Представление из опыта работы
консультация

Шаповалова Юлия Александровна

Режиссерская игра – это разновидность  игры, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_1.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Режиссерская игра – это разновидность  игры, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их.
Режиссерская игра является одной из основных разновидностей самостоятельных игр детей 2-3 лет. В них, как и во всех творческих играх, есть мнимая и воображаемая ситуации. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников (роли, которые исполняют игрушки, предметы). Режиссерские игры не требуют от детей навыков общения, и поэтому  доступны детям раннего возраста.                                                                                                                                          

Характеристика режиссерской игры

С 2,5-3 лет ребенок с удовольствием начинает разыгрывать небольшие сюжеты с игрушками. Учится придумывать сюжет, озвучивать героев и наблюдать за этим. Он становится режиссером своего маленького спектакля.  И связано оно с тем, что после 2,5 лет активно начинает работать воображение. Ребенок становится маленьким волшебником, способным оживить все вокруг.  Е.Е Кравцова            

В режиссерской игре ребенок сам создаёт сюжет и смысловые связи, в основе которых лежит личный опыт ребенка. Очень часто сюжетом игры становятся знания ребенка, полученные из мультфильмов, сказок, худ.литературы, внешних впечатлений.

В режиссёрской игре не надо учитывать позицию партнёра, не надо под него подстраиваться. Здесь ребёнок остаётся самим собой, ему не надо подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет. Проявляет творчество,  применяет свои знания.                    

При организации игры необходимо соблюдать три правила.

1.Наличие у ребенка индивидуального пространства  - ширма, уголок уединения, занавески. Разнообразные игровые поля.                                                                                                            

2. Наличие у ребенка мелкого игрового и неигрового материала - кубики, куклы, коробки, разные зверушки, неоформленный  бросовый материал, предметы заместители.                                                                                                                                3. Позиция взрослого (в роли зрителя, наблюдателя, можно попросить пояснить те или иные действия – это развивает ребенка, обогащает созданный им сюжет).

Организация предметной среды

Для организации развития режиссерской игры в группе созданы игровые поля (тканевые, картонные, брезентовые, обклеенные картонные коробки) их должно быть в достаточном количестве и должны находится в доступе детей.  Игрушки для игр  подбирались соответственно возраста детей. Это различные мелкие игрушки, куколки, резиновые и деревянные герои сказок, маленькие машинки, силуэты деревьев, также  предметы-заместители и неоформленный бросовый материал. Этих предметов должно быть достаточно большое количество, чтобы не ограничивать фантазию ребенка, а, наоборот, побуждать его к созданию новых сюжетов и смысловых связей. Создана комфортная развивающая предметно-пространственная среда, имеется достаточно места для свободных игр, детям представлена возможность свободы выбора игрового места и ее содержания.    

 Организация предметной среды

Дети активно используют в своих играх мягкие модули, которые тоже являются игровым полем, фланелеграф.  Работу по развитию игровой деятельности воспитанников провожу по технологии Елены Евгеньевны Кравцовой. На первом этапе учила детей неоднозначно воспринимать окружающие их предметы. Предлагала детям  многофункциональные предметы (кубики, коробочки, крупные пуговицы, части конструктора), предлагала коробочку покатать как машинку и сопровождала свои действия звуками рычащего мотора. Вначале ребенок наблюдает, затем предложить ему выполнить эти действия вместе. В результате этого ребенок научается неоднозначно воспринимать окружающие его предметы.

 «Волшебный сундучок».

А также для развития режиссерской игры мною был создан «Волшебный сундучок», в котором содержатся вязаные, мелкие игрушки и предметы заместители. Дети могут играть индивидуально, а иногда рядом с отдельно выбранной игрушкой. Каждый на игровом поле выбирает себе место для обыгрывания своего сюжета.

Преимущества игры

•        В отличие от партнёра, игрушки не требуют от ребёнка высокого уровня общения – с ними проще. А в процессе общения и действий с ними  ребенок  учится в дальнейшем взаимодействовать с детьми, выстраивать взаимоотношения друг с другом.

