Мастер – класс «Использование коуч-игры для развития лидерской одаренности дошкольников»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Беличенко Неля Анатольевна

У каждого человека есть задатки, дарования,

талант к определённому виду

или нескольким видам (отраслям) деятельности.

Как раз эту индивидуальность и надо распознать,

направив затем жизненную практику ученика

по такому пути, чтобы в каждый период развития

ребёнок достиг, образно говоря, своего потолка.

В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_kouch-igra.docx262.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №2»

г. Валуйки Белгородской области

Мастер – класс

«Использование коуч-игры для развития лидерской одаренности дошкольников»

Беличенко Н.А.,

Секерина Я.Е.,

Воспитатели

МДОУ «ЦРР- д/с№2»

Г.Валуйки

Белгородской обл.

Цель: совершенствование уровня педагогического мастерства педагогов, их компетентности через освоение и внедрение в учебно–воспитательный процесс инновационных педагогических технологий.

Задачи:

1. Внедрить новые технологии в педагогическую деятельность для повышения

уровня мотивации  и повышения  потенциала у дитей с лидерской .

3. Повысить профессиональную ориентированность в работе с одаренными детьми.

4. Распространить положительный педагогический опыт работы с одаренными детьми.

5. познакомить с технологией «Коуч-игра» как с эффективным средством развития лидерских способностей у детей с одаренностью.

Оборудование: экран, компьютер, компьютерная презентация,распечатки заданий,

стикеры, салфетки, ножницы, ручки, фломастеры, дидактический материал, буклет «Особенности работы с одаренными детьми» (Приложение 1).

Ход мастер-класса

Теоритическая часть

У каждого человека есть задатки, дарования,

талант к определённому виду

или нескольким видам (отраслям) деятельности.

Как раз эту индивидуальность и надо распознать,

направив затем жизненную практику ученика

по такому пути, чтобы в каждый период развития

ребёнок достиг, образно говоря, своего потолка.

В.А. Сухомлинский

Прежде, чем перейдем непосредственно к обсуждению темы мастер-класса я предлагаю фокус группе выполнить  небольшое упражнение.

Упражнение 1. "Снежинка» (фокус-группа)

Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой  формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

Сложите лист пополам.

Оторвите правый верхний уголок.

Опять сложите пополам.

Снова оторвите правый верхний уголок.

Сложите лист пополам.

Оторвите правый верхний уголок.

Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Не нашли? Как вы думаете, почему?

Вывод: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была одинаковая.

Притча «Лавка возможностей».

«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго бродит среди разнообразных экзотических фруктов и овощей. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже близко не похожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят ароматом, третьи - изысканными звуками, доносящимися из сердцевин фруктов.

И конечно же каждый из людей выбирает тот плод, который ему по душе, часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только покупатель берет в руки фрукт, тот исчезает, а на ладони остается лишь крохотное семечко.

Немало удивленный, человек решил схитрить и подошел к хозяину лавки:

- Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, - сказал он и показал на полку.

Хозяин лавки подал прекраснейший экзотический фрукт, но, едва коснувшись руки, он исчез, а на ладони лежало крохотное семечко. Увидев удивление на лице покупателя, хозяин лавки сказал: - Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами».

«Каким образом данная притча может быть применима к нашей сегодняшней теме и

предыдущим упражнением?»

Сегодня мы поговорим об одной из  педагогических технологий,  необходимых для адресной работы с одаренными детьми (лидерами), а именно: Использование для развития лидерской одаренности дошкольников коуч-игры.

Что такое коучинг?

Коучинг (от англ. coaching) — метод консалтинга и тренинга, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели.

Коучинг в педагогике – это:

-личностный подход;

- поддержка одаренного ребенка;

- формирование мышления успеха;

- определение его сильных сторон;

- осознанное участие в процессе и достижении конкретных результатов.

Все это помогает воспитанникам осознать иметь собственную мотивацию, подкрепленную личными целями. Используя коучинг, педагог помогает ребенку понять свои возможности и ресурсы, определить цели, превратив проблемы в задачи.

Что собой представляет коуч-педагог, какова его направленность работы вы можете наглядно видеть в сравнительной таблицах нашей презентации:

C:\Users\User\Desktop\1.png

C:\Users\User\Desktop\2.png

Коуч-педагогика хорошо подходит для развития лидерской одаренности. Одним из наиболее эффективных инструментов коуч-педагога является игра-треннинг, или,

«коуч-игра».

Задачи коуч-игры:

- стимулировать развитие лидерских способностей у детей с одаренностью;

- искусственно в игре создавать благоприятную ситуацию для развития лидерства;

- развитие коммуникативных способностей и эмпатии в детском коллективе.

Практическая часть

Я приглашаю фокус-группу перейти к практической части мастер-класса.

На примере коуч-игры «Слепой художник» подробно разобрать технологию.

На экране вы видите технологическую карту игры.

Коуч-игра «Слепой художник»

Материалы: флипчарт (ватманы), маркеры, повязки на глаза.

Оптимальное количество участников: 8–12 человек.

Цель: актуализация лидерских навыков у детей с одаренностью, тренировка навыка управления эмоциями, развитие навыка работы в паре.

