Азбука
материал

Яруллина Гузэл Наиловна

Программа кружка "Азбука"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_yarullina.docx38.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида  №68 «Золотые зернышки» НМР РТ

Рабочая программа

«Азбука»

(образовательная область социально-коммуникативное развитие)

В средней  группе на 2010-2021 учебный год.

                                                                                                              Составила:

                                                                                                                    Воспитатель I квалификационной категории

                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Яруллина Гузэл Наиловна

г.Нижнекамск

2020-2021 уч.год

 

         Оглавление

 

1. Пояснительная записка.

            2.1.Организационно-методическое обеспечение программы.

            2.2.Методы, используемые в обучении дошкольников.

            2.3.Ожидаемые результаты.

2. Содержание программы.

            3.1. Календарно-тематическое планирование.

            3.2. Мониторинг освоения детьми программного материала.

3. Список литературы.

                                                                     

  Пояснительная записка. 

       Актуальность темы и ее обоснованность:    Изучив педагогическую литературу по работе с детьми и проведя глубокий анализ прочитанного, я пришла к выводу, что работу по подготовке ребенка к школе необходимо начинать задолго до поступления ребёнка в школу. Конечно, обучение грамоте – задача школы, но многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить в детском саду. И тогда процесс обучение  будет значительно облегчен. Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. Важная задача детского сада состоит в том, чтобы на протяжении всего периода воспитания ребенка, начиная с младшей группы, постепенно закладывать основы готовности к обучению в школе, формировать обобщенные, систематизированные знания об окружающей действительности, умение осознанно использовать их для решения разнообразных практических задач.  Поэтому своевременная  работа по подготовке к школе является актуальной и важной задачей, стоящей перед педагогом.

Цель программы:
Обеспечить качественную подготовку дошкольника к обучению в начальной школе и облегчить дальнейшее усвоение языка по программе начальной школы.
Задачи программы: 
Развивающие – обогащение словарного запаса, развитие речи детей, развитие фонематического и речевого слуха, внимания, памяти, мышления.
Образовательные –обучение детей буквам, умению соединять звуки в слоги, читать  короткие слова
Воспитательные – формирование интереса к алфавиту, к чтению, воспитание аккуратности, коммуникабельности, любознательности.
Список детей:  

  1. Андреева Виктория
  2. Асхадуллин Реналь
  3. Валеев Риналь
  4. Габдуллин Булат
  5. Галиева Амиля
  6. Гильфанов Саид
  7. Давлетшин Анвар
  8. Джалилов Данис
  9. Зарипов Ранель
  10. Кашапов Артур
  11. Малова Мария
  12. Старов Егор
  13. Фиактистов Станислав
  14. Хафизов Искандер
  15. Юмаева Дарина

Кружок проводится : 1 раз в неделю, по 20 минут

Место проведения: группа

Время проведения: 15.30-15.50

Возраст детей: 4-5 лет

Предпологаемый  результаты: 
В конце года дети должны хорошо: 
1. Знать  буквы и их название в «алфавите». 2.Печатать буквы.
 Принципы обучения:
Программа опирается на научные принципы её построения, принципы развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка:

– принцип гуманизации (признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка, признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка);

– принцип дифференциации и индивидуализации воспитания и обучения (развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями);

– принцип непрерывности образования (связь дошкольного образования с начальным образованием);

– принцип системности (все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы).

В программе учтены и общедидактические принципы (научности, постепенности усложнения, перспективности, доступности, связь с жизнью).

1. Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей; 

2. Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала); 

3. Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий) 

4. Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения); 
5. Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.) 

Формы организации занятий.
1.  Беседы.
2.Занятия.
3.Коллективно-творческая работа.
4. Работа с родителями.
5. Индивидуальная.
6.Групповая работа.
7. Игра.

Методы. 
1. Словесный. . 
2.Наглядный. 
3. Практический.
4.Проблемно-поисковый.

Перспективный план работы кружка «Азбука»:

Дата

Тема

Задача

Содержание                                        

1.10

Звук и буква:       А.

Познакомить детей с буквой А, развивать фонематический слух, мелкую моторику.

Знакомство с буквой с помощью мультфильма. Рассматривание картинок с предметами, начинающихся на эту букву. Отгадывание загадок. Прописывание печатной буквы А, обводя точки в прописи.

7.10

Звук и буква:       Б

Познакомить детей с буквой Б, развивать фонематический слух, мелкую моторику

Знакомство с буквой с помощью мультфильма. Рассматривание картинок с предметами, начинающихся на эту букву. Отгадывание загадок. Прописывание печатной буквы Б, обводя точки в прописи.

15.10

Звук и буква:    В

Познакомить детей с буквой В, развивать фонематический слух, мелкую моторику

Знакомство с буквой с помощью мультфильма. Рассматривание картинок с предметами, начинающихся на эту букву. Отгадывание загадок. Прописывание печатной буквы В, обводя точки в прописи.

