ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
статья

Мотырева Анна Николаевна

Актуальность данной темы заключается в обогащении словаря у дошкольников, через дидактические игры и лексические упражнения. Развитие  речи у детей является одной из главных задач дошкольного учреждения, так как насыщенный словарный запас обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motyreva_a.n.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает владение речью как средство общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной, диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте [3, с.11].

Актуальность данной темы заключается в обогащении словаря у дошкольников, через дидактические игры и лексические упражнения. Развитие  речи у детей является одной из главных задач дошкольного учреждения, так как насыщенный словарный запас обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.

Цель: обогащение словаря через дидактические игры и лексические упражнения.

Задачи:

формировать умение у детей излагать свои мысли связно, последовательно;

развивать навыки активной, разговорной, образной речи;

пополнять словарный запас детей за счет дидактических игр и лексических упражнений;

обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения;

обогащать речь детей прилагательными, эпитетами, сравнениями.

Предполагаемый результат: в процессе дидактических игр и лексических упражнений у детей обогащается словарный запас.

Игра - основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир, людей, играя, ребенок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих дидактических игр, способных развить умение использовать в речи правильное сочетание прилагательных, существительных в роде, падеже; способных обогатить словарь через расширение представлений о людях, предметах, объектах природы, о свойствах природы и качествах объектов, предметов и материалов; способных развивать умение чистого произношения звуков родного языка, правильного словопроизношения; способных развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников [2, с. 77].

С учетом ФГОС ДО к содержанию и формам работы с детьми, ведущего вида деятельности дошкольников – игровой, считаем применение дидактических игр и лексических упражнений наиболее эффективным методом формирования словаря  дошкольников.

Практический материал подбирали в соответствии с лексическими темами.

Игры по формированию словаря дошкольников проводили в подгрупповой и индивидуальной форме, и в ходе непосредственно образовательной деятельности.

Дидактический материал, подбирали для игр  эстетически оформленный, предметы и  вопросы - ясны и понятны детям. При организации игр   избегали излишнего дидактизма, сохраняли живость игр.

Лексические упражнения, способствующие обогащению речи детей, можно разделить на следующие виды

Упражнения, развивающие у детей понимание обобщающего смысла слов

Упражнения, развивающие понимание отношения «целое и его часть (деталь)»

Упражнения, развивающие понимание смысла слова с родовым значением.

Примеры игр

«Укажи предмет»

Нужно, чтобы ребенок указал называемый воспитателем предмет.

«Назови целое»

Дети должны назвать (угадать) слово, обозначающее целую вещь, которая состоит из данных вещей (деталей).

«Уточни слово»

Дети учатся понимать слова второй и наиболее простые слова третьей степени обобщения. От ребенка требуется, чтобы он назвал слова, обозначающие родовые понятия к данным видовым.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида

Игры с предметами (игрушками, природным материалом)

Настольно-печатные

Словесные игры

Примеры игр

«Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?».

«Отгадай, какую картинку спрятали», лото «Ассоциации», «Признаки», «Кто в домике живет?», «Глаголы в картинках»

«Отгадай  по описанию», «Опиши предмет», «Чем похожи, чем отличается?»

Прежде чем начать игру, мы вызывали у детей интерес к ней, желание играть. Для этого мы использовали различные приемы: загадки, считалочки, сюрпризы, интригующие вопросы, сговор на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. При организации игр  мы, обучая детей, сохраняли вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу. Дети постепенно начинали понимать, что их поведение в игре может быть иным, чем на занятии.

Мы с самого начала и до конца игры активно вмешивались в ее ход: отмечали удачные решения, находки ребят, поддерживали шутки, подбадривали застенчивых, вселяя в них уверенность в своих силах.

Таким образом, у детей накопился значительный объем словарного запаса, что обеспечивает свободное их общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками и т.д.), а наша цель достигнута. В настоящее время продолжаем вести работу в данном направлении, ищем новые интересные методы и формы работы.

 

Список литературы:

1.Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2002.

 2.Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» /  Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019.- 352 с.

3.Об утверждении Федерального государственного  образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155// Дошкольное воспитание.-2014.-№2.-С.4-17

 4.Скажи по другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О.С. Ушаковой. - Самара, 2001. - 10 с.

5.Учебно-методическое пособие / Сомкова О. Н.; ред. А. Г. Гогоберидзе. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. — 160 с. (Методический комплект программы «Детство».)

6.Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. - М.: Просвещение, 2000. — 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: "Обогащение словаря детей дошкольного возраста"

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:    “ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА”....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: “ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА”.

Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему: "Обогащение словаря детей дошкольного возраста"....

Обогащение словаря детей дошкольного возраста.

Работа над словом является одной из важных в общей системе работы по развитию речи. Овладение словарным составом родного языка является необходимым условием усвоения его грамматического строя, развити...

Качественное обогащение словаря детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, ...

Консультация для родителей «ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Развитие языка ребенка не стихийный процесс, языку нужно обучать. Данная консультация имеет цель повышения компетентности родителей в этом вопросе....

Театрализованная игра как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста.

Данный материал представляет собой тезисы к курсовому проекту "Театрализованная игра как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста"...

«Игры и упражнения на обогащение словаря детей дошкольного возраста»

Игра «Наоборот».Цель – упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).Учитель говорит, что к нам пришёл в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чём вся беда: он очень лю...