 Описание: участники делятся  на пары. Один  – художник, второй - руководитель процесса рисования. Художнику завязываются глаза, второй участник  придумывает любое животное, которое пара будет рисовать. Можно рисовать что угодно – эмблему, транспорт, еду и т.д. Но изначальную тематику лучше задать, чтобы сфокусироваться именно на игре, а не на поиске предмета для картины. Рисующий не должен знать о том, что задумал его компаньон. Он просто должен следовать указаниям. По команде тренера игра начинается. Лидер дает четкие задачи, а рисующий их выполняет. Позволительно подавать художнику маркеры разных цветов, все остальные действия рисующий делает самостоятельно. Отведите на упражнение 10 минут. После чего те, кто рисовал, открывают глаза и озвучивают, что же они все таки рисовали.

Ваша задача в трех предложениях четко и очень кратко сформулировать задание для лидера. Т.е. четкий алгоритм  действий игры получает только ребенок-лидер, и ,он же, сам организует игру.

Теперь давайте проверим эффективность составленного вами словесного алгоритма. Проиграв ваш алгоритм в действии.

(фокус-группа воспроизводит действия детей в игре)

Обсуждение:

Сложно ли было сформулировать задачу для себя и корректно отдать указания?

Насколько художники справились с заданием? Удалось ли полностью довериться управляющему процессом?

Какие сложности возникли у художников? У лидеров?

Какими качествами должен обладать лидер?

Смогли ли вы, как педагог, полностью реализовать цели игры?

Чем коуч-игра отличается от обычной игровой деятельности?

Можно ли обычную игру адаптировать с помощью коучинга в работе с детьми-лидерами?

Вывод: коуч-игра показывает насколько дети с лидерской одаренностью умеют четко формулировать цели для себя и своих «подчиненных» напарников, управлять своими эмоциями и поддерживать спокойную обстановку во время игрового процесса. Достаточно сложно сдержать эмоции, когда художник будет вести очередную линию “не туда” и “не так”.

Коучинг-игры  должны показать ребенку-лидеру, что для того чтобы достичь цели необходимо уметь определять задачи самому, четко доносить эти задачи до исполнителей, а также сохранять самообладание в непростых ситуациях.

 Сегодня вы не мало услышали и не меньше поработали, а теперь пришло время подвести итоги. Предлагаю вам получить брошюры «Особенности работы с одаренными детьми» , а так же, в качестве рефлексии заполнить "Линию времени" ответив на вопросы: "Что я сделал для того чтобы активизировать работу с одаренными детьми?" и "Что я еще смогу для этого сделать?"

C:\Users\User\Desktop\коуч рефлексия.png

Рекомендуемая литература:

1. А.И.Савенков «Ваш ребёнок талантлив: Детская одарённость и домашнее обучение» Ярославль:

Академия развития, 2018. – 352с.: ил. – (Семейная педагогика).

2. А.И.Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников». 2 – е изд., испр. И

доп. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2014. – 208с.

3. О.А.Жильцова, Е.В.Кузнецова, Г.Ф.Пшеничная, Ю.А.Самоненко статья «Возможности

организации проектно – исследовательской деятельности учащихся в средней школе»

Издательский дом «Народное образование», НИИ школьных технологий. Журнал «Школьные

технологии» № 6 2014г.

4.В.И.Панов «Становление субъекта и субъективности в исследовательской деятельности»

Издательский дом «Народное образование», НИИ школьных технологий. Журнал «Школьные

технологии» № 4 2016г.

5. А.В. Хуторской «Древнейшие системы обучения» Издательский дом «Народное образование»,

НИИ школьных технологий. Журнал «Школьные технологии» № 5 2015г.

6. М.М.Поташник «Коучинг – вершина профессионализма руководителя в работе с людьми». АНО

«Издательский дом «Народное образование» журнал «Народное образование» № 9 2016 г.

7. Александр Сорокоумов «Что такое коучинг? или попытка пролить свет на самое

популярное и самое непонятное увлечениесовременных менеджеров и консультантов

по управлению».http: \\www.valiri.eu

8. Интернет – ресурсы: http://google.ru\url?sa; http:\\ariom.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование набора «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов дошкольников»

Мастер-класс «Использование набора «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов дошкольников» для педагогов....

мастер -класс " Использование интерактивных дидактических игр в развитии речи детей дошкольников."

Применение интерактивных дидактических игр с использованием компьютерных технологий позволяют стимулировать непроизвольное внимание детей, позволяют сделать процесс обучения интересным....

Мастер класс «Использование методики Дьенеша как средство развития логического мышления у дошкольников»

Цель: Создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ, обмен педагогическим опытомЗадачи:познакомить педагогов с использованием логико-математических игр с детьми дошкольного...

Мастер- класс «Использование логоритмических упражнений для речевого развития дошкольников на музыкальных занятиях»

Внедрение новых педагогических и здоровье-сберегающих технологий в процесс музыкального образования в детском саду является одной из основных целей работы....

Мастер-класс «Использование набора «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов дошкольников

Мастер-класс «Использование набора «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов дошкольников»...

Мастер-класс «Использование набора «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов дошкольников»

Повышение профессиональной компетенций в вопросах познавательных процессов дошкольников с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля в условиях реализации ФГОС ДО....

Мастер-класс: «Использование игр и упражнений по развитию дыхания у дошкольников с ОНР в практике работы учителя-логопеда»

Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном р...