21.10

Звук и буква:    Г

Познакомить детей с буквой Г, закрепить знание пройденных букв с помощью игры, развивать фонематический слух, мелкую моторику, память, внимание.

Знакомство с буквой с помощью мультфильма. Рассматривание картинок с предметами, начинающихся на эту букву. Отгадывание загадок. Игра: «Какая буква пропала?»  Прописывание печатной буквы Г, обводя точки в прописи.

29.10

Звук и буква:    Д

Познакомить детей с буквой Д, закрепить умение отличать буквы от цифр, развивать фонематический слух, мелкую моторику, память, внимание.

Знакомство с буквой с помощью мультфильма. Рассматривание картинок с предметами, начинающихся на эту букву. Отгадывание загадок. Игра: «Четвертый лишний» Прописывание печатной буквы Д, обводя точки в прописи.

4.10

Звуки и буквы:    Е,Ё

Познакомить детей с буквами Е,Ё, развивать фонематический слух, мелкую моторику, память, внимание.

Знакомство с буквой с помощью мультфильма. Рассматривание картинок с предметами, начинающихся на эту букву. Отгадывание загадок. Прописывание печатных букв Е,Ё, обводя точки в прописи.

12.11

Звуки и буква: Ж.    

Познакомить детей с буквой Ж, развивать фонематический слух, мелкую моторику, память, внимание.

Знакомство с буквой с помощью мультфильма. Рассматривание картинок с предметами, начинающихся на эту букву. Отгадывание загадок. Прописывание печатной буквы Ж, обводя точки в прописи.

18.11

Звук и буква: З

Познакомить детей с буквой З,  развивать фонематический слух, мелкую моторику, память, внимание.

Знакомство с буквой с помощью мультфильма. Рассматривание картинок с предметами, начинающихся на эту букву. Отгадывание загадок. Игра: «Назови первый звук» Прописывание печатной буквы З, обводя точки в прописи.

26.11

Звук  и буква: И.

Познакомить детей с буквой И, развивать фонематический слух, мелкую моторику, память, внимание.

Знакомство с буквой с помощью мультфильма. Рассматривание картинок с предметами, начинающихся на эту букву. Игра «Буква потерялась» Отгадывание загадок. Прописывание печатной буквы И, обводя точки в прописи.

2.12

Звук и буква:  К

Познакомить детей с буквой К, развивать фонематический слух, мелкую моторику, память, внимание.

Знакомство с буквой с помощью мультфильма. Рассматривание картинок с предметами, начинающихся на эту букву. Отгадывание загадок. Игра «Составь букву из палочек» Прописывание печатной буквы К, обводя точки в прописи.

10.12

Звук и буква:   Л

Познакомить детей с буквой Л, развивать фонематический слух, мелкую моторику, память, внимание.

Знакомство с буквой с помощью мультфильма. Рассматривание картинок с предметами, начинающихся на эту букву. Отгадывание загадок. Игра «Звук потерялся» Прописывание печатной буквы Л, обводя точки в прописи.

16.12

Звук и буква:   М

Познакомить детей с буквой М, развивать фонематический слух, мелкую моторику, память, внимание.

Знакомство с буквой с помощью мультфильма. Рассматривание картинок с предметами, начинающихся на эту букву. Отгадывание загадок. Прописывание печатной буквы М, обводя точки в прописи.

22.12

Звук и буква:    Н

Познакомить детей с буквой Н, развивать фонематический слух, мелкую моторику, память, внимание.

Знакомство с буквой с помощью мультфильма. Рассматривание картинок с предметами, начинающихся на эту букву. Игра «Кто внимательный»  Отгадывание загадок. Прописывание печатной буквы Н, обводя точки в прописи.

28.12

Звук и буква:   О

Познакомить детей с буквой О, развивать фонематический слух, мелкую моторику, память, внимание.

Знакомство с буквой с помощью мультфильма. Рассматривание картинок с предметами, начинающихся на эту букву. Отгадывание загадок. Игра «Найди пару»  Прописывание печатной буквы О, обводя точки в прописи.

13.01

Звук и буква:    П

Познакомить детей с буквой П, развивать фонематический слух, мелкую моторику, память, внимание.

Знакомство с буквой с помощью мультфильма. Рассматривание картинок с предметами, начинающихся на эту букву. Отгадывание загадок. Прописывание печатной буквы П, обводя точки в прописи.

21.01

Звук и буква:    Р.    

Познакомить детей с буквой Р, развивать фонематический слух, мелкую моторику, память, внимание.

Знакомство с буквой с помощью мультфильма. Рассматривание картинок с предметами, начинающихся на эту букву. Отгадывание загадок. Прописывание печатной буквы Р, обводя точки в прописи.

