статья "Секреты красивого пения"
статья (старшая группа)
В статье представлены методы и приемы развития вокальных способностей дошкольника. Способы проведения занятия с использованием игровых упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sekrety_krasivogo_peniya.docx | 20.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Секреты красивого пения.
План:
I. Особенности слуха и голоса ребенка.
II. Методы и приемы обучения пению.
III. Приемы развития певческих навыков.
Список используемой литературы.
I. Особенности слуха и голоса ребенка.
В годы дошкольного детства голосовой аппарат еще не сформирован (связки тонкие, небо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное) и укрепляется вместе с общим развитием организма и созреванием так называемой вокальной мышцы.
Певческое звучание ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения.
Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала – репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей. Правильному выбору репертуара помогает изучение диапозона звучания детского голоса. Певческий диапозон – это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.
От правильной постановки обучения пению на занятиях во многом зависит вся последующая певческая деятельность ребенка. Чтобы успешно решать эти задачи необходимо обучить ребенка навыкам и умениям, которые включают в себя: певческую установку, вокальные навыки, хоровые навыки, звукообразование.
- певческая установка – это правильная поза. Во время пения дети должны сидеть прямо, не поднимая плеч, не горбясь, слегка опершись на спинку стула, который должен соответствовать росту ребенка. Руки положить на колени.
- вокальные навыки – это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции. Вдох должен быть быстрым, глубоким и бесшумным, а выдох – медленным. Слова произносятся четко, ясно. При этом важно следить за правильным положением языка, губ, свободными движениями нижней челюсти
-звукообразование – при правильной постановке голоса должно быть звонким и легким. Однако надо учитывать несовершенство детского голоса, быструю его утомляемость. Дети не могут долго и громко петь. Малыши поют «говорком» , у них отсутствует напевность. Старшие дети могут петь напевно, но иногда проявляют крикливость и напряженность. У дошкольников дыхание поверхностное и короткое. Поэтому они часто делают вдох в середине слова или музыкальной фразы, тем самым нарушая мелодию песни.
II. Методы и приемы обучения пению.
В методике обучения пению важна предварительная подготовка педагога. Он анализирует песню, определяет ее художественные качества, обдумывает приемы разучивания.
При разучивании песни используют следующие приемы: выразительное исполнение песни, показ отдельных певческих моментов. Большое значение имеют мимика, ясная артикуляция и дирижерский жест педагога. Первое знакомство с песней должно строиться на ярком, образном, выразительном исполнении, чтобы взволновать детей и увлечь их. Интересно отметить, что трудные мелодические интонации усваиваются быстрее, если они выразительны и понравились детям. Нередко педагогу помогает обращенное к песне слово – краткое, яркое, образное, отрывок из какого-либо стихотворения, подчеркивающие основное содержание песни.
Следующий продолжительный период – это разучивание песни и овладение певческими навыками. Песни различаются по степени сложности: одни усваиваются легко и быстро путем их повторения, другие – постепенно благодаря упражнениям, помогающим справиться с трудным мелодическим оборотом.
Широко используются игрушки, особенно при разучивании песен, где этому помогает литературный текст. Детям весело и интересно исполнить песенку о сидящем перед ними зайчике, мишке, петушке.
Научить петь без сопровождения очень трудно, но крайне важно. Разучивая песни, лучше всего предлагать детям сначала петь в сопровождении фортепиано (чуть подыгрывая мелодию), затем без него, но с помощью музыкального руководителя и затем самостоятельно.
III. Приемы развития певческих навыков.
- Работа над звукообразованием.
Задача педагога помочь ребенку приобрести умение петь естественно – легко, звонко и напевно, т.е. тянуть звук. Напевность достигается за счет протяжного пения гласных звуков:а, о, ,у, э, и. Также можно упражнять петь с полузакрытым ртом.
«И» - самая звонкая гласная, то же самое движение голосовой щели (напоминающее щипок), которое придает ей звонкость, можно применять для того, чтобы придать звонкость, можно применять для того, чтобы придать звонкость другим гласным. Чтобы придать звонкость плоским гласным, можно на той же самой ноте быстро произнести перед ними «и», то есть «ИА», «ИЕ», «ИО».
Педагог может использовать показ на своем примере или на примере хорошо поющего ребенка. Прислушиваясь остальные дети стараются делать так же. Подражание должно быть осмысленным: надо слышать, сравнивать и оценивать.
-Развитие диапазона.
Развитию диапазона способствуют небольшие упражнения – попевки, которые каждый раз следует петь в более высокой тональности.
-Развитие певческого дыхания.
В работе над певческим дыханием применяется указание: не разорвать слово.
-Четкая дикция. В работе над дикцией необходимо обращать внимание на артикуляцию губ, подвижность нижней челюсти. Один из приемов – произнесение шепотом или голосом текста песни в ритме этой песни. Необходимо разъяснять смысловое значение слов, встречающихся в песне.