•        У детей активизируется речь, развивается память, творческое воображение, мышление, проявляется самостоятельность и инициатива, творческие способности.                                                                

Игра в проекте «Подводный мир» В летний период в группе был реализован проект «Подводный мир»  в процессе проживания  проекта  дети  под впечатлениями  активно использовали игровые поля и могли с игрушками  и предметами заместителями обыгрывать различные игровые ситуации.                                                                                                                                                                                                 

Маршрут  развития режиссерской игры

В завершении своего выступления хотелось бы поделиться своими наблюдениями. Если сравнивать развитие детей в режиссерской игре,  то можно сделать вывод, что;

- дети стали лучше творчески обыгрывать сказки (голосом и повадками животных, один ребенок в группе пробует принимать образы на себя)                                                                                                                                                                                                                                 - развивается воображение через многофункциональные предметы, т.е предметы,  которые могут быть в игре самыми разными вещами в зависимости от ситуации действовать с предметами заместителями и наделять их определенным смыслом, например,       ( кубик может быть –домиком, машинкой, утюгом.,  пузырьки – куколкой, микрофоном.,  камешки – рыбками, конфетками ) . Учатся представлять и играть понарошку.                                                                                                                                                                                                                                          - учатся играть по два, три ребенка вместе, но при этом каждый ребенок выполняет свой замысел.                                                                                                                                 - выполняем сюжетные постройки и можем их обыграть (домик для собачки, заборчик, загон для животных).                                                                                                 В силу возрастных особенностей  и темпа развития, дети  по - разному осваивают режиссерскую игру. Не все дети влились в режиссерскую игру у кого-то  однообразные манипулятивные  действия .                                                                                                                                                                    Ребенок в режиссерской игре может выбирать и развивать сюжеты, вовлекать в них персонажи, и обращаться, к тем временам и пространствам, которые в данный момент актуальны именно для него, здесь проявляется творчество, фантазия и инициатива.

Советы для воспитателей по руководству играми детей

1. Не будьте равнодушными зрителями игры, умейте понимать их игровые замыслы.

2. Бережно относитесь к творческой выдумке ребёнка, завоюйте доверие и установите контакт.

3. Поддержите интересную идею.

4. Давайте не только знания, но и эмоции.

5. Советуйте, но не давите инициативу детей.

6. Помогите каждому ребёнку найти своё место в игре.

7. Сумейте быть одновременно организатором и  участником игры

Сохраняйте радость игры, будите фантазию, поддерживайте интерес.

                    Маршрут развития режиссерской игры

Воображение – по образцу(обработка простых бытовых действий)

Воображение – появилось умение действовать на основе сформировавшего образа. Ребенок начинает переносить функции с одного предмета на другой.  Учатся представлять, играть понарошку.

Использование предметов заместителей.  ребенок издает не очень понятные нам звуки, переставляет предметы, убирает одни и на их место ставит другие.

Использование предметов заместителей. Начали действовать с предметами заместителями и наделять их определенным смыслом.

Творческие способности - цикличность в повторение сказок, обыгрывание простого сюжета.

Творческие способности – пробует  принимать  образы на себя, дети стали обыгрывать сказки (голосом и повадками животных).

Игра рядом –  была.

Игра рядом – учатся играть по два, три ребенка вместе.

Конструирование – строили башенки (кубик на кубик).

Конструирование – выполняем сюжетные постройки и можем их обыграть (домик для собачки, заборчик, загон для животных).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планирование работы с детьми 2 младшей группы по формированию элементарных математических представлений (из опыта работы)

Предусмотрены задания по разделам                  1. Количество и счет         ...

Требования к оформлению и представлению педагогического опыта работы

Основные подходы к трактовке передового педагогического опыта. Структура описания опыта работы и требования к ее оформлению....

Представление педагогического опыта работы на конкурс "Воспитатель года 2014"

Представление педагогического опыта работы на конкурс "Воспитатель года 2014" молодого специалиста...

Формы работы с детьми по формированию элементарных математических представлений (из опыта работы)

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребе...

«Математические сказки, как одна из форм работы с дошкольниками по формированию элементарных математических представлений» (из опыта работы).

Математическая сказка - это история, которая содержит содержание сказки, раскрывает мир математических понятий для детей и развивает логическое мышление и когнитивные функции путем понимания сюжета ис...