28.01

Звук и буква:   С

Познакомить детей с буквой С, развивать фонематический слух, мелкую моторику, память, внимание.

Знакомство с буквой с помощью мультфильма. Рассматривание картинок с предметами, начинающихся на эту букву. Отгадывание загадок. Игра «Веселый алфавит» Прописывание печатной буквы С, обводя точки в прописи.

3.02

Звук и буква:    Т

Познакомить детей с буквой Т, развивать фонематический слух, мелкую моторику, память, внимание.

Знакомство с буквой с помощью мультфильма. Рассматривание картинок с предметами, начинающихся на эту букву. Отгадывание загадок. Игра «Найди картинки» Прописывание печатной буквы Т, обводя точки в прописи.

11.02

Звук и буква:    У

Познакомить детей с буквой У, развивать фонематический слух, мелкую моторику, память, внимание.

Знакомство с буквой с помощью мультфильма. Рассматривание картинок с предметами, начинающихся на эту букву. Отгадывание загадок. Прописывание печатной буквы У, обводя точки в прописи.

18.02

Звук и буква:  Ф  

Познакомить детей с буквой Ф, развивать фонематический слух, мелкую моторику, память, внимание.

Знакомство с буквой с помощью мультфильма. Рассматривание картинок с предметами, начинающихся на эту букву. Отгадывание загадок. Прописывание печатной буквы Ф, обводя точки в прописи.

25.02

Звук и буква:    Х

Познакомить детей с буквой Х, развивать фонематический слух, мелкую моторику, память, внимание.

Знакомство с буквой с помощью мультфильма. Рассматривание картинок с предметами, начинающихся на эту букву. Отгадывание загадок. Игра: «Буква потерялась»  Прописывание печатной буквы Х, обводя точки в прописи.

3.03

Звук и буква:   Ц

Познакомить детей с буквой Ц, развивать фонематический слух, мелкую моторику, память, внимание.

Знакомство с буквой с помощью мультфильма. Рассматривание картинок с предметами, начинающихся на эту букву. Отгадывание загадок. Прописывание печатной буквы Ц, обводя точки в прописи.

11.03

Звук и буква:    Ш

Познакомить детей с буквой Ш, развивать фонематический слух, мелкую моторику, память, внимание.

Знакомство с буквой с помощью мультфильма. Рассматривание картинок с предметами, начинающихся на эту букву. Отгадывание загадок. Прописывание печатной буквы Ш, обводя точки в прописи.

17.03

Звук и буква:    Щ

Познакомить детей с буквой Щ, развивать фонематический слух, мелкую моторику, память, внимание.

Знакомство с буквой с помощью мультфильма. Рассматривание картинок с предметами, начинающихся на эту букву. Отгадывание загадок. Игра «Веселые буквы» Прописывание печатной буквы Щ, обводя точки в прописи.

25.03

Ъ  – разделительный знак

Познакомить детей с разделительным твердым  знаком Ъ , развивать фонематический слух, мелкую моторику, память, внимание.

Знакомство с буквой с помощью мультфильма. Рассматривание картинок с предметами, начинающихся на эту букву. Отгадывание загадок. Прописывание Ъ, обводя точки в прописи.

2.04

Ь – мягкий знак    

Познакомить детей с мягким знаком, развивать мелкую моторику, память, внимание.

Знакомство с буквой с помощью мультфильма. Рассматривание картинок с предметами, начинающихся на эту букву. Отгадывание загадок. Прописывание Ь, обводя точки в прописи.

9.04

Звук и буква: Э  

Познакомить детей с буквой Э, развивать фонематический слух, мелкую моторику, память, внимание.

Знакомство с буквой с помощью мультфильма. Рассматривание картинок с предметами, начинающихся на эту букву. Отгадывание загадок. Игра «Продолжи» Прописывание печатной буквы Э, обводя точки в прописи.

16.04

Звук и буква: Ю

Познакомить детей с буквой Ю, развивать фонематический слух, мелкую моторику, память, внимание.

Знакомство с буквой с помощью мультфильма. Рассматривание картинок с предметами, начинающихся на эту букву. Отгадывание загадок. Игра «Какая буква спряталась?» Прописывание печатной буквы Ю, обводя точки в прописи.

23.04

Звук и буква: Я  

Познакомить детей с буквой Я, развивать фонематический слух, мелкую моторику, память, внимание.

Знакомство с буквой с помощью мультфильма. Рассматривание картинок с предметами, начинающихся на эту букву. Отгадывание загадок. Прописывание печатной буквы Я, обводя точки в прописи.

29.04

 Чтение слога :АМ

Учить детей соединять звуки в слоги, развивать фонематический слух, мелкую моторику, память, внимание.

Чтение слога АМ, игры на закрепление знания пройденных букв.Прописывание слога, обводя точки в прописи.

5.05

Чтение слога: ОС

Учить детей соединять звуки в слоги, развивать фонематический слух, мелкую моторику, память, внимание..

Чтение слога ОС, игры на закрепление знания пройденных букв.Прописывание слога, обводя точки в прописи.

12.05

Чтение слога: МА

Учить детей соединять звуки в слоги, развивать фонематический слух, мелкую моторику, память, внимание..

Чтение слога МА, игры на закрепление знания пройденных букв.Прописывание слова, обводя точки в прописи.

19.05

Чтение слога: СУ

Учить детей соединять звуки в слоги, развивать фонематический слух, мелкую моторику, память, внимание...

Чтение слова СУ, игры на закрепление знания пройденных букв. Прописывание слога, обводя точки в прописи.

26.05

Чтение слова: МАМА

Учить детей соединять слоги в слова, развивать фонематический слух, мелкую моторику, память, внимание.

Чтение слога МАМА, игры на закрепление знания пройденных букв.Прописывание слова, обводя точки в прописи.

31.05

Чтение слова: САМ

Учить детей соединять слоги в слова, развивать фонематический слух, мелкую моторику, память, внимание.

Чтение слова САМ, игры на закрепление знания пройденных букв. Прописывание слова, обводя точки в прописи.

Мониторинг освоения детьми программного материала

№ п/п

Ф.И. ребенка

Знает название буквы

Определяет первый звук в слове  

Умеет писать печатные буквы

Соединяет  звуки в слоги

Умеет читать слова

Итоговый результат

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

1

2

Критерии оценивания:

«Высокий» – 3 балла (ребенок справляется со всеми заданиями самостоятельно без помощи педагога);

«Средний»– 2 балла (ребенок справляется со всеми заданиями, но с помощью дополнительных разъяснений и помощи со стороны педагога);

«Низкий»– 1 балл (ребенок с трудом справляется с заданиями даже после дополнительных разъяснений  и помощи со стороны педагога).

По итогам мониторинга выводится среднее арифметическое значение и определяется уровень освоения программы по следующей шкале:  От 1 до 1,6 – низкий уровень, от 1,7 до 2,4 – средний уровень, от 2,5 до 3 – высокий уровень.

Мониторинг освоения детьми программного материала помогает педагогу определить уровень сформированных знаний, умений и навыков приобретенных в процессе кружковой деятельности, показывает, на что следует обратить внимание в последующей работе с детьми.

                                                                                           

 Список использованной литературы:

1. Живая азбука: Мир дошкольника. Книжный дом , 2008.

2. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. –М.: Просвещение, 1994.

3.Энциклопедия развития и обучения дошкольника, С-Петербург Изд. Дом «Нева», 2004.

4. Жукова Н.С. Букварь. Пособие по обучению дошкольников правильному чтению. –М.: Издательство ЭКСМО, 2010.

5. Лэндерс Кэсси, Хейес Кетлин. Предшкольная подготовка. Описание семинаров: Пособие для преподавателей – методистов работающих с родителями, воспитателями, учителями, психологами, гувернерами. –СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2006. 

6. Лэндерс Кэсси, Хейес Кетлин. Предшкольная подготовка. Игровые задания для детей 5-7 лет: Пособие для родителей, воспитателей, учителей, психологов, гувернеров. –СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2006. 

7. Лэндерс Кэсси, Хейес Кетлин. Предшкольная подготовка. Игровые задания для детей 5-7 лет: Книга для детей. –СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2006. 

8. Журова Л. Е., Варенцова Н. С., Дурова Н. В., Невская Л. Н. Обучение дошкольников грамоте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Занимательная азбука дошколят"

Пальчиковый игротренинг помогает приобщить родителей к образовательногму процессу, ознакомлению их с нетрадиционными методами и приемами по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста. Создани...

Планирование пректной деятельности,используя ФГТ. Проект "Дорожная азбука"

Планирование проекной деятельности,используя ФГТ...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Презентация "Азбука за азбукой"

Презентация составлена для ознакомления детей с буквами, дополняя традиционный подход оригинальным способом ввиде занимательных стишков, и носит развлекательный характер, что должно доставить детям ра...

Информационно-дидактическое пособие «Экологическая северная Азбука» АЗБУКА ПРИРОДЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Информационно-дидактическое пособие включает  в себя краткое описания растительного и животного мира республики Коми, а так же  сведения о памятниках природы родного края....

Отчет по проекту «Азбука жизни» раздел «Азбука экономики» 2019г. гр. «Солнышко» ГБУСОН РО «СРЦ» г.Волгодонска воспитателя Балковской Лилии Дмитриевны.

Отчет по проекту  «Азбука жизни» раздел «Азбука экономики»  2019г. гр. «Солнышко»   ГБУСОН РО «СРЦ» г.Волгодонска воспитателя Балков...