ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
статья
Актуальность данной темы заключается в обогащении словаря у дошкольников, через дидактические игры и лексические упражнения. Развитие речи у детей является одной из главных задач дошкольного учреждения, так как насыщенный словарный запас обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает владение речью как средство общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной, диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте [3, с.11].
Актуальность данной темы заключается в обогащении словаря у дошкольников, через дидактические игры и лексические упражнения. Развитие речи у детей является одной из главных задач дошкольного учреждения, так как насыщенный словарный запас обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.
Цель: обогащение словаря через дидактические игры и лексические упражнения.
Задачи:
формировать умение у детей излагать свои мысли связно, последовательно;
развивать навыки активной, разговорной, образной речи;
пополнять словарный запас детей за счет дидактических игр и лексических упражнений;
обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения;
обогащать речь детей прилагательными, эпитетами, сравнениями.
Предполагаемый результат: в процессе дидактических игр и лексических упражнений у детей обогащается словарный запас.
Игра - основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир, людей, играя, ребенок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих дидактических игр, способных развить умение использовать в речи правильное сочетание прилагательных, существительных в роде, падеже; способных обогатить словарь через расширение представлений о людях, предметах, объектах природы, о свойствах природы и качествах объектов, предметов и материалов; способных развивать умение чистого произношения звуков родного языка, правильного словопроизношения; способных развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников [2, с. 77].
С учетом ФГОС ДО к содержанию и формам работы с детьми, ведущего вида деятельности дошкольников – игровой, считаем применение дидактических игр и лексических упражнений наиболее эффективным методом формирования словаря дошкольников.
Практический материал подбирали в соответствии с лексическими темами.
Игры по формированию словаря дошкольников проводили в подгрупповой и индивидуальной форме, и в ходе непосредственно образовательной деятельности.
Дидактический материал, подбирали для игр эстетически оформленный, предметы и вопросы - ясны и понятны детям. При организации игр избегали излишнего дидактизма, сохраняли живость игр.
Лексические упражнения, способствующие обогащению речи детей, можно разделить на следующие виды
Упражнения, развивающие у детей понимание обобщающего смысла слов | Упражнения, развивающие понимание отношения «целое и его часть (деталь)» | Упражнения, развивающие понимание смысла слова с родовым значением. |
Примеры игр | ||
«Укажи предмет» Нужно, чтобы ребенок указал называемый воспитателем предмет. | «Назови целое» Дети должны назвать (угадать) слово, обозначающее целую вещь, которая состоит из данных вещей (деталей). | «Уточни слово» Дети учатся понимать слова второй и наиболее простые слова третьей степени обобщения. От ребенка требуется, чтобы он назвал слова, обозначающие родовые понятия к данным видовым. |
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида
Игры с предметами (игрушками, природным материалом) | Настольно-печатные | Словесные игры |
Примеры игр | ||
«Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?». | «Отгадай, какую картинку спрятали», лото «Ассоциации», «Признаки», «Кто в домике живет?», «Глаголы в картинках» | «Отгадай по описанию», «Опиши предмет», «Чем похожи, чем отличается?» |
Прежде чем начать игру, мы вызывали у детей интерес к ней, желание играть. Для этого мы использовали различные приемы: загадки, считалочки, сюрпризы, интригующие вопросы, сговор на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. При организации игр мы, обучая детей, сохраняли вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу. Дети постепенно начинали понимать, что их поведение в игре может быть иным, чем на занятии.
Мы с самого начала и до конца игры активно вмешивались в ее ход: отмечали удачные решения, находки ребят, поддерживали шутки, подбадривали застенчивых, вселяя в них уверенность в своих силах.
Таким образом, у детей накопился значительный объем словарного запаса, что обеспечивает свободное их общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками и т.д.), а наша цель достигнута. В настоящее время продолжаем вести работу в данном направлении, ищем новые интересные методы и формы работы.
Список литературы:
1.Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2002.
2.Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019.- 352 с.
3.Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155// Дошкольное воспитание.-2014.-№2.-С.4-17
4.Скажи по другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О.С. Ушаковой. - Самара, 2001. - 10 с.
5.Учебно-методическое пособие / Сомкова О. Н.; ред. А. Г. Гогоберидзе. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. — 160 с. (Методический комплект программы «Детство».)
6.Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. - М.: Просвещение, 2000. — 176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/27/picture-401854-1393445968.jpg)
Консультация на тему: "Обогащение словаря детей дошкольного возраста"
КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: “ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА”....
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/28/picture-136799-1693227541.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: “ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА”.
Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему: "Обогащение словаря детей дошкольного возраста"....
Обогащение словаря детей дошкольного возраста.
Работа над словом является одной из важных в общей системе работы по развитию речи. Овладение словарным составом родного языка является необходимым условием усвоения его грамматического строя, развити...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/05/picture-195568-1486246308.jpg)
Качественное обогащение словаря детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/28/picture-716951-1448710852.jpg)
Консультация для родителей «ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Развитие языка ребенка не стихийный процесс, языку нужно обучать. Данная консультация имеет цель повышения компетентности родителей в этом вопросе....
Театрализованная игра как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста.
Данный материал представляет собой тезисы к курсовому проекту "Театрализованная игра как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/13/picture-876718-1484295149.jpg)
«Игры и упражнения на обогащение словаря детей дошкольного возраста»
Игра «Наоборот».Цель – упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).Учитель говорит, что к нам пришёл в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чём вся беда: он очень лю...