- Чистота интонирования в хоровом пении: формирование слухового самоконтроля, вслушиваться и повторять так , как спел взрослый. Углублять слуховые представления, используя показ, изображение условных знаков ( птичка сидит высоко – поет выше, сидит низко – поет ниже).
Игровые упражнения.
Как поддержать интерес детей к певческой деятельности, способствовать осознанному и эмоционально-выразительному исполнению?
Музыкальный руководитель может использовать различные приемы: петь в различных построениях (традиционно, «по уголкам», в кучке, в кругу, врассыпную),петь по рядам, цепочкой, по музыкальным фразам, с солистами, с дирижером, без музыкального сопровождения; обыграть вступление, проигрыш, заключение, запев, припев.
В своей работе с детьми музыкальные руководители должны использовать упражнения на развитие музыкального слуха и голоса. В процессе усваивания упражнения, дети учатся правильно воспроизводить в пении разнообразные виды мелодического движения и наиболее характерные интонационные обороты. И это в свою очередь в дальнейшем облегчит усвоение детьми более сложных песен.
Учитывая особенности восприятия детей дошкольного возраста, нужно ориентироваться на упражнения в форме коротких игровых песен с игровым содержанием. Такими упражнениями являются маленькие песенки, подобранные педагогами В. Колосовой, Н. Метловым, Т. Попатенко, Л. С. Струве, Н. Френкель. Среди упражнений много песен, написанных композиторами В. Карасевой, Е. Тиличеевой, народных песенок попевок.
Упражнения отличаются разнообразием ладогармонической окраски, мелодических оборотов, яркими музыкальными образами.
Упражнения-игры необходимо использовать в комплексном воздействии разнообразных видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмическое игровое действие, игра на металлофоне). Игры будут способствовать более прочному закреплению в слуховой памяти детей соответствующих песенных интонаций. Упражнения будут способствовать постепенной выработке естественного, легкого звучания голоса, чистоты интонирования, облегчат работу над расширением диапазона детского голоса.
К первому типу упражнений можно отнести следующие:
- Различать высокие и низкие звуки
- различать направление движение мелодии вверх-вниз
- услышать различные окончания двух почти одинаковых музыкальных фраз
Ко второму типу упражнений относятся различные распевания с определенными заданиями: петь малую терцию вниз («ку-ку») в разных тональностях; петь звукоряд из пяти нот в нисходящем движении, транспонируя его; петь малую терцию вниз (дети зовут: «Коля»), затем малую терцию и квинту вниз – мажорное трезвучие (отвечает один ребенок: «Я иду»)
К третьему типу упражнений относятся такие: точно начинать песню после музыкального вступления и каждую музыкальную фразу отдельно.
Список используемой литературы:
1. Методика музыкального воспитания в детском саду. Под редакцией Н.А. Ветлугиной 1981 г.
2. Учим петь детей 5-6 лет. С. И. Мерзлякова. 2017 г.
3. Емельянов Е.В. Развтие голоса. Координация и тренинг / Е.В. Емельянов – 5 изд. Стер. СПб 2007г.
4. Исаева И. О. Эстрадное пениеи. Экспресс-курс развития вокальных способностей. 2007 г.
5. Каплунова И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» . И. Каплунова СПб 2010г.
6. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / М. А. Михайлова – Ярославль 1997 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Пение – как вид активной деятельности детей дошкольного возраста, профессиональный подход при обучении детей сольному и хоровому пению»
Из опыта работы музыкального руководителя: «Пение – как вид активной деятельности детей дошкольного возраста, профессиональный подход при обучении детей сольному и хоровому пению»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности. Опыты с пеной Тема: «Пена-фокусник»
Ознакомление со свойствами пены в младшей группе опытно-экспериментальным путем....
Правила красивого пения
Занятия вокального кружка, сценарии...
Конспект Непосредственно Образовательной Деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе на тему: «Белой пеной пенится, руки мыть не ленится»
Конспект Непосредственно Образовательной Деятельностипо познавательному развитию во второй младшей группе на тему: «Белой пеной пенится, руки мыть не ленится»...
ООД во 2 младшей группе по познавательно-исследовательской деятельности с использованием инновационных игровых технологий «Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится»
познакомить детей с мылом разной формы, цвета, величины;-закрепить знание детей о разных фигурах, о количестве предметов (много - мало);-развивать у детей интерес к обследованию предмета (мыло);-расши...
ООД во 2 младшей группе по познавательно-исследовательской деятельности с использованием инновационных игровых технологий «Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится»
Программное содержание:-познакомить детей с мылом разной формы, цвета, величины;-закрепить знание детей о разных фигурах, о количестве предметов (много - мало);-развивать у детей интерес к обследовани...
Проект для детей младшего возраста " Всё о мыльной пене ".Знакомство дошкольников со свойствами мыльной пены.
развивать тактильные ощущения, осязательные чувства, воображение и фантазию, творческое мышление, эмоциональные восприятие, наблюдательность, навыки экспериментальной деятельности. ...