Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с русскими сказками
статья

Шибаева Ирина Сергеевна

Дошкольный возраст — сензитивный, т. е. наиболее чувствительный для воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. Не использовать эти возможности — значит больше никогда не успеть наполнить душу ребенка нравственными ценностями.

В нравственном воспитании произведения детской художественной литературы являются самым активным средством воздействия на чувство ребёнка. Они в яркой, эмоционально-насыщенной форме влияют на детей, вызывая самые разнообразные чувства, способствуя формированию у них нравственного отношения к явлениям окружающей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ira.docx14.94 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание детей – основа основ. То, что педагог вложил

в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть то, чего он достигнет в

будущем, как он будет строить отношения с окружающим миром.

По мнению ученых и педагогов, основой формирования нравственных

представлений является родная культура. Плодотворное обращение к

народной педагогике. Детям необходимо знать образ жизни, быт, обряды,

верования, историю своих предков, их культуру.

Уникальными памятниками народной педагогики являются

произведения устного народного творчества, в которых запечатлена

национальная культура и мудрость предшествующих поколений [31].

Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что «первый

воспитатель – это народ, а народные сказки – первые и блестящие попытки

создать народную педагогику». «Воспитание, если оно не хочет быть

бессильным, должно быть народным» [42].

Сегодня национальное обучение и воспитание возможно только при

взаимодействии с народной педагогикой, поскольку в формировании

личности ребенка она играет решающую роль, как совокупность

накопленных и доказанных практикой эмпирических знаний, умений и

навыков, переданных от поколения к поколению [37].

18

Источники педагогической культуры - не только в процессе

воспитания, но и во всем образе жизни людей. Народная педагогика ставила

задачи нравственного воспитания, которое проходило в труде и борьбе, и

умственного, заботясь об интеллектуальном развитии подрастающих

поколений. Не обходила вопроса и о физическом развитии детей. Народное

воспитание - это богатый коллективный опыт народа, «педагогика общества»

[21].

Конечной целью народного воспитания и самовоспитания личности –

является народный идеал совершенного человека. Способность к

самосовершенствованию является самой высокой ценностью человеческой

природы. Совершенствование индивида обусловлено наследственностью и

культурой – материальной и духовной. Идея совершенства человеческой

личности, ее идеала, который является образцом для подражания, занимает

одно из главных мест среди сокровищ народной мудрости [25].

Народная педагогика – это наши истоки, это желание использовать

жизнь с её трудовыми буднями, праздниками, природой, живым миром,

песнями, сказками, былинами, легендами. С младенчества ребенок слышит

родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они передаются из

поколения в поколение основные, нравственные ценности: добро, дружбу,

взаимопомощь, трудолюбие [4].

В преданиях, легендах, передававшихся из поколения в поколение,

освещается история народа, его быт, нравственные обычаи, характер

образного мышления. Фольклор является основным средством для

воспитания молодого поколения в духе лучших народных традиций [14].

Нельзя не согласиться со словами А.И. Шорова, который считает, что

«сказки, сказания, поговорки, пословицы, предания и песни, являются

выдающимися памятниками народной культуры». По словам

В.А.Сухомлинского, сказка – это семя, из которого растет эмоциональная

оценка жизненных явлений ребенка [21].

19

Ребёнок получает жизненный опыт на примере сказочных персонажей.

Сказки - важный воспитательный инструмент, выработанным на протяжении

веков проверенным народом. По мнению Г.Н. Волкова, «дети и сказка не

отделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками

своего народа должно обязательно входить в образование и воспитание

каждого народа…» [7].

Материалом для народных сказок была жизнь народа: борьба за

счастье, верования, обычаи – и окружающая природа. Большинство сказок

отражает лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и

труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках

положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством

передачи этих черт из поколения в поколение [13].

Народные сказки поглощали в себя самые высокие национальные

ценности, ориентированные только на добро и счастье человека. Основная

цель сказки – привить любовь к прекрасному в слове, выработать

эстетические взгляды и вкусы, т.е. эстетическое воспитание. В сказке были и

другие аспекты формирования личности, сказки - комплексное средство

воздействия на личность ребенка [15].

Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических

чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость, к

человеческому несчастью, горю, состраданию; что благодаря сказке ребенок

изучает мир не только умом, но и сердцем; и что он не только познаёт, но и

реагирует на события и явления окружающего мира, выражает своё

отношение к добру и злу [17]. В сказках – образы, высшая поэзия, картины

родной природы, тонкие нравственные движения души, вековые традиции,

сберегающие народ - все находит в народной сказке поэтическую,

высокохудожественную форму [27].

Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

20

Сказка обладает колоссальными педагогическими возможностями в

воспитании детей. Она учит детей добру, но делает это в ненавязчивой

форме.

Народные сказки воплощают в образной форме эталоны нравственного

поведения, помогая ребенку четко и предельно понятно различать добро и

зло, учат быть добрым и великодушным.

Сказка оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие на ребёнка:

сопереживая сказочным героям, он как бы становится соучастником

событий, обретает эмоциональный опыт, в чём и состоит особая ценность

сказочного вымысла. Через сказки ребёнок получает не только знания о

мире, о взаимоотношении людей, о проблемах, возникающих у человека в

жизни, но и о путях выхода из трудных ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя на 2015-2017 г."Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть форми...

Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок...

самообразование на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"

план по самообразованию педагога на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"...

Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через русскую народную сказку.

. Старший дошкольный возраст — важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требовани...

Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через русскую народную сказку.

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение...