Консультация для педагогов детского сада "Лэпбук как творческий продукт проектной и исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"
консультация

Воронкова Наталья Владимировна

Лэпбук  –  это  универсальное  пособие,  которое  может  быть  итогом проектной  и  самостоятельной  деятельности  детей,  тематической  недели, предусмотренной  основной  образовательной  программой  дошкольной образовательной  организации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Лэпбук как творческий продукт проектной и исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Исследовательская деятельность – решение познавательной задачи.

Проектная деятельность – решение практической задачи (получение значимого для всех конкретного продукта, который затем можно использовать в другой деятельности).

Образовательный процесс в нашем детском саду выстраивается на основе комплексно – тематического планирования. И здесь мы столкнулись с такой проблемой как итоговое мероприятие т. е. в конце каждой тематической недели мы должны представить какой-либо продукт (это может быть мероприятие в виде развлечения, выставка работ, мастер-класс с родителями, досуг и другие формы работы).

Проектная деятельность носит характер сотрудничества, так как ребенок не может найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель.

Особенностью организации образовательного процесса с использованием метода проектов является учет возрастной дифференциации:

  • У детей среднего дошкольного возраста проектная деятельность формируется на подражательно-исполнительном уровне (задания, предлагаемые взрослым, помогают ребенку реализовать себя в активной деятельности; увлекает сам процесс совместной деятельности со взрослым). Активная роль принадлежит взрослому.
  • С детьми старшей группы проектная деятельность переходит на развивающий уровень (принимают проблему, уточняют цель, могут самостоятельно найти проблему, выбрать средства для достижения результата). Взрослый не только генерирует свои идеи, но и подключается к реализации идей детей. У детей накапливается определенный опыт (общения со сверстниками, совместных переживаний, разнообразной совместной деятельности, самостоятельности в отношениях, развитие самоконтроля и самооценки).
  • С детьми подготовительной группы проектная деятельность достигает творческого уровня. Роль взрослого – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий для самостоятельной проектной деятельности.

Этапы разработки и проведения проекта:

  • создать проблемную ситуацию;
  • вовлечь дошкольников в решение проблемы (Что мы знаем? Что хотим узнать? Как это сделать?);
  • наметить план движения к цели;
  • нарисовать вместе с детьми план-схему проведения проекта, вывесить ее на видном месте;
  • собрать информацию, материал;
  • провести все мероприятия основной части проекта;
  • перейти к самостоятельным творческим работам (поделки, рисунки, альбомы) родителей и детей;
  • организовать презентацию проекта – представление проектного продукта.

Реализация проекта осуществляется во все отрезки времени, в ходе всех режимных моментов, через разные формы совместной и самостоятельной деятельности дошкольников. Педагог создает атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к изучаемому материалу, включает больше действий, продуктивных видов деятельности, не ограничивается только монологом-рассказом об изучаемом материале  и не перегружает детей большим количеством вопросов.

С целью вовлечения детей в проблемную ситуацию детям предлагались задания: «Что было бы…», «Расскажи гостю о…».

К мероприятиям основной части проекта относятся:

  • ситуации общения;
  • тематические экскурсии в групповом помещении, по детскому саду, в ближайшем окружении, в музей, к памятникам; целевые прогулки;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • конструктивная деятельность;
  • развивающие игры (словесные, дидактические, подвижные, настольно-печатные, народные);
  • культурно-досуговая деятельность (праздники, развлечения);
  • художественно-продуктивная деятельность, выставка рисунков и других творческих работ;
  • творческие задания, деятельность детей по их собственной инициативе;
  • индивидуальная работа с каждым конкретным ребенком;
  • чтение художественной литературы;
  • экспериментирование, исследование объектов.

Пошаговое проектирование всегда должно приводить к конечному результату, а именно к продукту проектной деятельности. Продукты проекта могут быть разными:

        материальными (поделки, плакаты, макеты, альбомы, лэпбуки, компьютерные презентации),

        действенными (мероприятия – развлечения, игры),

        письменными (книжки-самоделки, литературные произведения).

Презентация проекта должна приносить детям радость, дать возможность поделиться эмоциями, полученными знаниями. Поэтому педагог с детьми (участниками проекта) отправлялись в «гости» к воспитанникам других групп детского сада с презентацией результата проделанной работы. Лучшими зрителями презентации проекта являются родители, не принявшие участие в работе над проектом.

Лэпбук  –  это  универсальное  пособие,  которое  может  быть  итогом проектной  и  самостоятельной  деятельности  детей,  тематической  недели, предусмотренной  основной  образовательной  программой  дошкольной образовательной  организации.

Лэпбук  (lapbook)  –  в  дословном  переводе  с  английского  значит

«наколенная  книга»  (lap  –  колени,  book  -  книга).  Это  такая  небольшая самодельная  папка,  которую  ребёнок  может  удобно  разложить  у  себя  на коленях  и  за  один  раз  просмотреть  всё  её  содержимое.

       Лэпбук – это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему.

Лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.

       Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.

Лэпбук - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребенку  нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.

Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

Это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.          

Лэпбук  может  восприниматься дошкольниками воспитанниками детского сада  как «сокровище», к которому интересно  возвращаться,  перелистывать  и пересматривать  информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти.

С детьми старшей группы стало возможно совместное планирование накопительных папок (продукт проекта), частичное их оформление (основная роль в оформлении пока еще принадлежит взрослым). С помощью таких папок можно закреплять и систематизировать информацию, активизировать внимание дошкольников, вызвать у них желание узнавать новое, действовать по своему усмотрению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему "Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"

Познавательно-исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, мышления, речи ребенка.Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависи...

мастер-класс "Лепбук как творческий продукт проектной и исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"

Тема лепбука"Деревья". В этом лепбуке собрано много интересной инфомации о деревьях....

Мастер- класс для педагогов "Детское экспериментирование- основа поисково- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Николай Николаевич Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид познавательно - исследовательской (поисково...

«Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста» (Консультация для педагогов).

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...

Проектная работа на тему :Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Проектная деятельность в ДОУ- это своеобразный индикатор профессионализма педагогов, их готовность к инновационным  методам работы....

Статья "Проектная и исследовательская деятельность детей дошкольного возраста".

Аннотация: в статье раскрыты основные требования к дошкольному образованию. Исследовательская и проектная деятельность детей является сотрудничеством, в котором участвуют воспитанники, воспитатели и р...

Консультация для педагогов ДОУ по созданию условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к  исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любоз...