Главные вкладки

    Ребёнок – воспитатель – родитель: взаимодействие в проектной деятельности.
    статья

    Сорокина Наталия Николаевна

    Данная статья рассматривает способ взаимодействия Доу с родителями через метод проектов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Сорокина Наталия Николаевна, воспитатель                

                 ГБДОУ детский сад № 25 Калининского района

                         Санкт-Петербурга.

    Ребёнок – воспитатель – родитель: взаимодействие в проектной деятельности.

    В условиях реализации ФГОС ДО, существует  необходимость перехода от традиционных методов воспитания и обучения к созданию условий, необходимых для социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста. Прежде всего, это взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.

    Семья и детский сад – два важных института социализации   детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.          

    Цели и задачи семьи и детского сада совпадают. Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, социально адаптированного, активного, инициативного  ребенка, который психологически и физически готов успешно продолжить свое образование в школе.

    В связи с этим возникает  необходимость  по-иному взглянуть на проблему взаимодействия ДОУ с родителями с целью создания партнерских отношений «ребенок – воспитатель - родитель» в совместном  воспитании  дошкольников.

    Поэтому педагоги придумывают все новые формы вовлечения мам и пап в обучение и воспитание их собственных детей. В том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

    Цель метода проектов - объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.

    Неважно, какой это проект – краткосрочный или продолжительный, исследовательский или творческий – в любой проектной деятельности найдутся точки соприкосновения педагога и семьи.  Компетентный взрослый в ходе решения поставленной задачи помогает найти ребенку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новым, еще не известным ему.

    Как правило, темой проектов становится определенный раздел образовательной программы. Будет целесообразным проведение родительского семинара, на котором объясняется сущность проектного метода, раскрываются формы возможного участия родителей в проектной деятельности учащихся.

    На первых порах важно вовлечь, заинтересовать родителей, познакомить их с увлекательным миром проектной деятельности. Поэтому и начинать надо со знакомых тем, в которых родители хорошо ориентируются и способны продуктивно взаимодействовать со своим ребенком и дошкольным учреждением. Чаще всего это сезонные проекты («Что нам осень принесла»,  «Зимушка- зима», «Встречаем весну»), проекты к праздникам («Скоро Новый год», «Мамин день») или проекты о семье воспитанников («Моя семья», «Все профессии важны», «Как я провел лето», «Наши домашние питомцы»).

    Совместный сбор информации, иллюстраций, различных материалов,  изготовление атрибутов для игры, конкурсы, поделки раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

    По мере взросления детей и степени увлеченности родителей проекты могут становиться всё более разнообразными, требующими более детального подхода. Например, «Игрушки наших  мам и пап»,  «День победы», «Экологическая книга» и т.д.

    В силу своих возрастных особенностей дети далеко не сразу могут быть абсолютно самостоятельными на всех этапах выполнения того или иного проекта. Поэтому, детям нужна поддержка родителей в поиске информации, выборе способов решения, оформлении результата своей деятельности и других вопросов. Родители,  помогая детям, отвечают на их вопросы,  вместе читают  книги, ходят  в музеи, библиотеку.  Совместно с детьми они  собирают коллекции, природные материалы, оформляют стенгазеты и семейные альбомы, рисуют, лепят, шьют, мастерят, готовят, экспериментируют, придумывают, изобретают и сочиняют. При этом очень важно, чтобы взрослые не делали всю работу за детей, не мешали их возможности проявлять свою способность, самостоятельность, инициативу, фантазию и творчество.

    В конце работы желательно вместе провести анализ выполнения проекта, хода работы, действий каждого участника проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач), наметить дальнейшую  перспективу.

    Отдельной проблемой, которую может решить совместная проектная деятельность – это дефицит общения внутри семьи. Стремительный темп жизни,  большая занятость родителей, некомпетентность в вопросах образования и воспитания детей, множество бытовых проблем – всё это создаёт препятствия для полноценного общения родителей с ребенком. Педагог, привлекая родителей в проектную деятельность, помогает в установлении тесных, дружеских  взаимоотношений внутри семьи, способствует педагогическому просвещению родителей и вовлечению их в образовательную деятельность дошкольного учреждения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Взаимодействие с родителями в условиях проектной деятельности.

    Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейного клуба в ДОУ. Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности с...

    Взаимодействие с родителями в реализации проектной деятельности в 1 младшей группе на тему "Игрушки " по А.Барто

    Взаимодействие с родителями в реализации проектной деятельности в 1 младшей группе на тему  "Игрушки" по А.Барто...

    Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями в рамках проектной деятельности

    С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования большое внимание уделяется взаимодействию ДОУ с родителями. Одна из задач, на решение которой направлен ста...

    Методическая разработка "Взаимодействие педагогов и родителей в рамках проектной деятельности."

    Проектная  деятельность, является  способом организации педагогического процесса основанного на тесном взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой, которая направлена на о...

    Консультация для воспитателей на тему: «Использование проектной деятельности во взаимодействии с семьями воспитанников по вопросам духовно-нравственного воспитания»

    Дошкольное детство – уникальный период в течении которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Работа с семьями воспитанников должна у...