Главные вкладки

    Консультация для педагогов детского сада "Лэпбук как творческий продукт проектной и исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"
    консультация

    Воронкова Наталья Владимировна

    Лэпбук  –  это  универсальное  пособие,  которое  может  быть  итогом проектной  и  самостоятельной  деятельности  детей,  тематической  недели, предусмотренной  основной  образовательной  программой  дошкольной образовательной  организации.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл lepbuk.docx22.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Лэпбук как творческий продукт проектной и исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

    Исследовательская деятельность – решение познавательной задачи.

    Проектная деятельность – решение практической задачи (получение значимого для всех конкретного продукта, который затем можно использовать в другой деятельности).

    Образовательный процесс в нашем детском саду выстраивается на основе комплексно – тематического планирования. И здесь мы столкнулись с такой проблемой как итоговое мероприятие т. е. в конце каждой тематической недели мы должны представить какой-либо продукт (это может быть мероприятие в виде развлечения, выставка работ, мастер-класс с родителями, досуг и другие формы работы).

    Проектная деятельность носит характер сотрудничества, так как ребенок не может найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель.

    Особенностью организации образовательного процесса с использованием метода проектов является учет возрастной дифференциации:

    • У детей среднего дошкольного возраста проектная деятельность формируется на подражательно-исполнительном уровне (задания, предлагаемые взрослым, помогают ребенку реализовать себя в активной деятельности; увлекает сам процесс совместной деятельности со взрослым). Активная роль принадлежит взрослому.
    • С детьми старшей группы проектная деятельность переходит на развивающий уровень (принимают проблему, уточняют цель, могут самостоятельно найти проблему, выбрать средства для достижения результата). Взрослый не только генерирует свои идеи, но и подключается к реализации идей детей. У детей накапливается определенный опыт (общения со сверстниками, совместных переживаний, разнообразной совместной деятельности, самостоятельности в отношениях, развитие самоконтроля и самооценки).
    • С детьми подготовительной группы проектная деятельность достигает творческого уровня. Роль взрослого – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий для самостоятельной проектной деятельности.

    Этапы разработки и проведения проекта:

    • создать проблемную ситуацию;
    • вовлечь дошкольников в решение проблемы (Что мы знаем? Что хотим узнать? Как это сделать?);
    • наметить план движения к цели;
    • нарисовать вместе с детьми план-схему проведения проекта, вывесить ее на видном месте;
    • собрать информацию, материал;
    • провести все мероприятия основной части проекта;
    • перейти к самостоятельным творческим работам (поделки, рисунки, альбомы) родителей и детей;
    • организовать презентацию проекта – представление проектного продукта.

    Реализация проекта осуществляется во все отрезки времени, в ходе всех режимных моментов, через разные формы совместной и самостоятельной деятельности дошкольников. Педагог создает атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к изучаемому материалу, включает больше действий, продуктивных видов деятельности, не ограничивается только монологом-рассказом об изучаемом материале  и не перегружает детей большим количеством вопросов.

    С целью вовлечения детей в проблемную ситуацию детям предлагались задания: «Что было бы…», «Расскажи гостю о…».

    К мероприятиям основной части проекта относятся:

    • ситуации общения;
    • тематические экскурсии в групповом помещении, по детскому саду, в ближайшем окружении, в музей, к памятникам; целевые прогулки;
    • самостоятельная деятельность детей;
    • конструктивная деятельность;
    • развивающие игры (словесные, дидактические, подвижные, настольно-печатные, народные);
    • культурно-досуговая деятельность (праздники, развлечения);
    • художественно-продуктивная деятельность, выставка рисунков и других творческих работ;
    • творческие задания, деятельность детей по их собственной инициативе;
    • индивидуальная работа с каждым конкретным ребенком;
    • чтение художественной литературы;
    • экспериментирование, исследование объектов.

    Пошаговое проектирование всегда должно приводить к конечному результату, а именно к продукту проектной деятельности. Продукты проекта могут быть разными:

            материальными (поделки, плакаты, макеты, альбомы, лэпбуки, компьютерные презентации),

            действенными (мероприятия – развлечения, игры),

            письменными (книжки-самоделки, литературные произведения).

    Презентация проекта должна приносить детям радость, дать возможность поделиться эмоциями, полученными знаниями. Поэтому педагог с детьми (участниками проекта) отправлялись в «гости» к воспитанникам других групп детского сада с презентацией результата проделанной работы. Лучшими зрителями презентации проекта являются родители, не принявшие участие в работе над проектом.

    Лэпбук  –  это  универсальное  пособие,  которое  может  быть  итогом проектной  и  самостоятельной  деятельности  детей,  тематической  недели, предусмотренной  основной  образовательной  программой  дошкольной образовательной  организации.

    Лэпбук  (lapbook)  –  в  дословном  переводе  с  английского  значит

    «наколенная  книга»  (lap  –  колени,  book  -  книга).  Это  такая  небольшая самодельная  папка,  которую  ребёнок  может  удобно  разложить  у  себя  на коленях  и  за  один  раз  просмотреть  всё  её  содержимое.

           Лэпбук – это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему.

    Лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.

           Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.

    Лэпбук - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребенку  нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.

    Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

    Это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.          

    Лэпбук  может  восприниматься дошкольниками воспитанниками детского сада  как «сокровище», к которому интересно  возвращаться,  перелистывать  и пересматривать  информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти.

    С детьми старшей группы стало возможно совместное планирование накопительных папок (продукт проекта), частичное их оформление (основная роль в оформлении пока еще принадлежит взрослым). С помощью таких папок можно закреплять и систематизировать информацию, активизировать внимание дошкольников, вызвать у них желание узнавать новое, действовать по своему усмотрению.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей на тему "Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"

    Познавательно-исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, мышления, речи ребенка.Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависи...

    мастер-класс "Лепбук как творческий продукт проектной и исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"

    Тема лепбука"Деревья". В этом лепбуке собрано много интересной инфомации о деревьях....

    «Организация проектно- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»

    laquo;Организация проектно- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»...

    Мастер- класс для педагогов "Детское экспериментирование- основа поисково- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"

    Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Николай Николаевич Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид познавательно - исследовательской (поисково...

    Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

    На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

    «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста» (Консультация для педагогов).

    Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...