Давайте отправимся в путешествие по водоёмам  Хакасии.    Какие водоёмы вы знаете?

Интересное путешествие получится, если рядом с нами будет  экскурсовод . Выясняем, кто такой  экскурсовод. Ребята, а среди вас  найдутся такие? (Договариваются, что экскурсоводом будут сами дети знаете?

На чем можно, отправится в наше путешествие? (Пароход, лодка, плот.)

Какие вы знаете реки Хакасии?  Давайте построим корабль и  отправимся в путешествие по Енисею. Ребята, а давайте , что бы гости наши не скучали, пригласим  их  отправится в путешествие вместе снами с нами.

Ребёнок.

Уважаемые гости приглашаем вас  в путешествие по водоёмам  Хакасии.

Обещаем, вам не будет  скучно.

.Река Енисей.(Слайд 1,2)

1экскурсовод

Енисей - самая многоводная река  Хакасии. Река прорывается с шумом и грохотом сквозь каменные барьеры.  Енисей зовут братом океана – такой он длинный и могучий, стремительный, бурный.   На нём находится самая большая в мире    Саяно – Шушенская  ГЭС.(слайд3)

Уважаемые гости может вы, что ни будь, добавите к моему рассказу.

2экскурсовод.  Уважаемые гости, а я хочу предложить  послушать  легенду .

У бога Солнца было шестнадцать сыновей. Послал он их посмотреть, нет ли такого места, где он не побывал. И пошли выполнять сыновья волю отца. На пути  гора. Стали  братья спорить, кому из них разрубить её. Долго спорили, а гора не с места. Рассердился бог и превратил сыновей в реку с шестнадцатью притоками, которая прорубает гору.

.А теперь право руля, поплывём по реке Абакан.

3кскурсовод. Стоп, машина!  (А что случилось? )(Слайд4)

А пусть гости нам подскажут.  Что не догадались?

Река Абакан не судоходна. На ней встречаются  множество отмелей и порогов. Абакан образуется от слияния двух рек малого и большого Абакана .Она заполняется за счет таяния снегов и летних дождей.

4экскурсовод. А  мне очень нравится легенда о реке Абакан, послушайте её пожалуйста.

  Давным-давно на земле Хакасии появился медведь-великан (аба). Он  уничтожал скот, нападал на людей, держал в страхе жителей. Но вот в ауле вырос молодой алып (богатырь), который отважился вступить в схватку с гигантом-медведем. Долго они боролись. Наконец, медведь не выдержал и бежал. Но богатырь не успокоился и пошел по его следу. Шел день, другой. Он знал, что раненый зверь далеко не уйдёт. Однажды ночью охотник услышал, как громко кричал аба, как содрогалась земля, когда он вырывал с корнями деревья, откалывал от скал огромные глыбы и бросал их вниз. Когда взошло солнце, смелый охотник  двинулся по следу и вскоре увидел погибшего зверя, превратившегося в огромную гору. Из горы вытекала мощная струя, в которую вливались новые ручьи, постепенно образуя поток. Ниже он становился рекой. Абахан (Абакан), так стали называть эту реку местные жители, ибо по-хакасски «аба»  медведь, «хан» («канн») — кровь, т.. е. «медвежья кровь»

Воспитатель.

-Зачерпнём воды из Абакана.

- Ну что ж раз нельзя плыть, продолжим путешествие на автобусе.

Музыкальная физминутка. «Мы в автобусе сидим»

Остановка «Озеро Шира»(Слайд 5)

5экскурсовод.Во многих древних хакасских сказаниях озеро Шира упоминается как озеро, которое лечит многие болезни.  Шира  слабосоленое озеро. Озеро  -  содержит  минеральные лечебные воды.

Уважаемые  гости , а вы знаете почему так  озеро называется. Я сейчас расскажу вам  об этом легенду.

Давным-давно жила на свете девушка Шира, молодая, веселая, необычайной красоты.  Был у девушки жених, которого она очень любила. Но в девушку был влюблен злой Дух, и он захотел завладеть девушкой. Ее жених не собирался просто так отдать прекрасную невесту Духу, и вызвал его на дуэль.  Долгой и жестокой была их битва, но, к сожалению, злой Дух оказался сильнее и убил жениха. Девушка Шира впала в отчаянье, она не хотела становиться женой Духа. Тогда она, пошла просить о помощи свою мать Солнце. Мать Солнце сжалилась и превратила прекрасную девушку в озеро. А ее жених теперь вечно лежит около своей любимой и охраняет ее.

Видите, рядом гора, это жених.

Остановка «Озеро Белё»

6 экскурсовод.(слайд 6.)

А давайте послушаем наших гостей, что они могут рассказать нам про это озеро.

  Самым большим минеральным водоемом Хакасии является озеро Беле .  Беле состоит из двух частей Большого Беле и Малого Беле. Эти озера среднесолёные .

7 экскурсовод. Уважаемые гости, скажите , а почему  около  озера Белё  не растут деревья.(слайд7)

Давним – давно на том месте, где сейчас раскинулась озеро Белё, рос дремучий лес. Птицы и зверя в этом лесу было  очень много. И была среди них одна огромная птица, крылья которой были такие сильные, что если задевали деревья, то выворачивали их с корнем. И звери, и люди очень боялись той птицы, но убить ее никто не могли Потому что, когда она летала, от нее во все стороны лились горячие лучи. Кого они касались – тот падал замертво. Жил в тех краях богатырь, и пришли к нему люди с просьбой, чтобы избавил он их от этой огненной птицы. Подумал богатырь и согласился.  С мастерил себе богатырь   крепкий лук и стрелы. Отправился черной ночью в лес, чтобы птица его  не видела.  Вскоре услышали люди страшный грохот – то боролись  богатырь и огромная птица. Убил он птицу, но и сам погиб. Упали они на землю – все кругом затряслось. А от той страшной птицы такой огонь начался, что небу стало жарко. Земля и лес загорелись, и  стало так светло, что народ закричал: "Бело! Бело! Бело!" Много дней бушевал пожар и выжег вокруг все живое. Люди бежали оттуда, и все просили у богов прекратить пожар. Смилостивились боги и послали на землю ливни, потушившие огонь. А в том месте, где упали богатырь и птица, образовались огромные озера. Возлюбленная богатыря пришла на берег, где погиб ее друг, и горько заплакала. От ее слез одно озеро стало соленым. В наши дни озера так и остались сцепленными между собой, как в схватке,. И теперь,в этих краях не растут деревья, а в память о полыхавшем  пожаре за озером закрепилось название – Белё.

Остановка  озеро Тус

8экскурсовод. Приглашаем полечится на озере Тус.

 Озеро Тус  - это чудо природы , вода  очень – очень соленая, вся соль даже не может раствориться.  Горько-соленая жижа, купаясь в этом озере можно с легкостью читать газету. Говорят, что вода Туса лечит от всех болезней.   Грязь этого озера используют  тоже для лечебных  целей. В воде можно увидеть плавающих маленьких красненьких  рачков, не бойтесь их , они очищают воду от загрязнений.(слайд 8)

Воспитатель обращает внимание на плавающего человека.

9экскурсовод. Я   вам  расскажу интересную  легенду.

Жили - были старик со старухой. Однажды старик  отправился на рыбалку. Долго он ехал по степи. Наконец показалось озеро, где водилась рыба. Закинул старик сети, а сам отправился дальше. Ехал,  ехал и увидел ещё одно озеро. А день был жаркий, и захотелось ему искупаться.  Когда вошёл в воду, обнаружил, что вода очень солёная, что его тело  выталкивает на поверхность. Прожил старик три дня – почувствовал, что перестала болеть спина, стал бодрым. Собрался в обратный путь.

 А  старуха уже волнуется –  старика, что то долго нет. Вдруг, видит , скачет молодой всадник.  Испугалась старуха. А  всадник спрыгнул с коня по – молодецки и спрашивает:

- Что ты не встречаешь меня? Посмотри, сколько рыбы привёз!

А старуха отвечает:

Да ты ли, это старик? Что с тобой случилось? Почему ты стал опять молодым?  Рассказал он ей всё, как было. Заспешила, заторопилась старуха к озеру. Старик на прощание просил её не задерживаться там  больше трёх дней. Ждет старик три дня, неделю, вторую , а старухи всё нет и нет. И отправился он за ней. Подъехал к озеру , смотрит, а на берегу лежит маленькая девочка. Старуха так долго купалась, что превратилась в младенца.

Воспитатель:

-Зачерпнем воды из озера.

-Дети у нас два ведра воды, одно из реки, второе из озера.

Выяснить, какая вода в реке, и какая в озере

- Я разлила воду по контейнерам и теперь не  знаю, где какая вода.

-Помогите мне , найдите воду из озера.

В этом вам помогут яйца.

Опыт: две  емкости по 0,5 литра. Одна ёмкость с чистой водой, вторая крепкий раствор поваренной соли ( 2 ст. ложки соли на 0.5 литров воды).

1.Опускаем туда яйца. Что произойдёт?  В каком контейнере яйцо не утонуло?    Как вы думаете ,в каком контейнере солёная вода? Почему?

Почему яйцо не утонуло?(Соленая вода имеет высокую плотность поэтому яйцо не тонет. )Показать на примере тонкой и плотной бумаги.

2.Исследование  «Как ведут себя различные предметы в солёной и пресной воде» ( пластмас, дерево, метал)

Что произошло?( предметы плавают, так как они лёгкие)

Опускаем монетку в воду. Что произошло? (монетка тонет, так как тяжёлое.)

А почему яйцо не тонет в солёной воде?(оно живое и так же как  человека  удерживает на поверхности высокая плотность воды)

 Что мы  сегодня узнали о солёной воде и пресной воде? (Дети делают вывод опираясь на схему.)

Вот и закончилось наше путешествие. Что вам понравилось, о чём вы расскажите  своим друзьям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность "Хакасия - край мой родной"

Непосредственно образовательная деятельность направлена  на расширение знаний и представлений детей о природно-экологическом, географо-демографическом, этническом, социально-экономическом и истор...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в группе компенсирующей направленности по теме «Хакасия – край, в котором я живу. Книга памяти»

Изучение  ценностей хакасской земли и их особенностей. Развитие любви к родным местам, достопримечательностям, представление о традициях и обычаях коренного народа....

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы в рамках проекта «Горы Хакасии»

Цель: создание социальной ситуации развития посредством коммуникативной деятельности в процессе путешествия в горы...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы в рамках проекта «Горы Хакасии»

Цель: создание социальной ситуации развития посредством познавательно-исследовательской деятельности в процессе ознакомления с горами Хакасии...

Организованная образовательная деятельность «Кем славится Хакасия»

Дать детям знания из истории Хакасии: о Н.Ф.Катанове, о украшениях хакасского народа. Обогащать  словарный запас дошкольников. Формировать умение  детей в  составлении  узора....

Конспект образовательной деятельности "Путешествие по Хакасии"

Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы по патриотическомй воспитанию. Тема: Путешествие по Хакасии (с использованием слов хакасского языка)...