Включение дошкольников в культурную практику импровизации, семинар для педагогов
консультация

Зарубина Ирина Георгиевна

опыт работы представлен на семинаре с целью обеспечения условий для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими культурной практикой импровизации как одним из видов самостоятельной деятельности ребёнка, объединить усилия коллектива ДОУ для использования в практике достижений передового опыта и педагогической науки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          Клуб «Развитие»

«Включение дошкольников в культурную практику импровизации».

                                                      Музыкальный руководитель:

                                                                                                          Зарубина И. Г.

Цель: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими культурной практикой импровизации как одним из видов самостоятельной деятельности ребёнка, объединить усилия коллектива ДОУ для использования в практике достижений передового опыта и педагогической науки.

Задачи:

1.        Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.

2.        Повышать методический уровень педагогов в культурной практике импровизации.

3.        Способствовать творческому поиску.

Эпиграфом в записи звучит фрагмент песни «Необитаемый остров» из к/ф «Красная шапочка»  слова: Юлий Ким (под псевдонимом Юрий Михайлов), музыка: Алексей Рыбников, (после проигрыша в середине песни)

Никто на помощь не придет, ни дров не раздобудет,
Никто не сварит ничего ни на каком огне!
— А я пойду, топор найду.
— И что же дальше будет?
Ты размахнешься по сосне, а трахнешь по ноге!
— Грибы, орехи собирать умеешь?
— Нет, не умею.
— От крокодила убежать успеешь?
— Нет, не успею.
( — Не бойся, мы тебя спасем!)
— Но как же мы его спасем,
Ведь мы считаем, что этот остров необитаем!!!
— А я? А я? А я?..
— А ты сидишь на берегу, тебе тепло и скучно,
Сидишь себе худеешь не по дням, а по часам...
— Ну почему, почему?

— Да потому что, да потому что, да потому что
Ты никогда и ничего не делал в жизни сам!!

Н.Б.Крылова (Надежда Борисовна - Доцент Кафедры отечественной истории и историко-краеведческого образования.), считает, что «культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта». Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.

Культурные практики ребёнка определяются как различные виды самостоятельной и творческой деятельности, сюда относится музыкальная деятельность, посредством которой ребёнок приобретает собственный эмоциональный опыт, формируется как личность.

Музыка увлекательна, поэтому детям интересно в ней развиваться.  

Культурные практики детства,- саморазвитие ребенка в детско-взрослой общности, взаимодействие детей и взрослых.

  «Культура – это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях. Эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу»  - мыслитель и музыковед  А.Швейцар. Практика - это освоение.

        Музыкальная культура - музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, которые ребёнок приобретает в процессе восприятия музыки и у которого с каждым годом накапливается собственный эмоциональный опыт. С приобретением опыта у ребёнка формируются умения и навыки. Умения и навыки – это уже практика.

Освоение навыков происходит через все виды музыкальной деятельности (восприятие, пение, песенное и танцевальное творчество, игры и пляски). При этом происходит развитие самостоятельности детей, их творческих проявлений.

Одной из культурных практик является импровизация.

Импровизация – деятельность, осуществляемая без предварительной подготовки.

В нашем случае импровизация - художественные способы и формы действий ребенка любого возраста.

         Музыкальная импровизация является продуктом культурной практики, результат самостоятельной творческой деятельности ребёнка.

         Современному человеку при выборе жизненного пути часто приходится импровизировать. Таким образом, освоение навыков импровизации способствует не только развитию творческих способностей ребёнка, но и косвенно повышает его коммуникативный уровень, креативность, адаптивность, мобильность.            

Любой ребёнок – импровизатор, даже подражательная деятельность его импровизационна по своей природе. Обучение импровизации строится не на принципах запоминания и повтора, а на принципах аналогии и ассоциации.

Она имеет место в художественном творчестве, в научной, технической, образовательной практике, и в различных сферах повседневности. Развитие навыков музыкальной импровизации может оказать положительное влияние на судьбу ребёнка, даже если сфера его будущей профессиональной деятельности далека от музыки и искусства в целом. 

           Импровизация – это преобразование уже имеющегося стандарта, новая огранка эталона, что требует фантазии и вдохновения.

          В настоящее время исследователи джазовой музыки выделяют 4 типа музыкальной импровизации.

  1. Тип. Музыка заранее сочинена и выучена, исполняется без каких-либо изменений в последующем исполнении. Данный тип как вспомогательный. Педагог предлагает свой вариант (попевку, танец), а ребёнок повторяет. Уровень креативности (творчества) низкий.
  2. Тип.  Текст заранее выучен и определённые фантазии способствуют созданию яркого рисунка мелодии. Можно менять и текст. Хорошо подключать к этому процессу и другие виды творческой деятельности: к музыкальной импровизации ребёнка подключить рисунки, поделки отражающие содержание. Можно предложить детям додумать текст или мелодию на музыкальном инструменте. Это используют педагоги в своей работе.
  3. Тип. У музыканта есть заготовки последовательностей, кульминаций из них он строит соло в зависимости от состояния и настроения. На ходу он может придумать новый вариант кульминации. У слушателя создаётся впечатление полной спонтанности. Здесь нужен большой музыкальный опыт и зрелость. Применительно к культурной практике дошкольников о нём говорить сложно.
  4. Тип, подходящий для педагогов-дошкольников. Импровизация спонтанна от начала до конца, не всегда соответствует эстетическим нормам и не имеет высокохудожественную ценность. Обучение строится на развитии визуальности, внутреннего видения музыки, на совмещении музыкального чувствования и движения человеческого тела.

    Развивая музыкальную фантазию, ребёнок входит в поле культурной практики музыкальной импровизации.

   Импровизация осуществляется за счёт накопленных возможностей. Наша задача помочь детям накопить как можно больше этих

способностей, что позволит ребёнку переживать художественные эмоции и творчески интерпретировать музыкальные произведения.

(Пример): на музыкальных занятиях, в самостоятельной музыкальной деятельности мы используем различные упражнения и этюды для творческого мышления проявления самостоятельной импровизации. Например, слушая музыку, ребёнок способен дать оценку музыкальному произведению и выразить результат собственного восприятия. Как сочинитель – импровизирует попевки на заданный текст. Здесь 2 варианта либо придумывает мелодию полностью, либо педагог начинает петь, а ребёнок заканчивает мелодию. В музыкальном центре в группе с младшего возраста есть картинки на тему тех песен, с которыми знакомятся дети. Также могут быть картинки на запев или припев песни, к стихотворению, прибаутки. В подготовительной группе многие умеют читать. В музыкальном центре могут быть и карточки с текстами стихотворений, попевок. Взяв любую картинку или текст ребёнок может спеть ее, придумав свою мелодию и ритм.

В музыкально-ритмических движениях дети подстраиваются под звучащую музыку:  марш (маршируют) – песня (идут в ритм песни) – танец («пружинка»). В каждой группе, в центре «Музыки» есть подборка записей разных произведений, слушая их ребёнок может самостоятельно подобрать движения подходящие к данной музыке. Произведения подбирать по возрасту. Имея определённый опыт ребёнок придумывает движения без подсказки педагога.

         На детских музыкальных инструментах дети сочиняют    непосредственно семиминутное выражение впечатлений. Это самый любимый вид музыкальной деятельности и не у всех дома есть такие инструменты как в саду (треугольники, ложки, колокольчики, деревянные кубики, коробочки, маракасы), поэтому в музыкальном центре должно быть разнообразие инструментов. Поместить в уголок карточки с вариантами ритмических рисунков (ребёнок взял инструмент, сочинил свою мелодию, сочинил мелодию  к картинке)

     В младшем и среднем возрасте создают музыкально-игровые образы в действиях отдельных персонажей (мишка, лисичка, хрюшка).

     В старшем, передают в игре взаимосвязь нескольких персонажей, самостоятельно придумывают композицию музыкальной игры, танца. (Лисички и Синичек. Мальчик гуляет, мальчик зевает, изображают куклу,  у которой твёрдые руки и ноги).

     Освоение навыков музыкальной импровизации запускает механизм самостоятельного креативного мышления и фантазии ребёнка, которые могут осуществляться в семье. Успех приобщения к культурной практике музыкальной импровизации зависит не столько от одарённости и музыкальной фантазии ребёнка, сколько от желания педагога. Педагогу рекомендуется творчески подходить к обучению импровизационному искусству, самому постоянно импровизировать, развиваться, подводя детей к свободе музыкальной фантазии.

      Развитие импровизационного музыкального мышления влияет на формирования детского интеллекта, на способность видеть нестандартные решения, а, следовательно, творчески включаться в различные культурные практики.

Культурными практиками импровизации являются.

  • Песенное творчество;
  • Танцевальное творчество;
  • Игра;
  • Простейшее музицирование;
  • Детский досуг.

Педагог не транслирует готовые знания, а организует пространство саморазвития ребенка, поддерживает и стимулирует детские интересы, создает «события влияния» и ситуации, побуждающие его к свободному выбору, творческой самостоятельности, осуществлению культурных форм активности и «открытию себя» в различных видах деятельности. 

Используемая литература:

«Детский сад» № 5/2015 «Опыт включения дошкольников в культурную практику импровизации»; Новикова Екатерина Борисовна – кандидат философских наук, доцент кафедры хорового дирижирования и сольного пения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный семинар для педагогов ДОУ "Профилактика профессионального выгорания"

Сгорел на работе!» -  в переводе на бытовой язык это означает: очень много работал, а потом заболел и умер. Вот и вся патетика.         До недавнего времен...

Фотоотчёт о проведённой досуговой деятельности в старшей группе СП детский сад МБОУ Моховской ООШ по теме «Салют, Победа!» (на практико-ориентированном семинаре для педагогов ДОО района).

Время, в котором мы живем, – это новый более высокий уровень развития человеческого интеллекта и качественного повышения духовно-нравственного потенциала общества. Так уж совпало, что на рубеже веков ...

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников как культурная практика

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и...

Практико-ориентированный семинар для педагогов ДОО «Театрализованная деятельность как средство социализации дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Предлагаемый Вашему вниманию семинар проводился для педагогов дошкольных образовательных организаций города с целью распространения опыта работы детского сада в вопросах организации театрализованной д...

"Влияние художественной литературы на речевое развитие дошкольников через культурные практики "

Разработка и внедрение системы работы по активизации речевых способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой....